Банальная проблема - машина не заводится

  • Автор темы Gl
  • Дата начала
  • Отслеживают тему 54

NikS

Свой в доску
24 Октябрь 2007
504
32
0
г. Томск
Езжу на ...
Suzuki Cultus 1.5 АКПП 97г.в.
Ответ: Банальная проблема - машина не заводится

Пипец че такое с нашими ремнями! Уже не первый раз слышу что перескакивают! Может масло сильно густое или ремень слабо натянут был. Просто распредвал сам по себе легко крутится, а ремень тока его крутит, ну и помпу, с чего он просто так перескакивает?
 


amigos

Эксперт
28 Июль 2008
3,094
561
113
45
Дубна Московская область
Езжу на ...
Suzuki Baleno Wagon 1,6 4WD 2001 SY416-5 (Blue Metallic), Isuzu Amigo '93 4ze1
Ответ: Банальная проблема - машина не заводится

Такой пипец у всех бывает, если нехочешь такой траблы то бери машину у которой на ГРМ сметро ремня цепь, она не перескакивает. В Баленке к ГРМ ещё не лазил, но по памяти от Джипа ремень ГРМ крутит только распредвлы, а помпу крутят приводные ремни.
 

KrayneFF

Наш человек
3 Январь 2008
219
113
0
44
Санкт-Петербург
Езжу на ...
УАЗ ПАТРИОТ ЧЕрный DP33
Ответ: Банальная проблема - машина не заводится

На балене 1,3 ГРМ крутит только распред, все остальное - приводные ремни.
 

Урри

Свой в доску
22 Май 2006
577
34
0
Минск
Ответ: Банальная проблема - машина не заводится

Да это не только на наших машинах, на всех такие вещи случаются.
 

Karlik

Местный
16 Август 2006
380
27
0
42
Минск
Езжу на ...
Езду на Suzuki Baleno Wagon, G16B, МКПП, серебр.металлик, 1997г.
Жду Opel Zafira, Z18XE, МКПП, серебр.металлик, 2001г.
Ответ: Банальная проблема - машина не заводится

Прочитал тут пару страниц этой ветки и стало совсем :(
Тоже случились траблы с машиной. В среду у нас тут с утра был морозец - -24 градуса. Пытался завести с утра - не удалось. Стартер еле-еле крутило (масло залито 10W40), но чувствовалось что немного не хватает чтобы завелась. Раза 4 покрутил, уже аккумулятор подсадился - решил не насиловать и ждать потепления. Вечером правда снял аккумулятор, отогреть для надежного пуска потом. Сегодня потеплело до -6. С утра поставил аккумулятор пытался завести - фиг вам. Стартер крутился бодро, чувствуется, что пытается схватить, но чего-то не хватает. Выкрутил свечи - третья слева свеча была залита бензом и из колодца где была свеча пошел дымок (как я понял начал бензин испарятся), а остальные сухие и дымка не было. Немножко подчистил и вкрутил - не помогло. Поставил новые свечи (съездил в магазин, старым уже 20 ткм). Еще покрутил, тоже чувствуется что немного не хватает. Выкрутил новые - дымок пошел из четвертого колодца и немного из третьего. Покрутил стартером без свечей - из колодца дымка не наблюдалось. Проверил искру на обоих катушках - есть. Появилась мысль, что не поступает бензин. Но при повороте ключа слышно как срабатывает реле и жужжит бензонасос. Хотел снять шланг с топливного - через небольшую щель брызнуло топливо. Похоже что давление до форсунок создается. Появилась мысль что топливной возможно что-то промерзло. Аккуратно горячей водичкой на форсунки и на подводящий железный шланжик. Крутило немного и чувствовалось, что пытается схватиться чуть лучше, но... аккумулятор сел.

Хочется конечно верить, в то что не полностью разморозил подачу топлива. Но бензин лью на проверенных заправках, только если со дна бака, что-то попало + фильтр уже отходил тысяч 18. Но судя по всему похожая ситуация как у Jester - перескочил ремень. Склоняюсь к этому, поскольку пытался завести в мороз с густым маслом. Еще из вариантов, что проблема иммобилайзер+сигналка. Кто знает, что блокирует иммобилайзер если с ним проблемы? Безнонасос, искру на свечи?
 


