Да, богато предновогодье на законы.
Очень интересно.
Рекомендую "до корки".
Читаем дружно.
Mark III.
--------------------------
Пленум Верховного Суда Российской Федерации
Постановление
9 декабря 2008 N 25
О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения
В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении дел о
преступлениях, предусмотренных статьями 264, 266 и 166 УК РФ, Пленум
Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126
Конституции Российской Федерации, постановляет:
1. Обратить внимание судов, что уголовная ответственность за
преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь
при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти
последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями
правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.
2. Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ,
является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем,
трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным
для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного
на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее
Правила). Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право
управления указанным видом транспортного средства и получивший
соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее
транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ
был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение
пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления
соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее
вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.
В силу пункта 1.2 Правил к механическим транспортным средствам не
относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение
двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие
максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а
также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные
средства с аналогичными характеристиками. Лица, управлявшие указанными
транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности
движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по
неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при
наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям
1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ.
3. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264
УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно
пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного
средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ,
и в чем конкретно выразилось это нарушение.
Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены
отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не
соответствуют установленным в судебном заседании фактическим
обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по
ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить
уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием
конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье
264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты
произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не
ухудшается положение подсудимого.
4. Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в
статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного
движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или
разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных,
дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате
управления автотранспортным средством вне дороги, должны
квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины
по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации,
предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за
нарушение правил при производстве работ.
5. Обратить внимание судов на то, что при исследовании причин
создавшейся аварийной обстановки необходимо установить, какие пункты
правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств нарушены
и какие нарушения находятся в причинной связи с наступившими
последствиями, предусмотренными статьей 264 УК РФ.
В тех случаях, когда нарушения правил дорожного движения были
допущены двумя или более участниками дорожного движения, содеянное ими
влечет уголовную ответственность по статье 264 УК РФ, если их действия по
управлению транспортным средством находились в причинной связи с
наступившими последствиями, указанными в названной статье Уголовного
кодекса Российской Федерации.
6. Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении
дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости
движения транспортного средства, следует исходить из требований пункта
10.1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со
скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом
интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и
груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в
направлении движения.
Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую
водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению
скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная
ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась
техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и
между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная
связь.
7. При решении вопроса о технической возможности предотвращения
дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что
момент возникновения опасности для движения определяется в каждом
конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей
дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует
считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную
возможность ее обнаружить.
При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя
технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в
условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует
исходить из того, что водитель в соответствии с пунктом 10.1 Правил
должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность
постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения
требований Правил.
8. Судам следует иметь в виду, что в компетенцию судебной
автотехнической экспертизы входит решение только специальных технических
вопросов, связанных с дорожно-транспортным происшествием. Поэтому при
назначении экспертизы суды не вправе ставить перед экспертами правовые
вопросы, решение которых относится исключительно к компетенции суда
(например, о степени виновности участника дорожного движения). При
анализе и оценке заключений автотехнических экспертиз судам следует также
исходить из того, что объектом экспертного исследования могут быть
обстоятельства, связанные с фактическими действиями водителя
транспортного средства и других участников дорожного движения.
9. В тех случаях, когда в результате дорожно-транспортного
происшествия пострадало два и более человек, действия лица, нарушившего
правила дорожного движения при управлении транспортным средством,
подлежат квалификации по той части статьи 264 УК РФ, которая
предусматривает более строгую ответственность за наступившие по
неосторожности тяжкие последствия, поскольку в соответствии с частью 2
статьи 17 УК РФ совокупностью преступлений признаются только те действия
(бездействие), применительно к которым признаки преступлений
предусмотрены двумя или более статьями Уголовного кодекса Российской
Федерации.
Если из-за нарушения правил дорожного движения или эксплуатации
транспортного средства по неосторожности был одновременно причинен тяжкий
вред здоровью нескольким лицам, виновное лицо несет уголовную
ответственность по части 1 статьи 264 УК РФ.
10. Если суд на основании исследованных доказательств установит, что
указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие
нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного
движения или эксплуатации транспортных средств, но и ввиду несоблюдения
потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при
поездке ремней безопасности, поездка на мотоцикле без мотошлема и т.п.),
эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание, за
исключением случаев, когда водитель не выполнил свои обязанности по
обеспечению безопасности пассажиров (пункт 2.1.2 Правил).
