Россия.
Как доехать до Абхазии, наверное, знает каждый, потому про это писать не буду – поисковики в помощь. Единственно замечу, что ехал через Шаумянский перевал – самая подходящая дорога для Жимнегов. При движении туда ночевал в Кореновске, а обратно в Батайске – мне очень нравится отель Евразия, который находится за Ростовом. При движении на юга случайно заехал в Воронеж (видел улицу Лизюкова), как оказалось не зря – проехал город быстрей, чем по объездной, на которой была какая-то невероятная пробка.
Граница.
Границу с Абхазией пересекли за три часа, к ней самой мы подъехали в 15:00. Рекомендую туда ехать через границу вечером, а обратно утром.
Наши таможенники работают, как всегда, безобразно: машины запускаются партиями по три-пять штук, частенько, вперед очереди пропускают тех, «кто договорился». Час просто ждал, пока кто-нибудь соизволит досмотреть машину, при этом меня еще и оборали за то, что я стоял с водительской стороны, а представитель Российской таможни с другой. Кстати, для тех, кто пересекает границу пешком, будет интересен магазин Дьюти-Фри, вот, только, у него не очень понятное расписание работы, предположительно с 15-16:00 перерыв на обед.
В этом году сделано упрощение - теперь не надо заполнять декларацию. На въезде вам выдадут мааааленькую бумажку, в которую надо вписать ФИО, марку- модель машины и её номер. В эту бумажку вам понаставят печатей и заберут после прохождения паспортного контроля.
С Абхазкой стороны все предельно просто и быстро, только не надо сидеть в машине и ждать – к вам ни кто не подойдет, надо самому идти к зеленым «ларькам» и оформлять всякое. Сперва-наперво поставьте машину на временный учет: марку и вин вашей машины запишут в толстую тетрадку и за 150 рублей выдадут талон, действительный в течение одного месяца. Следом оформите полис ОСАГО – это стоит 500р (срок пребывания от 4х суток до 1 месяца включительно). При этом страховая сумма (45К) делится так: застрахованному лицу выплачивают 15К, остальное идет на лечение пострадавших. Страховка, ИМХО, фикция. Между прочим, будучи еще в Москве я пытался оформить страховку для Абахазии, в том числе расширить действие КАСКО на эту страну, что мне не удалось. Третьим пунктом застрахуйте себя от несчастного случая, что «обойдется папаше Дорсету» в 250р. Для ускорения попросите вашего пассажира сделать это за вас – он таможню пройдет все равно быстрей.
В обратную сторону проехали за полтора часа и так долго это было потому, что на российской стороне работал только один таможенник.
Абхазия.
Сразу на территории Абхазии наблюдаем красивейшие пейзажи, но водитель не должен отвлекаться от дороги. Первое: на дорогах по-прежнему много крупного рогатого скота, лошадей и свиней. Второе: наши соотечественники, у которых при пересечении границы выключается инстинкт самосохранения. Третье: аборигены на старых и не очень мерсах и новых тазах – это полные ПДД-беспредельщики. Они легко могут ехать вторым рядом в закрытом повороте по встречной полосе. Я один раз разъезжался с зубилой в 10 см.
Особенность местного вождения: аборигены, за редким исключением, не пользуются поворотниками при обгоне, в место этого они бибикают. Ночью ездить не советую совсем – это крайне опасно. Например, на выезде из Агудзер на ночь закрывают шлагбаум и местным, похоже, для его преодоления нужно предъявлять какие-то документы.
Дороги с прошлого года стали лучше. На подъезде к Новому Афону и до Сухума лежит новый асфальт, в большинстве опасных мест сделаны отбойники. Везде понатыканы очень жесткие лежачие полицейские. Появились новые дорожные знаки, рекомендую обращаться на них внимание. Однако со знаками населенных пунктов по-прежнему туго. С другой стороны аборигены с радостью подскажут вам дорогу (рекомендую запастись сигаретами, даже если вы не курите – будет их в благодарность раздавать страждущим). Не подскажут они, где найти дольмены. Мы пытались несколько раз найти дольмены, обозначенные в путеводителе, но так и не преуспели в этом, потому что всегда получали встречный вопрос «а что это такое?» от местных жителей. Координат, в путеводителе, конечно же, нет.
