Ремонт компрессора кондиционера

Тема в разделе "Wagon, Wagon R+", создана пользователем nix13, 12 май 2013.

  1. nix13
    Оффлайн

    nix13 (хен) Тайный советник

    Регистрация:
    23 июл 2012
    Сообщения:
    1.064
    Баллы:
    299
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    История тёмная, покрытая мраком прошлого. Что там было и главное - где, никто не знает.
    Переходим к нынешней эпохе: машина куплена с нерабочим кондиционером, который предстояло восстановить. Естественно, куплена заметно дешевле.
    При вскрытии системы обнаружилось очень плохое дело. Система хотя и была собрана из рабочих компонентов, но видимо после какой-то аварии долго стояла разгерметизированная.
    Сразу скажу, что фильтр-осушитель потом пришлось, за неимением аналогов под замену (меняется только с радиатором в сборе, я не ротшильд) промыть в двух направлениях мощным потоком фреона от "серой смерти" - пыли поглотителя.
    Самое плохое - состояние компрессора: хотя сам компрессор уцелел,
    вода попала туда где сальник его вала, и сальник приржавел к валу. Жесть. При съеме вообще кусочек сальника остался на валу.
    "Экзист" поразил воображение ценой в районе 60 000 рублей за новый компрессор, я не рокфеллер. Запчастей на внутреннюю часть его нет в природе, кроме сальника, он стоит-то в районе 700 рублей, но беда вот в чем! Вал в этом месте пришлосьшлифовать шкуркой на станке и полировать, в результате чего после выборки раковин от ржавчины, он стал где-то на 0,2 -0,3 мм тоньше, кстати норма его диаметра если верить маркировке сальника, ровно 14,27 мм ! Стало ясно, что ставить туда родной сальник - практически выкидывать деньги на ветер.
    Сальник там имеет размер 26 х 14 х 8 мм , хотя есть заметный запас места по высоте, где-то до 11 мм включительно.
    Эксперимент с двумя сальниками от ваз-2108, с трамблера, закончился хреново. Даже поставленные попа к попе, они были разорваны нештатным давлением агрессивной смеси из полностью синтетического масла и хладагента. А других сальников этого размера на рынке - нет. Эксперимент с завалявшимся каким-то рыжим сальником из фторкаучука - его окунули в то самое масло - дал хорошие результаты, фторкаучуку все по барабану, но их нету в этом типоразмере! Что делать? Пришлось изворачиваться. 60 000 рублей или сколько там, тратить совсем не хотелось.
    На авторынке был куплен набор из 8 маслосъемных колпачков от грузовика, кажется, двигатели ЯМЗ, под диаметр штока поршня 12 мм. Из офигительного по прочности фторкаучука. Колпачки эти вообще работают в адских условиях... Далее два из них были обрезаны так, чтобы сформировать два миниатюрных сальника, но вставало еще две проблемы. Первое. Их наружний диаметр был заметно меньше, чем посадочное место (26 мм) сальника компрессора, второе, они не имеют усиления и просто - резинки. Обе проблемы были решены выточкой из бронзы, если смотреть в разрезе , Н - образного переходника. Чертеж дам чуть позже. Полученные сальники были вклеены в него казанским белым силиконовым герметиком, который на голову прочнее всяких левых Арбо, после чего полученный сальник был влеен им же в переднюю крышку компрессора, жаль забыл сделать фото результата.
    Внимание, две тонкости!
    1. Вам нужно будет выточить насадку на вал компрессора, смотри мануал по его ремонту, коническую, без неё любой сальник будет порван выступом на валу. Вклеивать мини-сальники надо опять же попа к попе, точнее к кольцевой проставке в переходнике , потому что помимо давления изнутри сальнику иногда, при заправке хладагентом, надо держать и давление снаружи - при вакуумации. Так вот, вклеивать надо, вставив эту самую коническую насадку в сальнички, ну или какой-то валик диаметром 14 мм, так как в рабочем таком состоянии их внешний диаметр по резинке увеличивается.
    2. На фото крышки компрессора показано зеленой стрелкой - канал идущий наружу, вниз. После вклейки готового сальника, этот канал пришлось хоть убейся - прочистить от герметика, потому что через него в обязательном порядке должно сливаться вниз: вода ,попавшая при форсировании луж в муфту компрессора, и возможно, капли масла, буде такие когда-либо в мизерном количестве утекут через сальник.
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    ----
    Ну вот. Предварительно вычещенный копрессор был собран, в него было по мануалу залито 120 мл масла PAG-100 он был смонтирован на место.
    Система была продута хладагентом, потом с вакуумацией - заправлена по мануалу...
    И ВСЕ ЗАРАБОТАЛО.
    "Нюхач" фреона подтвердил - утечек нет. Полет нормальный - холодит как зверь , уже успел простыть... Хотя я еще до сих пор не знаю ,чем промыть испаритель в салоне, чтобы не было запаха тряпок. Говорят, есть спреи, чистят все.
     
