Да да, и от нас хаба, очень приятно было встретить джимников, да еще в таком количестве.
Смогли пройти по старой немецкой дороге? Военные пустили? Мы попали как раз в выходной и удачно проскочили, правда случайно на полигоне через парадный вход выехали
Сколько копий сломано в спорах о пригодности Джимника к дальним автопутешествиям… Вердикт знатоков автомобилей и путешествий, как правило, гласит : не пригоден. А если и пригоден, то со значительными ограничениями.Только вот парадокс – получив во владение этого маленького проходимца, человек переосмысливает взгляд на свое времяпрепровождение, и возникает неудержимое желание отправиться именно на этом автомобиле и именно в автопутешествие, да не просто проехать к месту цивилизованного отдыха и обратно, а непременно туда, где «.. нет асфальта…», за интересными познаниями, за эмоциями, за новыми впечатлениями. Ну или за обновлениями старых воспоминаний.
Вот и этот год не стал исключением. Коллективная мысль таких же, как и мы, владельцев автомобиля Suzuki Jimny, предложила направление движения и примерное время поездки – на полуостров Рыбачий, в августе. Оставалось самая малость – кто едет, т.е. участники. Вот на этом этапе подготовки всегда ожидаемы проблемы – теоретически желающие есть, а на практике все гораздо сложнее. Надо сказать, что все теоретически желающие поучаствовать в этой поездке отнюдь не новички в автопоездках. И могут достаточно аргументированно обосновать, что оптимальное количество машин в таком автопутешествии (или автоэкспедиции?) 3 (три). Максимум 4 (четыре).
Исходя из этих посылов в планировании поездки участвовало шесть потенциальных экипажей, ибо у 30% участвующих в обсуждении были достаточно веские аргументы в пользу того, что поехать не удастся.
Наконец, назначена дата старта – 10 августа из первого промежуточного лагеря (район Переславля-Залесского).
Итак, 10 августа, утро. Первый промежуточный лагерь.
Экипажей в лагере насчитывается …6 (шесть). Бывает же такая удача – всем удалось разрулить свои проблемы и отправиться в долгожданное путешествие. Настроение у всех бодрое. Про оптимальное количество машин помним!!! До места следующей ночевки добираемся двумя группами- 2 и 4 машинки.
Меньшая часть экспедиции отправилась местными дорогами, большая часть федеральной трассой.
Местные дороги Ярославской области вполне достойны. Ехать очень приятно, нет трафика, покрытие хорошее, глаз радуется живописным видам. Среди маленьких и больших населенных пунктов, расположенных вдоль дороги имеется поселок с названием Кукобой. Остановились. Обыкновенное такое село.
Очень красивый храм с интересной историей.
И еще село Кукобой объявлено родиной Бабы Яги. Соответственно статусу, в наличии имеются: вращающаяся Избушка на курьих ножках, музей, домик бабкиежкиного соседа Лешего и прочие атрибуты. Наверно, детям интересно. Саму Бабу Ягу мы не встретили. Погуляли по территории с удовольствием.
Определяемся с местом следующей ночевки. Выбираем берег Онежского озера, куда заезжаем уже в темноте. Руководит заездом Mukaltin. «- Тут метров 700 грейдер, потом несколько проезжабельных лужиц, дальше укатанная грунтовка, зато место прекрасное, прямо на берегу, к воде подход хороший! Мы тут постоянно останавливаемся!» В темноте разбиваем лагерь, любование пейзажами оставляем на утро. Утром нас ждал вообщем-то ожидаемый сюрприз. Наша команда увеличилась на 2 автомобиля - 7 Джимников и 1 Тавота!
Место для лагеря оказалось действительно прекрасное. Немного подпортил настроение дождик, но отменить путешествие было не в его силах.
Начинаем движение к трассе. Обратная дорога при свете дня
Благополучно выбираемся.
