Большое путешествие по горному Алтаю 2015

Doctor__Zlo

Осваивающийся
24 Январь 2014
20
36
13
62
Королёв-Мытищи-Пушкино
Езжу на ...
Jimny 2006.механика, Subaru Forester STI. Ford Tranzit
Большое путешествие по горам Алтая

Завершилась наша увлекательная (научно-позновательная, экстремально-спортивно-оздоровительная, исследовательско-краеведческая) экспедиция на Алтай.
Ровно месяц длилось это путешествие c 28 июня по 28 июля 2015г.
Пройдено 9890 км, из них почти тысяча по горному бездорожью.
Состав участников: Дима, Оля, Степан Дмитриевич на Defender 110, Костя и Лиля на Mitsubishi L200,
и мы – Вадим и Таня на нашем Джим Джимыче.
Спасибо ребятам за отличную, душевную компанию!

Маршрут путешествия был тщательно проработан заранее, заготовлены карты ( даже были распечатаны бумажные), намечены точки для посещения. Но действительность внесла свои коррективы – часть точек была пропущена, зато появилось много новых, ранее неизвестных и нами незапланированных.
Как известно, лучше всех знают свои края местные жители. Поэтому сразу по приезду в Алтай , в первом же лотке, мы купили самую последнюю, самую подробную карту. Наверное она еще и секретная - была напечатана на бандане, видимо для конспирации. По ней и ехали. Наш трек.


Этот отчет - коллективное творчество Вадима и Татьяны. Поэтому стиль изложения периодически меняется. Некоторые события, произошедшие со всеми нами во время этого путешествия, не всегда объяснимы с точки зрения здравого смысла. В связи с этим они и воспринимались, и толковались каждым участником этой экспедиции по- своему. Вашему вниманию предоставляется наше видение этих событий и явлений.
ВОТ ТУТ фотки побольше, покрасивей.
Итак:
 
  • Нравится
Реакции: 3 человек

Doctor__Zlo

Осваивающийся
24 Январь 2014
20
36
13
62
Королёв-Мытищи-Пушкино
Езжу на ...
Jimny 2006.механика, Subaru Forester STI. Ford Tranzit
Дорога туда
Выехали 28 июня в10 утра. Хорошенько выспавшись перед дальней дорогой. Так сложилось, что наш экипаж и ˝Деф˝ Димы и Оли стартовали отдельно и встретились только вечером в месте первой ночевки. Координаты которого нам скинул Дима, так как он шел впереди и нашел это место.
Костя и Лиля стартовали на 2 дня позже (работа не выпускала) и мы встретились с ними уже на Алтае.
Наш первый привал на ночь.


Заскочили в Казань, быстренько глянуть кремль и пофоткаться. Впечатлившись увиденным, решили на обратном пути заехать и ознакомиться с этим красивым городом подробнее.


Темп езды мы выбрали комфортный для нас – скорость не более 90-100 км/ч, остановки в пути – где и когда кому захочется, всегда были на связи и обычно встречались уже на месте ночлега. На ночевку вставали засветло, хотелось выбрать удобное и живописное место на берегу реки или озера , спокойно поставить палатку, приготовить ужин, посидеть у костра. Обычно в 6-7 вечера. К сожалению, погодные условия внесли свои поправки в наши планы. ЖАРА. Всю дорогу туда стояла сорокоградусная жара. На ходу перегревался и отключался кондиционер в Джимке. Ребята на ˝Дефе˝ ехали без кондея - не был предусмотрен в машине. И им даже однажды пришлось ехать с включенной печкой - стал перегреваться мотор.
Теплая погода спровоцировала жуткое количество летучих кровососов. Поэтому палатку ставили мгновенно, запрыгивали туда. И ужин проходил «на скорую руку» уже внутри. О костре и речи быть не могло. Ребятам было совсем лихо – спальник был в Дефе, машина за день езды раскалялась и не остывала до утра. А насекомые всегда находили потайной ход внутрь.
Про красивые места и пейзажи – после Казани леса кончились, начались бескрайние степи с нефтекачалками, потом после Челябинска столь же бескрайние болота.

Это болото. И так на многие километры.

По этим причинам наши мечты о ночевках на берегах рек и озер ни разу не осуществились. Даже днем купнуться для спасения от зноя было негде. Поскольку трасса идет вне населенных пунктов (это плюс), то чистой воды набрать было негде (это минус). Запас воды кончился на второй день, и пришлось покупать воду на заправках. Надо заметить, что озер после Челябинска там было предостаточно, только они были или соленые, или горько-соленые (судя по картам). Скорей всего так и было – вокруг них не было ни птиц, ни признаков присутствия людей (домов, лодок, дорог, даже съездов к ним не было). Вообщем выбор удобного и красивого места был весьма затруднителен, но мы справлялись.


Тем не менее, мы ехали, восхищаясь бескрайними просторами нашей страны, ночевали, опять ехали. И так 5 дней и 5 ночей. По дороге пересекли 3 часовых пояса, мы двигались навстречу солнцу и световой день для нас сокращался - сначала на час, потом на два, потом на три. Была некоторая «временная акклиматизация». Могучая Обь под Новосибирском.

Кстати, в Новосибирске пробки похлеще, чем в Москве. Мы потеряли там много времени.
И вот она, Республика Алтай:

Тут нам пришлось ускориться - надо было успеть в Горно-Алтайск в погрануправление за пропусками в погранзону (плато Укок). Была пятница, до закрытия управления 3 часа, а в субботу-воскресение они не работают. Успели!

Немного сбили с толку погранцов – дело в том, что мы с ребятами однофамильцы, получилось, что на двух машинах одна большая семья путешественников. Получив пропуска, мы поехали на ночевку - планировалась на берегу живописного озера Ая. К сожалению, озеро застроено турбазами – не подойти, не подъехать. Поехали в горы, пополнив запасы воды в роднике. Нашли красивую долину.

И тут полил дождь…. Очень сильный и казалось, бесконечный дождь… Измученный долгой, жаркой дорогой наш экипаж решил перед предстоящим большим путешествием попользоваться благами цивилизации. Сняли большой дом в селе Ая. Обошлось по 500 руб с человека, двухэтажный дом со всеми удобствами внутри – душ, туалет, кухня. Гостиная, 4 спальни. Машину загнали во двор. Хозяин Сергей даже натопил нам баню. Бесплатно. Телефоны Сергея, вдруг пригодится: +7-913-214-94-08 или +7-906-970-22-08



Отмылись, отдохнули, выспались. И утром встретившись со вторым экипажем, которому дождь не помеха т.к. спальник обустроен в машине, продолжили наше путешествие.