Shivaka

Продвинутый новичок
26 Октябрь 2009
40
8
0
Минск
Езжу на ...
Suzuki Baleno, 1997, МКПП 1,6
Ответ: Банальная проблема - машина не заводится

Попробуй заведомо нормальным аккумулятором завести, может не так все плохо. У меня в прошлую зиму в морозы не заводилась с родного, у таксистов пару раз прикуривал - без проблем. В результате плюнул и купил новый аккумулятор. Сейчас при морозе 15 и ниже сначала включаю зажигание, насос отработает, выключаю, дальний на 10 сек., потом завожу нормально. Хотя в среду после первого запуска заглохла, пришлось повторно подгазовывать. До этого в декабре один раз в такие же морозы еле завелся, поначалу даже стартер не крутил, тока щелчки были. Но поскольку аккумулятор не умирал, то на раз пятый с выжатым до пола газом (для продувки) запустилась. Масло тож 10W40.
 

CULTUSkrasnodar

Сузуковод со стажем
19 Апрель 2009
1,381
97
0
40
Краснодар
Езжу на ...
CULTUS WAGON GC21W G15A 1999г.в. Серебро
Ответ: Банальная проблема - машина не заводится

До этого в декабре один раз в такие же морозы еле завелся, поначалу даже стартер не крутил, тока щелчки были. Но поскольку аккумулятор не умирал, то на раз пятый с выжатым до пола газом (для продувки) запустилась. Масло тож 10W40.
Неасилил! как так сначала только щелчки, потом всетаки крутить начал, а в итоге завелся !?
 

Karlik

Местный
16 Август 2006
380
27
0
42
Минск
Езжу на ...
Езду на Suzuki Baleno Wagon, G16B, МКПП, серебр.металлик, 1997г.
Жду Opel Zafira, Z18XE, МКПП, серебр.металлик, 2001г.
Ответ: Банальная проблема - машина не заводится

Дело не в аккумуляторе, мой просто тупо сдох после часа возни с машиной, тем более что в прошлом году купил новый. Ставили другой - один хрен крутит, но не заводит. Завтра скорее всего потяну смотреть в гаражи.

Сейчас при морозе 15 и ниже сначала включаю зажигание, насос отработает, выключаю, дальний на 10 сек., потом завожу нормально.
Я тоже так делаю - правда просто дальний, чтобы прогреть аккум, но к сожаленью ни это, ни подгазовка не прокатила.
 

sanich72

Эксперт
22 Январь 2010
4,279
1,740
113
Московская область - Коломна
Езжу на ...
suzuki liana Toyota Land Cruiser Prado 3D
Ответ: Банальная проблема - машина не заводится

А катализатор у вас стоит ??? Если стоит ,,то конденсат может замерзнуть,, и закупорить его окончательно, Была такая беда,симптомы очень схожи, Проверить--один заводит, другой смотрит за шевелением воздуха из трубы , если тишина -- снимаем и пробиваем, Если нет то похоже на ремень! Иммобилайзер врят ли искры и бензина не было б, Отогреть кат -- долго , примерно сутки в тепле стояла!
 

Сергей8

Осваивающийся
24 Январь 2010
24
0
0
43
Волгоград
Езжу на ...
Сузуки Балено 1,6 универсал
Сузуки SX4 4WD
Ответ: Банальная проблема - машина не заводится

У меня было точно также как ты описал и тоже в мороз из за этого две недели машина простояла на улице, что я только не делал и акум. заряжал, и свечи прокаливал, продувал горшки ничего не помогало, зато сегодня приехали друзя на машине я от них прикурил и раза с шестого сначало неохотно потом все лучше и лучше начала схватывать и с нажатой в пол педалью газа она всеже завелась, так что возможно и у тебя все не так страшно...
 




Karlik

Местный
16 Август 2006
380
27
0
42
Минск
Езжу на ...
Езду на Suzuki Baleno Wagon, G16B, МКПП, серебр.металлик, 1997г.
Жду Opel Zafira, Z18XE, МКПП, серебр.металлик, 2001г.
Ответ: Банальная проблема - машина не заводится

Сегодня не удалось отдать в ремонт машину - договорился на понедельник.
Попробую конечно с утречка еще чуток помучать с газом в пол, может заведется.
Пока варианты:
1) Перескочили зубья ремня ГРМ;
2) Датчик коленвала (похоже по симптомам) - надо будет самодиагностику сделать;
3) Промерз катализатор.
 

