После стоянки заклинило заднее колесо: причина и решение проблемы

Vagulo

Свой в доску
20 Август 2007
718
74
0
Новосибирск
Коллеги, я тут столкнулся с одной проблемой – хочу поделиться опытом, может, кому понадобится.

Ситуация такая. Мы с друзьями поехали на шашлыки, машину оставил на небольшом уклоне, поэтому затянул стояночный тормоз. А когда собрался ехать – заднее правое колесо оказалось намертво заклиненым. Левое крутится свободно.
Полное ощущение, как бывает, когда колодки примерзли – но на улице-то лето! Попробовал сорвать – на грунте бесполезно, передние колеса буксуют и закапываются. Думал, трос закис. Всяко-разно давил на педали, стучал по тросу, по колесу – бесполезно. Снял накладку в салоне, ослабил трос – бесполезно. Ехать невозможно.
Уже представил себе, как буду вызывать эвакуатор за 100 км. от города, из них на 30 км. по лесной дороге… Баксы-бакс Баксы-бакс К счастью, у приятеля на Жигулях оказался неплохой набор инструмента, включая набор головок. Решили разобрать тормозной механизм.

В общем, что оказалось. Выяснилось, что у Солио тормозной механизм не такой, как у Вагон R+ (какой нарисован во всех мануалах). Там в распорной рейке нет корончатой гайки для регулировки, вместо нее стоит подпружиненный зазубренный эксцентрик (на фото обозначен красной стрелкой) для автоматической компенсации износа накладок. Если зазор между накладками и барабаном будет слишком большим, при снятии с ручника эксцентрик проворачивается и фиксируется в новой позиции, компенсируя зазор. То есть система полностью автоматическая.

А у меня еще с давних времен осталась привычка: прежде чем отпустить ручник, нажать тормоз, чтобы машина не покатилась. Так вот, оказывается, на Солио так делать НЕЛЬЗЯ! Что произошло: я при затянутом ручнике нажал на тормоз – естественно, колодки обжались сильнее, чем от ручника, образовался какой-то небольшой зазор между распорной планкой и колодками. Потом нажал на педаль стояночного тормоза, чтобы снять ее с защелки. Если б это был рычаг ручника, который снимается кнопкой, то все было бы без проблем. А у нас-то педаль, и чтобы снять ее с защелки, надо сначала продавить педаль еще сильнее. При этом распорная планка сдвигается, выбирая образовавшийся из-за нажатого тормоза зазор, и эксцентрик перещелкивается на один зуб, оставляя колодки зажатыми. Все, освободить колесо можно только разобрав механизм!
Причем это происходит не каждый раз, я полтора года ездил, много используя ручник – и ничего, а тут вот на тебе… Видимо, все зависит от конкретного сочетания степени износа колодок и силы нажатия на педаль. Это еще мне повезло, что колесо заклинилось летом, и рядом был приятель с инструментом, а кабы зимой и на трассе где-нибудь…

Как решили проблему. Машина вывешивается (не забываем про подпорки!), снимается заднее колесо. Снимается защитный колпачок. Расконтривается и откручивается ступичная гайка. Руками зажатый барабан снять невозможно, поэтому снова вешаем на шпильки колесо, закручиваем гайки, беремся за колесо и сильно дергаем на себя. После нескольких рывков барабан снимается вместе с колесом.
Тормозные колодки зафиксированы пальцем и плоской пружиной (на снимке показаны зеленой стрелкой). Поворачиваем пассатижами палец передней (по ходу машины) колодки на 90 градусов, снимаем плоскую пружину. После этого колодка держится только на пружинах. Одной рукой оттягиваем колодку вперед, другой взводим эксцентрик до упора (от себя). Потом, при первом использовании ручника он сам развернется, как надо.
Все, аккуратно собираем все назад. Внимание: пока не будет поставлен тормозной барабан – педали не трогаем, а то придется все заново делать. Гайку затягиваем усилием 100, хотя если нет динамометрического ключа – ничего страшного, просто обычным воротком тянем со всей силы. Там перетянуть довольно сложно (конечно, если не брать метровый вороток), главное, чтобы недотянута не осталась. Необходимый инструмент: головка на 30 с хорошим воротком, тонкая отвертка для снятия колпачка, небольшое зубило и молоток для расконтровки-законтровки гайки, пассатижи для снятия-установки плоской пружины. Ну, баллонник, естественно. Работы, не считая снятия-установки колеса, минут на 20. Все очень доступно, никаких тонких мест нет (ремонтопригодность, как обычно у японских машин, просто изумительная!).

Если есть вопросы – давайте, постараюсь ответить.

ПыСы. Что-то картинка никак не хочет вкладываться. Так что сейчас выкладываю только текст, а картинку попробую добавить завтра....
 