[DOUBLEPOST=1444730024,1444729798][/DOUBLEPOST]Это Алтай, детка

Едем по Чемальскому тракту

И вот мы на Алтае. Начинается наше долгожданное путешествие по неизведанному нами краю. Поскольку мы знали, что Костя и Лиля на Mitsubishi L200 едут двумя днями позже и нам надо где-то их подождать, мы заранее наметили места, которые можно посмотреть, не забираясь вглубь Алтая, и уже после, собравшись полной командой, намеревались отправиться в большое путешествие в горы. Однако, мы все же рассчитывали, что проехав Горно-Алтайск (столицу Республики Алтай) мы уже попадем в безлюдные, труднопроезжаемые, таинственные места. Какими наивными мы были… Оказалось, что все достопримечательности рядом с Горно-Алтайском очень легкодоступны и поэтому весьма популярны у туристов . Идеально ровный асфальт, обилие турбаз , ресторанов , кафешек и толпы отдыхающих. А мы-то приехали за «неизведанным», на подготовленных машинах. Особенно Димин Дефендер – монстр на 37 колесах вызывал восхищение отдыхающих туристов и они охотно фотографировались с этой «достопримечательностью».
Поняв, что такой туризм нам не интересен, мы решили всё-таки найти, где кончается асфальт и начинается «незатоптанный» Алтай. И мы решаем проехаться по Чемальскому тракту (до этих пор мы ехали по Чуйскому). Поскольку по описаниям и картам Чемальский тракт тупиковый и другого выезда оттуда нет, то по всем расчетам эта поездка «туда и обратно» до места встречи с Костей и Лилей должна была занять два дня, как раз то, что нам и нужно.
В Усть-Семе свернули с Чуйского тракта на Чемальский. В 30-е годы Чуйский тракт хотели проложить именно здесь, даже начали строительство силами заключенных, но потом это решение отменили по непонятным причинам, расстреляв главного архитектора (по рассказам местных). Если бы стройку все же осуществили то, дорога была бы короче, миновав несколько перевалов, практически до Монголии.
До Чемала идет хороший асфальт, туристов стало поменьше.
Смотрим старый разрушенный мост через реку Куюм. Он был построен в 20-х годах 20 века полностью из дерева. Две опоры по обоим берегам в виде сруба 5х5 и высотой около 12 м. Длина моста 30 м.
В фильме В.М.Шукшина «Живет такой парень», главный герой много раз проезжает по этому мосту.

Река Куюм впадает в Катунь.

Едем дальше – центральная улица Чемала.

В Чемале заезжаем посмотреть монастырь на острове «Патмос». Назван в честь небольшого греческого острова Патмос, где когда-то жил и молился святой апостол Иоанн Богослов. В 1915 году на остров был перенесен старый Иоанно-Богословский храм из села Чемал (в селе к этому времени была построена новая церковь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость»). В 1920-е годы храм на острове был уничтожен, а в 2000 году построен заново и сейчас является женским скитом Барнаульского Знаменского монастыря.
В настоящее время там проводятся службы, остров может посетить любой желающий.
Попасть на остров можно только по подвесному пешеходному мосту, растянутому на высоте около 15 метров над бурлящей Катунью. Интересное место, к сожалению мы попали в выходные – самое время для туристов, очередь на 2,5-3 часа - пускают по 6 человек. С берега хорошо виден лик Богородицы, высеченный на скале.

После Чемала дорога стала грейдером, туристическая «инфраструктура» кончилась, стало видно природу. Видим реку Катунь во всей ее красе, а не через заборы турбаз.

Катунь – самая крупная река Горного Алтая. Ее протяженность – 688 км. Свое начало Катунь берет на южных склонах горы Белуха, из ледника Геблера. Название реки связывают с алтайским словом «кадын» - «госпожа, хозяйка». Эта «госпожа» необычайной красоты с очень бурным и стремительным нравом и холодным сердцем. Близко к себе не подпускает – мало того, что температура не выше 5 - 10 градусов, так еще крутит и вертит у самого берега с такой мощью, что не находится закаленных смельчаков желающих купнуться в ее молочно-изумрудных водах. Только оранжевые сплавщики нет- нет, да пронесутся мимо с воплями , крепко вцепившись в борта своих лодочек. Как рассказывают местные, каждый год немало забирает к себе «хозяйка», желающих ее покорить.

За селом Еланда еще издалека увидели недостроенную ГЭС на реке Катунь. Завернули посмотреть .
От ее строительства отказались в 70-х по экономическим и экологическим соображениям.

Местные ребятишки в заводях , образовавшихся в результате недостроя ловят рыбу. Мы чуть не побежали расчехлять свои удочки, которые естественно, как заядлые рыбаки взяли с собой в край озер и рек.
Но увидев размер рыбешек 2 -3 см, решили оставить это дело на потом.

Далее по дороге видим пещеру. Оказалось, это Штольня №1.
Прорублена в 70-х годах для оценки горных пород в месте будущего строительства Катунской ГЭС.
Дима и Степан, обув сапоги и взяв фонарики, отправились исследовать подземелье.

Вот, что они увидели
Оказалось, что в штольне любят прятаться от жары коровы и овцы. И из-за этого заполняющая дно пещеры вода пополам с навозом. Запах и консистенция соответствующие.

Далее по дороге наткнулись еще на одну рукотворную пещеру.
Штольня №2 поинтересней, расположена на высоте около 20 метров и имеет бетонную арку входа.

Увидев внутри штольни бетонные кубы, пронизанные стальными трубами, мы решили, что в ней наверное проводились какие-нибудь секретные исследования.

Едем дальше, по долине реки Катунь.
 
  • Нравится
Реакции: 6 человек

Small

Наш человек
19 Декабрь 2013
189
139
43
С-Петербург
Езжу на ...
JIMNY 2007 РКПП, м13а, BFGoodrich MT 32', лифт 4', Front Winch - Smittybilt XRC-8000, пневмоблокировка на задний мост ARB RD208, защиты рычагов коробки и бензобака, доп.свет на экспедиционном багажнике, фаркоп Bizon!
Отличное путешествие!Отмечу - что ездить Месяц на 37 колёсах да и ещё в такую даль -Это Сильно-)
 

Doctor__Zlo

Осваивающийся
24 Январь 2014
20
36
13
62
Королёв-Мытищи-Пушкино
Езжу на ...
Jimny 2006.механика, Subaru Forester STI. Ford Tranzit
Впереди водопады, наскальные рисунки, а по пути просто потрясающие виды.








Проехали село Куюс, долина Катуни сузилась, местами став ущельем. Дорога пошла вдоль гор, а в местах, где скалы подходили к реке вплотную, стала каменистой грунтовкой с узкими прижимами .


Далее по плану Археологический памятник «Айрыдаш» - наиболее древнее расположение петроглифов на реке Катунь. При подготовке маршрута мы нашли координаты петроглифов и ехали на эту точку. И вот «картина маслом» - подъезжаем мы к точке по глухой безлюдной дороге, а там стоит и ждет нас тетенька. Оказалось это экскурсовод - смотритель Надежда Александровна каждый день на мопеде приезжает из Чемала и проводит экскурсии. Забегая вперед, скажу, что многие территории в том числе и на которых располагаются архитектурные или природные достопримечательности взяты местным население в аренду
( под турбазы, кафе, пастбища и т.д.). В связи с этим за присутствие на них или проезд через них просится плата (30-100р.). Как правило, предоставляются какие-нибудь услуги, например экскурсовода.
И так заплатив по 70 рублей с человека (Степан Дмитриевич бесплатно), мы прослушали интересную лекцию.


Внезапно хлынувший дождь, смочив камень, сделал рисунки еще четче. Основная часть рисунков изображает животных: оленей, лосей, козлов.