  2. Загрузка...


  3. nix13
    Оффлайн

    nix13 (хен) Тайный советник

    Регистрация:
    23 июл 2012
    Сообщения:
    1.064
    Баллы:
    299
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    А, еще.
    Кто будет заниматься всем этим сам. По сервис-мануалу для снятия компрессора нужно разворотить чуть ли не пол-машины. Это полная ерунда. Скажу даже более того. Неприятный и казалось бы, неизбежный геморрой по снятию маслофильтра с двигателя - тоже не нужен!
    Компрессор, оказывается, вполне нормально снимается вниз, в таком вот хитром положении: поставьте его на-попа, шкивом вниз, и разверните местами где крепятся патрубки фреона назад (по ходу машины). Покачав туда-сюда, все выходит с большими зазорами! Но, есть проблема масла внутри, отверстия можно заткнуть чистой ветошью, масло очень вязкое, просто не успеет вытечь. Все снимается на раз-два.
    ---
    При монтаже крышки компрессора строго следуйте сервис-мануалу.
    На вал должна быть надета коническая насадка. Все это, и сальник, обильно смачивается штатным маслом PAG-100 , в промежуток между сальниками оно тоже наливается в изобилии.
    Затяжка болтов крышки: сначала 6 маленьких, потом 4 больших.
    ---
    Внимание, засада. Резиновое кольцо, уплотнитель крышки, на самом деле герметизирует внутренний объем только со стороны 4 больших наружних болтов.
    А вот 6 малых внутренних... оно не герметизирует вообще! В этом месте все 6 болтов, проходящих в заполненную под давлением внутреннюю полость, герметизируются только тонкими прокладками из луженой латуни под их головками, сервис-мануал требует их замены при каждой разборке, но откуда их брать в Маточкином Шаре - не говорит.
    Короче говоря - сами эти болты, эти прокладки и их посадочные места на крышке, должны быть вычищенны, как у кота йайца. Я еще и слегка смазывал Арбошным герметиком прокладки, казанским не рискнул - случись разбирать, от него не избавишься.
    ---
    После монтажа компрессора и подключения шлангов, надо раз 20-30 провернуть вал его по часовой стрелке ,если смотреть со стороны шкива (со стороны правого переднего колеса машины).
    Это для того, чтобы не случилось гидроудара масла при первой прокрутке от двигателя на больших оборотах. Думаю самое правильное это делать после заправки хладагента, перед проверочным пуском.
    ---
    Еще.
    В задней крышке собственно, шиберного устройства, есть непонятный клапан диаметром примерно 10 мм, который я так понимаю, принимает участие в смазке подшипников скольжения сжиженным фреоном же. Я так понимаю, если у человека компрессор долго стоял разгерметизированный, то у всех этот клапан клинит. Остатками окислившегося масла. Клапан этот просто выбивается длинным стержнем диаметром 2 мм сзади через втулку. И чистится. Ничего его там не держит, если будете пихать стержень и не выходит - значит, точно заклинен грязью.
    В поиске тут в форуме кстати есть фотоотчет одного сербского вагоновода по разборке компрессора, очень полезные фото, там и этот клапан вынутый можно посмотреть.
    ---
    Разборка компрессора производится исключительно шестигранниками, их тут аж 4 вида, вам понадобятся они из очень хорошей стали ибо болты затягиваются в Японии насмерть. Установка и попытка запуска компрессора без 120 мл указанного синтетического масла внутри - его гибель через минуту.
     