Бензин.
Сочи- Адлер: 95й стоит до 26.70, в Абхазии от 24.00 до 24.70. На заправках есть только 95й и, гораздо реже, ДТ. Качество «ослиная моча». Скорей всего под видом 95 продают 92 или, вообще, 80й - ощущение такое, будто из мотора украли треть лошадей. В целом ездить можно, мотор клапанами не стучал, такты не пропускал, не дымил и работал ровно. Только обгонять тяжело и расход большой.
Жилье.
Мы жили в Агудзерах. Пожалуй, это не самый лучший выбор места обитания, если только вы не собираетесь целыми днями торчать на пляже, потому, что это самая дальняя точка, где вообще стоит останавливаться в Абхазии. В следующий раз, если таковой случится, я бы выбрал Новый Афон.
За 10000р нам сдали 2х комнатную квартиру на 12 дней с минимумом комфорта (холодильник, горячая вода). Мы жилье искали через знакомых, дабы избежать лишних проблем, а так найти его очень просто – достаточно задать вопрос любому аборигену, да и на границе ходят предлагают. Ценник на жилье начинается с 200р с человека. В Сухуме видел объявление «Квартира в центре города с кондиционером и гаражом за 1500р в сутки». Наличие кондиционера крайне желательно, без него нам, жителям европейской полосы, в субтропиках спиться очень плохо. Вместо душной квартиры без кондея, я бы предпочел палатку на берегу моря.
Иногда с наших балконов были видны заснеженные вершины – красота!
Мусорных баков в городе нет, вместо этого три раза в неделю приезжает мусоровоз. Как следствие: ничего не воняет и нет крыс.
Море.
Пляжи в Агудзерах, конечно, грязные, но это всего лишь ветки деревьев и сами деревья, которые после дождей смывает в море. Всякую пластиковую тару туда приносит, конечно же, из России – только у нас так срут на пляжах. В Абхазии на плажах срет только домашняя и не очень скотина (лошади дикие и никому не принадлежат), что вызывает некоторые неудобства.
Народу мало и всегда есть куда попу приземлить. В том числе и поэтому я не вижу смысла отдыхать на нашем черноморском побережье.
Питание.
Примерный ценник:
- хачапур: 150р,
- арбуз: 18-20р,
- шашлык: 40р за 100г сырого продукта,
- салат из огурцов и помидоров: 30р,
- лаваш: 15р,
- помидоры на рынке (очень вкусные): от 30 до 50р,
- пиво разливное: 30р за 0.5,
- супы: 100р,
- речная форель: 60р за 100г,
- мартини в баре: 60 за стакан,
- кофе по-восточному: 30р,
- персики: 45р.
Зачастую арендодатели предлагают кормежку, мы же от этого отказались ввиду того, что дома сидеть не собирались.
Втроем в кабаке можно обожраться на 500-600р. К примеру, салат это не как в Москве два кусочка помидора и два кружочка огурца, это приличных размеров тарелка с горкой заполненная содержимым. Если кто был в «Граблях» то тамошние порции горячих блюд сравнимы, только тут они еще и дешевле в три раза. Мясо, конечно, у них пересолено, но в жару иначе нельзя.
Ужинать ходили в кабак с названием «Бамбуки» - так местные называют бамбук. Место сказочное: столики стоят в зарослях бамбука и вокруг царит полумрак и приятная прохлада, а рядом журчит речушка. В «Бамбуках» делают самый лучший хачапур - лучше мы не ели больше ни где. В Москве под видом хачапура продают вообще неизвестно что – никогда больше покупать не буду. Так же рекомендую попробовать их форель – ну очень вкусно.
В барах подают разливное пиво «Сухумское» - мне понравилось, в тоже время можно купить былку пива «Сухум» крепостью 11 оборотов и очень противное на вкус, так что не перепутайте. А вообще аборигены, почему-то, предпочитаю «Балтику 7».
Почему-то не так просто купить лаваш, мы нашли пекарню недалеко от места обитания и брали его там с пылу-жару.
Что смотрели, куда ездили.
Новый Афон:
- крепость Анакопия. Виды – отвал башки, широкоугольник крайне необходим. Парковка (как и везде по стране) 100р, билет еще столько же.
