Сицилия. Поездки на автомобиле.
Часть первая
Без ложной скромности могу сказать, что московские водители, к коим я отношу себя с гордостью, видимо способны адаптироваться к любым условиям езды на любом автомобиле в любой стране мира. Во всяком случае, все предупреждения, распространяемые в интернете о том, как на Сицилии сложно ездить по большому счету для нас, московских драйверов, излишни. Если я и встретил трудности с вождением авто, то вовсе не те о которых читал в длинных и почему-то жутко нудных отчетах о поездках по Сицилии, которые мне попались в Интернете. Поэтому, считаю своим долгом написать о тех проблемах, с которыми столкнулся я и, которые, надеюсь, в результате прочтения этого текста, избегнете вы, посещая этот необыкновенный остров.
Я думаю, что просто обязан развеять пару мифов, гуляющих по интернету и донести до народа правду о том, как правильно ездить по Сицилии на авто:
1. Международные права и строгость итальянской полиции. Говорю сразу, за 2 недели активной езды по Сицилии, включая коллизию с взиманием с меня штрафа в 10 евро за злостную неоплату мною парковки (ха-ха, попробуйте-ка ее с первого раза правильно оплатить (!), но об этом позже), так вот за это время никаких проблем с дорожной полицией у меня не возникло.
А могли ведь и возникнуть - прямо перед отъездом в инете я прочел об особой строгости именно итальянской (ну, еще греческой) полиций - шутки с ней, как предупреждалось, сильно плохи. Плохи-то может и плохи, да только полиции на дорогах Сицилии почти нет и, если вы не пытаетесь воскресным утром заняться стритрейсингом вокруг городской ратуши, то и поводов проверять, например, как выглядят ваши права, у них, скорее всего, не найдется. По-любому, мой опыт общения с итальянской ДПС говорит просто-таки обратное - весьма и весьма милые, ну просто добрейшие люди.
За год до описываемой поездки состоялось мое знакомство с островом Искья (тоже Италия, недалеко от Неаполя) и, как следствие, его досточтимой дорожной полицией. Все началось с того, что я впервые выехав на автомобиле из отеля сразу попал на улицу с односторонним движением. Но, к сожалению, звезды в тот момент сложились видимо, не совсем удачно, так что поехал я, как потом выяснилось, в сторону, противоположную разрешенной. Лично мне это не доставляло никаких неудобств, ну, разве что, немного удивляло, что оказывается итальянцы поголовно ездят с выпученными глазами и, активно жестикулируя встречным водителям, пытаются в весьма, скажем так, эмоциональной форме донести до них какую-то очень важную информацию! Между прочим, на выезде из отеля знаков не было, в общем, еду по встречке, а рядов – всего два, а улицы в Италии, сами понимаете…ну не как Садовое кольцо, слегка поуже будут.
Я тогда решил, что вероятно у итальянцев вообще по жизни выпученные глаза да и всем известно, что если итальянец не жестикулирует, это означает что ему только что отрезало циркулярной пилой обе руки или его разбил полный паралич. Позже выяснилось, что слушал я от встречных водителей совсем даже не цитаты из оперы Пуччини, как я думал, а отборные образцы итальянского мата, кстати, весьма и весьма благозвучного, что и сбило меня с толку – на слух – ну точняк оперные арии!
Откуда мне было знать, что вся информация, которую до меня пытались донести, если коротко, сводилась к предположениям о некоторой преждевременности родов, в результате которых я появился на свет? Проще говоря, я теперь знаю как сказать по-итальянски «недоносок». И несколько других слов, вроде «выродок» и «недоумок». В общем, с песнями и прибаутками доехал я по встречке до патрульных итальянской ГИБДД. Остановила меня женщина-гаишник, которой я сходу вместо водительских прав сунул …вы, конечно, подумали 50 ЕВРО? И ошибаетесь – я сунул ей карту Искьи, сопровождая это вопросом, как проехать на Неаполь. Учитывая, что до Неаполя от Порто Искья 45 минут ходу паромом по морю, вопрос видимо поставил ее в полнейший тупик. Она долго крутила карту Искьи, словно это был гло бус, но ничего вразумительного сказать так и не смогла. Вообще, похоже, ее знания топографии и геодезии были мягко говоря скудны, подозреваю даже, что она искренне искала на этой карте Неаполь! Однако, в силу таких национальных итальянских черт как общительность и доброжелательность, помочь мне она хоть и не могла, но хотела очень. Она привлекла к рассмотрению карты своих коллег, стоявших рядом, которые тут же побросали все свои гаишно-гибддшные дела и стали, теперь уже вместе, крутить и разглядывать карту острова (для справки его диаметр – аж 7,5 км!). Но и они, к сожалению оказались далеко не Марко Поло и также усердно искали на карте Искьи Неаполь…В общем, за разговором и углубленным изучением итальянскими полицейскими географии их родной страны на примере карты о. Искья (похоже они ее видели в первый раз в жизни и она произвела на них просто неизгладимое впечатление) как-то забылось уже, что я ехал не в ту сторону и, в конце концов, меня отпустили без всякого наказания, предупредив, что лучше бы мне больше по встречке не ездить.
