На самом деле финский опыт в этом отношении просто великолепен.
Ведь наш песок это что?
Песочек наш - это добытая со дна финского залива песчано-илистая смесь, загруженная и разгруженная при помощи гидромониторного метода. На берегу вода стекает и песок с илом остаются в первозданом виде, откуда вывозятся на склады дорожно-эксплуатационных участков, смешиваются с солью и в виде песчано-солевой смеси вываливаются нам под ноги/колеса.
В результате имеем то, что имеем:
- грязе-соляной раствор, остающийся в виде каши, разъедает обувь, резину, краску, губит зеленые насаждения;
- песок с илом смывются водой в ливневую канализацию и успешно забивают её;
- весной, пр и высыхании, песок, соль и ил воднимаются ветром в виде пыли и мы все этим дышим (здравствуйте астма, онкология и т.п. приятности).
Каменная (гранитная, мраморная и т.п.) крошка всех этих недостатков лишена напрочь.
Что такое крошка?
Каменная крошка - это фактически карьерные отходы, сепарированные до получения нужной фракции.
Однако для дорог лучше что-то придумать сложно - посыпали, весной пылесосом собрали, промыли, сложили, зимой снова посыпали и т.д.
Романтика!
В результате:
- грязи нет (песок-то он ведь с илом, а ил имеет свойство при соединении с водой образовывать липко-скользкую пленку);
- пыли нет (при высыхании от крошки остается камень, а не легко поднимаемый ветром песок с илом);
- в канализацию тающим снегом грязь не смывается, а значит ливневка не забивается;
- одна посыпка позволяет обеспечить "нескользючесть" участка практически на всю зиму, т.к. крошка "впечатывается" колесами в слой снега/льда и, по мере его таяния/оседания, опускается вместе с ним, сохраняя первоначальные свойства, а не уносится как песок с грязью на бортах машин;
- оказавшись на асфальте, крошка по прежнему имеет прекрасные фрикционные свойства, в отличие от песка (попробуйте затормозить на асфальте, посыпанном песочком!);
- при намокании (дождик прошел например весной) песок с илом создают на асфальте настоящий каток, чего не дает каменная крошка...
В особых случаях, кстати, финны используют в помощь крошке поваренную соль (например на брусчатке), однако грязи она не дает, т.к. нет ни песка, ни ила, а растаявший снег сразу стекает в читсую (см. выше) канализацию.
Знаете, какая причина послужила для отказа у нас от этой прелести?
Будете смеяться - при посыпке крошкой ... страдают окружающие автомобили!
Причина проста - дозатор, расчитанный на песчанно-соляную смесь, выбрасывает крошку с малым углом к поверхности и со слишком большой скоростью...
Казалось бы, что проще - измени передаточное число редуктора привода ротора и поставь в аппарате разбрасывания копеечные щитки, ограничивающие "разлет" крошки, ан нет.
Оказалось проще (и видимо доходнее для кармана) вернуться к практически неконтролируемому разбрасыванию дерьма.
Уроды, одно слово...