Общее число изображений Куюсского грота около 200. По мнению ученых, несколько крупных фигур оленей, выбитых на скалах, живописно нависающих над небольшим гротом, датируются неолитом и являются самыми древнейшими рисунками в петроглифах Алтая. В результате раскопок в основании грота, было выявлено, что грот использовался в качестве святилища на протяжении нескольких эпох – от неолита до эпохи раннего железа. В данный момент грот представляет собой скалу со следами копоти от очага. Видимо, его свод обрушился еще много веков назад.

Далее по маршруту водопад Бельтырьеск. Дорога наконец-то стала интересной, пейзажи просто завораживающими. «Это Алтай, детка!» - вот такой Алтай мы хотели увидеть.






А вот и водопад. Над ним хлипкий деревянный мостик, проезжаем по нему, останавливаемся и идем смотреть водопад.

Водопад располагается на реке Бельтертуюк, которая является правым притоком Катуни. Водопад имеет два каскада: верхний, высотой 29 м.

Нижний каскад – 10 м, под мостом, у берега Катуни.

Подходит радушный алтаец и говорит: «Проезжайте дальше, там можно развернуться и есть кафе». Заезжаем на площадку. Оказывается в этом месте алтаец обустроил разворот, т.к. дальше дороги нет.Вот он конец нынешнего Чемальского тракта.


Улыбчивый алтаец догоняет и объявляет, что въезд на эту территорию платный, эта земля арендована и пытается предъявить документы на аренду. Спрашиваем цену – по 100 руб с машины. Деваться некуда на узкой дороге, прижатой к скалам развернуться больше негде. Ну что ж, пусть человек заработает, тем более мы решили выведать у него «секретную» информацию про дороги и интересные места. Достав бумажную карту, мы с Димой пытаем алтайца Сергея на все 5000 рублей.
Узнаем очень много интересного.

Выяснилось, что с Чемальского тракта есть дорога через горы на Чуйский тракт.
Можно "срезать" примерно 200 км.
-Но дорога через перевал, очень плохая и вы там не проедете - говорит Сергей. Потом посмотрев на Дефендер, алтаец говорит:
-Ну вот этот может проедет, а Джима сразу оставляйте внизу - он точно не проедет. Ну если только будет сухо и к Дефендеру тросом…. И тут говорит такую фразу (потом ее не раз вспоминали) :
« Ну если духи пустят- может и проедете»

Перекусываем в кафе вкусными блинчиками с алтайским медом, которые готовят две алтайки. Каждый день девчонки приезжают на УАЗе-буханке, привозя на ней всю кухню и припасы.

Потом мы спросили алтайца, где остановиться на ночь чтобы не вторгаться в чужие владения. Он посоветовал пляж на берегу Катуни – красивое место и земля спорная, т.е. никому не принадлежит и никто не потребует плату за стоянку. Туда мы и отправились на ночевку.


Вечером, обсудив полученную информацию, решаем изменить планы и ехать через горы. Всё-таки мы искали «неизведанный» Алтай. Так как там сотовой связи не было, Дима отъехал до Куюса и связался с экипажем эльки. Место встречи было перенесено к Ороктойскому мосту. Всё, можно отдыхать и любоваться пейзажами.

По всему Алтаю: в степях, долинах, горах и высоко в горах свободно пасутся коровы, лошади, овцы. Много, очень много коров и лошадей. Куда бы мы впоследствии не забирались, в какой бы глуши не были, нас как будто преследовали эти жирные коровы и кони. Чтобы поставить палатку всегда приходилось расчищать место от их навоза. И тем не менее они являются прекрасным дополнением восхитительных Алтайских пейзажей.
Утро на Катуни.







Хозяйки кафе, где мы пили чай с блинчиками, поведали нам, что от Куюсского грота до водопада на всех крупных камнях у самого подножия гор имеются петроглифы. Местонахождение называется Кызык-Телань и оно является культовым для самих алтайцев. Нам захотелось самим их отыскать.


К сожаление рисунков мы не нашли. Камней оказалось так много и они все заросшие лишайниками. Позже мы узнали, что петроглифы, которые мы можем видеть - это результат долгой и кропотливой их расчистки от многовековых наростов лишайников археологами. К тому же опять пошел сильный дождь.
Едем к Ороктойскому подвесному мосту к месту встречи , откуда уже все вместе продолжим путь к Чуйскому тракту через горы. Собственно там и начнется наше большое путешествие по Алтаю.





Внизу, под мостом яростная Катунь образует мощные водовороты – это Порог Тельдекпень. С Алтайского переводится как – «дорога поднялась». Огромная масса воды сжатая скалами образует хаотические струи и водовороты. В пороге как будто 2 ступени , одна на входе - небольшой слив и вторая на выходе – более мощный, как раз под мостом. Пороги находятся в длинном скальном коридоре. Ширина Катуни в этих местах составляет от 20 до 40 м, а глубина, по некоторым данным, составляет 70 м. Черные скалы придают этому месту некую суровость и мрачность. А может это просто дождь навеял.



Встретившись с ребятами у моста, мы как и планировали сразу рванули в горы.
Да вот еще, про дороги, те, по которым мы ехали до сих пор - где был асфальт и так все понятно, а по грунтовкам Чемальского тракта - без проблем проедет любая легковушка.
Что не скажешь про дороги, которые у нас были впереди.
Продолжение следует Ороктойский перевал
 

Получите кредит на автомобиль без первоначального взноса, до 8 млн. руб !!! Клубное предложение: ОСАГО с кешбеком до 10%!

  • Нравится
Реакции: 8 человек

Doctor__Zlo

Осваивающийся
24 Январь 2014
20
36
13
62
Королёв-Мытищи-Пушкино
Езжу на ...
Jimny 2006.механика, Subaru Forester STI. Ford Tranzit
Неизведанный Алтай

Через Ороктойский перевал к Чуйскому тракту



Ну вот, все в сборе, выдвигаемся от моста в сторону самого Ороктоя. Пока грунтовка очень приличная, вокруг алтайская природа.



Ороктой - небольшое живописное село, окруженное со всех сторон горами.



Дальше дорога становится всё интересней. И начался совсем ненужный нам дождь.



Из наезженного широкого грейдера до села дорога превратилась в колею после Ороктоя. Да еще дорога пошла в гору, причем сильно в гору. Дождик полил уверенней, черноземная грунтовка раскисла и стала скользкой. Периодически путь пересекали быстрые горные ручьи.



Попался участок совсем засадный – резкий подъем, размытая скользкая колея и злые камни в засаде. Деф смело ринулся на штурм, мы на Джиме нашли траекторию рядом - через травостой.



Крутизна подъема всё увеличивалась. Надо сказать, что этот перевал не одинаковый – с нашей стороны он крутой, а потом на спуске будет длинным и пологим. Обычно по этому перевалу стараются ехать обратно, чтобы пройти сложный крутой участок «под горку». Мы же штурмовали его в самую крутую горку. На одном участке, мало того что крутом, так еще и с сильным наклоном в бок, Элька сползла и застряла.