Здесь, для справедливости, мне придется сделать еще одно важное отступление- теперь уже во славу российских гибддешников.
Вечером, перед отъездом из Москвы, я совершил одно открытие - я узнал, все в том же инете, будь он неладен, что в Европе, для вождения автомобиля и, главное, его аренды, необходимы права международного образца, который утвержден соответствующей конвенцией. Если Вы, пощупав свою карточку, на которой написано не только шаблонное - «Водительское удостоверение» но и заветное - «Permis de conduire» думаете, что являетесь обладателем международных прав, то вы глубочайшим образом заблуждаетесь, в чем, собственно и состоит мое открытие.
При разработке образца этого документа всех интеллектуальных усилий нашего доблестного и очень дорогого для нас ГАИ видимо хватило лишь на то, чтобы разместить там надпись «Permis de conduire». Т.е. из всех требований конвенции они смогли выполнить только одно – написать название документа по-французски. По их мнению, видимо, это и дает право этому документу называться «Водительское удостоверение международного образца». Жаль, только, что европейская полиция так вовсе не считает! Каково же было мое разочарование, когда выяснилось, что с таким же успехом там могли быть надписи на суахили, китайском, древнем языке майя или любом другом - от этого документ никак не может стать международными правами. Увы, настоящее водительское удостоверение международного образца, согласно Европейской конвенции, выглядит совсем не так, оно должно быть вообще не в виде карточки, а в виде книжечки. И его как-то нужно получать отдельно, т.е. сверх того самого шедевра ГИБДДшной мысли, на котором написано «Permis de conduire» и который мы, с их подачи, наивные, считали правами международного (!) образца.
Каково же было мое возмущение, когда выяснилось, что ГАИ прекрасно обо всем этом осведомлено и, действительно, может выдавать к нашему водительскому удостоверению «международного образца для внутреннего употребления» еще и настоящее водительское удостоверение, так сказать «для наружного употребления». Т.е. надо идти в ГАИ, подавать очередные документы и получать это самое другое международное удостоверение!!! Вот только узнал я обо всем этом всего за несколько часов до вылета – как говорится, поздняк метаться…
Я не спрашиваю, зачем они это устроили – тут все ясно, каждая лишняя бумажка, которую они будут нам оформлять, для них - хлеб насущный.
Понятно, также, что международные права, которые можно было бы предъявить в Европе, абы кому, просто так, с кондачка, здесь, в России каждому встречному-поперечному выдавать не станут (а вдруг он шпион?), а заставят, как положено, стоять в очереди, писать какие-то бумаги, объясняться, демонстрировать наличие загранпаспорта и много чего еще. Кстати, вот тут-то, если засланный, он себя и проявит – взбесится, права (не водительские, а конституционные) начнет качать, требовать наведения порядка и другие глупости начнет делать, в общем выдаст себя с головой! Мне не понятно другое. Зачем на правах, которые они нам всем выдают написано это самое пресловутое «Permis de conduire»?! Чтобы в Ярославской губернии ГАИшник, мог понять какой я ему документ предъявляю? А то ведь вдруг он русского языка не знает? Ну и конечно, уж французский-то он знает точно!
Ну, да бог с ними, с нашими гаишниками-франкофонами, вернемся-ка мы лучше к Сицилии. Есть, есть чем порадовать вас, дорогие читатели, после столь огорчительных новостей. Первая и главная радость – не знаю как во всей Италии, но здесь, на Сицилии, такой же бардак как и у нас, в России. Что это означает для нас? А вот что: клали тут все на эту самую Европейскую конвенцию и с превеликим удовольствием принимают лишь один универсальный документ – банкноты Евро, равно как и банковские кредитки. Обе прокатные фирмы с которыми я сталкивался на Искье и Сицилии даже слова не сказали по поводу несоответствия моего водительского удостоверения какой-то там конвенции. Не потребовались ни международные ни какие-либо еще права и при уплате штрафа за неправильно припаркованный автомобиль. Вообще, парковке на Сицилии я должен уделить отдельное внимание – это действительно песня.