- Станция Псырдзха. Удивительное сказочное место. Как буд-то попадаешь в мир из романов про Гарри Поттера.
Остальное мы смотрели в прошлом году. До самого города прокатились по старой царской дороге: делать там нечего, кроме как фотографировать красивые панорамы.
Озеро Рица (въезд 250р):
- Руины Бзыпской крепости. 100р так, 150р с экскурсоводом.
- Висячий мост. Хотели пешком дойти до ГЭС, но местные нам сказали, что типа далеко, поехали на лошадях (500р). Не поехали. За то сфоткались с настоящей совой (100р с человека).
- Гегский водопад. Дорога на машине туда-обратно потребует час. Приключение стоящее.
- Смотровая площадка «Прощай родина».
- Само озеро Рица. Ехать лучше в хорошую погоду, и через день после дождя (если он был) тогда озеро действительно красивое. Стоянка платная (100р) и находится далеко от смотровой, некоторые бросают машины чуть выше, хотя там висит знак «остановка запрещена». На озере есть как минимум одна гостиница, но мы поленились узнать стоимость проживания.
- Государственная дача. Мне дача не понравилась (100р), а вот берег озера там очень красивый. Там же можно прокатиться на катере за 1500р с группы. Указатель на дачу есть у озера. Можно посидеть в тени дерева на уютнейшей скамейке с великолепным видом.
- Курорт Ауадхара. От курорта одно название и осталось. На минеральном источнике залили 10 литров минералки. Я раньше не верил, что из земли бьёт газированная вода, а вот нате ж. Рекомендую поостеречься тем, у кого проблемы с почками – в воде много солей. Рядом с источником находится кафе – ничего там не ешьте, потому как не вкусно и дорого. Хачапур - полное говно, даже в Москве так плохо не делают. Шашлык не вкусный и подают его почти сырым.
- Далее мы поднялись до высоты 2000м в зону альпийских лугов (красота!), в надежде проехать к озеру без названия, но местные уазоводы нас отговорили, самим нам дорогу разглядеть не удалось. Реку Аджарра пересекли вброд – воды было по пороги. Для страждущих предлагаются конные прогулки к водопадам.
Гудаута: в Гудауту заехать сложно и делать там нечего, потому как вояки стоят и вообще разруха, но отдыхающие есть и там и там их, похоже, меньше всего. Один заезд в город находится рядом с постом ГАИ.
- Лыхны. Святилище Лыхнашта.
- Развалины дворца абхазких владетелей Чачба.
- Хуап. Попытка найти дольмен. Не нашли. Зато покатались по речке, посмотрели на грозу в горах, из далека.
Сухум:
- Набережная Дисокуров. Очень красивое место.
- обезьяний питомник. Уныло и вонюче. Обезьян всего два или три вида. Не советую. Сходите лучше в Ботанический Сад.
- Ботанический сад. Отвал башки. Деревья, цветы, кусты – красота! Говорят раньше было еще круче. На прогулку потребуется не меньше часа.
- Развалины замка Баграта. Проехать можно только на жимниге или смарте - дорога очень узкая, местами нельзя открыть двери.
- Беслетский мост. Занятное сооружение четырнадцатого века.
Недалеко от моста (налево вниз по дороге) есть ГЭС, построенная в 1905г. Можно напроситься на экскурсию. Обитают там бабка Томара и дед Иван (настоящий русский мужик).
Разное:
- Илорский храм. Самая дальняя точка, куда мы добрались.
Дальше нам ездить настоятельно не рекомендовали потому что выглядит там все примерно так:
,
и дороги очень плохие. По пути любуемся гейзерами на чьих-то садовых участках и реку Кодор.
Наша хозяка сказала, что гейзеры появились после попыток найти нефть. Нефть не нашли зато из пробуренных скважин стали бить гейзеры, кои пытались приспособить для обогрева теплиц, но из-за сильной минерализации воды ничего путного не получилось - трубы очень быстро сгнивают.
- Каман. Христианская мекка. Встречаются таблички, не рекомендующие самостоятельно бродить по горам, или отклонятся от маршрутов – заминировано. По левому берегу реки «Западаная гумиста» по тропе теперь не пройдешь – обвалилась.