11. Обратить внимание судов, что при назначении наказания лицу,
совершившему предусмотренное статьей 264 УК РФ преступление в состоянии
алкогольного или наркотического опьянения, в силу части 3 статьи 60 УК РФ
следует учитывать указанное обстоятельство как отрицательно
характеризующее личность этого лица, умышленно допустившего нарушение
пункта 2.7 Правил, повышающее степень общественной опасности им
содеянного.
12. В связи с тем, что статья 264 УК РФ, наряду с основным
наказанием предусматривает возможность применения к виновному
дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным
средством, суду следует иметь в виду, что исходя из статьи 47 УК РФ
указанное дополнительное наказание может быть назначено как лицу,
которому в установленном законом порядке было выдано соответствующее
удостоверение, так и лицу, управлявшему автомобилем или другим
транспортным средством без соответствующего разрешения.
При назначении виновному дополнительного наказания в виде лишения
права управления транспортным средством суду надлежит информировать об
этом соответствующее управление ГИБДД в субъекте Российской Федерации.
Имеющееся в деле удостоверение на право управления транспортными
средствами следует направить в это подразделение для исполнения приговора
суда.
13. При рассмотрении дел о применении принудительных мер
медицинского характера в отношении лиц, совершивших деяние,
предусмотренное статьей 264 УК РФ, и в силу статей 21 или 81 УК РФ
освобожденных от уголовной ответственности или наказания с применением
принудительных мер медицинского характера, судам надлежит информировать
органы, правомочные решать вопросы о лишении специального права, для
принятия мер по прекращению действия права этих лиц на управление
транспортными средствами, а также изъятия соответствующих удостоверений.
14. Рекомендовать судам при установлении обстоятельств,
способствовавших совершению преступлений, ответственность за которые
предусмотрена статьей 264 УК РФ (несоответствие состояния дорог, мостов,
железнодорожных переездов и т.п. строительным правилам, нормам,
стандартам и другим нормативным документам; использование неисправных
транспортных средств, прошедших государственный технический осмотр, и
т.д.), путем вынесения частных определений (постановлений) обращать
внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства
и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер для их
устранения. В указанных случаях суду следует также решать вопрос о
возможности учета таких обстоятельств в качестве смягчающих наказание
(статья 61 УК РФ).
15. В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством,
умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью
потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям
Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях
против личности.
16.
Очень интересно.
Рекомендую "до корки".
Читаем дружно.
Mark III.
--------------------------
Пленум Верховного Суда Российской Федерации
Постановление
9 декабря 2008 N 25
О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения
В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении дел о
преступлениях, предусмотренных статьями 264, 266 и 166 УК РФ, Пленум
Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126
Конституции Российской Федерации, постановляет:
1. Обратить внимание судов, что уголовная ответственность за
преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь
при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти
последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями
правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.
2. Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ,
является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем,
трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным
для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного
на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее
Правила). Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право
управления указанным видом транспортного средства и получивший
соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее
транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ
был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение
пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления
соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее
вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.
В силу пункта 1.2 Правил к механическим транспортным средствам не
относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение
двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие
максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а
также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные
средства с аналогичными характеристиками. Лица, управлявшие указанными
транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности
движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по
неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при
наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям
1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ.
3. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264
УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно
пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного
средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ,
и в чем конкретно выразилось это нарушение.
Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены
отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не
соответствуют установленным в судебном заседании фактическим
обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по
ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить
уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием
конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье
264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты
произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не
ухудшается положение подсудимого.
4. Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в
статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного
движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или
разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных,
дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате
управления автотранспортным средством вне дороги, должны
квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины
по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации,
предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за
нарушение правил при производстве работ.
5. Обратить внимание судов на то, что при исследовании причин
создавшейся аварийной обстановки необходимо установить, какие пункты
правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств нарушены
и какие нарушения находятся в причинной связи с наступившими
последствиями, предусмотренными статьей 264 УК РФ.
В тех случаях, когда нарушения правил дорожного движения были
допущены двумя или более участниками дорожного движения, содеянное ими
влечет уголовную ответственность по статье 264 УК РФ, если их действия по
управлению транспортным средством находились в причинной связи с
наступившими последствиями, указанными в названной статье Уголовного
кодекса Российской Федерации.
6. Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении
дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости
движения транспортного средства, следует исходить из требований пункта
10.1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со
скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом
интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и
груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в
направлении движения.
Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую
водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению
скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная
ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась
техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и
между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная
связь.
