Экстренное комбинированное торможение (торможение двигателем)

Тема в разделе "Jimny", создана пользователем spider, 14 фев 2007.

  1. spider
    Оффлайн

    spider

    Регистрация:
    9 авг 2006
    Сообщения:
    2.196
    Баллы:
    285
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    "В конечном итоге в гонках выигрывает не тот, кто быстрее разгоняется,
    а тот, кто позже начинает тормозить"
    (Айртон Сенна)

    Начало дискуссии см. тут

    Вопрос актуальный, особенно для новичков, поэтому есть предложение не горячиться и разложить всё по полочкам. Я начну, а там посмотрим.

    Согласен. Но давайте сразу определимся в терминологии.

    Во-первых, обсуждаемый нами приём в учебниках называется "торможение двигателем".
    Во-вторых, так делают и ещё как, но об этом позже.

    Упростим задачу - задний привод, ручка.

    Ну, если вам интересно ;-)

    "Давным-давно, когда дискеты были большими..." (с) народное
    ABS не было, дороги химией не поливали, а просто кое-как чистили, что приводило в лучшем случае к укатанному снегу, в худшем - к ледяному покрытию, про шиповку знали только партийные бонзы, а тормоза регулировались вручную ;-) Простые люди на зиму чуть отпускали передок и закручивали зад (в пределах разумного), это немного повышало (скорей, оставляло) управляемость, вместо ABS использовали прием "пульсирующего торможения" - корткое нажатие на педаль тормоза с последующим ослаблением давления. Собственно, делалось это, чтобы избежать юза (теперь за нас то же самое делает ABS). Ну и бились конечно, не без того, а что вы хотели.

    Ты прав, каждый решает сам, а вот про новичков не согласен. Учить нужно, но не на форуме, а в автошколе с опытным инструктором!
    Когда нас обучали, а учились тогда полгода, с нами эти приемы отрабатывали, и это была ОБЫЧНАЯ автошкола. Правда нам повезло, учились мы зимой. Помню первый урок по вождению: инструктор спросил, ездил ли я когда-нибудь, услышав в ответ "нет, никогда", кратко пояснил где тормоз, газ, сцепление и прочая лабуда, а теперь, говорит, поехали, остальное по дороге расскажу. И поехали мы не куда-нибудь, а в самую пробку на Володарский мост. Кто помнит те времена, знает что это такое - сказать "пробка", ничего не сказать. М-да... Что-то меня понесло не туда...

    Сразу оговорим два правила:
    1. Что бы мы ни делали, колёса должны крутиться!
    2. Сцепление шины с дорожным покрытием достигает максимума в момент перехода от качения к проскальзыванию.

    Наша задача, "играя" тормозами, удерживать машину НА ГРАНИ ЮЗА, и именно так мы достигаем эффективного торможения.

    Упрощенный способ торможения двигателем:
    отпускаем газ, плавно подтормаживаем педалью тормоза, выжимаем сцепление, делаем перегазовку (можно использовать двойной выжим), включаем пониженную передачу, плавно подтормаживаем педалью тормоза.

    Усложняем задачу: прием "носок-пятка".
    Фишка в том, чтобы, нажимая на педаль тормоза, контролировать режим двигателя.
    Плавно подтормаживаем, не отпуская тормоз жмём на газ, выжимаем сцепление, переключаемся на пониженную передачу, с "пробуксовкой" отпускаем сцепление.

    Оба способа нужно довести до автоматизма и действия выполнять быстро и циклично, постепенно в каждом цикле переходя на следующую более низкую передачу, вплоть до второй, а в экстренных ситуациях иногда и до первой.

    ВНИМАНИЕ!!! Категорически не рекомендуется применять второй способ без предварительной подготовки и длительной тренировки!

    P.S. Предвижу, что у нас на форуме "Нет пророка в своем отечестве" ;-)
    Вот что пишет по этому поводу Эрнест Сергеевич Цыганков - профессор кафедры авто-мотоспорта Российской Государственной Академии Физической Культуры (РГАФК), действительный член Академии педагогических наук, кандидат технических и доктор педагогических наук, заслуженный тренер России по спидвею и авторалли.