Послесловие.
Истрачено 35К на всё. 600р отдал абхазкому гибддуну за 74кмч в Гаграх: по навигатору до города было еще километров пять, понять же что ты уже в нем не было никакой возможности – знаков нет. Был остановлен в Цукеровой балке – из-за жары снял майку, что, очевидно, заставило доблестного инспектора предположить, что я пьян.
Большинство отдыхающих дальше Нового Афона не ездит: Гагры, Пицунда ну и чего там еще поближе к границе. Там вполне себе цивилизация. В Сухуме тоже становится лучше, город реставрируют. Вокзал, например, выглядит хорошо.
Для путешествующих «пешком» будет интересно узнать, что из Адлера до Гагры теперь ходит электричка и граница проходится, не выходя из нее.
Обратно хотели ехать по старой грузинской дороге, через Домбай, но пограничник нам сказал, что там нет таможни, а потому нас не выпустят на машине. Пешком и на велосипедах, похоже, народ там регулярно перемещается.
Для навигации использовалась самопальная карта под Navitel. Карта кривая, но для общей ориентации на местности сойдет. Я записал треки и отметил посещенные достопримечательности. Сухуме мы купили атлас(9Мб), но по нему очень сложно добраться до желаемого места, если оно находится вдалеке от туристических маршрутов или не популярно (пресловутые дольмены). Под Ози эксплорер, в очередной раз, взял не те карты.
Обратно ехали включив кондиционер потому, что жара стояла невыносимая. Как оказалось, на расход кондей влияет незначительно (по сравнению с открытыми окнами). Больше всего влияет давление в покрышках, качество бензина и скорость перемещения, у нас получилось порядка 8л/100км.
Как же приятно, после гор, ехать по нашим равнинам!
Дополнительные материалы
Атлас(9Мб) да простят меня владельцы копирайта на него, но без такого подспорья очень трудно планировать отдых, а купить у нас атласы Абхазии невозможно.
Фотоальбом.
Мои треки и точки(Navitel)
Карту Абхазии под навител можно найти здесь.
Как доехать до Абхазии, наверное, знает каждый, потому про это писать не буду – поисковики в помощь. Единственно замечу, что ехал через Шаумянский перевал – самая подходящая дорога для Жимнегов. При движении туда ночевал в Кореновске, а обратно в Батайске – мне очень нравится отель Евразия, который находится за Ростовом. При движении на юга случайно заехал в Воронеж (видел улицу Лизюкова), как оказалось не зря – проехал город быстрей, чем по объездной, на которой была какая-то невероятная пробка.
Граница.
Границу с Абхазией пересекли за три часа, к ней самой мы подъехали в 15:00. Рекомендую туда ехать через границу вечером, а обратно утром.
Наши таможенники работают, как всегда, безобразно: машины запускаются партиями по три-пять штук, частенько, вперед очереди пропускают тех, «кто договорился». Час просто ждал, пока кто-нибудь соизволит досмотреть машину, при этом меня еще и оборали за то, что я стоял с водительской стороны, а представитель Российской таможни с другой. Кстати, для тех, кто пересекает границу пешком, будет интересен магазин Дьюти-Фри, вот, только, у него не очень понятное расписание работы, предположительно с 15-16:00 перерыв на обед.
В этом году сделано упрощение - теперь не надо заполнять декларацию. На въезде вам выдадут мааааленькую бумажку, в которую надо вписать ФИО, марку- модель машины и её номер. В эту бумажку вам понаставят печатей и заберут после прохождения паспортного контроля.
С Абхазкой стороны все предельно просто и быстро, только не надо сидеть в машине и ждать – к вам ни кто не подойдет, надо самому идти к зеленым «ларькам» и оформлять всякое. Сперва-наперво поставьте машину на временный учет: марку и вин вашей машины запишут в толстую тетрадку и за 150 рублей выдадут талон, действительный в течение одного месяца. Следом оформите полис ОСАГО – это стоит 500р (срок пребывания от 4х суток до 1 месяца включительно). При этом страховая сумма (45К) делится так: застрахованному лицу выплачивают 15К, остальное идет на лечение пострадавших. Страховка, ИМХО, фикция. Между прочим, будучи еще в Москве я пытался оформить страховку для Абахазии, в том числе расширить действие КАСКО на эту страну, что мне не удалось. Третьим пунктом застрахуйте себя от несчастного случая, что «обойдется папаше Дорсету» в 250р. Для ускорения попросите вашего пассажира сделать это за вас – он таможню пройдет все равно быстрей.
