Лямбда зонд

джо

Наш человек
31 Март 2007
171
1
0
59
Беларусь
У меня на сайдкике 2 лямбда зонда до и после катализатора.Вопрос в том они оба имеют двухсторонюю связь с блоком управления и корректируют качество смеси или второй только контролирует температуру после катализатора.Может ли второй зажечь чек энжин и при каких условиях.
 

M@rk

Наш человек
13 Январь 2007
205
17
0
62
Екатеринбург
Езжу на ...
ESCUDO 5 дв 1991, G16A,АКПП
остынь, лямбда одна :D. в каталике однопроводный датчик перегрева выхлопных газов
 

Sewa

Ветеран
6 Июнь 2006
1,765
218
63
Москва ,СВАО
Езжу на ...
Шевроле Трекер J23 АКПП 2001г. ПЧ 41/8 225-70-16 в чёрном рапторе / Сузуки XL-7 Н27 USA АКПП 2001г 225-70-16
у меня тоже 2 лямды
трекер 2000 год 2 литра
скидывал разьём со второй лямды машина едет так же ,но через некоторое время зажигает лампочку

я так понимаю вторая лямда для проверки катализатора ?
 
Клубное предложение: КАСКО с кэшбэком до 10%

джо

Наш человек
31 Март 2007
171
1
0
59
Беларусь
полазил по интернету пишут ,что если стоит 2 лямбды то это новая система контроля за работой двигателя и на такой машине нельзя например выбить катализатор,так как вторая лямбда подаст сигнал о нарушении и переведёт работу обоих лямбд в аварийный режим.
Теория.
Жесткие экологические нормы давно узаконили применение на автомобилях каталитических нейтрализаторов (в обиходе – катализаторы) – устройств, способствующих снижению содержания вредных веществ в выхлопных газах. Катализатор вещь хорошая, но эффективно работает лишь при определенных условиях. Без постоянного контроля состава топливно-воздушной смеси катализатор умрёт очень быстро – вот тут и приходит на помощь датчик кислорода, он же О2-датчик, он же лямбда-зонд (ЛЗ).

Название датчика происходит от греческой буквы L (лямбда), которая в автомобилестроении обозначает коэффициент избытка воздуха в топливно-воздушной смеси. При оптимальном составе этой смеси, когда на 14,7 части воздуха приходится 1 часть топлива, L равна 1 (график 1). «Окно» эффективной работы катализатора очень узкое: L=1±0,01. Обеспечить такую точность возможно только с помощью систем питания с электронным (дискретным) впрыском топлива и при использовании в цепи обратной связи лямбда-зонда.

Избыток воздуха в смеси измеряется весьма оригинальным способом – путем определения в выхлопных газах содержания остаточного кислорода (О2). Поэтому лямбда-зонд и стоит в выпускном коллекторе перед катализатором. Электрический сигнал датчика считывается электронным блоком управления системы впрыска топлива (ЭБУ), а тот в свою очередь оптимизирует состав смеси путем изменения количества подаваемого в цилиндры топлива. На некоторых современных моделях автомобилей имеется еще один лямбда-зонд. Расположен он на выходе катализатора. Этим достигается большая точность приготовления смеси и контролируется эффективность работы катализатора (рис. 1).

Как это работает

Лямбда-зонд действует по принципу гальванического элемента с твердым электролитом в виде керамики из диоксида циркония (ZrO2). Керамика легирована оксидом иттрия, а поверх нее напылены токопроводящие пористые электроды из платины. Один из электродов «дышит» выхлопными газами, а второй – воздухом из атмосферы (рис.2). Эффективное измерение остаточного кислорода в отработавших газах лямбда-зонд обеспечивает после разогрева до температуры 300 – 400оС. Только в таких условиях циркониевый электролит приобретает проводимость, а разница в количестве атмосферного кислорода и кислорода в выхлопной трубе ведет к появлению на электродах лямбда-зонда выходного напряжения.