У Кости и Лили это был «дебют» на серьезном бездорожье, лебедку на машину установили только перед выездом, даже трос еще не намотали. Ну, делать нечего, без лебедки никак, Костя достал и намотал трос. Я как самый «молодой и быстрый» побежал с тросом в горку и закрепил его за подходящий пень.



Элька спасена из первого (и совсем не последнего) плена. Едем дальше. Джимка прошел этот участок, подразмешенный двумя машинами, без происшествий.



С высотой стала меняться окружающая растительность - березы сменились лиственницами.



А дорога не менялась – мокрая колея упорно лезла всё выше и выше в гору.



Нашлось место, где пристрял даже Деф.

Выбраться удалось только лебедкой


Костя поразил нас мастерством и лихо пролетел засадное место. Я вроде тоже придумал отличную траекторию в обход засады, но не учел, что в траве притаилась глубокая колея, и посадил в нее Джима. Спасет только лебедка. Степан Дмитриевич ринулся на помощь и почти один размотал трос. Джим на свободе!



В гору, в гору, в гору… Мы уже на уровне облаков… Дождь не прекращается.



Выезжаем на большую поляну, организовываем привал.



Если хотите, не ждите, читайте у меня на сайте
 
Клубное предложение: КАСКО с кэшбэком до 10%
  • Нравится
Реакции: 4 человек

growler

Старожил
22 Апрель 2014
5,168
887
113
55
лен. обл.
Езжу на ...
SGV 2.4 BMW 320
спасибо, очень интересный сайт!
 

Получите кредит на автомобиль без первоначального взноса, до 8 млн. руб !!! Клубное предложение: ОСАГО с кешбеком до 10%!



Doctor__Zlo

Осваивающийся
24 Январь 2014
20
36
13
62
Королёв-Мытищи-Пушкино
Езжу на ...
Jimny 2006.механика, Subaru Forester STI. Ford Tranzit
Только мы успели приготовить еду, как начался ливень, потом град. Наверное, духи были в плохом настроении.



Переждав эту бурю и перекусив, тронулись в путь. Первый, как обычно, поехал Деф, потом Элька, потом мы. Пока трогались, включали навигацию, чуть приотстали, ребята уже уехали с поляны. Едем и видим – на дальнем краю поляны, среди густой травы стоит человек и лошадь рядом. Человек вроде как человек, но не чабан точно – и одет как-то чудно, одежда длинная и серебристо-серая, прям как в туман одет. И лошадь тоже необычной масти – седая, не серая, а именно седая.. Не видели таких раньше, старая может быть? Ну вроде не кляча, крупная, статная. Только седая.
Чуть-чуть нам до вершины осталось. Но тут как-то всё стало лихо – дождь ливанул сильнее, дорога превратилась в два бурных ручья в колеях. Штурмую грязную гору, слышу в рации - Костик сел. Ну и я Джима присадил. Танюха пошла вперед на разведку, я лебедится принялся.



Удивительно, как быстро в горах меняется погода. В один миг как будто кто-то вдруг выключил дождь, выглянуло солнце, открылись виды просто красивенные. Горы снизу красивые, а сверху невероятно красивые, освещенные внезапно выглянувшим светилом.



Выбрался я, давай догонять. И тут, едрена-макарона, слышу звук ходовой. Бэм-бэм-бэм… Ну, только этого не хватало! Притормаживаю – вроде пропал, поехал - опять бэм-бэм-бэм.. Только чудной звук – не просто блямкает, а вроде как ритм какой есть. Опять торможу – звук не прекратился, со стороны слышу, наверно у ребят впереди что-то стучит звонко. Догоняю Танюшку, звук говорю, слышишь? Да, думала у Джима что-то блямкает. Нет, Джим целехонек, звук сзади-сбоку, там наших нет. И звук-то знакомый какой-то.
Варган! Вот прям как озарило - варган! Откуда там варган?
А тут в рации тоже звук образовался, Дима объявляет – «Костя радиатор пробил, антифриз потерял». Вот это фокус! Поехали вперед, а мы уже почти на самом перевале, и дорога вроде ничего, где он умудрился? Выезжаем на перевал, вот он, и вот самая высокая точка рядом.



То, что это и есть перевал, понятно и без карты. Все перевалы, даже те, через которые никто не переходит, кроме чабанов со скотом, обустроены беседкой и местом для мусора. Это мы видели и на последующих наших перевалах. У алтайцев особое отношение к горам и перевалам. Для них это место, где живут духи гор и перевалов. При переходе через гору и в других местах силы алтайцы повязывают ленточки на ветки кедров и произносят благопожелания духам гор – алкыш. В развешанных лентах на ветках деревьев алтайцы видят места пребывания душ предков (дедов или прадедов) . Каждая лента якобы заключает в себе душу одного предка. Считается, что предки принимают участие в жизни своих внуков и правнуков, интересуются их делами. Следя за колебаниями лент, алтайцы «читают» веления предков , беседуют с ними. Ленточки только белого цвета. Белый цвет применяется у алтайцев в основном в религиозной сфере: белый, чистый, правильный, невинный. На плато Укок, где мы побывали после , мы услышали от тамошних аборигенов несколько другое толкование этим обычаям. Но об этом позже. Повязывать ленточки и класть камни на перевалах людям далеким от верований алтайцев сами алтайцы не советуют. Т.к. считают, что для нас это просто игра.



Элька с пробитым радиатором, антифриз на дороге. Приехали. Надо чинить как-то, решаем остаться на ночевку прямо на перевале. Костя снял решетки, защиту и вынул из радиатора круглый напильник. ОТКУДА?!?! Ну ладно ветки, палки, проволока, но напильник-то откуда? Да и как ловко, зараза, попал - под защиту залез и ужалил. Костя чистит место пробоя, продувает из пневмосистемы Джима, обезжиривает.
У нас в Джимке всегда ассортимент Поксипола - научил пробитый бак на Паджере наших друзей Кириликов в Карелии. Клеит. Тут и темнота наступила. Ждем до утра, чтобы как следует засохло. Утром зальем воду, столько антифриза у нас нет, да и не известно, будет течь или нет.




Ночевать мы остановились на самом перевале, что, как оказалось, делать не следует. Это нам потом поведали алтайцы. Нельзя тревожить духов. Они, дескать, могут вас гнать с этого места. Этим и объяснились плохие сны с кошмарами некоторых участников восхождения.



В Эльку залили воды, завели, вроде не течет, ехать можно. Хотя бы до цивилизации дотянуть. Вот воистину говорят - «Утро вечера мудренее». Погода разгулялась, смотрим пейзажи, видим наконец-то кедры. Долгожданные кедры первый раз мы увидели, только поднявшись на этот перевал. Дело все в том, что эти величавые красавцы растут исключительно на высокогорье, выше 1500 метров. Ниже не встретить ни одного представителя этих хвойников. В самом низу гор растут березы (до 600 м), дальше гигантские причудливые лиственницы, затем их сменяют кедры.

Прапрадедушка кедр
Это лиственница


Дорога вниз, под горку, поехали легко. Вокруг природа.

Автограф минувших лет


Спустились пониже, коровки появились. И тут смотрим, а среди коров чудища какие-то гуляют. Подъезжаем, а это горные яки, по-алтайски - сарлыки.