В обратную сторону проехали за полтора часа и так долго это было потому, что на российской стороне работал только один таможенник.
Абхазия.
Сразу на территории Абхазии наблюдаем красивейшие пейзажи, но водитель не должен отвлекаться от дороги. Первое: на дорогах по-прежнему много крупного рогатого скота, лошадей и свиней. Второе: наши соотечественники, у которых при пересечении границы выключается инстинкт самосохранения. Третье: аборигены на старых и не очень мерсах и новых тазах – это полные ПДД-беспредельщики. Они легко могут ехать вторым рядом в закрытом повороте по встречной полосе. Я один раз разъезжался с зубилой в 10 см.
Особенность местного вождения: аборигены, за редким исключением, не пользуются поворотниками при обгоне, в место этого они бибикают. Ночью ездить не советую совсем – это крайне опасно. Например, на выезде из Агудзер на ночь закрывают шлагбаум и местным, похоже, для его преодоления нужно предъявлять какие-то документы.
Дороги с прошлого года стали лучше. На подъезде к Новому Афону и до Сухума лежит новый асфальт, в большинстве опасных мест сделаны отбойники. Везде понатыканы очень жесткие лежачие полицейские. Появились новые дорожные знаки, рекомендую обращаться на них внимание. Однако со знаками населенных пунктов по-прежнему туго. С другой стороны аборигены с радостью подскажут вам дорогу (рекомендую запастись сигаретами, даже если вы не курите – будет их в благодарность раздавать страждущим). Не подскажут они, где найти дольмены. Мы пытались несколько раз найти дольмены, обозначенные в путеводителе, но так и не преуспели в этом, потому что всегда получали встречный вопрос «а что это такое?» от местных жителей. Координат, в путеводителе, конечно же, нет.
Бензин.
Сочи- Адлер: 95й стоит до 26.70, в Абхазии от 24.00 до 24.70. На заправках есть только 95й и, гораздо реже, ДТ. Качество «ослиная моча». Скорей всего под видом 95 продают 92 или, вообще, 80й - ощущение такое, будто из мотора украли треть лошадей. В целом ездить можно, мотор клапанами не стучал, такты не пропускал, не дымил и работал ровно. Только обгонять тяжело и расход большой.
Жилье.
Мы жили в Агудзерах. Пожалуй, это не самый лучший выбор места обитания, если только вы не собираетесь целыми днями торчать на пляже, потому, что это самая дальняя точка, где вообще стоит останавливаться в Абхазии. В следующий раз, если таковой случится, я бы выбрал Новый Афон.
За 10000р нам сдали 2х комнатную квартиру на 12 дней с минимумом комфорта (холодильник, горячая вода). Мы жилье искали через знакомых, дабы избежать лишних проблем, а так найти его очень просто – достаточно задать вопрос любому аборигену, да и на границе ходят предлагают. Ценник на жилье начинается с 200р с человека. В Сухуме видел объявление «Квартира в центре города с кондиционером и гаражом за 1500р в сутки». Наличие кондиционера крайне желательно, без него нам, жителям европейской полосы, в субтропиках спиться очень плохо. Вместо душной квартиры без кондея, я бы предпочел палатку на берегу моря.
Иногда с наших балконов были видны заснеженные вершины – красота!
Мусорных баков в городе нет, вместо этого три раза в неделю приезжает мусоровоз. Как следствие: ничего не воняет и нет крыс.
Море.
Пляжи в Агудзерах, конечно, грязные, но это всего лишь ветки деревьев и сами деревья, которые после дождей смывает в море. Всякую пластиковую тару туда приносит, конечно же, из России – только у нас так срут на пляжах. В Абхазии на плажах срет только домашняя и не очень скотина (лошади дикие и никому не принадлежат), что вызывает некоторые неудобства.