Shivaka

Продвинутый новичок
26 Октябрь 2009
40
8
0
Минск
Езжу на ...
Suzuki Baleno, 1997, МКПП 1,6
Ответ: Банальная проблема - машина не заводится

Неасилил! как так сначала только щелчки, потом всетаки крутить начал, а в итоге завелся !?
Так и было, стартер не крутил сразу, щелчки (или тиканье) только слышалось, потом провернул еле-еле, ну я не стал насиловать дальше, выключил, видно масло совсем густое было, да и машинка на бордюре пассажирской стороной стояла, тож видимо это сказалось. Чешу репу.
Больше такого не повторялось, заводится с первого раза.
 

Karlik

Местный
16 Август 2006
380
27
0
42
Минск
Езжу на ...
Езду на Suzuki Baleno Wagon, G16B, МКПП, серебр.металлик, 1997г.
Жду Opel Zafira, Z18XE, МКПП, серебр.металлик, 2001г.
Подскажите коллеги, а как проверить датчик коленвала? И как его снять. В мануале не нашел про него описание. Там только про датчик распредвала

И еще. Есть ли способ проверить не перескочили зубья ремня ГРМ не снимая крышку?


Сегодня утром поставил аккумулятор - раза 3 ключом в положение чтобы лампочки загорелись и обратно, затем в положение "на взлет" и завелась!!! Как будто ничего не было.
Единственное что смутило когда отъехал с того места где стоял на снегу остались следы как будто с машины что-то капало. 3-4 точки по левой стороне под задними сиденьями грязно желтого цвета. И еще 2-3 точки яркооранжевого под водительским. Надо будет ежедневно смотреть уровень всех жидкостей (хотя вроде жидкостей такого цвета в машине не залито).
Судя по всему в машине действительно что-то промерзло. Кстати сегодня у нас -2 градуса и выше нуля не подымалась. Скорее всего глючит какой-то электронный блок/датчик.
Радует еще и то что вчера не удалось затянуть машину на ремонт - типа заняты люди были. А вчера вечером тут на форуме нашел к кому я мог попасть:
http://www.suzuki-club.ru/forum/showpost.php?p=380180&postcount=9
 

Forest Cat

Свой в доску
6 Февраль 2006
592
49
0
50
Нижний Новгород
Езжу на ...
Suzuki Cultus Wagon'99 белый
GC21W-167227, G15A-196511, 2WD, AT, кондей.
Ответ: Банальная проблема - машина не заводится

Подскажите коллеги, а как проверить датчик коленвала? И как его снять. В мануале не нашел про него описание. Там только про датчик распредвала
Ищи в мануале слова "CKP Sensor". Снимается - откручивается болт вроде просто.
Сопротивление должно быть 360-460 Ом. Ну и проверь, нет ли замыкания на корпус.
И еще. Есть ли способ проверить не перескочили зубья ремня ГРМ не снимая крышку?
Теоретически - можно по показаниям датчиков коленвала и распредвала. Но это надо знать, какие они были до перескока... Так что практически - вряд ли.
 

Shivaka

Продвинутый новичок
26 Октябрь 2009
40
8
0
Минск
Езжу на ...
Suzuki Baleno, 1997, МКПП 1,6
Ответ: Банальная проблема - машина не заводится

Сегодня утром поставил аккумулятор - раза 3 ключом в положение чтобы лампочки загорелись и обратно, затем в положение "на взлет" и завелась!!! Как будто ничего не было.
Поздравляю! Главное никогда не терять надежду, машинка-то живучая.Браво! Ай
 



Урри

Свой в доску
22 Май 2006
577
34
0
Минск
Ответ: Банальная проблема - машина не заводится

Karlik

Грязно-жёлтые точко говоришь... Когда менял тормозную жидкость? Проверь на всякий случай уровень, и неплохо было бы проверить тормозные трубки на предмет отсутствия трещин и просачиваний тормозухи.