2. Парковка
Известно, что при управлении самолетом самое сложное, то что требует от летчика особых навыков – это посадка. В Сицилии, для водителя не менее важно обладать в совершенстве навыками парковки, и парковаться тут, уверяю вас, ничуть не легче, чем посадить истребитель на палубу авианосца. Если в Ваши планы не входит получасовая прогулка от места где реально можно припарковать машину до места, в которое вы первоначально направлялись, вам необходимо, во-первых уметь «без мыла» влезать в небольшие пространства, по случайному стечению обстоятельств оставшиеся не занятыми, и парковать машину практически впритык. Впритык ко всему – к правой стороне улицы, не имеющей тротуаров и имеющей ширину 3,5 м. от силы. Впритык к бамперам сзади и спереди стоящих авто. Во-вторых Вы должны правильно эту парковку оплатить. Но сначала, конечно, вы должны, нет просто обязаны, найти свою норку иначе вы обречены долго-долго ехать вдоль ряда запаркованных вдоль улицы машин, высматривая заветную дырочку и слушая вслед отчаянное бибиканье добросердечных, таких терпимых и доброжелательных на дороге сицилийцев и их весьма лестные эпитеты, в т.ч. почерпнутые из разнообразного животного мира Сицилии, которыми они вас с удовольствием наградят, притормаживая в ожиднии, когда же вы уже запаркуетесь, наконец!
Тут мне снова придется сделать отступление для того, чтобы рассказать вам кое-что о сицилийских водителях. Дорогие читатели! Если вдруг вам однажды покажется, что московские водители недостаточно доброжелательны друг к другу, нетерпимы к ошибкам или даже нуждам своих собратьев, не обладают культурой проезда перекрестков, не считаются с правилами или даже вообще не знакомы с ними, поезжайте скорее на Сицилию. Вы увидите там такое, после чего московский трафик в час пик на МКАДе покажется легкой прогулкой по парку. Трỳсам не место на дорогах Сицилии. Если у вас впереди знак «главная дорога», это еще ничего не значит. Имейте в виду - за вами внимательно следят те, другие, которым надо пересечь эту самую «главную дорогу». Не мелькнет ли в ваших глазах тень сомнения? Не попытаетесь ли вы хоть чуть-чуть притормозить перед перекрестком? И если это так, если вы хоть на долю секунды дали слабину и сняли ногу с педали газа – все, считайте что никакого преимущества у вас нет да и быть не могло. Вы сами себя лишили его. Поперечный поток ринется без страха и упрека вам наперерез. При этом, водители автомобилей, стоящих сзади по вашей вине, будут чморить вас по-всякому, выражая законное возмущение вашей трусостью. Вы сто раз пожалеете о том миге сомнения который лишь тенью коснулся вашего чела. Поэтому вывод такой – перед перекрестком, независимо от того главная дорога или нет – забудьте о том что у вас есть педаль тормоза. Вы, как уже говорилось истребитель, но теперь уже взлетающий с палубы авианосца, уже превысивший критическую скорость и давно прошедший точку принятия решения. Но, конечно, не забываем об отморозках, а такие на дорогах Сицилии тоже встречаются.
Мне, например, встретился на дороге человек на белом фургоне с диваном на крыше, который начал без всякого предупреждения, жутко подрезая меня, перестраиваться из крайнего правого ряда в левый так, будто меня не существует вовсе. Да, я позволил себе, видимо, с его точки зрения ну просто сверхнаглость – отчаянно тормозя я недовольно, коротенько так, бибикнул. Нет, я не орал нечто вроде: «макаронник, водить научись!». Я просто коротко, интеллигентно бибикнул. И все.
Сначала я подумал, что из окна белого фургона мне показывают в качестве извинения жест ОК. Вот только средний палец он зачем еще выставил вверх? И движения кисти его руки вверх-вниз уже не оставляют сомнений – помилуйте, да это совсем даже не ОК, это скорее уж наоборот! Так вот зачем он возит с собой диван, осенило тут меня! Тем временем, уже видимо, совсем позабыв, куда он этот диван должен был везти, этот маньяк начал на меня охоту – преследуя, он принялся меня прижимать ко всему что только можно – к ближайшим автобусам, бордюрам, машинам. В, общем, «учил» меня как мог. Куда моей арендованной дизельной Микре тягаться с большим белым фургоном, да еще вооруженным диваном? Весовые категории у нас были явно разные… Позорно нажав на газ и оставив далеко позади себя белый фургон, которому, по счастью, диван не улучшал аэродинамики, я еще долго в зеркале заднего вида мог видеть как совершает, воображаемые фрикции рука этого доброго дяденьки, умудрившегося соединить, казалось бы, несоединимое – жест ОК в сочетании с выставленным вверх средним пальцем…
Ладно, хватит ужасов, давайте лучше вернемся к парковке.
Итак, водителю в Сицилии нужно запомнить главное: бесплатная парковка имеет разметку белого цвета, платная – синего. Разметка желтого цвета означает, что парковка в этом месте запрещена.