Появились чабанские становья, загородки для скота - маральники, дорога стала понакатанее.
Проезжая маральник, первая машина открывает ворота, последняя закрывает. Обязательно! А то скотина разбредется.



Вдоль дороги живописные горные ручьи.



И вот мы внизу, в долине. Останавливаемся передохнуть-перекусить и в очередной раз проверить уровень воды в системе охлаждения Эльки. Мимо едут алтайцы на Шевике. Дима тормозит их и традиционно начинает выпытывать информацию о дорогах, мостах, интересных и красивых местах.



Раскладываем на капоте карту, алтайцы рассказывают, что есть одно место, сильное место, красивое. Шаманы куда-то туда ездят, есть у них где-то там места специальные, шаманские. Раз вас духи здесь пустили, может, и туда пустят. Дорога туда сложная, но проехать можно. А вообще-то когда-то была дорога насквозь, и можно было объехать Семинский и Чеке-Таман перевалы и выехать на Чуйский тракт. Старший алтаец говорит: «Вы езжайте, докуда получится, вернуться всегда сможете. А завтра я на лошади поеду на стойбище, оно по дороге до этого места, я вас там найду». Ну, поблагодарили за совет, обсуждаем, что делать будем.
Уж очень туда захотелось поехать. Из Эльки вода вроде не течет, если потечет - опять заклеим. Воды полно. Эх, была-не была, поехали. А вот куда - не скажу, координат не дам: запретили нам потом говорить, где это.
Переносить с сайта долго, если хотите, читайте сами ЗДЕСЬ[DOUBLEPOST=1444891634,1444748135][/DOUBLEPOST] Загадочные горы Алтая

Вот бы добраться до этого места, где поднялись до небес горы и лес.

Итак, вняв советам алтайцев посетить красивые места, куда никто уже давно, по их словам, на автомобиле не заезжал, что весьма заинтересовало некоторых членов экспедиции на очень больших колесах, посоветовавшись между собой, мы воодушевленные предстоящими приключениями, трогаемся в путь. Нам предстоит проехать по горам и долинам Семинского хребта. Начало не плохое, дорога определяется . Пейзажи просто потрясающие.



Назначение этих загонов мы так и не поняли. Судя по вытоптанности, они явно используются, рассчитаны на небольшое количество скотины, но мы видели их всегда пустыми, а коровы, лошади и овцы огромными стадами пасутся свободно по всем долинам и даже очень высоко в горах.



Вечные наши сопровождающие – шустрые и любопытные суслики. И даже на них, как видно из фото, нападают клещи. Кстати про клещей: во всех населенных пунктах и местах вероятного пребывания туристов висят таблички «Осторожно клещ». Это постоянно напоминало нам о мерах предосторожности. Некоторые из нас заранее сделали прививки, и тем не менее все равно использовали спреи от клещей. За всю поездку мы к счастью даже не видели этих вредоносных насекомых. Местные нам объяснили это тем, что закончился активный период для клещей - это май-июнь.



А вот и первое препятствие – горная речка, которую нам на протяжении всего нашего восхождения пришлось пересекать несколько раз.



Таких живописных альпийских лугов в горах Алтая предостаточно, но не все они естественного происхождения. Много из красивейших лугов являются делом рук человеческих. Алтайцы расчищают склоны от леса под пастбища. Пни выкорчевывают и оставляют там же, а стволы вывозят. Все дома у них срублены из этих лиственниц и имеют характерный для этого дерева красновато-рыжеватый оттенок.



Вот после такой деятельности и осталась до определенного места так называемая дорога. Но и она вскоре закончится



Окружающий нас ландшафт изменяется постоянно: альпийские луга меняются то на луговую тундру, заросшую кустарниками, известными у нас как лапчатка, то на каменные россыпи, похожими на гигантские каменные водопады и реки. По этим россыпям нам и приходилось передвигаться большую часть пути, что весьма трудно и утомительно.



Пересекали не однажды речку. То с левого берега на правый .



То с правого - на левый . Река не глубокая , но каменное дно скрытое бурными потоками делало это мероприятие по ее пересечению даже опасным. Вероятность сесть на огромный валун, провалиться и зажать колесо между острых камней была очень высока. Поэтому первым штурмовал брод естественно Дима на Дефе. Вообще-то Дима всегда и везде был первым, что опять же вполне естественно.



Ехали и по горным ручейкам тоже. ( Некоторые фото сделаны с видеорегистратора, с телефона, большая часть фотоаппаратом. Поэтому качество и цветопередача сильно отличаются.)



Как менялись пейзажи вокруг нас, так и погода не отличалась постоянством. То накрапывал дождь, то лил ливень, то выглядывало яркое солнце, делая окружающие нас виды просто завораживающими.



Долго ли коротко ли ехали, а уже и смеркаться начало. Стали подумывать о месте для остановки на ночлег. Острые камни ( для ночующих в палатке) и сильный уклон (для всех) были отягчающими обстоятельствами при выборе места для лагеря. Мы даже подумывали заночевать в стволе этой могучей лиственницы.
Но поскольку это возможно было только стоя или сидя, решили поискать другие варианты.



Отъехав от дерева примерно метров 200-300, мы оказались на вполне ровном лугу . Стало быстро темнеть и мы решили здесь и заночевать. Дальнейшее описуемо, но необъяснимо.
Далеко на краю поля, у самого склона горы, мы увидели заброшенный дом.



Ребята решили прогуляться до него – им особой подготовки к ночлегу не требуется т.к спят они в машинах.
Мы же, пока вновь не полил дождь, решили разложить палатку, а потом присоединиться к ним. Так и сделали. Когда подходили к дому, мы отметили его размер – огромный двухэтажный , что очень необычно для тех мест. «Просто какой-то старинный барский дом или заброшенная турбаза»- подумали мы. Ребят около дома не оказалось, и мы зашли вовнутрь дома. На первом этаже была абсолютная тишина и темь, мы пожалели, что не взяли с собой фонарики. В конце лестницы ведущей наверх было светлее.
Поднявшись, мы увидели ребят , молча разглядывающих большую залу в которой мы оказались. Много окон второго этажа, которые мы видели снаружи дома, были окнами этой огромной комнаты, поэтому здесь было относительно светло.
Убранство было простым – посреди комнаты огромный (метров 5) стол, стулья с высокими спинками.
На столе, на белых , тряпичных салфетках стояли тарелки, столовые приборы. Все как обычно, и все же учитывая, что мы в горах и не встретили пока еще ни одного человека, это было странно. К тому же, над столом висела шикарная люстра из белого, синего и прозрачного стекла. Без всяких висюлек, присущих хрустальным люстрам, но с витиевато изогнутыми стеклянными элементами. И очень большая.
В правом углу находилась печь, словно и впрямь мы в барском доме. Мне показалось, что она просто побелена, кому то, что в изразцах. Вот и весь интерьер.
Разглядывая печь, мы увидели дверной проем в другую комнату. Могу поклясться, ну не было его до сих пор. К тому же, в комнате за столом, боком к нам сидел мужчина, глядя, куда- то перед собой совершенно не обращая внимания на нас, словно нас и нет. Мне показалось , что неловкость за вторжение в чужое жилище испытали все. Потому что, не сговариваясь, мы все молча, тут же покинули этот странный дом. Надо сказать, что никто не произнес ни звука, за все время нашего присутствия в доме. Мы быстро вернулись к машинам и опять же, молча, не сговариваясь уже в полной темноте, уехали из этого места. Палатку, не собирая, мы просто запихнули в машину. Уже дома, случайно на телефоне, мы увидели это фото. Кто из нас и когда сделал этот снимок , мы вспомнить не смогли.