С яркооранжевым ой, не знаю, из красных жидкостей у нас только Dexron, хотя и он жёлтый бывает, и антифриз может быть такой же, но не оранжевый...
 

amigos

Эксперт
28 Июль 2008
3,094
561
113
45
Дубна Московская область
Езжу на ...
Suzuki Baleno Wagon 1,6 4WD 2001 SY416-5 (Blue Metallic), Isuzu Amigo '93 4ze1
Ответ: Банальная проблема - машина не заводится

Хорошо что завелась. Я сам на следующую зиму планирую заливать масло 0-40, а может моя 5-40 паленка фиг знает, с -26 с трудом завелсь (еле-еле колен вал проворачивался)

А по желтым/ораньжевым пятнам - проверь жижи, причем все и неплохобы снизу глянть на машину. А так пока одна мысля "Говорила мама не ешь шелтый снег.", может просто банально обосали машину: люди, кошки сабаки.
 
M

morganenok

Guest
Не заводится. Как провести диагностику неисправностей с помощью разъема под капотом?

День добрый, уважаемые сузуководы.
По образованию программист, машина первая, так что не серчайте. =)

06.03.2010 купил Suzuki Baleno Wagon, 1997, АКПП, 1.8, нет доп. сигнализации.
В этот же день прокатился километров 30 с парковками. Все устраивало, никаких проблем.На следующее утро машина не завелась: лампочки на панели горят, музыка играет, стартер крутит, но не цепляет (точнее не могу сказать). Лампочка Check Engine не моргает, просто горит в положении ON, и трясется (перепад напряжения?) при заводке.

Что проверено:
1). Бензин есть
2). Аккумулятор живой (после того как не завелась 5-6 попыток, снял и отдал на подзарядку).
3). Топливный насос шумит, как только ключ на ON поворачиваешь.
4). Предохранители в норме (проверял знакомый).
5). Пытался завестись обоими заводскими ключами...

Вопросы:
1). Возможна ли смерть системы зажигания (свечи, катушки) за одну ночь, если до этого ни малейших признаков проблемы не было?
2). Возможна ли смерть топливного насоса, даже при звуках подкачки топлива?
3). Возможно ли блокирование запуска "перепуганным" блоком управления при проблемах со штатным иммобилайзером? Двигатель не заводится ВООБЩЕ, т.е. НЕ глохнет сразу после запуска.
4). Как воспользоваться диагностическим разъемом под капотом для "ручной" проверки состояния машины? Что с чем нужно замыкать? (фото_1 прикрепил)
5). Какой штатный протокол передачи данных для Baleno (название) ?
6). Какой штатный разъем передачи данных для Baleno (название) ? (фото_2 прикрепил)
7). Есть ли в свободном доступе ПО для обработки информации от блока управления?
8). Возможны ли такие проблемы при неправильном подключении магнитолы? (старый хозяин за день до продажи поставил неродную магнитолу, которую я собственно и проверил на ночь глядя - работала :))))) ).
9). код SY418 в мануале соответствует двигателю 1.8?
 

Вложения

CULTUSkrasnodar

Сузуковод со стажем
19 Апрель 2009
1,381
97
0
40
Краснодар
Езжу на ...
CULTUS WAGON GC21W G15A 1999г.в. Серебро
Ответ: Не заводится. Как провести диагностику неисправностей с помощью разъема под капотом?

1) ничтожно маловероятно.
2) скинь шлангу с топливного фильтра под капотом, а товарищь пусть павернёт ключ - посмотри польётся ли бензин (сам шланг направь в полторашку).
3)Возможно.
4)Поиск рулит.
8)нет
9)да
 





Х

ХулиGAN

Guest
Ответ: Не заводится. Как провести диагностику неисправностей с помощью разъема под капотом?

9). код SY418 в мануале соответствует двигателю 1.8? Да.
3). Возможно ли блокирование запуска.... при проблемах со штатным иммобилайзером? Да.


А искра есть? Я бы все таки свечки глянул, заодно и искру проверил
 
M

morganenok

Guest
Ответ: Не заводится. Как провести диагностику неисправностей с помощью разъема под капотом?

Звонил в сервис. Предположили что проблема с иммобилайзером.
Перепрошивка 150-200 у.е.
До сервиса еще тянуть... АКПП!!!

Рыдаю!
 

CULTUSkrasnodar

Сузуковод со стажем
19 Апрель 2009
1,381
97
0
40
Краснодар
Езжу на ...
CULTUS WAGON GC21W G15A 1999г.в. Серебро
Ответ: Не заводится. Как провести диагностику неисправностей с помощью разъема под капотом?