При пуске и прогреве холодного двигателя управление впрыском топлива осуществляется без участия этого датчика, а коррекция состава топливо-воздушной смеси осуществляется по сигналам других датчиков (положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, числа оборотов коленвала и др.). Особенностью циркониевого лямбда-зонда является то, что при малых отклонениях состава смеси от идеального (0,97 < L < 1,03) напряжение на его выходе изменяется скачком в интервале 0,1 - 0,9 В (
Кроме циркониевых, существуют кислородные датчики на основе двуокиси титана (TiO2). При изменении содержания кислорода (О2) в отработавших газах они изменяют свое объемное сопротивление. Генерировать ЭДС титановые датчики не могут; они конструктивно сложны и дороже циркониевых, поэтому, несмотря на применение в некоторых автомобилях (Nissan, BMW, Jaguar), широкого распространения не получили.

Для повышения чувствительности лямбда-зондов при пониженных температурах и после запуска холодного двигателя используют принудительный подогрев. Нагревательный элемент (НЭ) расположен внутри керамического тела датчика и подключается к электросети автомобиля (рис. 3).

Если ЛЗ «врет»

В этом случае ЭБУ начинает работать по усредненным параметрам, записанным в его памяти: при этом состав образующейся топливно-воздушной смеси будет отличаться от идеального. В результате появится повышенный расход топлива, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, увеличение содержания СО в отработавших газах, снижение динамических характеристик, но машина при этом остается на ходу. В некоторых моделях автомобилей ЭБУ реагирует на отказ лямбда-зонда очень серьезно и начинает так рьяно увеличивать количество подаваемого в цилиндры топлива, что запас горючего в баке «тает» на глазах, из трубы валит черный дым, СО «зашкаливает», а двигатель «тупеет» и на ближайшую СТО вам, скорее всего, придется добираться на буксире.

Перечень возможных неисправностей лямбда-зонда достаточно большой и некоторые из них (потеря чувствительности, уменьшение быстродействия) самодиагностикой автомобиля не фиксируются. Поэтому окончательное решение о замене датчика можно принять только после его тщательной проверки, которую лучше всего поручить специалистам. Следует особо отметить, что попытки замены неисправного лямбда-зонда имитатором ни к чему не приведут – ЭБУ не распознает «чужие» сигналы, и не использует их для коррекции состава приготавливаемой горючей смеси, т.е. попросту «игнорирует».

При сгоревшем или отключенном лямбда-зонде содержание СО в выхлопе возрастает на порядок: от 0,1 – 0,3% до 3 – 7% и уменьшить его значение не всегда удается, т. к. запаса хода винта качества смеси может не хватить. В автомобилях, система L-коррекции которых имеет два кислородных датчика, дело обстоит еще сложнее. В случае отказа второго лямбда-зонда (или «пробивки» секции катализатора) добиться нормальной работы двигателя практически невозможно.

Вообще лямбда-зонд – наиболее уязвимый датчик автомобиля с системой впрыска. Его ресурс составляет 40 – 80 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации и исправности двигателя. Плохое состояние маслосъемных колец, попадание антифриза в цилиндры и выпускные трубопроводы, обогащенная топливно-воздушная смесь, сбои в системе зажигания сильно сокращают срок его службы. Применение этилированного бензина категорически недопустимо – свинец «отравляет» платиновые электроды лямбда-зонда за несколько бесконтрольных заправок.

Взаимозаменяемость.

Рекомендованный заводом-изготовителем лямбда-зонд и сходные по конструкции циркониевые датчики взаимозаменяемы. Возможна замена неподогреваемых датчиков на подогреваемые (но не наоборот!). Однако при этом может возникнуть проблема несовместимости разъемов и отсутствия в машине цепи питания для нагревателя лямбда-зонда. Недостающие провода можно проложить самостоятельно, а вместо разъема использовать стандартные автомобильные контакты.