Так получилось, что название этого фантастически легко преодоленного проезда к озеру мы совершенно случайно узнали уже на обратном пути. Кукурецкие болота. И на самом деле все там не случайно и не так просто, место окутано легендами. Говорят, там есть кукурецкая сотона, которая охотится на одиноких джиперов.
Немного о погоде. Лето 2013 года на Севере выдалось сухим и жарким, многие засадные места хорошо подсохли и стали легкопроходимыми, масса ручейков просто пересохла, соответственно, дороги, в обыкновенный год покрытые лужами разной глубины, являли собой пыльную грунтовку. Поэтому это и все дальнейшие «легкопреодоления» нужно дополнять фразой «В сухом году». И , наверно, как компенсацию за 2 недели безоблачного путешествия в 2011 году, практически каждый день мы получали порции небесной влаги разной интенсивности.
Вот и Медвежьегорск. В этот раз, кроме традиционных заправки и магазина, увидели и часть военной истории города. В Медвежьегорске финнами в войну был построен комплекс оборонительных сооружений. Одну часть комплекса нам удалось не только посмотреть, но и посетить. Мощное сооружение, назвать его остатками оборонительного сооружения никак не получается. Назвать музеем тоже. Внутри горы каменные помещения, достаточно большие. Фотографировать внутри очень проблематично – темно. И без резиновых сапог и фонариков туда соваться не надо. А снаружи горы почти ничего не видно. Вот это, скорей всего, наблюдательный пункт.
Следующая ночевка на запланированном месте, уже обжитом. Нижнее Летнее озеро. И мостик самопостроенный, и найденная запчасть какого-то знакомого цвета.
На третий день путешествия пересекаем линию Полярного круга. Традиционная фотосессия.
Желающим оставить рукотворный след своего пребывания за полярным кругом полное раздолье:
Следующее место ночевки тоже натоптанное – берег Колозера. Сравнивая с нашим путешествием 2011 года (а без сравнения не обойтись, и не только по этому моменту ) , цивильный асфальтовый заезд к берегу был специально завален кучей строительного мусора. Связано это с жарким летом, или это чей-то протест против автотуристов, можно только догадываться. Если что - объезд этой суровой преграды протоптан был до нас.
Расписание на следующий день известно уже с 2011 (а для некоторых и ранее) года. Итак, Мурманск. Супермаркет (запасаемся продуктами), АЗС StatOil (запасаемся топливом и наедаемся впрок хот-догами, ибо гамбургеров нет из-за поломки какого-то оборудования), короткие встречи с друзьями (у кого есть такие в Мурманске), звонки домой, сообщения в скайп (все операторы в самом Мурманске работают).
Быстро доезжаем до КПП Титовка. Проверка документов, поднятый шлагбаум. Собственно, запланированное два года назад приключение начинается. Начинается, естественно, с фотосесии.
Радуга на небе почему-то действует на людей завораживающе. Эта увиденная нами практически на въезде на Рыбачий радуга не исключение. Еще одна остановка на фотосессию.
А вот и Эйна, прекрасно преодолеваемая в момент отлива. Ставим лагерь на другом берегу.
Отступать некуда. В прилив Эйна выглядит не так гостеприимно.
Начинаем первый подъем.
Первый подъем был преодолен успешно, по сравнению в 2011 годом гораздо легче.
В 2011 году мы делали попытку пройти Рыбачий по периметру против часовой стрелки. Попытка получилась неудачной. Вот фото 2011 года.
То самое ковровое болото, не поддавшееся 2 года назад
Для преодоления этого болота все экипажи в процессе подготовки к поездке запаслись сэндтраками, но в засушливом 2013 году их даже не пришлось достать, потребовалась всего лишь квалифицированная помощь штурмана.
Двигаемся к горе Эйна. Дорога особых сюрпризов не предполагает, но пара засадных мест даже в такую сушь встретилась. Так что в любой другой год, который побогаче на осадки, все будет не так радужно.
Гора Эйна, наивысшая точка полуострова. Высота 299 метров.