    "Если в момент торможения на задние колёса подать крутящий момент от двигателя, то этим можно предотвратить блокирование колёс (на автомобилях с классической компоновкой). Поэтому при торможении целесообразно включать понижающие передачи, так как это не усиливает, а ослабляет (!) тормозной эффект ведущих колёс. Тем самым этот приём можно считать антиблокировочным, позволяющим стабилизировать автомобиль при интенсивном торможении. Нужно отметить, что и для переднеприводного автомобиля комбинированное торможение очень эффективно, так как позволяет сохранить управляемость передних колёс и устойчивость автомобиля."

    Полностью про комбинированное торможение читать: Глава 6. "Экстренное комбинированное торможение"
     
    1 человеку нравится это.
  2. AnIG
    Оффлайн

    AnIG

    Регистрация:
    11 янв 2007
    Сообщения:
    407
    Баллы:
    166
    Адрес:
    Челябинск
    Тема, действительно, хорошая! И эпиграф подходит на 100%! И, самое главное, автору хватило смелости начать! А ведь оппонентов будет достаточно. Но, как говорится, время покажет!...


    [​IMG]

    Оставляю без коментариев.

    .
    Нас тоже учили в школе, только обычной: раньше было, так называемое, "политехническое обучение" (специальности были разные: продавцы, эл\монтажники и т.д...), т.е. с 9-го по 10-й классы нас обучали профессии в течение года (один день в неделю), а в 11-м на это выделяли всю первую четверть. Учеба была на ГАЗ-51, и учили, как говорится, "на совесть". Вот так в 1965 году я получил свои первые права. "Активное" вождение - с 1972 года.

    Все описано хорошо, молодец. А вот я не могу описать свои действия. Все делается автоматически. Да, да, старый "избитый" пример: спросите сороконожку в какой последовательности она передвигает ноги, и все!...
    От чень многих, особенно новичков, можно услышать: "Торможение двигателем?!... Это же повышенный износ дв-ля!!!" Я уже никому ничего не пытаюсь доказать (терпения не хватает), а рассказывать - очень неблагодарное занятие, тем более, если человек вообще отрицает (отторгает) это заранее!
    И еще: я никогда не задумывался насчет тормозных колодок. Просто, сколько-то "лет назад" я обнаружил (еще на ВАЗике), что соседи по гаражу меняют колодки в два (как минимум!) раза чаще меня. Колодок хватало (запасец еще оставался) на 45-50 т.км. Летом я также (привычка!) томожу двигателем, а тормоза использую только для окончательной остановки авто. Все происходит плавно, без рывков.
    Нет, ребята, не могу описывать. А по тому, что написал многие могут подумать: "Вот, еще один "пчеловод" (у меня так жена ругается на кого-либо на дороге, если тот замешкается[​IMG]) "рассусоливает" о своих "ползаниях" на дорогах! Такие только "под колесами мешаются"!" Смею вас заверить, я далеко не эталон (в таких вообще НЕ ВЕРЮ: нет безгрешных!..), но стиль езды - довольно активный ( кстати, во Владик езжу один.), частенько ловлю себя на том, что перехожу на "агрессивный" (это уж когда совсем хамы "достанут").
    В общем, поделился своим мнением. Простите, что многовато "нафлудил".


    .
    Согласен и тут с тобой. Но продолжай начатое, мы с тобой! Удачи всем на дорогах!!!
     
  3. StarMood
    Оффлайн

    StarMood

    Регистрация:
    19 ноя 2006
    Сообщения:
    713
    Баллы:
    181
    Адрес:
    Минск
    Не о суррогатной ли замене ABS с помощью человечской ноги, говорит уважаемый профессор?
    Как мне кажется, именно переменная подача круящего момента, чередующаяся с кратковременным торможением с целью сохранения курсовой устойчивости автомобиля и есть - суть ABS, нет?
     
  4. Darkteeth
    Оффлайн

    Darkteeth

    Регистрация:
    6 фев 2006
    Сообщения:
    351
    Баллы:
    0
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Абсолютно верно подмечено!
     