  4. Загрузка...


  5. nix13
    Оффлайн

    nix13 (хен) Тайный советник

    Регистрация:
    23 июл 2012
    Сообщения:
    1.064
    Баллы:
    299
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    Как и обещал, даю чертеж переходной втулки из бронзы.
    Компрессор - штатный , марка SS10LK10 Seiko Seiki.
    Возможно, кто-то скажет чего из-за 700 рублевого сальника огород городить, но повторюсь:
    реально проблемы там не с сальником, а со ржавеющим валом компрессора. Без глубокой шлифовки такой вал гладким не сделать, но если вы снимите заметный на глаз слой металла, штатный сальник окажется бесполезен. Вообще любой хороший сальник состоит из уплотнения и скребка от грязи, штатный не исключение, причем если уплотнение сдално из понятной фреоностойкой резины, то скребок из какой-то непонятной серой мягкой пластмассы, и по ходу дела, подозреваю, исполняет также.. роль уплотнения при вакуумации. При изготовлении заменителя, в силу конструкции маслосьемных колпачков, мы по сути в итоге получаем не одно а аж 4 уплотнения - по два на каждый. Единственное что плохо - без косых рисок... но если мне кто скажет как еще каким-то способом сделать из ничего вот такую сложно-технологическую вещь, выражу респект.
    [​IMG]
     
    Шурик_ и Edw_WaR нравится это.
  6. Edw_WaR
    Оффлайн

    Edw_WaR

    Регистрация:
    9 апр 2006
    Сообщения:
    2.877
    Баллы:
    285
    Адрес:
    ПодМосква
    Работа серьёзная сделана... За вариант вытаскивания: +.

    Понятно, что 60 000 - эте не вариант, но б/ушный контрактный может позволит проще решить проблему? (+ и - контрактного железа много раз обсуждались и трогать не будем.)
     
  7. ШРАЙБИКУС
    Оффлайн

    ШРАЙБИКУС

    Регистрация:
    17 сен 2008
    Сообщения:
    2.265
    Баллы:
    301
    Адрес:
    Питер
    Конечно скажу , изврат и никак иначе , цена этому сальнику даже на переточенный вал рублей 50 от силы .
    Вариант для любителей создавать проблему на пустом месте , чтобы затем "геройски" её решить .
    Про смазку сжиженным фреоном ваще очень сильно , респект , от души посмеялся .
     

    Вложения:

    • сальник.jpg
  8. nix13
    Оффлайн

    nix13 (хен) Тайный советник

    Регистрация:
    23 июл 2012
    Сообщения:
    1.064
    Баллы:
    299
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    Контрактный компрессор можно добыть в районе 8-10 000 рублей, но это будет цена в лучшем случае - в Москве, в худшем - где-ни будь в Англии. То есть приплюсуйте еще пересылку. И отминусуйте то, что не знаю как по нормам Сейко Сейки, но например даже по нормам Автоваза их японские компрессора на Лады не рекомендуют держать на воздухе открытыми более 3 минут, а за 3 минуты в той же Англии разбитую машину не разберут на запчасти даже если приступят к этому сразу после аварии, еще не вызвав копов. Реально то есть, система будет ражаветь от недели и выше. То есть за десять штук вам могут прислать уже дохлый экземпляр, сразу скажу - если кто такое купит - как я понял, это синтетическое масло в присутствии воды очень легко окисляется в олифообразную пленку ... которая будет лежать в задней части в кожухе на дне.
    То есть по-любому:
    1. ТОЧИТЬ наконечник на вал, без него разобрать компрессор - можно , собрать не порезав торцом вала сальник - нельзя.
    2. Разбирать и все чистить.
    ---
    Ну я не знаю, может эта статья и малополезна, но ее будут читать владельцы самых разных брендов и машин... не всем так просто найти даже контрактную запчасть.
    ----
    Теперь о сальнике за 50 рублей. Повторюсь - я пробовал. Сальник подходит от валика трамблера ВАЗ-2108 -09, стоит он копейки, но синтетическое масло с фреоном сделало из его резины рваную резиновую грелку... менее чем за час.
    Шланги вот для R-134 изнутри плакируют нейлоном, кольца уплотнительные делают из неопрена... даже обычная маслостойкая резина не держит. Кроме того, обычные сальники редкорасчитаны на какое-то значительное давление, а там штатно 3,5 атмосферы при работе, 5 в состоянии покоя (сальник гуманно размещен в зоне всасывания а не выпуска, при работе тут давление понижается), и по слухам до 30 - в аварийном режиме.
     