Платные парковки я видел трех типов.
Первые – это многоэтажные паркинги, как правило недалеко от центра города. Я в таких не парковался, но подозреваю что хотя оплата там чуть выше, но зато никаких проблем там быть с ней по идее не должно.
Второй тип парковок - открытые туристические платные парковки. Тут надо быть внимательными – ищите места для автомобилей, а не автобусов и не вздумайте в виду отсутствия парковщика просто поставить машину и уходить – по приходу найдете на лобовом стекле квитанцию об уплате штрафа. Так что если не хотите в следующий раз получить проблемы с итальянской визой, вам придется ждать, пока на парковку соизволит явиться парковщик (паркеджеро, то бишь), причем он может быть похож и на техасского рейнджера со звездой шерифа, а может оказаться тетенькой с весьма помятым жизнью лицом в клеенчатой куртке. Отличительный признак – сумка на плече. Один раз, пока я искал этого самого паркеджеро, я был сам принят за такового пятью или шестью жаждущими заплатить. То что я не выгляжу техасским рейнджером – уж можете мне поверить, но и на тетеньку с помятым лицом, я, надеюсь, не похож. Я пошел в отказ, о чем теперь очень жалею, они извиняясь объясняли, что я был принят за паркеджеро лишь потому что у меня, дескать, висела на плече сумка! Чудны дела твои, господи, а ведь легко мог капусты срубить …
Бывают и исключения - в Сиракузах, например, такая парковка оборудована автоматом. Банкноты он не принимает, так что желательно иметь при себе мелочь. Стоимость парковки зависит от времени, на которое вы оставляете машину. На чеке указывается время, когда произведена оплата и время, до которого парковка оплачена. Отпечатанный аппаратом чек необходимо положить на торпеду и можно отправляться по своим делам.
Третий тип парковок – это обычные места на улицах, рядом с тротуаром, иногда – на площадях. Обычно оплачиваемое время – с 8 утра до 13-00 и с 16-00 до 20-00. Оплачивается парковка путем приобретения паркинг-карты. В зависимости от того, в каком городе вы находитесь, такие карты могут продаваться либо в табачных лавках либо в газетных киосках. На Искье, например, они продавались и в любом ресторанчике. Паркинг-карты бывают двух типов – на один час либо на половину дня (такие покупать выгоднее, чем несколько часовых, если, вы намерены оставить машину надолго). На карте вы затираете монеткой время и дату постановки на парковку и кладете карту на торпеду авто. В дни национальных праздников и в выходные такие парковки обычно бесплатны. Информация об этом – на указателе парковки.
Теперь относительно поиска парковок. В путеводителях вы найдете информацию о том, что парковки в городах Сицилии найти крайне сложно. Вот этому не верьте. Просто нужно их искать с умом. Думаю, пришло время рассказать о том что GPS-навигатор серьезнейшим образом может облегчить вашу жизнь на Сицилии.
3. GPS-навигация.
Конечно, когда я выкладывал в Москве почти 250 долларов за малюсенькую флеш-карточку с программой i-GO для Европы сердце обливалось кровью. Но потом, на Сицилии я много раз убедился в том, что сделал правильно, купив ее.
Начнем с того, что она действительно знает адреса, вплоть до дома, по всей Европе, во всяком случае на Сицилии случаев, когда адрес бы в базе отсутствовал или когда бы навигатор заплутал, за 2 недели активной езды не отмечалось.
Разговаривать это чудо может и по-русски и, хотя оно не болтливо излишне, но вовремя подсказывает когда вам нужно перестроиться в другой ряд перед поворотом или на каком выезде вам нужно съехать с кругового движения или когда приготовиться к въезду на скоростную магистраль. Также, эта штука знает какая скорость разрешена на каждом участке пути вашего маршрута и вовремя предупредит о том, что разрешенная скорость превышена. Это избавит вас от ненужного общения с дорожной полицией. Очень удобно автоматическое увеличение изображения карты перед развязкой, на котором показывается схематично куда вам ехать. Ориентироваться в незнакомом городе по этой штуке – одно удовольствие. Еще один плюс – на карте каждого города показаны парковки. Вы можете заранее задать маршрут, указав точкой назначения парковку, максимально приближенную к интересующим вас объектам например, к центру города и эта штука точно приведет вас к месту назначения. Кроме парковок эта штука способна находить ближайшие бензоколонки, рестораны, гостиницы и другие объекты.
Кстати, она очень удобна и в пешем движении – вы всегда можете задать адрес какой-либо достопримечательности, найдя его в путеводителе и таким образом, избавить себя от мучений выслушивать не всегда понятные объяснения аборигенов о том как пройти в библиотеку.