  5. AnIG
    Оффлайн

    AnIG

    Регистрация:
    11 янв 2007
    Сообщения:
    407
    Баллы:
    166
    Адрес:
    Челябинск
    А если еще раз перечитать эту цитату, не "передергивая"!:
    И где же хоть какой-нибудь намек о суррогатной замене ABS с помощью человечской ноги ?!
    В любом случае я хотел бы заметить, что АБС - не есть панацея! Отрицание без каких-либо аргументов, так скажем, нежелание воспринимать что-то другое - это личное дело (об этом уже писалось). Но встречать "в штыки" мнения других!:...
    [​IMG] Я прекрасно понимаю шутки, но ведь мог бы и какой-нибудь смайлик вставить, если это была шутка! Ведь вопрос-то серьезный. Здесь автор ветки попытался начать тему, которая раскрывает сущность одного из методов безопасного вождения! Кстати, АБС - соседняя ветка. О том, что все методы надо бы (ЖЕЛАТЕЛЬНО уметь делать!) использовать в комплексе - говорить не надо. Это и так понятно всем!
    Каждый вправе высказывать свое ИМХО, но агрессивно НАВЯЗЫВАТЬ свое мнение[​IMG] - по меньшей мере некорректно! Удачи всем!
     
  6. Agdam
    Оффлайн

    Agdam

    Регистрация:
    9 окт 2006
    Сообщения:
    2.979
    Баллы:
    378
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Тема, действительно, актуальная.
    Спасибо spider'у за полезное начинание.
    Как-то пришлось ехать от Стрельны до метро Московская, используя только торможение двигателем.

    Сразу не нападайте: на экстренный случай тормоза работали, но после торможения тормозом колодки правого переднего колеса пришлось бы разводить вручную молотком (главный тормозной глючил).
    Таки доехал и у светофоров останавливался:D
     
  7. ilya@джимник
    Оффлайн

    ilya@джимник

    Регистрация:
    6 фев 2006
    Сообщения:
    4.124
    Баллы:
    476
    Эпиграф хорош... Где сейчас Сенна-то, знаете? И как он туда попал?
     
  8. Glo
    Оффлайн

    Glo Jimny-модератор

    Регистрация:
    24 авг 2006
    Сообщения:
    6.149
    Баллы:
    596
    Адрес:
    Питер-Москва
    Знаем. Тормоза там вообще не причем.

    "По результатам компьютерного моделирования аварии болида Айртона Сенны и результатам медицинского заключения физической причиной смерти гонщика послужил рычаг подвески, вонзившийся в стык шлема. По заключению технической комиссии, возглавляемой деканом инженерного факультета Болонского университета профессором Лоренцини, которому следствием было поручено разобраться в аварии Сенны, причиной явилась неисправность рулевого управления. Рулевая колонка "Вильямса" была повреждена до столкновения с бетонным ограждением."
    Это отсюда.

    О рулевом управлении и его неисправности:
    К сожалению, уже не могу найти, на каком западном сайте о Ф-1 мне несколько лет назад попалась публикация приватного интервью с кем-то из главных технарей Вильямса. Там было конкретно сказано, что изменения в рулевое управление были внесены перед этой гонкой по настоятельному требованию самого Сенны. На гонке сломалась (не выдержала нагрузки) как раз та деталь, которую переделывали. Насколько мне помнится, это была ось (или как там это называется - сорри, не знаю), на которую руль насаживается. Сенна потребовал её укоротить и изменить угол наклона, т.к. ему неудобно в кокпите. Его предупреждали, что это ослабляет конструкцию, но он топнул ножкой... Механик, который выполнял работы, после гибели Сенны совсем ушел из Ф-1, т.к. считал себя виноватым в том, что не смог убедить пилота не вносить изменений.
    Естественно, что официально это нигде не озвучивалось, хотя есть мнение, что в судебном процессе над Вильямсом частным порядком информация была донесена до кого надо, потому и был вынесен оправдательный приговор.
     
  9. Glo
    Оффлайн

    Glo Jimny-модератор

    Регистрация:
    24 авг 2006
    Сообщения:
    6.149
    Баллы:
    596
    Адрес:
    Питер-Москва
    Так там черным по белому и написано Спайдером:
     
  10. StarMood
    Оффлайн

    StarMood

    Регистрация:
    19 ноя 2006
    Сообщения:
    713
    Баллы:
    181
    Адрес:
    Минск
    Не нервничайте вы так... все будет хорошо и мы разберемся в этом вопросе, OK?