  9. Edw_WaR
    Оффлайн

    Edw_WaR

    Регистрация:
    9 апр 2006
    Сообщения:
    2.877
    Баллы:
    285
    Адрес:
    ПодМосква
    Стоимость компрессора 500-2500руб. Доставка - почта в любую точку России. http://greenparts.ru/carparts/search?type=компрессор кондиционера&tech=suzuki wagon&page=2 А если принять во внимание, что Сузуки не выпускает компрессоры, то брать можно любой, более-менее подходящий по габаритам - но тут без ручной работы точно не обойтись.
    Ну это страшилки несерьёзные. Или, думаете, новые на том же Экзисте - через 3минуты после конвейера сразу к Вам в руки попадут? :)
     
  10. ШРАЙБИКУС
    Оффлайн

    ШРАЙБИКУС

    Регистрация:
    17 сен 2008
    Сообщения:
    2.265
    Баллы:
    301
    Адрес:
    Питер
  11. nix13
    Оффлайн

    nix13 (хен) Тайный советник

    Регистрация:
    23 июл 2012
    Сообщения:
    1.064
    Баллы:
    299
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    Edw_WaR , спасибо за полезную ссылку. Очень признателен.
    Компрессоры в нашем случае делаЛА фирма Сейко Сейки, кстати уже не существующая, кажись. У нее была очень интересная специализация - они делали шиберные компрессоры, кажется опять же, кроме них, их для кондеев не делал никто; но такие компрессора целесообразны только для небольших машин.
    До кучи - так выглядит выковырянный родной сальник вала компрессора, извиняюсь за не очень качественное фото, как видно на фотке справа, обращенная внутрь компрессора резиновая манжета - весьма выступает над посадочным кольцом, само кольцо со стороны муфты стальное обрезиненное и довольно высокое... скребок находится посередине, он смят. Столь большая общая высота сальника и позволяет нам, по сути, засунуть на его место сдвоенный вместо одного.
    [​IMG]
     
  12. Zhuk
    Оффлайн

    Zhuk

    Регистрация:
    11 сен 2008
    Сообщения:
    8
    Баллы:
    1
    Адрес:
    Москва
    Потрясающе! Снимаю шляпу! Я на такое не готов)) Ведь есть же б.у. в продаже.
     
  13. nix13
    Оффлайн

    nix13 (хен) Тайный советник

    Регистрация:
    23 июл 2012
    Сообщения:
    1.064
    Баллы:
    299
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    Спасибо... Целью этой ветки было заставить форумчан поверить в себя. И не бояться всяких ужасов, которые говорят рвачи-гоблины. Ремонт и компрессора автомбильного кондиционера своими руками, и остальной системы - вполне по силам человеку с уровнем научных знаний советской 10-летней школы.
    ---
    Кстати, тьфу-тьфу, полёт нормальный. Тут у нас уже, на Юге, пекло, а мне приходится мотаться по работе.
     