Продолжение следует
Часть первая
Без ложной скромности могу сказать, что московские водители, к коим я отношу себя с гордостью, видимо способны адаптироваться к любым условиям езды на любом автомобиле в любой стране мира. Во всяком случае, все предупреждения, распространяемые в интернете о том, как на Сицилии сложно ездить по большому счету для нас, московских драйверов, излишни. Если я и встретил трудности с вождением авто, то вовсе не те о которых читал в длинных и почему-то жутко нудных отчетах о поездках по Сицилии, которые мне попались в Интернете. Поэтому, считаю своим долгом написать о тех проблемах, с которыми столкнулся я и, которые, надеюсь, в результате прочтения этого текста, избегнете вы, посещая этот необыкновенный остров.
Я думаю, что просто обязан развеять пару мифов, гуляющих по интернету и донести до народа правду о том, как правильно ездить по Сицилии на авто:
1. Международные права и строгость итальянской полиции. Говорю сразу, за 2 недели активной езды по Сицилии, включая коллизию с взиманием с меня штрафа в 10 евро за злостную неоплату мною парковки (ха-ха, попробуйте-ка ее с первого раза правильно оплатить (!), но об этом позже), так вот за это время никаких проблем с дорожной полицией у меня не возникло.
А могли ведь и возникнуть - прямо перед отъездом в инете я прочел об особой строгости именно итальянской (ну, еще греческой) полиций - шутки с ней, как предупреждалось, сильно плохи. Плохи-то может и плохи, да только полиции на дорогах Сицилии почти нет и, если вы не пытаетесь воскресным утром заняться стритрейсингом вокруг городской ратуши, то и поводов проверять, например, как выглядят ваши права, у них, скорее всего, не найдется. По-любому, мой опыт общения с итальянской ДПС говорит просто-таки обратное - весьма и весьма милые, ну просто добрейшие люди.
За год до описываемой поездки состоялось мое знакомство с островом Искья (тоже Италия, недалеко от Неаполя) и, как следствие, его досточтимой дорожной полицией. Все началось с того, что я впервые выехав на автомобиле из отеля сразу попал на улицу с односторонним движением. Но, к сожалению, звезды в тот момент сложились видимо, не совсем удачно, так что поехал я, как потом выяснилось, в сторону, противоположную разрешенной. Лично мне это не доставляло никаких неудобств, ну, разве что, немного удивляло, что оказывается итальянцы поголовно ездят с выпученными глазами и, активно жестикулируя встречным водителям, пытаются в весьма, скажем так, эмоциональной форме донести до них какую-то очень важную информацию! Между прочим, на выезде из отеля знаков не было, в общем, еду по встречке, а рядов – всего два, а улицы в Италии, сами понимаете…ну не как Садовое кольцо, слегка поуже будут.
Я тогда решил, что вероятно у итальянцев вообще по жизни выпученные глаза да и всем известно, что если итальянец не жестикулирует, это означает что ему только что отрезало циркулярной пилой обе руки или его разбил полный паралич. Позже выяснилось, что слушал я от встречных водителей совсем даже не цитаты из оперы Пуччини, как я думал, а отборные образцы итальянского мата, кстати, весьма и весьма благозвучного, что и сбило меня с толку – на слух – ну точняк оперные арии!
Откуда мне было знать, что вся информация, которую до меня пытались донести, если коротко, сводилась к предположениям о некоторой преждевременности родов, в результате которых я появился на свет? Проще говоря, я теперь знаю как сказать по-итальянски «недоносок». И несколько других слов, вроде «выродок» и «недоумок». В общем, с песнями и прибаутками доехал я по встречке до патрульных итальянской ГИБДД. Остановила меня женщина-гаишник, которой я сходу вместо водительских прав сунул …вы, конечно, подумали 50 ЕВРО? И ошибаетесь – я сунул ей карту Искьи, сопровождая это вопросом, как проехать на Неаполь. Учитывая, что до Неаполя от Порто Искья 45 минут ходу паромом по морю, вопрос видимо поставил ее в полнейший тупик. Она долго крутила карту Искьи, словно это был гло бус, но ничего вразумительного сказать так и не смогла. Вообще, похоже, ее знания топографии и геодезии были мягко говоря скудны, подозреваю даже, что она искренне искала на этой карте Неаполь! Однако, в силу таких национальных итальянских черт как общительность и доброжелательность, помочь мне она хоть и не могла, но хотела очень. Она привлекла к рассмотрению карты своих коллег, стоявших рядом, которые тут же побросали все свои гаишно-гибддшные дела и стали, теперь уже вместе, крутить и разглядывать карту острова (для справки его диаметр – аж 7,5 км!). Но и они, к сожалению оказались далеко не Марко Поло и также усердно искали на карте Искьи Неаполь…В общем, за разговором и углубленным изучением итальянскими полицейскими географии их родной страны на примере карты о. Искья (похоже они ее видели в первый раз в жизни и она произвела на них просто неизгладимое впечатление) как-то забылось уже, что я ехал не в ту сторону и, в конце концов, меня отпустили без всякого наказания, предупредив, что лучше бы мне больше по встречке не ездить.