Уехали мы не далеко, так как ехать по острым камням да еще в темноте не очень веселое занятие. Да и место вокруг было ровное. Остановились. Вновь раскидывая палатку, мы поняли, что впопыхах не собрали колышки. Придется завтра за ними вернуться – хорошо, что не очень далеко. Не обсуждая произошедшее, не делясь впечатлениями, мы молча разошлись спать.
Подойдя к палатке, мы поняли, почему всех нас била дрожь. Это был не страх, это был просто мороз. Палатка, машина , все покрылось льдом. Это было неожиданно.
Просыпался наш экипаж всегда раньше всех. Вот и в этот раз, встав раньше всех, мы увидели, что река близко и наконец, в первый раз расчехлив удочки, пошли рыбачить.



Засадив между камнями несколько блесен и ничего не поймав, пошли за забытыми нами колышками от палатки. Поскольку мы отъехали по нашим расчетам не далеко, то идя по своей же колее, мы все время вглядывались вдаль луга, ища дом, как ориентир. Но дойдя до дерева, у которого все фотографировались накануне и, запечатлев его еще раз уже при свете дня, мы весьма озадачились. Ведь вчера у этого дерева мы стояли до того как увидели дом.



Пошли назад. По нашей колее, по примятой траве от палатки, нашли место, где она стояла. В конце концов, нашли колышки. Но дома не было. Прошли в сторону его вчерашнего месторасположения. Дома нет. Обалдевшие, вернулись в лагерь. Оказалось это были еще цветочки. Наш рассказ о том, что мы не нашли дом, не вызвал у ребят ни какой реакции кроме недоумения - по поводу какого дома мы так взволновались. Оказалось никто из них не помнит ни дом, ни то, что были в нем. Это было просто невероятно. Мы все время пока все завтракали, пытались обсудить эту для нас загадочную историю. Результат - тот же – «Какой такой дом? Ничего не видели. Вы что, прикалываетесь? Если даже сами не нашли этот дом». Вот такие дела.
Между собой мы еще весь следующий день обсуждали произошедшее, пока наше внимание не перехватили другие события и впечатления.
Ну, что ж едем дальше. Объезжая камни , Джим поскальзывается и его сносит в промоину от ручья.




Переносить с сайта долго, если хотите, читайте сами ЗДЕСЬ[DOUBLEPOST=1445588570][/DOUBLEPOST]Выкарабкавшись , продолжаем путь. Чем выше мы поднимаемся , тем ниже кажутся горы. Вот они стали выглядеть холмами.



Мы уже достаточно высоко. Об этом мы узнаем, не только сверившись с высотомером, но и по кедрам, сменившим лиственницы.



На нашем пути оказалось стойбище .



Вскоре прискакавший на лошади чабан рассказал нам, что здесь кроме него никого нет и дальше уже, не будет. На ветках всех кедров, среди которых стоит стойбище висят лоскуты мешковины . Чабан поведал нам, что это для отпугивания волков, которые все время норовят стащить овцу и это, несмотря на все принятые им меры, волкам периодически удается. Также от него мы узнали, что мороз в июле здесь обычное дело, поскольку это самое влажное и суровое место Северного Алтая. Мы попытались расспросить его и о доме, но он сделал вид, что не услышал или не понял нас.



Еще он нам сообщил, что мы первые кого он видит здесь на машинах т.к. никто не ездит – просто невозможно проехать. Но мы, ведь приехали и собираемся ехать дальше. Тем более Дима по рации сообщил нам, что они уже на месте и ждут нас. Значит они уже на вершине горы – куда мы и стремимся.
Но прежде нам надо преодолеть каменистые россыпи и заболоченные места, которые Дима на своем монстре проезжает, как нам кажется, даже не замечая. Но для Джима и Эльки это вполне ощутимые препятствия. Не столько болота – Джим легкий и проскакивает их на ура, но вот валуны и глыбы мы преодолевали буквально по сантиметрам.



И вот наша цель уже видна!



Останавливаемся отдохнуть и поесть под кедрами, по-хозяйски расположившимися и подмявшими под себя скалы. Мы тут же вспомнили древний город Анкор в Камбоджии. Там деревья также властвуют над камнями.



Кедр - один из древнейших представителей семейства сосновых (примерно 100 млн. лет), живут до 400 лет. Алтайцы говорят, что есть кедры , которым и по 800 лет .Про кедр в сказках и легендах говорится, что это самое щедрое дерево, так как селятся в нем только добрые духи.
Одна из многочисленных легенд рассказывает трогательную историю о взаимоотношениях между кедром и человеком .
Однажды в глухой кедровой тайге уставший охотник расположился на ночлег под развесистым кедром.
Кедр был очень стар. Его извилистые ветви все были покрыты густым лишайником. Под его кроной лежала толстым слоем хвоя, опавшая за всю его кедровую жизнь. На этой мягкой постели и уснул охотник. Среди ночи он услышал тихий стон и разговор. Это старый кедр жаловался молодому на старость и бессилие. Говорил он о том, что не может больше стоять. Молодой кедр заметил, что еще вчера слышал эти жалобы. Старый отвечал, что упал бы еще вчера, но под его кроной расположился путник. Услышав его слова, встал охотник, поблагодарил кедр за то, что так много лет давал ему кров и отошел от исполина в сторону. Закачался старый кедр и со вздохом облегчения рухнул на землю. Даже умирая кедр жалеет человека за его бережное отношение к нему.



Покидаем живописные кедры и едем выше, где деревьев уже нет.



И вот она, самая высокая точка, куда мы хотели добраться. Почти 2000 метров над уровнем моря. Устраиваем фотосессию.



Забыл рассказать раньше, расскажу сейчас. Когда мы собирались покорять первый (Ороктойский) перевал, мы спросили алтайцев про сотовую связь в горах. Нет там никакой связи, рассказали нам местные.
Вот только на самом перевале, на самой высокой точке ветром может пригнать Билайн. Ну-ну, подумали мы, ветер и радиоволны, очень интересно, но такого не бывает – физику надо учить. А оказалось что бывает!
На первом перевале мы увлеклись, забыли позвонить домой и предупредить, что мы будем недоступны. Когда спохватились – уже связи нет совсем, хоть назад поворачивай. Ладно, переедем перевал и позвоним. Тогда мы еще не знали, что духи нас сразу не пустят и заставят погостить у них. И вот когда мы на перевале чинили Эльку, ставили лагерь, я совсем без энтузиазма глянул на телефон и о чудо! У Билайна полная шкала! Сразу сделали все звонки и вспомнили рассказ местных про «ветер». Конечно, ветра такого нет, просто вышки внизу на равнине стали в прямой видимости и никаких помех - только чистый горный воздух. Вот и здесь, на самой высокой точке, Билайн работал как под вышкой. Позвонили домой, похвастались, где мы.
А что творилось в рациях! СВ диапазон славится «прохождениями»- это когда при определенных условиях можно услышать корреспондента за сто, тысячу и даже больше километров. Мы и услышали: репитер и девушку-оператора из Алма-Аты, таксистов, болтающих и на турецком и на польском, наверное из Турции и Польши, «соседей» - украинцев, которые на своей мове обсуждали покупку автомобиля.
Вот такая тут физика.
Ну, поразвлекались и хватит, надо с гор спускаться. Назад? Еще чего! К этому времени я уже рассказал про поговорку нашего клуба. Только вперед! Мы же внедорожные туристы!
Вот туда, между гор, в ту ложбину нам надо «съехать»