Продолжаем маршрут. Вот такие болотца попали нам на пути в 2013 году.
Следующий лагерь около горного ручейка. Наконец-то на полуострове Рыбачий мы увидели живую рыбу. Семейка шустрых лососевых поселилась в маленькой заводи, образовавшейся между камней. Рыбок на фотографии видно.
"Около рыбок" остановились на отдых.
Продолжаем движение. Наш курс на мыс Шарапов.
Проехать мимо таких живописных водопадов без остановки мы не смогли. Устраиваем лагерь
Заготавливаем дрова. Ввиду специфических географических условий топляк – единственный доступный материал для костра.
Вечерком к нам заехали в гости ребята из Паджеро клуба. Случайно проезжали мимо.
Утро следующего дня порадовало теплым солнышком и мы с удовольствием искупались под сверкающими потоками воды.
Едем дальше.
Заброшенный военный городок.
Судя по всему, был относительно благоустроен, существовала система отопления
Сейчас представляет собой жалкое зрелище. Обидно за наших людей, которые всегда поддерживали нужды обороны. Вместо больницы в какой-то деревне той же Костромской области были построены эти здания, а потом с легкостью брошены. И там люди без больницы остались и уехали , и здесь ничего нет. Разрушили бы что ли до основания, когда уходили.
Еще немножко подсохшего болотца
Мы подъехали к мысу Шарапова, где была запланирована большая фотосессия. Изумительно красивые виды можно будет увидеть, если авторы фотошедевров поделятся своими творениями, или ссылками.
В поисках удачного кадра
Вдоволь нафотографировавшись, двигаемся к месту следующего лагеря. Не очень хорошее место попалось – не было пресной воды поблизости, пришлось ездить. Зато дождик ночью полил нас от души.
Каждый вечер, не только в этом лагере – обязательный вечерний костер и разговоры на самые разные темы.
А еще на этой стоянке у нас в экипировке появилось прибавление, которое доехало до дома:
Сколько улыбок у прохожих и проезжих вызвали эти рога по дороге домой! Причем не только у детишек, которые восторженно показывали на них своими пальчиками и в городе, и из машин по дороге. Из запомнившегося. Женщина лет 35, вся в своих мыслях, взгляд на асфальт, неспешно толкает магазинную тележку с кучей пакетов мимо нас. Что-то ее отвлекло, она смотрит на нашу крышу, лицо расплывается в улыбке. «-Эх, какие красивые! Моему бы мужу такие!».
Едем дальше.
Небольшое отступление. При въезде на Средний нам встретился огромный плакат (надо было сфотографировать!) с крупными ни разу не типографскими буквами примерно такого содержания «В период с 13 (?) августа по 30 сентября (?) на полуострове будут проводится учения. Опасно!». Проскочили мы мимо этой информации на достаточной скорости, умудрились не узреть даже точные даты опасности.
И вот на шестой день путешествия мы эту опасность ощутили всей кожей. На наших глазах, в ясный солнечный день, на море появляется юркий катерок, который устраивает дымовую завесу. Когда дым рассеялся, катерка уже не было, зато его место занял красивый боевой корабль.
Корабль начал методично обстреливать мишени на берегу, причем звук и вспышку выстрела мы слышали и видели.
Вот, скорей всего, одна из мишеней
На всякий случай мы спрятались за скалой (не очень хотелось стать движущимися мишенями) и терпеливо ждали окончания мероприятия.
Мимо места следующей ночевки мы проехать не могли. Место, которое на карте навигатора обозначено «Разные строения» оказалось памятно уже и для нас. 2 года назад именно здесь была у нас суточная стоянка в ожидании приезда гонцов с АТФ-кой для ремонта джимниковской АКПП.
Прогулявшись по окрестностям еще раз убедились, как повлияло жаркое лето на природу . Высохли не только болотца, но и небольшие озерки.