Здесь, для справедливости, мне придется сделать еще одно важное отступление- теперь уже во славу российских гибддешников.
Вечером, перед отъездом из Москвы, я совершил одно открытие - я узнал, все в том же инете, будь он неладен, что в Европе, для вождения автомобиля и, главное, его аренды, необходимы права международного образца, который утвержден соответствующей конвенцией. Если Вы, пощупав свою карточку, на которой написано не только шаблонное - «Водительское удостоверение» но и заветное - «Permis de conduire» думаете, что являетесь обладателем международных прав, то вы глубочайшим образом заблуждаетесь, в чем, собственно и состоит мое открытие.
При разработке образца этого документа всех интеллектуальных усилий нашего доблестного и очень дорогого для нас ГАИ видимо хватило лишь на то, чтобы разместить там надпись «Permis de conduire». Т.е. из всех требований конвенции они смогли выполнить только одно – написать название документа по-французски. По их мнению, видимо, это и дает право этому документу называться «Водительское удостоверение международного образца». Жаль, только, что европейская полиция так вовсе не считает! Каково же было мое разочарование, когда выяснилось, что с таким же успехом там могли быть надписи на суахили, китайском, древнем языке майя или любом другом - от этого документ никак не может стать международными правами. Увы, настоящее водительское удостоверение международного образца, согласно Европейской конвенции, выглядит совсем не так, оно должно быть вообще не в виде карточки, а в виде книжечки. И его как-то нужно получать отдельно, т.е. сверх того самого шедевра ГИБДДшной мысли, на котором написано «Permis de conduire» и который мы, с их подачи, наивные, считали правами международного (!) образца.
Каково же было мое возмущение, когда выяснилось, что ГАИ прекрасно обо всем этом осведомлено и, действительно, может выдавать к нашему водительскому удостоверению «международного образца для внутреннего употребления» еще и настоящее водительское удостоверение, так сказать «для наружного употребления». Т.е. надо идти в ГАИ, подавать очередные документы и получать это самое другое международное удостоверение!!! Вот только узнал я обо всем этом всего за несколько часов до вылета – как говорится, поздняк метаться…
Я не спрашиваю, зачем они это устроили – тут все ясно, каждая лишняя бумажка, которую они будут нам оформлять, для них - хлеб насущный.
Понятно, также, что международные права, которые можно было бы предъявить в Европе, абы кому, просто так, с кондачка, здесь, в России каждому встречному-поперечному выдавать не станут (а вдруг он шпион?), а заставят, как положено, стоять в очереди, писать какие-то бумаги, объясняться, демонстрировать наличие загранпаспорта и много чего еще. Кстати, вот тут-то, если засланный, он себя и проявит – взбесится, права (не водительские, а конституционные) начнет качать, требовать наведения порядка и другие глупости начнет делать, в общем выдаст себя с головой! Мне не понятно другое. Зачем на правах, которые они нам всем выдают написано это самое пресловутое «Permis de conduire»?! Чтобы в Ярославской губернии ГАИшник, мог понять какой я ему документ предъявляю? А то ведь вдруг он русского языка не знает? Ну и конечно, уж французский-то он знает точно!
Ну, да бог с ними, с нашими гаишниками-франкофонами, вернемся-ка мы лучше к Сицилии. Есть, есть чем порадовать вас, дорогие читатели, после столь огорчительных новостей. Первая и главная радость – не знаю как во всей Италии, но здесь, на Сицилии, такой же бардак как и у нас, в России. Что это означает для нас? А вот что: клали тут все на эту самую Европейскую конвенцию и с превеликим удовольствием принимают лишь один универсальный документ – банкноты Евро, равно как и банковские кредитки. Обе прокатные фирмы с которыми я сталкивался на Искье и Сицилии даже слова не сказали по поводу несоответствия моего водительского удостоверения какой-то там конвенции. Не потребовались ни международные ни какие-либо еще права и при уплате штрафа за неправильно припаркованный автомобиль. Вообще, парковке на Сицилии я должен уделить отдельное внимание – это действительно песня.