ну а гугли делать!? Заливай масла максимум в АКПП и не более 40 км/ч на галстуке до сервиса....
А эвакуаторов у вас нету???
 

v.konstantin

Местный
12 Февраль 2008
437
30
0
42
г. Оренбург
Ответ: Не заводится. Как провести диагностику неисправностей с помощью разъема под капотом?

Самодиагностика на двигателе 1,8 не работает !
Очень частая проблема с заводкой в холодное время года это когда свечи заливает бензином - было такое у многих и приходилось несколько раз выкручивать и сушить свечи и колодцы (у кого ремень бывали случаи что зубцы перескакивали но на 1.8 цепь)...откручивай их и смотри на их состояние...попробуй заглянуть в колодец и посмотреть есть ли там "лужицы" бензина......возьми осцилограф и проверь импульсы на топливные форсунки а так-же посмотри искру...если всё в норме смотри свечи...(была у меня такая проблема в позапрошлом году когда первую зиму ездил на машине....капризная к бензину при -15 и ниже :( ) за зиму 4-раза не мог завести приходилось свечи выкручивать и сушить....об этом уже писали поищи поиском...
При подключении сканера обнаружил что у моей машинке мозг от Лианы но у меня "эстим" 1,8
 
  • Нравится
Реакции: 1 человек

amigos

Эксперт
28 Июль 2008
3,094
561
113
45
Дубна Московская область
Езжу на ...
Suzuki Baleno Wagon 1,6 4WD 2001 SY416-5 (Blue Metallic), Isuzu Amigo '93 4ze1
Ответ: Не заводится. Как провести диагностику неисправностей с помощью разъема под капотом?

День добрый, уважаемые сузуководы.
Привет,

Возможно, что все не так страшно. Возможно машина незаводится из-за морозов, кстати, а ты в первый день делал небольшие поездки??? Возможно промерзание выхлопной состемы. От себя бы рекомендовал бы аккуратно загнать машину в теплый гараж дня на 2-3 может сама заведется, а далее выкручивать свечи смотреть их состояние, если что сушить и греть их, возможно цилиндры залиты бензом, может тебе бывший владелец оставил старые свечи.

Что бы машина завелась ей требуется подача бенза и искры, воздух сам подается искра вроде постоянно есть, а вот мозги если что то блокируют форсунки, если все это работает то проверяй свечи и цилиндры и чисти все ето.

Кстати попробуй сбросить ошибки, сними минусовую клему минут на 2-10, потом подключи ее и попробуй завести.

1) Свечи могли засраться, катушки быстро не умирают, хотя верояно но не вмете.
2) Если при вовороте ключа в положение ON слишен сзади шум 2-3 секунды, значит бензонасос впорядке, а вообще правильно подсказали, берешь друга и сажаешь его за руль, а сам снимаешь шланг от топливной рампы суёшь в пустую бутылку а друг поворачивает ключ и видишь идет ли бенз по системе.
3) Если мозги не увидят код ключа от иммобилайзера, то они не откроют форсунки и машина вообще не заведется. Мне не очень понятна фраза НЕ глохнет сразу после запуска, т.е. у тебя все таки происходит детонация???
4) См. прикрепленный файл. Суешь в разъем скрепку, потом суешь ключ с замок и поворачиваешь его в положение ON ( двигатель не запускать). Делать это после неудачных запусков, если только подключил АКБ, то мозги не покажут ошибки. Ошибку будут отщелкиваться лампой Check Engin по 3 раза. Код 12 - ошибок нет.
5) Уточни конкретно
6) Это стандартный разъем OBD для подключения к мозгам компа. В твоем случае протокол OBD-II не реализован, так что не обольщайся о том что тебе написал v.konstantin. К этому разъему подойдет только родной Сузуковский сканер, возможно подойдет протокол Tech-1.
7) У меня есть блок для работы с OBD-II протоколом и софт, также есть схема как самому собрать блок для работы по родному Сузуковскому протоколу и простейший софт для чтения ошибок и получения текущих данных с датчиков.
8) Не думаю, либо работает либо палит, кстати проверь все предохранители под капотом и в салоне над левой ногой, очень неудобное место.
9) ДА.

Дерзай
Если что то пиши, поможем.
 