7. При решении вопроса о технической возможности предотвращения
дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что
момент возникновения опасности для движения определяется в каждом
конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей
дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует
считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную
возможность ее обнаружить.
При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя
технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в
условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует
исходить из того, что водитель в соответствии с пунктом 10.1 Правил
должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность
постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения
требований Правил.
8. Судам следует иметь в виду, что в компетенцию судебной
автотехнической экспертизы входит решение только специальных технических
вопросов, связанных с дорожно-транспортным происшествием. Поэтому при
назначении экспертизы суды не вправе ставить перед экспертами правовые
вопросы, решение которых относится исключительно к компетенции суда
(например, о степени виновности участника дорожного движения). При
анализе и оценке заключений автотехнических экспертиз судам следует также
исходить из того, что объектом экспертного исследования могут быть
обстоятельства, связанные с фактическими действиями водителя
транспортного средства и других участников дорожного движения.
9. В тех случаях, когда в результате дорожно-транспортного
происшествия пострадало два и более человек, действия лица, нарушившего
правила дорожного движения при управлении транспортным средством,
подлежат квалификации по той части статьи 264 УК РФ, которая
предусматривает более строгую ответственность за наступившие по
неосторожности тяжкие последствия, поскольку в соответствии с частью 2
статьи 17 УК РФ совокупностью преступлений признаются только те действия
(бездействие), применительно к которым признаки преступлений
предусмотрены двумя или более статьями Уголовного кодекса Российской
Федерации.
Если из-за нарушения правил дорожного движения или эксплуатации
транспортного средства по неосторожности был одновременно причинен тяжкий
вред здоровью нескольким лицам, виновное лицо несет уголовную
ответственность по части 1 статьи 264 УК РФ.
10. Если суд на основании исследованных доказательств установит, что
указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие
нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного
движения или эксплуатации транспортных средств, но и ввиду несоблюдения
потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при
поездке ремней безопасности, поездка на мотоцикле без мотошлема и т.п.),
эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание, за
исключением случаев, когда водитель не выполнил свои обязанности по
обеспечению безопасности пассажиров (пункт 2.1.2 Правил).
11. Обратить внимание судов, что при назначении наказания лицу,
совершившему предусмотренное статьей 264 УК РФ преступление в состоянии
алкогольного или наркотического опьянения, в силу части 3 статьи 60 УК РФ
следует учитывать указанное обстоятельство как отрицательно
характеризующее личность этого лица, умышленно допустившего нарушение
пункта 2.7 Правил, повышающее степень общественной опасности им
содеянного.
12. В связи с тем, что статья 264 УК РФ, наряду с основным
наказанием предусматривает возможность применения к виновному
дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным
средством, суду следует иметь в виду, что исходя из статьи 47 УК РФ
указанное дополнительное наказание может быть назначено как лицу,
которому в установленном законом порядке было выдано соответствующее
удостоверение, так и лицу, управлявшему автомобилем или другим
транспортным средством без соответствующего разрешения.
При назначении виновному дополнительного наказания в виде лишения
права управления транспортным средством суду надлежит информировать об
этом соответствующее управление ГИБДД в субъекте Российской Федерации.
Имеющееся в деле удостоверение на право управления транспортными
средствами следует направить в это подразделение для исполнения приговора
суда.
13. При рассмотрении дел о применении принудительных мер
медицинского характера в отношении лиц, совершивших деяние,
предусмотренное статьей 264 УК РФ, и в силу статей 21 или 81 УК РФ
освобожденных от уголовной ответственности или наказания с применением
принудительных мер медицинского характера, судам надлежит информировать
органы, правомочные решать вопросы о лишении специального права, для
принятия мер по прекращению действия права этих лиц на управление
транспортными средствами, а также изъятия соответствующих удостоверений.
14. Рекомендовать судам при установлении обстоятельств,
способствовавших совершению преступлений, ответственность за которые
предусмотрена статьей 264 УК РФ (несоответствие состояния дорог, мостов,
железнодорожных переездов и т.п. строительным правилам, нормам,
стандартам и другим нормативным документам; использование неисправных
транспортных средств, прошедших государственный технический осмотр, и
т.д.), путем вынесения частных определений (постановлений) обращать
внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства
и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер для их
устранения. В указанных случаях суду следует также решать вопрос о
возможности учета таких обстоятельств в качестве смягчающих наказание
(статья 61 УК РФ).
15. В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством,
умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью
потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям
Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях
против личности.
16.