Утром отправляемся к Цыпнаволоку. Дорога к маяку перекрыта шлагбаумом с плакатом следующего содержания: «Внимание. Территория министерства обороны. Проход и проезд закрыт.» Реально «территория министерства обороны» и ценный шлагбаум никем не охранялись, но мы не стали нарушать запрет и уехали. 2 года назад мы подъезжали прямо к маяку. То ли количество посетителей так резко возросло, то ли качество посетителей резко ухудшилось, то ли эти посетители нарушают чьи-то интересы, но факт остается фактом – в этом месте нашей страны наши соотечественники нас не хотят видеть. Понять их можно, но все равно неприятно.
Продолжаем маршрут.
Цитата новостной ленты 18 декабря 2007 года «Шторм, разыгравшийся в Баренцевом море ночью, выбросил на камни у северного побережья полуострова Рыбачий российский теплоход "Виктор Корякин".
В 2011 году мы побывали на месте трагедии. Фотографии 2011 года
Заезжаем на то же место в 2013 году. Вот то, что осталось от «Виктора Корякина» к августу 2013 года:
Как говорится – найдите десять отличий. Останки теплохода в море исчезли, зато на берегу появились остатки палаток и следы мощной автомобильной техники.
Дальше по нашему плану пляжный отдых. Пляж в Зубовке без остановки проехать мы не можем. Все как и положено на пляжном отдыхе: купались,занимались активными видами спорта
На этом этапе расстаемся с одним экипажем – работа выдернула из наших рядов Mukaltinа, ребята уезжают домой.
7 машин едут дальше.
Вторая обязательная точка полуострова. Пока не окружена шлагбаумами и запретными надписями.
Заслуженный отдых экипажей.
Доезжаем до Среднего, преодолеваем куцую водную преграду
Первая ночевка на Среднем. Опять без пресной воды – ручей, на который была надежда, оказался пересохшим! Дождик очень старался, но пополнить запасы пресной воды за счет дождевой не удалось.
Полуостров Средний по сравнению с Рыбачьим очень обитаем. Уже есть палаточные лагеря разного масштаба, довольно часто попадаются автомобили (даже не всегда полноприводные!).
Первая достопримечательность Среднего на нашем пути – Два Брата.
Едем на место легендарной батареи Поночевного. Артиллерийские точки уже послевоенного образца, некоторые в очень хорошем состоянии. Время и люди делают свое дело. На какое время хватит этого открытого музея, невозможно предположить.
Проезжая по Среднему, еще раз убедились в актуальности плаката с предупреждением об учениях. На этот раз разворачивались сухопутные войска. Ждать особого приглашения покинуть территорию учений мы не стали, быстренько скрылись в безопасном направлении. Дороги на Среднем в связи с засухой представляли собой по московским меркам такую одну длинную очень пыльную обочину, по которой ты и едешь. Ехать можно было только с плотно закрытыми стеклами!
Совершенно неожиданно в нашем Си Би канале слышим незнакомый мужской голос:
- «Джимни Тим, в канале?».
- «Да, какие вопросы?».
- «Ребята, если вы меня помните, я из Нижнего, с вами на Чухломе встречался!! , мы вам навстречу едем!!»
Как говорится, бывших джимниводов не бывает. Это Flander, сменивший Джимника на авто покрупнее. А вот и сама встреча
Двухстороннее движение на Среднем:
В 2011 году мы недовыполнили свои планы, в том числе не побывали на Муста Тунтури и Немецкой дороге. Поэтому дальше только вперед! На Муста Тунтури!
Дорога не простая. Много нехороших каменных сюрпризов и под водой и над водой. Потребовалось и мастерство пилотов, и навыки штурманов.
Для традиционного костра найдено бревно. Распилили его прямо здесь и повезли с собой. Топляка же в горах нет!
Вид на лагерь с горы
На следующий день погода нам дарит солнечный день, и мы вдоволь ходим по этому историческому месту. Только когда видишь места боев своими глазами, начинаешь немного понимать, как далась победа.