Поехали! А дороги-то нет. Да не то, что дороги, даже тропки нет – только направление и нетронутая природа. Ну, у нас есть «бронепоезд» - Дима на Дефе покатился под горку, предупреждая нас в рацию о засадах и ловушках, в которые он попал. Он-то попал и выехал, а нам попадать туда категорически противопоказано. Каменистый ручей? Чем не дорога? Надо только траекторию правильную выбрать.



И потихонечку, шаг за шагом, крадучись. Чтоб машинки не угробить, а то отсюда их трудно будет эвакуировать.



Тут немножко про машины мысли выскажу. Дефендер – вообще без вопросов, 37 катки, защита везде, где надо. Ну и поехал, поехал. Мы по его следам едем и диву даемся - тут с почти метровой ступеньки спрыгнул, тут вдоль по промоине одной стороной проскакал, а промоина почти по пояс. Хотя потом и по рассказам,
и по видео, отснятому видно, что и дефендероводам нелегко далась эта дорожка. Даже защиту сорвал в одном месте. Тяжелей всего было Косте на Эльке - машина длинная, тяжелая, свесы огромные, пластик по кругу. Если села - без лебедки не обойтись. Вот поэтому медленно, степенно, как в замедленном кино, просчитав 10 раз траекторию. Зато практически без застреваний, и то только там, где не застрять не возможно. Короче молодцом, боевое крещение на «отлично». Джим маленький, легкий, юркий. Когда в него вещи укладываешь, 100 раз его маленькие габариты помянешь, за то на пересеченке как квадрик. Часто я ехал не за Димой, не за Костей, а по своей, «джимской» траектории. Удавалось объезжать засады, протискиваясь между стволами деревьев или пролезать между камней, которые ребята вынуждены были переезжать. Вот только мощности мотора маловато.
Долго ли, коротко, а едем потихоньку. Вот уже в тайгу спустились. И так как средняя скорость передвижения, как потом выяснилось, была всего около 2 км/ч, мы успели налюбоваться на алтайскую природу, а штурман еще и сделать много красивейших снимков растений Алтая.



Едем прямо по тайге, вот тут будет «дорога»:



А вот и «дорога»:



Хозяева тайги - огромные кедры:



У каждого алтайского рода есть своя порода дерева, от которого он и ведет свое происхождение.
По поверьям алтайцев, если во сне приснится падающее дерево – значит, в семье кто-то умрет.
Алтайцы считают, что деревья в лесу живут как люди – они дышат, думают, разговаривают и даже ходят друг к другу в гости.
Деревья,у которых раздваивается ствол или ветви на верхушке переплетены «клубком» - это деревья – шаманы.
Мы все время были под присмотром этих шаманов.



Едем дальше, по тайге.



Тайга-то горная, дорожка которую мы пробиваем не всегда пологая. Вот нашлось засадное место с сильным перепадом. Весь наш путь сопровождается промоинами, некоторые переезжаем, некоторые приходится объезжать.



Дима проехал, Костю подвела геометрия машины.



Джим, как показалось зрителям, засел, но это только показалось – чуть назад и полный вперед. Проехано!



Тайга какая-то бесконечная, камни уже просто задолбали. Кажется, этому триалу не будет конца. Деф ускакал далеко вперед, в рацию его не слышно, мы потихоньку крадемся. Димина колея нам не подходит, приходится часто останавливаться и искать приемлемый путь. Пока Костя «вычислял» куда поехать, я по равнинной привычке убежал далеко в сторону, чтобы посмотреть, где проехать.
Вернул к действительности встревоженный вопль моего штурмана: « Ты куда убежал?! А звери?!».
Реально стало как-то неуютно. Вернулся к машинам. Тут прибегает пешком Дима с травматом наготове. «Что так долго? Давайте быстрее!» Я говорю, а пистолет зачем? «А за тем, что что-то видели в кустах рядом и слышали, что-то рычит вроде. Здоровое, на медведя похоже. Давайте за мной и пошустрее».
Ну, Костя за Димой, я - то за Костей, то свою дорогу придумываю. Поехали побыстрей. И тут, выбирая как и где проехать, свернул немного в сторону на ровную прогалину, травой только заросла, сказал в рацию ребятам и по ней вниз. Едем, нормально вроде, и вдруг видим – в тайге стоит старый деревянный
туалет-скворечник. Блин, опять загадка алтайской горной архитектуры. И как-то стало вроде холодно, по спине опять ледяные колючки побежали, как в пропавшем загадочном доме. Фоткнули и, не выходя проехали мимо. Проезжая, успел рассмотреть - реально сортир, даже очко в щель двери видно.
Ну и откуда тут эти удобства?! Рядом ни домов, ни людей, под любой елкой присесть можно.



Скоренько, быстренько подальше от этих аномалий, прямо через поляну навстречу с другими экипажами.



Догнал ребят, поехали вместе. Вроде проскочили мы самое сложное, уже поровней стало, даже кое-где стала угадываться старая заросшая дорога. Вот такую смену поколений увидели:



Стало темнеть, уже едем по разбитой грунтовке, рядом волки воют – дело к ночевке. Уже в потемках свернули к горной речке, разбили лагерь. Начался ветер, просто ураган. Ребята в машины попрятались, мы палатку привязали покрепче, машиной перегородил, как мог от ветра. Отбой. Утром пейзаж не такой печальный как вечером. Мимо чабан прогнал отару.



Утренний кофе с видом на бурную горную реку:



Позавтракали и вперед, на равнину. Уже по дороге едем! Вокруг уже луга, тайга отступает.



Попадается стойбище. Собачки серьезные, чтобы с волками на равных разговаривать смогли.