Вложения



vano 36

Наш человек
15 Сентябрь 2009
243
4
0
40
Воронеж
Езжу на ...
Сузуки Култус
Ответ: Не заводится. Как провести диагностику неисправностей с помощью разъема под капотом?

Самодиагностика на двигателе 1,8 не работает !
на култусе все тама работает!
 
M

morganenok

Guest
Спасибо вам за советы v.konstantin, vano 36, ХулиGAN, CULTUSkrasnodar!!
amigos, спасибо за развернутый ответ! сейчас попробую с разъемом.
Позже отпишусь.

Добавлено через 3 минуты
по поводу фразы: НЕ глохнет сразу после запуска... : имел в виду, что не происходит запуска. К чему записал - находил на форумах инфу о том, что различные версии иммобилайзеров глушат авто после заводки, а не дают завестись в принципе.

Добавлено через 4 минуты
по поводу мигания лампы Check Engine.
мигает через 0.3 секунды для первого разряда, пауза 1 секунда, затем тоже самое для второго разряда кода ошибки?
Если ошибок несколько, как они разделяются?

Проверил.
Перед тем как тыкать скрепкой, попробовал завестись. Звук шел другой, как будто совсем не хватает... вот вот и заведется. Стояла на солнышке... может действительно чего-там подмерзло...

Долго подбирал скрепку соответствующего размера =). ЗАРАБОТАЛО!
В смысле, лампочка CHECK ENGINE отмигала последовательность =) .... 12
Т.е. вроде как все в порядке :) но не заводится...

Вопрос: для чего нужен второй диагностический разъем, тот что ближе к краю коробки с предохранителями? Алгоритм тестирования :)D проф. сленг) по этому разъему такой же?
 

amigos

Эксперт
28 Июль 2008
3,094
561
113
45
Дубна Московская область
Езжу на ...
Suzuki Baleno Wagon 1,6 4WD 2001 SY416-5 (Blue Metallic), Isuzu Amigo '93 4ze1
Ответ: Не заводится. Как провести диагностику неисправностей с помощью разъема под капотом?

Если ошибок несколько, как они разделяются?
Правило отщелкивания такие, на примере кода ошибки 21
2 импульса по 0,3 сек с промежутком 0,3 сек, далее регистр разделяется паузой в 1 сек, снова 1 импульс 0,3 сек далее пауза в 3 сек перед повтором кода, далее это повторятся ещё 2 раза, после этого пойдет следующий код если есть и т.д.

Добавлено через 3 минуты
В смысле, лампочка CHECK ENGINE отмигала последовательность =) .... 12
Ну - это лучше мануал почитать, эти разъемы описываются в разных местах, причем только по надобности, там вроде АБС можно протестить, чето ещё, землю мерить надо, сопротивления. Основное зачем туда лезут так только для самодиагностики.
 
M

morganenok

Guest
Ответ: Не заводится. Как провести диагностику неисправностей с помощью разъема под капотом?

Вопрос №2: можно ли обрезать / заглушить датчики таким образом, что будет выдаваться код 12 даже при наличии неисправностей?
 

amigos

Эксперт
28 Июль 2008
3,094
561
113
45
Дубна Московская область
Езжу на ...
Suzuki Baleno Wagon 1,6 4WD 2001 SY416-5 (Blue Metallic), Isuzu Amigo '93 4ze1
Ответ: Не заводится. Как провести диагностику неисправностей с помощью разъема под капотом?

Вопрос №2: можно ли обрезать / заглушить датчики таким образом, что будет выдаваться код 12 даже при наличии неисправностей?
Не сосвсем правильный подход к теме, за день до этого она нормально ездила, ты же не после аварии пытаешься ее запустить. А вообще мозги контролируют обрывы, номожет и не все. Может у тебя недруг появился, увидел у тебя крутую тачку да ещё и с АКПП, а ночью сделал диверсию ( дамаю под капот он не полез и не перерезал провода), запихнул например картошку в выхлопную или снег/лед.

Вообще в морозы бывает машины не заводятся, если она у тебя на завелась, и ты сильно залил свечи, то у тебя прямая дорога как минимум на снятие свечей их прогрев и продувка блока цилиндров от лишнего бенза.

Какая у Вас погода была 6 и 7 -го марта??? Гараж теплый есть ???
 
  • Нравится
Реакции: 1 человек