  • Нравится
Реакции: 4 человек


NiceWizard

Бывает здесь
23 Ноябрь 2008
91
12
0
Приезжий
Езжу на ...
Suzuki Wagon R Solio
Выпуск март 2003, кузов MA34S
Ответ: После стоянки заклинило заднее колесо: причина и решение проблемы

Спасибо за рассказ! Это актуальная для меня информация, так как не знал что нельзя жать на тормоз при снятии с ручника (ножника))). На днях сам еле тронулся. Было ощущение что действительно, колодки примерзли..но нет, заморозков небыло. Но все обошлось вроде. Машина поехала нормально. Теперь не буду давить педали почем зря.
 

Edw_WaR

Профи
9 Апрель 2006
2,888
126
63
ПодМосква
Езжу на ...
Solio SWT 2002 MA64S правый руль, японец, K10A 70лс vvti пробег 105300 АКПП, кондишен
Ответ: После стоянки заклинило заднее колесо: причина и решение проблемы

Может всё так, а может чуть иначе, но факт присутствует: задние колёса периодически прикусывает. Причём, как мне показалось, только после нескольких часов стоянки на ручнике. Поскольку постоянно пользуюсь (да и все, наверное) последовательностью "нажал на рабочий"-"нажал стояночный"-отпустил рабочий" (-"отпустил стояночный"), а заклинивания после короткой стоянки не наблюдал ни разу. А если стоянка больше недели - практически 100% закусывание. Причём иной алгоритм едва ли возможен, поскольку на "рабочем" всегда приходится держать иначе либо коробку закусит в "Р" так, что рычаг с места не сдёрнешь, либо, по предложеной модели, однозначно закусит "стояночный". Скорее всего тут дело не в принципе механизма, а именно в совпадении факторов, что не делает более приятным это событие.:(

Кнопку на рычаге тоже просто так не нажмёш - только после легкого выжимания рычага, а значит "дозатягивание" и с рычагом происходит.
 

Vagulo

Свой в доску
20 Август 2007
718
74
0
Новосибирск
Ответ: После стоянки заклинило заднее колесо: причина и решение проблемы

На днях сам еле тронулся. Было ощущение что действительно, колодки примерзли..но нет, заморозков небыло. Но все обошлось вроде. Машина поехала нормально. Теперь не буду давить педали почем зря.
Я бы посоветовал теперь при возможности вывесить задние колеса и проверить, как они крутятся. Не исключено, что колодки уже полуприжаты, на асфальте это почувствовать почти невозможно, а колодки изнашиваются и расход бенза растет. Я сам, до того, как колесо заклинило, недели три ездил и слышал - какой-то очень тихий тонкий свист идет со стороны задних колес. Списывал все на подшипник, а оказалось - колодки терлись. Как развел эксцентрик - свист пропал.
 

Vagulo

Свой в доску
20 Август 2007
718
74
0
Новосибирск
Ответ: После стоянки заклинило заднее колесо: причина и решение проблемы

Может всё так, а может чуть иначе, но факт присутствует: задние колёса периодически прикусывает. .
Причем если один раз прикусило - назад механизм уже сам вернуться не может, машина так и будет ездить с полузаторможенными колесами, пока колодки не притрутся.[/QUOTE]

Причём иной алгоритм едва ли возможен, поскольку на "рабочем" всегда приходится держать иначе либо коробку закусит в "Р" так, что рычаг с места не сдёрнешь, либо, по предложеной модели, однозначно закусит "стояночный". .
Насколько я понял этот механизм, если НАЖАТЬ стояночный, предварительно нажав рабочий - эксцентрик прощелкнуться не может. Проблема возникает, когда ОТПУСКАЕМ стояночный, предварительно нажав рабочий. Я для себя пока нашел такой выход: отпускаю стояночный и сразу быстро подхватываю машину рабочим. Вроде пока рычаг АКПП не закусывало, хотя... грустно это все, конечно.

Скорее всего тут дело не в принципе механизма, а именно в совпадении факторов, что не делает более приятным это событие.
Думаю, это просто конструктивный просчет. Где-то какие-то миллиметры не учтены, вот и результат.
Собственно, сам факт, что рычаг в "Р" закусывает - это уже грубая конструктивная недоработка, свидетельствующая, что эту систему конструкторы доводили не особо тщательно... :(
 


Edw_WaR

Профи
9 Апрель 2006
2,888
126
63
ПодМосква
Езжу на ...
Solio SWT 2002 MA64S правый руль, японец, K10A 70лс vvti пробег 105300 АКПП, кондишен
Ответ: После стоянки заклинило заднее колесо: причина и решение проблемы

На самом деле у меня есть подозрения, что прихватывает не из-за стояночного тормоза, а из-за рабочего, точнее стояночный провоцирует, конечно, но у меня несколько раз были случай, когда и без стояночного приходилось "сдёргивать" задние тормоза. Это только после длительной стоянки 1-2-3 недели. Летом. На механизм самоподтяжки вроде не похоже, поскольку если "сорвать", то потом всё замечательно крутится руками, т.е. колодки достаточно отведены. Если бы это "пересамоподтягивание" было, то тогда действительно бы наблюдалось подтормаживание вплоть до небольшого износа колодок. А это километров 20 с торможениями точно.