Ребята уехали вперед, мы разговорились с чабаном. Спрашиваем – часто тут такие туристы как мы проезжают?
-Нет, говорит, вы первые. А откуда? - Из Москвы,- отвечаем. - Ну, тогда сфотографируйте меня,- просит чабан,- и в Москве покажите. Я начальству своему расскажу, что меня из Москвы фотографировать приезжали. Выполняем просьбу:



Дальше разговариваем, про волков-медведей спрашиваем.- Да полно их тут. -А что у вас тут за дома и туалеты в горах прячутся? А он вдруг на этот вопрос спрашивает: - Замерзли? Мороз был? - Да, ночью был сильный мороз, когда дом нас путал. - Значит, видели, встретили хозяина? Мы хором: - Кого?! Какого хозяина?! - Таежного хозяина, в горах живет. Вижу, встретили. Только не говорите никому, где встретили. Не любит он.
-А кто? Как? Что?
- Всё, не хочу говорить, езжайте. И ушел вместе с собаками своими. Вот такая развязка. Если это можно назвать развязкой. Решили пока отвлечься, и не думать, а то так и завернуться можно.
Потом стал я на каждом перевале духам денежки класть, монетки. Какие ленточки повязывать я не знаю, напортачить можно, а денежку все любят, и духи тоже, наверное, любят. И разговаривал с ними, как-то внутри себя разговаривал. Не молился, не просил ничего, просто общался. Правда, не отвечали они. Пока монолог внутренний был. Но раньше я за собой такого «внутреннего голоса» не замечал.
Надо ребят догонять, от стойбища уже дорога пошла, вокруг альпийские луга начались:



А вот и цивилизация, асфальт, люди, магазины:



Даже чудно как-то, как будто с другой планеты прилетели, я уже по асфальту ездить разучился.[DOUBLEPOST=1447657551][/DOUBLEPOST]- 5 -
Алтай. Перевал Каянча

Здесь вам не равнина - здесь климат иной.
Идут лавины одна за одной, И здесь за камнепадом ревет камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,- Но мы выбираем трудный путь.


Когда мы спустились с гор на равнину, и выехали на асфальт Чуйского тракта, мы заехали в Шебалино, которое было совсем рядом с точкой выезда. Там все заправились и поехали дальше по Чуйскому тракту. Следующей намеченной целью был подвесной канатный автомобильный мост через реку Катунь.
В интернете мы не нашли точных координат, только фотографии, и те пятилетней давности. Опрашивали местных – показания путались, кто показывал в одну сторону, кто совсем в другую. И названия ближайших к нему населенных пунктов были очень разнообразны. Ну, более-менее сложилась мозаика. Надо ехать до Онгудая, а там попробуем проехать по так называемой «Путинской дороге». Типа дорога эта на дачу к Путину ведет – так считают местные. Это самый короткий и простой путь к мосту. Едем по Чуйскому тракту, «покоряем» по дороге Семинский перевал. Хотя это самый высокий перевал на Чуйском тракте, технически он не сложный, спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. Покрытие на перевале, как и на всем Чуйском тракте — отличный асфальт. На самом перевале толпы туристов и стройные ряды сувенирных магазинов.
Приехали в Онгудай, пополнили запасы провизии, закупили на предстоящий вечер шашлыка. Заправились под завязку, Костя прикупил антифриз. Вспомнили, что на наши блесны рыба не ловилась, разузнали у местных, на что ловить и прикупили правильную снасть.
Дальнейший наш путь лежит к старому подвесному мосту над рекой Катунь. Едем по равнине между гор:



Свернули на «Путинскую дорогу». Дорога, в самом деле не простая, а образцово-показательная. Идеальный асфальт, разметка, вся загорожена, горы отодвинуты от нее на приличное расстояние и укреплены.



На крутых склонах сделаны «ловушки» для машин, если вдруг откажут тормоза.



Проезжаем интересное место - слияние Катуни и Урсула. Видно как в бирюзовые воды Катуни вливается прозрачная Урсула.



И тут дорога уперлась в шлагбаум. Вышли охранники и развернули нас – нечего вам здесь делать, сейчас Путин с Берлускони рыбу ловят, только вас тут не хватало, еще рыбу им распугаете. А моста нет давно, развалился он, осталась одна веревка и три доски. Езжайте-ка туристы отсюда. Вот мы и посмотрели мост…. Отъехали мы от бдительных стражей и давай совет держать. И местные вроде говорили, и на карте есть пунктир тоненький, короче должна быть дорога в обход, через горы. Мы-то сдаваться не привыкли!



Вернулись в Онгудай, у местных порасспрашивали дорогу, один сознался - есть дорога. Только вы там не проедете. Как часто мы слышали эту фразу! - Ну, на перевал Каянча заедете, вид оттуда хороший, а вот дальше вниз не дорога, а тропа в ущелье, лучше туда не ехать на машинах. Местные на лошадях только ездят, да и расстояние – километров 50 или больше. Ладно, поедем докуда сможем, там посмотрим.



Дорога до перевала очень крутая, реально как на стену лезешь. У меня на Джимке первая пониженная и обороты за 4000, по-другому не едет. На полпути стал греться. Повыключали всё лишнее, капот приоткрыли - бутылки пластиковые подложили, включили печку, открыли окна. Вот так и заехали на перевал. Крутой подъемчик выдался! Еще бы - за 5 километров на 1700 забрались. И вид правда завораживающий!
Вид на Онгудай с высоты перевала Каянча:



А впереди-то как красиво:



И поехали мы вниз. И началась тут такая дорожка веселая, что и фоток-то никто не делал, не до того было. Да и дорога-то и не дорога вовсе, и даже не тропа, а в основном русло горного очень каменистого ручья, текущего по ущелью. И даже выйти из машины некуда. Да еще как набегут тучи, как польет дождь. Фотки, которые вы дальше увидите, вырезаны из записи регистратора…



30 километров этого безумия. Карабкались по мокрым валунам, соскальзывали, карабкались дальше. Устали до невозможности. Даже рации угрюмо молчали – не до трепотни было. И многократно мелькала мысль в голове – вот обратно мы тут точно не проедем, даже если будет сухо. К концу четвертого часа уже мерещиться стала чушь всякая – показалось, что по веткам через дорогу белка перебежала размером с хорошую жирную собаку. Что это было? Может зверюга какая, вроде росомахи, или в глаза от мелькания камней уже бредятина полезла. Некогда думать было – ехать надо было. И вроде, поровней стало, лошадки появились, выглянуло солнышко чуть в стороне, радуга живописная с горы на гору легла.



Да не тут- то было! Опять солнце спряталось, ливень ливанул и дорога опять испортилась – камней стало меньше, но крупнее и грязь началась. И ручьи ближе к долине превратились в горные речки.



В общем 6 часов длилось это приключение и спустились в долину мы уже в темноте.



Выехали к Катуни, нашли мост. Не до него было, устали, нашли место для лагеря.



Очень хотелось есть, я бы даже сказал уже очень хотелось жрать. Поставили машины, мы установили палатку. Достали плитку, примус, еду и тут ливень как хлестанет! С ветром, иногда с градом. Опять злятся духи. Общими усилиями разложили маркизу у Дефа. Спрятались под ней, приготовили поесть, поели, всё это под ветер и воду, которая летала везде.



Всё, поели, сил больше нет – спать срочно! Ребята в машины, мы в палатку. А в палатке сюрприз – через окошко нахлестало воды, все спальники, подушки, матрасы мокрые насквозь. Я вообще в ступор впал – сижу в углу в луже и не знаю что делать. Танюшка молодец, перевернула мокрое вниз, где совсем мокрое – пакетами закрыла и упали мы спать.
Наутро всё стало гораздо лучше, даже отлично. Тучи разлетелись, солнце засияло, пейзажи вокруг красивенные, Катунь могучая шумит под окном. Мостик висит над рекой, живописно так висит. А где мой утренний кофе?!

 
Клубное предложение: КАСКО с кэшбэком до 10%
  • Нравится
Реакции: 5 человек