2. Парковка
Известно, что при управлении самолетом самое сложное, то что требует от летчика особых навыков – это посадка. В Сицилии, для водителя не менее важно обладать в совершенстве навыками парковки, и парковаться тут, уверяю вас, ничуть не легче, чем посадить истребитель на палубу авианосца. Если в Ваши планы не входит получасовая прогулка от места где реально можно припарковать машину до места, в которое вы первоначально направлялись, вам необходимо, во-первых уметь «без мыла» влезать в небольшие пространства, по случайному стечению обстоятельств оставшиеся не занятыми, и парковать машину практически впритык. Впритык ко всему – к правой стороне улицы, не имеющей тротуаров и имеющей ширину 3,5 м. от силы. Впритык к бамперам сзади и спереди стоящих авто. Во-вторых Вы должны правильно эту парковку оплатить. Но сначала, конечно, вы должны, нет просто обязаны, найти свою норку иначе вы обречены долго-долго ехать вдоль ряда запаркованных вдоль улицы машин, высматривая заветную дырочку и слушая вслед отчаянное бибиканье добросердечных, таких терпимых и доброжелательных на дороге сицилийцев и их весьма лестные эпитеты, в т.ч. почерпнутые из разнообразного животного мира Сицилии, которыми они вас с удовольствием наградят, притормаживая в ожиднии, когда же вы уже запаркуетесь, наконец!
Тут мне снова придется сделать отступление для того, чтобы рассказать вам кое-что о сицилийских водителях. Дорогие читатели! Если вдруг вам однажды покажется, что московские водители недостаточно доброжелательны друг к другу, нетерпимы к ошибкам или даже нуждам своих собратьев, не обладают культурой проезда перекрестков, не считаются с правилами или даже вообще не знакомы с ними, поезжайте скорее на Сицилию. Вы увидите там такое, после чего московский трафик в час пик на МКАДе покажется легкой прогулкой по парку. Трỳсам не место на дорогах Сицилии. Если у вас впереди знак «главная дорога», это еще ничего не значит. Имейте в виду - за вами внимательно следят те, другие, которым надо пересечь эту самую «главную дорогу». Не мелькнет ли в ваших глазах тень сомнения? Не попытаетесь ли вы хоть чуть-чуть притормозить перед перекрестком? И если это так, если вы хоть на долю секунды дали слабину и сняли ногу с педали газа – все, считайте что никакого преимущества у вас нет да и быть не могло. Вы сами себя лишили его. Поперечный поток ринется без страха и упрека вам наперерез. При этом, водители автомобилей, стоящих сзади по вашей вине, будут чморить вас по-всякому, выражая законное возмущение вашей трусостью. Вы сто раз пожалеете о том миге сомнения который лишь тенью коснулся вашего чела. Поэтому вывод такой – перед перекрестком, независимо от того главная дорога или нет – забудьте о том что у вас есть педаль тормоза. Вы, как уже говорилось истребитель, но теперь уже взлетающий с палубы авианосца, уже превысивший критическую скорость и давно прошедший точку принятия решения. Но, конечно, не забываем об отморозках, а такие на дорогах Сицилии тоже встречаются.
Мне, например, встретился на дороге человек на белом фургоне с диваном на крыше, который начал без всякого предупреждения, жутко подрезая меня, перестраиваться из крайнего правого ряда в левый так, будто меня не существует вовсе. Да, я позволил себе, видимо, с его точки зрения ну просто сверхнаглость – отчаянно тормозя я недовольно, коротенько так, бибикнул. Нет, я не орал нечто вроде: «макаронник, водить научись!». Я просто коротко, интеллигентно бибикнул. И все.
Сначала я подумал, что из окна белого фургона мне показывают в качестве извинения жест ОК. Вот только средний палец он зачем еще выставил вверх? И движения кисти его руки вверх-вниз уже не оставляют сомнений – помилуйте, да это совсем даже не ОК, это скорее уж наоборот! Так вот зачем он возит с собой диван, осенило тут меня! Тем временем, уже видимо, совсем позабыв, куда он этот диван должен был везти, этот маньяк начал на меня охоту – преследуя, он принялся меня прижимать ко всему что только можно – к ближайшим автобусам, бордюрам, машинам. В, общем, «учил» меня как мог. Куда моей арендованной дизельной Микре тягаться с большим белым фургоном, да еще вооруженным диваном? Весовые категории у нас были явно разные… Позорно нажав на газ и оставив далеко позади себя белый фургон, которому, по счастью, диван не улучшал аэродинамики, я еще долго в зеркале заднего вида мог видеть как совершает, воображаемые фрикции рука этого доброго дяденьки, умудрившегося соединить, казалось бы, несоединимое – жест ОК в сочетании с выставленным вверх средним пальцем…
Ладно, хватит ужасов, давайте лучше вернемся к парковке.
Итак, водителю в Сицилии нужно запомнить главное: бесплатная парковка имеет разметку белого цвета, платная – синего. Разметка желтого цвета означает, что парковка в этом месте запрещена.