Народу мало и всегда есть куда попу приземлить. В том числе и поэтому я не вижу смысла отдыхать на нашем черноморском побережье.
Питание.
Примерный ценник:
- хачапур: 150р,
- арбуз: 18-20р,
- шашлык: 40р за 100г сырого продукта,
- салат из огурцов и помидоров: 30р,
- лаваш: 15р,
- помидоры на рынке (очень вкусные): от 30 до 50р,
- пиво разливное: 30р за 0.5,
- супы: 100р,
- речная форель: 60р за 100г,
- мартини в баре: 60 за стакан,
- кофе по-восточному: 30р,
- персики: 45р.
Зачастую арендодатели предлагают кормежку, мы же от этого отказались ввиду того, что дома сидеть не собирались.
Втроем в кабаке можно обожраться на 500-600р. К примеру, салат это не как в Москве два кусочка помидора и два кружочка огурца, это приличных размеров тарелка с горкой заполненная содержимым. Если кто был в «Граблях» то тамошние порции горячих блюд сравнимы, только тут они еще и дешевле в три раза. Мясо, конечно, у них пересолено, но в жару иначе нельзя.
Ужинать ходили в кабак с названием «Бамбуки» - так местные называют бамбук. Место сказочное: столики стоят в зарослях бамбука и вокруг царит полумрак и приятная прохлада, а рядом журчит речушка. В «Бамбуках» делают самый лучший хачапур - лучше мы не ели больше ни где. В Москве под видом хачапура продают вообще неизвестно что – никогда больше покупать не буду. Так же рекомендую попробовать их форель – ну очень вкусно.
В барах подают разливное пиво «Сухумское» - мне понравилось, в тоже время можно купить былку пива «Сухум» крепостью 11 оборотов и очень противное на вкус, так что не перепутайте. А вообще аборигены, почему-то, предпочитаю «Балтику 7».
Почему-то не так просто купить лаваш, мы нашли пекарню недалеко от места обитания и брали его там с пылу-жару.
Что смотрели, куда ездили.
Новый Афон:
- крепость Анакопия. Виды – отвал башки, широкоугольник крайне необходим. Парковка (как и везде по стране) 100р, билет еще столько же.
- Станция Псырдзха. Удивительное сказочное место. Как буд-то попадаешь в мир из романов про Гарри Поттера.
Остальное мы смотрели в прошлом году. До самого города прокатились по старой царской дороге: делать там нечего, кроме как фотографировать красивые панорамы.
Озеро Рица (въезд 250р):
- Руины Бзыпской крепости. 100р так, 150р с экскурсоводом.
- Висячий мост. Хотели пешком дойти до ГЭС, но местные нам сказали, что типа далеко, поехали на лошадях (500р). Не поехали. За то сфоткались с настоящей совой (100р с человека).
- Гегский водопад. Дорога на машине туда-обратно потребует час. Приключение стоящее.
- Смотровая площадка «Прощай родина».
- Само озеро Рица. Ехать лучше в хорошую погоду, и через день после дождя (если он был) тогда озеро действительно красивое. Стоянка платная (100р) и находится далеко от смотровой, некоторые бросают машины чуть выше, хотя там висит знак «остановка запрещена». На озере есть как минимум одна гостиница, но мы поленились узнать стоимость проживания.
- Государственная дача. Мне дача не понравилась (100р), а вот берег озера там очень красивый. Там же можно прокатиться на катере за 1500р с группы. Указатель на дачу есть у озера. Можно посидеть в тени дерева на уютнейшей скамейке с великолепным видом.
- Курорт Ауадхара. От курорта одно название и осталось. На минеральном источнике залили 10 литров минералки. Я раньше не верил, что из земли бьёт газированная вода, а вот нате ж. Рекомендую поостеречься тем, у кого проблемы с почками – в воде много солей. Рядом с источником находится кафе – ничего там не ешьте, потому как не вкусно и дорого. Хачапур - полное говно, даже в Москве так плохо не делают. Шашлык не вкусный и подают его почти сырым.
- Далее мы поднялись до высоты 2000м в зону альпийских лугов (красота!), в надежде проехать к озеру без названия, но местные уазоводы нас отговорили, самим нам дорогу разглядеть не удалось. Реку Аджарра пересекли вброд – воды было по пороги. Для страждущих предлагаются конные прогулки к водопадам.