Была у меня мысль, что это просто пружины не разводят нормально колодки. Последний раз, когда разбирал, действительно обнаружил очень тугой ход всех внутренних рычагов. Всё смазал, разработал до состояния "болтается". Стало ЗАМЕТНО получше с этим явлением, но не 100% убралось - может геометрия рычагов склонна к подклиниваниям, поскольку там всё, разумеется, без подшипников и на "квадратных" осях, к тому же ржавеющих. А механизм греется в процессе и любая смазка "уходит". Разве что графитовой попробовать?

И длительный режим "покоя" приводит к корозии в осях и неотпусканию колодок. я как-то на этом варианте для себя остановился.
 

Vagulo

Свой в доску
20 Август 2007
718
74
0
Новосибирск
Ответ: После стоянки заклинило заднее колесо: причина и решение проблемы

На самом деле у меня есть подозрения, что прихватывает не из-за стояночного тормоза, а из-за рабочего, точнее стояночный провоцирует, конечно, но у меня несколько раз были случай, когда и без стояночного приходилось "сдёргивать" задние тормоза. Это только после длительной стоянки 1-2-3 недели. Летом. На механизм самоподтяжки вроде не похоже, поскольку если "сорвать", то потом всё замечательно крутится руками, т.е. колодки достаточно отведены. Если бы это "пересамоподтягивание" было, то тогда действительно бы наблюдалось подтормаживание вплоть до небольшого износа колодок. А это километров 20 с торможениями точно.

Была у меня мысль, что это просто пружины не разводят нормально колодки. Последний раз, когда разбирал, действительно обнаружил очень тугой ход всех внутренних рычагов. Всё смазал, разработал до состояния "болтается". Стало ЗАМЕТНО получше с этим явлением, но не 100% убралось - может геометрия рычагов склонна к подклиниваниям, поскольку там всё, разумеется, без подшипников и на "квадратных" осях, к тому же ржавеющих. А механизм греется в процессе и любая смазка "уходит". Разве что графитовой попробовать?

И длительный режим "покоя" приводит к корозии в осях и неотпусканию колодок. я как-то на этом варианте для себя остановился.
Полагаю, и то и другое имеет место. У меня-то дело точно было в стояночном, и колесо не то, чтобы прихватило, а прямо-таки конкретно заклинило. Конструкторы не додумали... плюс ко всему еще возраст машин, вероятно...

В общем, после этого случая я подумал и положил в багажник - на всякий случай - головку на 30 с прочим инструментом, ибо мало ли что...
Хотя предыдущие японки (Тойоты, в основном) капитально отучили возить с собой инструмент. К сожалению, лишний раз подтверждаентся, что Сузуки - не Тойота, увы...
 

Edw_WaR

Профи
9 Апрель 2006
2,888
126
63
ПодМосква
Езжу на ...
Solio SWT 2002 MA64S правый руль, японец, K10A 70лс vvti пробег 105300 АКПП, кондишен
Ответ: После стоянки заклинило заднее колесо: причина и решение проблемы

Й-е-е-с-с-с... сглазил... Опять пришлось "срывать" только что. Простояла полторы сутки БЕЗ стояночного. Прихватывает оба колеса. В воскресенье по дождю ехал...

Вообще интересно получается: заклинивает задние РАЗВЕДЁНЫЕ колодки, т.е. пока авто стоит либо тросы стояночного натягиваются, либо давление в гидросистеме растет, либо АБС так отрабатывает... Вобщем как остановился - всё замечательно, как постоишь подольше, так зажимает задние колодки Чешу репу. Как бы проверить, что именно...
 

Solka

Болтливый Флудер
3 Сентябрь 2007
773
132
0
41
Москва, ЮВАО, Жулебино
Езжу на ...
Сузук...или Сузука пока не понял))), 2002, М13А, 16 кл., а кто знает размер руля у вагонов?))))
Ответ: После стоянки заклинило заднее колесо: причина и решение проблемы

Да бывает такое...но замечал только при том если авто долго стоит на от 3 сут и выше...какк приписать сюда временной фактор не знаю...
 

crazer

Местный
31 Май 2008
288
43
0
Йошкар-Ола
Езжу на ...
IGNIS 2000г.в.,1,3 пер.привод МКПП
Ответ: После стоянки заклинило заднее колесо: причина и решение проблемы