    А вы хорошо прочли то, что я подчеркнул в приведенной вами цитате?
    Смысл цитаты, на которую я опирался заключается в попеременной игре газом и тормозом с целью недопущения блокировки колес и сохранением курсовой устойчивости... а что это еще, если не имитация работы ABS?

    Хочу отметить, что панацеи на свете нет... ни от чего... поэтому это ваше высказывание отнесем к разряду риторических...

    А этот "крик души", судя по всему, вообще - не ко мне... я ничего не отрицал, и желаю все воспринимать... и ничего "в штыки" не принимаю...
    Не нервничайте вы так... раслабьтесь... и тогда беседа доставим вам удовольствие... :D

    Поверьте мне... здесь, на форуме тупых нет... и если вы поняли, что это шутка, то, я думаю, всем остальным это тоже не составило труда... ;)

    Это - тоже, судя по всему - не ко мне... я ничего никогда и никому не навязываю... зачем?
    Это же виртуальное общение с виртуальными людьми... нет смысла никому ничего навязывать...
    ;)
     
  11. StarMood
    Оффлайн

    StarMood

    Регистрация:
    19 ноя 2006
    Сообщения:
    713
    Баллы:
    181
    Адрес:
    Минск
    Единство в понимании этого вопроса не может не радовать... Браво! Ай
     
  12. AnIG
    Оффлайн

    AnIG

    Регистрация:
    11 янв 2007
    Сообщения:
    407
    Баллы:
    166
    Адрес:
    Челябинск
    Кто, я?!! Размечтался!!![​IMG]


    .
    Конечно!!!! [​IMG]
     
  13. Victor_S
    Оффлайн

    Victor_S

    Регистрация:
    3 июл 2006
    Сообщения:
    3.515
    Баллы:
    392
    Адрес:
    Луга
    Попробую еще раз объяснить свой взгляд на данную тему...
    Экстренное торможение и торможение двигателем два совершенно разных понятия. При экстренном торможении у Вас на все-про-все (на принятие решения и остановку) не более пары секунд. И говорить о каких либо приемах кроме "педаль тормоза в пол" не приходится. Об остальном на машинах оборудованных АВС и ЕБД (как у нас) позаботится автоматика. К приемам экстренного комбинированного торможения можно отнести лишь:
    1. На машинах с МКПП никогда не держать левую ногу на сцеплении(ставить ее туда только в моменты переключения передач и сразу убирать) и никогда не "подкатываться" к перекрестку или с горки на нейтрали. Владельцам машин с АКПП можно и этим голову не забивать...
    2. Не крутить руль в момент экстренного торможения. Ибо "въехать в зад" впереди идущего автомобиля куда меньшее зло чем "вылет на встречку", "уши в канаву" или сбитый пешеход на тротуаре...(если есть реальная возможность и уверенность уйти от столкновения - это уже не экстренное торможение, а маневр).
    3. Не ослаблять педаль тормоза в момент срабатывания АБС.

    "Сурогатной" замены АБС не может быть. Дозированием крутящего момента(о чем писалось выше) занимается другая система(система курсовой устойчивости), основанная, кстати, на датчиках системы АБС. АБС же, просто дозирует давление в каждом тормозном цилиндре каждого колеса, ослабляя его в случае блокировки колеса с довольно высокой скоростью и частотой. Человеку этого не сделать, хотя бы по той простой причине, что в машине одна(а не 4) педаль тормоза на все 4 колеса.

    Торможение двигателем предполагает замедление машины без участия тормоза вообще. Я и сам, как тут уже писавшие, давно и постоянно(и летом) пользуюсь данным приемом. С одной лишь оговоркой. Делается это плавно и постепенно, последовательным переключением передач вниз. Никак не бросками с 2 до 4 тыс. оборотов(для этого нужно на 50км/ч с четвертой резко перключиться на вторую). Ибо такая постоянная практика неизбежно приведет к проблемам с двигателем, трансмисией и сцеплением. А так же, столь резкий скачек на скользком покрытии, а еще хуже на разнородном(т.е. одно колесо по льду, а второе по сухому асфальту) может с большой вероятностью привести к заносу задней части автомобиля. При чем АБС уже тут не поможет, т.к. тормозная система в данном "маневре" не участвует.
     