Гудаута: в Гудауту заехать сложно и делать там нечего, потому как вояки стоят и вообще разруха, но отдыхающие есть и там и там их, похоже, меньше всего. Один заезд в город находится рядом с постом ГАИ.
- Лыхны. Святилище Лыхнашта.
- Развалины дворца абхазких владетелей Чачба.
- Хуап. Попытка найти дольмен. Не нашли. Зато покатались по речке, посмотрели на грозу в горах, из далека.
Сухум:
- Набережная Дисокуров. Очень красивое место.
- обезьяний питомник. Уныло и вонюче. Обезьян всего два или три вида. Не советую. Сходите лучше в Ботанический Сад.
- Ботанический сад. Отвал башки. Деревья, цветы, кусты – красота! Говорят раньше было еще круче. На прогулку потребуется не меньше часа.
- Развалины замка Баграта. Проехать можно только на жимниге или смарте - дорога очень узкая, местами нельзя открыть двери.
- Беслетский мост. Занятное сооружение четырнадцатого века.
Недалеко от моста (налево вниз по дороге) есть ГЭС, построенная в 1905г. Можно напроситься на экскурсию. Обитают там бабка Томара и дед Иван (настоящий русский мужик).
Разное:
- Илорский храм. Самая дальняя точка, куда мы добрались.
Дальше нам ездить настоятельно не рекомендовали потому что выглядит там все примерно так:
и дороги очень плохие. По пути любуемся гейзерами на чьих-то садовых участках и реку Кодор.
Наша хозяка сказала, что гейзеры появились после попыток найти нефть. Нефть не нашли зато из пробуренных скважин стали бить гейзеры, кои пытались приспособить для обогрева теплиц, но из-за сильной минерализации воды ничего путного не получилось - трубы очень быстро сгнивают.
- Каман. Христианская мекка. Встречаются таблички, не рекомендующие самостоятельно бродить по горам, или отклонятся от маршрутов – заминировано. По левому берегу реки «Западаная гумиста» по тропе теперь не пройдешь – обвалилась.
Послесловие.
Истрачено 35К на всё. 600р отдал абхазкому гибддуну за 74кмч в Гаграх: по навигатору до города было еще километров пять, понять же что ты уже в нем не было никакой возможности – знаков нет. Был остановлен в Цукеровой балке – из-за жары снял майку, что, очевидно, заставило доблестного инспектора предположить, что я пьян.
Большинство отдыхающих дальше Нового Афона не ездит: Гагры, Пицунда ну и чего там еще поближе к границе. Там вполне себе цивилизация. В Сухуме тоже становится лучше, город реставрируют. Вокзал, например, выглядит хорошо.
Для путешествующих «пешком» будет интересно узнать, что из Адлера до Гагры теперь ходит электричка и граница проходится, не выходя из нее.
Обратно хотели ехать по старой грузинской дороге, через Домбай, но пограничник нам сказал, что там нет таможни, а потому нас не выпустят на машине. Пешком и на велосипедах, похоже, народ там регулярно перемещается.
Для навигации использовалась самопальная карта под Navitel. Карта кривая, но для общей ориентации на местности сойдет. Я записал треки и отметил посещенные достопримечательности. Сухуме мы купили атлас(9Мб), но по нему очень сложно добраться до желаемого места, если оно находится вдалеке от туристических маршрутов или не популярно (пресловутые дольмены). Под Ози эксплорер, в очередной раз, взял не те карты.
Обратно ехали включив кондиционер потому, что жара стояла невыносимая. Как оказалось, на расход кондей влияет незначительно (по сравнению с открытыми окнами). Больше всего влияет давление в покрышках, качество бензина и скорость перемещения, у нас получилось порядка 8л/100км.
Как же приятно, после гор, ехать по нашим равнинам!
Дополнительные материалы
Атлас(9Мб) да простят меня владельцы копирайта на него, но без такого подспорья очень трудно планировать отдых, а купить у нас атласы Абхазии невозможно.
Фотоальбом.
Мои треки и точки(Navitel)
Карту Абхазии под навител можно найти здесь.