  14. nix13
    Оффлайн

    nix13 (хен) Тайный советник

    Регистрация:
    23 июл 2012
    Сообщения:
    1.064
    Баллы:
    299
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    Добавление, возможно, кому-то интересное: устройство нашего фильтра-осушителя.
    Расположен на радиаторе конденсора, имеет вид сигары, крепится двумя болтами М6 снизу, в разрезе его вот что:
    от входа в фильтр (помечено как IN) идет канал к алюминиевой трубке, идущей вверх вдоль оси фильтра, по центру, почти до самого верха. Далее поток фреона устремляется вниз - в ротивоток, и через пару сантиметров натыкается на решетчатую перегородку, под ней - кружок фильтрующего материала похожего, на войлок, далее идёт насыпка примерно 50 см.куб. зернышек цеолита, потом опять такой же кружок войлока, такая же круглая решетчатая перегородка и фреон уходит в выходное отверстие. Толщина стенок корпуса фильтра - 1,5 мм, внутренний диаметр полости 29 мм, наружний, фильтра 32 мм. Посадочные отверстия под О-ринги оба - ровно по 10 мм.
     
    Edw_WaR нравится это.
  15. nix13
    Оффлайн

    nix13 (хен) Тайный советник

    Регистрация:
    23 июл 2012
    Сообщения:
    1.064
    Баллы:
    299
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    А вот некоторые новости. Вчера смазал подшипник шкива компрессора кондиционера. Слегка стал шуметь - значит, надо было срочно принимать меры!
    1. Снимаем колесо
    2. Отворачиваем шестигранником болт, который крепит прижимную клатч-пластину к шкиву
    3. Предельно аккуратно снимаем клатч-пластину - она на валу там на шлицевом соединении. Аккуратно потому, что наиболее удобный способ - поддевать за края - плох: края там на калиброванных плоских пружинах.
    4. Изогнутыми щипцами для стопорных колец снимаем стопорное кольцо.
    (ну тут далее если повезет - можно снять шкив. Мне не повезло, но я не расстроился.)
    5. В шприц на 3 кубика закладываем порядка 2 кубиков смазки... я использовал синий маннол, типа нашего литола.
    6. Засовываем иглу под уплотнитель подшипника и выдавливаем смазку в него... достаточно тяжко идёт через иглу, но ничего нереального.
    7. Собираем все обратно в обратном порядке. Вуаля! 20 минут делов - и где-то на год а то и два, про этот узел можно забыть... И никаких откачиваний фреона, снятия бампера, демонтажа компрессора, приспособ...
    --- сообщения объединены, 16 окт 2014 ---
    Тот синий маннол оказался подделкой, к счастью, это выяснилось на куда менее ответственном узле.
    Встала задача - поменять смазку в подшипнике шкива компрессора, не снимая компрессор с машины. Ибо геморройно, накладно по деньгам и вообще если система работает лучше в нее не лезть.
    Был куплен в качестве смазки Mobil 1 Synthetic Grease , (бордовый, примерно так смотрится http://tinken.com/huskycafe/oil/mobil1grease.jpg ) пожалуй , самое крутое из того что подходит для этого случая. А именно работа в условиях с попаданием воды и при высоких температурах попеременно.
    Задача решена с помощью изготовленного съёмника шкива кондиционера - места там очень мало, но как показали замеры, и главное, успешно выполненная операция - достаточно чтобы и снять, и поставить шкив с подшипником в том промежутке, что там есть.
    Конструкция предельно наглядна из фото. Болт именно на 8 потому что в валу отверстие с резьбой М6, а М10 там мало витков резьбы даст.
    [​IMG]
    Внимание, длину болта делаем небольшой, иначе не вытащите потом...
    Съемник нужен лишь чтобы сорвать посадку с места и примерно на 2/3 вытянуть шкив с подшипником , остаток предельно осторожно, чтобы не сломать алюминиевую трубу на которой сидит подшипник, вытягиваем подстукивая, руками. Пролейте всё WD-шкой там. Также вам понадобятся щипцы для стопорных колец, "на разжим", с изогнутыми концами, чтобы снять и поставить стопорное кольцо.
    И шприц для смазки подшипника - там сепаратор такой, что даже шариков не видно, я полчаса старую смазку ветошью убирал, а полчаса засовывал новую... всего 1 кубик реально. Крышки проще снимать с подшипника двумя канцелярскими ножами. Такой вот отчёт.