  14. AnIG
    Оффлайн

    AnIG

    Регистрация:
    11 янв 2007
    Сообщения:
    407
    Баллы:
    166
    Адрес:
    Челябинск
    [​IMG] Все это я и имел ввиду, говоря о "торможении дв-лем". И для того, чтобы ЭТИМ пользоваться, совершенно не обязательно проходить " школу аварийной подготовки".
     
  15. StarMood
    Оффлайн

    StarMood

    Регистрация:
    19 ноя 2006
    Сообщения:
    713
    Баллы:
    181
    Адрес:
    Минск
    +1 (поддерживаю, в общем и целом)
    "не более пары секунд" это - много... "пара секунд" - это при скорости 60км/час почти 33 метра...
    ...казалось бы... всего 60км/час... ;)

    Именно так... при настоящем экстреннном тороможении работает не рассудок... работают приобретенные рефлексы...

    Более того... надо выработать в себе рефлекс:
    - сначала нажимать педаль тормоза
    - потом педаль сцепления... (если даже двигатель заглохнет - не беда...)

    ..трудно не согласиться...

    ... потому что, причин "ослаблять педаль" (кроме как полная остановка авто) - нет...

    А вот это - заблуждение... дозирование крутящего момента - вещь многогранная... она используется для разных целей... и не только, как поддержка EPS...

    Именно так...
    только хочется заметить, что "торможение двигателем" - это старинный аналог замедления движения при отсутствии ABS. Это, так сказать - "ABS для бедных"...
     
  16. AnIG
    Оффлайн

    AnIG

    Регистрация:
    11 янв 2007
    Сообщения:
    407
    Баллы:
    166
    Адрес:
    Челябинск
    Уважаемый StarMood! Перечитал обе ветки (про АБС и эту) и попытаюсь в заключение споров, хотя с моей стороны не было дискуссий, а вынужденные ответы "в пустоту", т.к Вы слышите (или видите) только то, что желательно!
    Сразу говорю, что "выдергивать" по нескольку слов из Ваших высказываний я не буду, а только это:
    Ради бога! Только что и кому Вы пытались доказать в серии постов? Ведь никто из высказавшихся (кроме Вас: мнение - выше) не пытался противопоставлять торможение двигателем (и не в экстренной ситуации, а в обычной дорожной обстановке) - использованию АБС ! А я конкретно указывал, что рассматриваю торможение (если Вам хочется - замедление!) двигателем как одно из составляющих приемов безопасного вождения! Я думаю, что после этих строк абсолютно ясно, что я имел ввиду! Всем удачи, а я -[​IMG]
     
  17. FMN
    Оффлайн

    FMN Премиум-аккаунт

    Регистрация:
    7 авг 2009
    Сообщения:
    8
    Баллы:
    7
    Адрес:
    Москва
    Господа, а меня вот учили тормозить следующим образом: сперва сильно давим на педаль тормоза до срабатывания АБС, после чего нужно ослабить давление и найти ту грань, на которой начинает срабатывать система. Получается наиболее эффективное торможение + управляемость.
     
  18. LaCrema
    Оффлайн

    LaCrema

    Регистрация:
    15 мар 2007
    Сообщения:
    7.723
    Баллы:
    649
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Вас обманули. Что бы машина с абс останавливалась на скользком покрытии, давить тормоз надо со всей дури.
     
  19. Sashelo
    Оффлайн

    Sashelo

    Регистрация:
    16 сен 2011
    Сообщения:
    656
    Баллы:
    422
    Адрес:
    Москва, ВАО, Вешняки
    +1 Для машин с АБС ударное торможение без какого либо последующего отпускания педали . Для машин без АБС импульсное торможение , с частотой примерно 4 импульса в секунду. В ЦВВМ на зимнем курсе так учили. На летнем примерно так же было.