Странно, но на Игнисе (дорестайл) произошло что-то подобное.. Пришел в гараж, машина ессно, на ручнике... На полу лежит картон... Не помню от чего остался, но факт тот, что он оказался под задним ПРАВЫМ колесом и выехал я из гаража с этим самым картоном... Вышел посмотрел, вырвал его из под колеса, дал газу задним ходом (уже по асфальту) и колесо провернулось... На трассе тоже раздавлся гул со-стороны задних колес, тоже в начале думал, что ступичный подшипник... Но как-то менял втулку рулевой рейки и пока машина висела на подъемнике крутанул заднее (опять же ПРАВОЕ) колесо,чтоб проверить ступичный... Оно крутилось еле-еле... ЛЕВОЕ крутилось замечательно... А когда просто дернул за трос ручника, завертелось легко и непринужденно)))
Что это было ХЗ!!! Но пока машину на ручник не ставлю...
Машину оставлял в гараже на несколько недель и не всегда появлялась подобная неприятность... А когда забирал машину со стоянки, а там всегда на ручнике, трогаясь задним ходом обращал внимание на характерный звук, как будто прикипевшие (примерзшие) колодки оторвались от барабана...
Может проблемы одинаковые(((
 




Edw_WaR

Профи
9 Апрель 2006
2,888
126
63
ПодМосква
Езжу на ...
Solio SWT 2002 MA64S правый руль, японец, K10A 70лс vvti пробег 105300 АКПП, кондишен
Ответ: После стоянки заклинило заднее колесо: причина и решение проблемы

...обращал внимание на характерный звук, как будто прикипевшие (примерзшие) колодки оторвались от барабана...
Да, именно так и слышится-ощущается. Причём, как я теперь уверен, это происходит даже если на стояночный не ставить. А Игнисы, особенно японские, так это тот же Вагон, только в другом кузове и двигателе.
 

Vagulo

Свой в доску
20 Август 2007
718
74
0
Новосибирск
Ответ: После стоянки заклинило заднее колесо: причина и решение проблемы

на подъемнике крутанул заднее (опять же ПРАВОЕ) колесо,чтоб проверить ступичный... Оно крутилось еле-еле... ЛЕВОЕ крутилось замечательно... А когда просто дернул за трос ручника, завертелось легко и непринужденно)))
Что это было ХЗ!!!
Не, ну давайте не смешивать разные вещи. То, что Вы пишете - характерная картина закисания троса, на старых машинах бывает часто. Эффективно лечится ВД-40, запущенным в оболочку. Это один случай.

Второй случай - когда колесо при трогании закусывет, и его приходится сдергивать, причем это происходит рывком. Это (если не говорим про примерзание зимой, там все понятно) либо залипание из-за износа барабана (на барабане изнутри образовалась выработка, и колодка застревает в ней, требуется проточка барабанов) либо сильная загрязненность всего механизма. Приходилось слышать и о других причинах залипания колодок, но я лично не сталкивался.

Третий случай - о чем я писал, когда ошибочно срабатывает механизм самоподтяжки. В этом случае сдергивать бесполезно, эксцентрик назад не сдвинется никаким образом. Единственный выход - разбор механизма. Как с этим бороться - ХЗ.
 

Edw_WaR

Профи
9 Апрель 2006
2,888
126
63
ПодМосква
Езжу на ...
Solio SWT 2002 MA64S правый руль, японец, K10A 70лс vvti пробег 105300 АКПП, кондишен
Ответ: После стоянки заклинило заднее колесо: причина и решение проблемы

Второй случай - когда колесо при трогании закусывет, и его приходится сдергивать, причем это происходит рывком. Это либо залипание из-за износа барабана (на барабане изнутри образовалась выработка, и колодка застревает в ней, требуется проточка барабанов) либо сильная загрязненность всего механизма. ...
Теперь осталось выяснить, каким путём как это приводит к заклиниванию НЕСВЕДЁНЫХ колодок. Т.е. машинка не стоит на стояночном, если завестись и поехать через 5мин (условно), то ничего не будет заметно, а если через несколько суток - заклинивание и срывать. Причём, вполне возможно, что и через 5мин (15... 45... 180...) колодки начинают всё сильнее разводится, только процесс плавный и на фоне старта с полностью разведёными колодками это не заметно.
Срывание означает, что сначала колодки прилипли к барабану, а потом вернулись в нормальное положение со свободным рабочим зазором. Т.е. как будто потихоньку с течением времени стоянки колодки прижимаются к барабану (например в тормозной гидромагистрали давление нарастает при заглушеном двигателе, или, к примеру, вакуумныу усилитель так вакуум стравливает...). При заведении движка давление в магистрали сбрасывается, но колодки прилипли и не сжимаются пружинами (что странно, но может быть) и приходится сдергивать. Пробовал стучать по педали тормоза и сильно нажимать - не помогает, только сдёргивать.