На Муста-Тунтури приезжают экскурсанты на квадриках.
Вечером решаем сворачивать лагерь и ехать по Немецкой дороге в Печенгу. Вероятность выехать после Немецкой дороги на шоссе ночью гораздо выше – часть дороги проходит по действующему стрельбищу, а днем, в свете предупреждающего плаката в Титовке, учения более чем вероятны.
С нами не едет еще один экипаж, Вит и Татьяна уезжают домой.
В сумерках преодолеваем Немецкую дорогу с остановками на фотосессии. Суровая красота этих мест незабываема.
Ночью преодолеваем Печенгу, причем в момент начавшегося прилива
Стрельбище проскакиваем по всем правилам конспирации, ночью, максимально быстро, выключив фары, и не пользуясь СиБи.
До трассы европейского уровня 50 метров.
Вот и закончилась основная часть нашего путешествия,то, ради чего мы ехали почти 2 тысячи километров.
Мы, конечно, еще будем также долго ехать домой, но мы уже побывали там, где хотели, мы увидели своими глазами то, что не все увидят, каждый узнал что-то новое, мы не праздно и бестолково прожили две недели своей жизни.
Отдельно про состояние автомобилей. Машины ломались. Фатальных поломок не было, страдали подвеска, ступичные, полуосевые, натяжные ролики. Часть машин потребовала «оперативного вмешательства», остальные привезли все эти же проблемы в свои гаражи. Вот только никаких выводов о непригодности Джимника к путешествиям и его ненадежности делать не надо. Ибо участвовавшие машины по причинам, упомянутым в самом начале рассказа, имеют физически огромный пробег в сложных условиях. Плюс путешествие на Рыбачий – не легкая увеселительная трехкилометровая прогулка по асфальту на «шашлыки» и всегда надо быть правильно подготовленным -соответственно цели поездки, возрасту и пробегу машины. А мы были подготовлены!
Разделив общий периметр островов Рыбачьего и Среднего на количество наших стоянок специалисты по расстояниям и пробегам упрекнут в неэффективности нашего маршрута. Может и так. Но мы смогли позволить себе такой маршрут, чтобы вдосталь налюбоваться всеми красотами Заполярного Севера, не оглядываясь на часы, чтобы сделать фотографии красивых мест, чтобы насладиться тишиной и спокойствием. Чтобы было, что вспоминать.
Еще из того, что отложилось в памяти:
Наш джимнитимовский воспитанник Пуф.
Наша походно-коллективная кухня! Чего стоит вдали от цивилизации такое меню: завтрак- яичница с помидорами, тостами и жареным адыгейским сыром, бутерброды, чай-кофе, обед-ужин: салат сырный с яблоками и огурцами, фасолевый суп, плов, напиток черничный. Повторов блюд не было ни разу!
А в прямом смысле слова объедание черникой!
А черничный пирог, испеченный (!!!!!) на Муста-Тунтури!!!
А диалог в эфире:
- «Ну что, во сколько будем трогаться?»;
- «Да минут через десять, Лена сейчас грибы пришьет!!!»
И все-таки самое главное в любом путешествии – это путешественники. Только от них зависит успех любой экспедиции. Николай, Света, Федя, Алексей, Марфа, Женя, Виталий, Татьяна, Галя, Дима, Маша, Леша, Юра, Лена - Я благодарна всем участникам за оптимизм, терпение, боевой настрой и жизнерадостность. Только благодаря вам всем путешествие с числом экипажей, вдвое превышающим оптимальное количество состоялось!!!
Ира, СПАСИБА!!! Ты прям подарок сделала всей компании - все хотят прочесть-повспоминать очередное приключение, но всем страшно ЛЕЕЕЕЕНЬ писать...
Спасибо-спасибо-спасибо!
Совсем мало наших фоток тут: http://fotki.yandex.ru/users/oldblinddog/album/209357/