Платные парковки я видел трех типов.
Первые – это многоэтажные паркинги, как правило недалеко от центра города. Я в таких не парковался, но подозреваю что хотя оплата там чуть выше, но зато никаких проблем там быть с ней по идее не должно.
Второй тип парковок - открытые туристические платные парковки. Тут надо быть внимательными – ищите места для автомобилей, а не автобусов и не вздумайте в виду отсутствия парковщика просто поставить машину и уходить – по приходу найдете на лобовом стекле квитанцию об уплате штрафа. Так что если не хотите в следующий раз получить проблемы с итальянской визой, вам придется ждать, пока на парковку соизволит явиться парковщик (паркеджеро, то бишь), причем он может быть похож и на техасского рейнджера со звездой шерифа, а может оказаться тетенькой с весьма помятым жизнью лицом в клеенчатой куртке. Отличительный признак – сумка на плече. Один раз, пока я искал этого самого паркеджеро, я был сам принят за такового пятью или шестью жаждущими заплатить. То что я не выгляжу техасским рейнджером – уж можете мне поверить, но и на тетеньку с помятым лицом, я, надеюсь, не похож. Я пошел в отказ, о чем теперь очень жалею, они извиняясь объясняли, что я был принят за паркеджеро лишь потому что у меня, дескать, висела на плече сумка! Чудны дела твои, господи, а ведь легко мог капусты срубить …
Бывают и исключения - в Сиракузах, например, такая парковка оборудована автоматом. Банкноты он не принимает, так что желательно иметь при себе мелочь. Стоимость парковки зависит от времени, на которое вы оставляете машину. На чеке указывается время, когда произведена оплата и время, до которого парковка оплачена. Отпечатанный аппаратом чек необходимо положить на торпеду и можно отправляться по своим делам.
Третий тип парковок – это обычные места на улицах, рядом с тротуаром, иногда – на площадях. Обычно оплачиваемое время – с 8 утра до 13-00 и с 16-00 до 20-00. Оплачивается парковка путем приобретения паркинг-карты. В зависимости от того, в каком городе вы находитесь, такие карты могут продаваться либо в табачных лавках либо в газетных киосках. На Искье, например, они продавались и в любом ресторанчике. Паркинг-карты бывают двух типов – на один час либо на половину дня (такие покупать выгоднее, чем несколько часовых, если, вы намерены оставить машину надолго). На карте вы затираете монеткой время и дату постановки на парковку и кладете карту на торпеду авто. В дни национальных праздников и в выходные такие парковки обычно бесплатны. Информация об этом – на указателе парковки.
Теперь относительно поиска парковок. В путеводителях вы найдете информацию о том, что парковки в городах Сицилии найти крайне сложно. Вот этому не верьте. Просто нужно их искать с умом. Думаю, пришло время рассказать о том что GPS-навигатор серьезнейшим образом может облегчить вашу жизнь на Сицилии.
3. GPS-навигация.
Конечно, когда я выкладывал в Москве почти 250 долларов за малюсенькую флеш-карточку с программой i-GO для Европы сердце обливалось кровью. Но потом, на Сицилии я много раз убедился в том, что сделал правильно, купив ее.
Начнем с того, что она действительно знает адреса, вплоть до дома, по всей Европе, во всяком случае на Сицилии случаев, когда адрес бы в базе отсутствовал или когда бы навигатор заплутал, за 2 недели активной езды не отмечалось.
Разговаривать это чудо может и по-русски и, хотя оно не болтливо излишне, но вовремя подсказывает когда вам нужно перестроиться в другой ряд перед поворотом или на каком выезде вам нужно съехать с кругового движения или когда приготовиться к въезду на скоростную магистраль. Также, эта штука знает какая скорость разрешена на каждом участке пути вашего маршрута и вовремя предупредит о том, что разрешенная скорость превышена. Это избавит вас от ненужного общения с дорожной полицией. Очень удобно автоматическое увеличение изображения карты перед развязкой, на котором показывается схематично куда вам ехать. Ориентироваться в незнакомом городе по этой штуке – одно удовольствие. Еще один плюс – на карте каждого города показаны парковки. Вы можете заранее задать маршрут, указав точкой назначения парковку, максимально приближенную к интересующим вас объектам например, к центру города и эта штука точно приведет вас к месту назначения. Кроме парковок эта штука способна находить ближайшие бензоколонки, рестораны, гостиницы и другие объекты.
Кстати, она очень удобна и в пешем движении – вы всегда можете задать адрес какой-либо достопримечательности, найдя его в путеводителе и таким образом, избавить себя от мучений выслушивать не всегда понятные объяснения аборигенов о том как пройти в библиотеку.
Продолжение следует