Цветовая маркировка выводов лямбда-зондов может различаться, но сигнальный провод всегда будет иметь темный цвет (обычно – черный). «Массовый» провод может быть белым, серым или желтым (рис. 4). Титановые лямбда-зонды от циркониевых легко отличить по цвету «накального» вывода подогревателя – он всегда красный. При замене 3-контактного лямбда-зонда на 4-контактный необходимо надежно соединить с «массой» автомобиля провод заземления подогревателя и сигнальный «минус», а накальный провод подогревателя через реле и предохранитель подключить к «плюсу» аккумулятора.

Подключение напрямую к катушке зажигания нежелательно, т. к. в цепи ее питания может стоять понижающее сопротивление. Подключиться к контактам топливного насоса достаточно сложно. Лучше всего подключить реле подогревателя лямбда-зонда к замку зажигания.

Алексей Сериков
http://avs.duma.midural.ru
 

джо

Наш человек
31 Март 2007
171
1
0
59
Беларусь
M@rk написал(а):
остынь, лямбда одна :D. в каталике однопроводный датчик перегрева выхлопных газов
дело в том что на сайте detali.ru второй датчик тоже лямбда зонд и ещё дороже первого.По автодатовской книге у меня второй датчик температуры катализатора,так кому верить.
 

Получите кредит на автомобиль без первоначального взноса, до 8 млн. руб !!! Клубное предложение: ОСАГО с кешбеком до 10%!

Jully

Опытный сузуковод
16 Июнь 2006
983
3,364
0
44
СПб Комендань
Езжу на ...
Suzuki Escudo 1.6 G16A 16V 3DR G-Limited 1997
Suzuki Grand Vitara 2.0 J20A 5DR 2002
Cash написал(а):
Я думаю что по лямбда (да и не только) пора писать FAQ. Поддерживаете?
Однозначно, и не толко про неё - некоторая часть вопросов повторяется с завидной периодичностью.. И почему люди поиском не пользуются?Чешу репу.
 

джо

Наш человек
31 Март 2007
171
1
0
59
Беларусь
M@rk написал(а):
уважаемый ! ты хоть марку своего пепелаца озвуч, а еще лучше внеси в подпись.:whistling:
в смысле движок, год и т.д.
У меня сайдкик 98г, двигатель 1.8 как на Балено.
 
Клубное предложение: КАСКО с кэшбэком до 10%

джо

Наш человек
31 Март 2007
171
1
0
59
Беларусь
Jully написал(а):
Однозначно, и не толко про неё - некоторая часть вопросов повторяется с завидной периодичностью.. И почему люди поиском не пользуются?Чешу репу.
если по сути вопроса (про вторую лямбду) то поиск не помогает,если просто по лямбда зонду то есть ответы.
 

Получите кредит на автомобиль без первоначального взноса, до 8 млн. руб !!! Клубное предложение: ОСАГО с кешбеком до 10%!



gorst

Эксперт
11 Январь 2007
4,805
536
0
62
г.Сосновый Бор, Лен.обл.
джо написал(а):
У меня на сайдкике 2 лямбда зонда до и после катализатора.Вопрос в том они оба имеют двухсторонюю связь с блоком управления и корректируют качество смеси или второй только контролирует температуру после катализатора.Может ли второй зажечь чек энжин и при каких условиях.
Так в Вашей справке и отвечено - обе равноценны и равновлиятельны, а как иначе? Контроль за катализатором + дублирование важного узла. Одна польза для движка. Если горит лампа - это диагноз, надо лечить, однако.
 

джо

Наш человек
31 Март 2007
171
1
0
59
Беларусь
gorst написал(а):
Так в Вашей справке и отвечено - обе равноценны и равновлиятельны, а как иначе? Контроль за катализатором + дублирование важного узла. Одна польза для движка. Если горит лампа - это диагноз, надо лечить, однако.
самое интересное что лампа загорается, поездишь пару дней тухнет и уже неделю не загорается,пробовал скинуть клему и снова ездить всё равно не загорается.Коды ошибок к сожалению считать немогу.И Уважаемый gorst обещал прислать прогу по диагностики,так она и не пришла.
 
Клубное предложение: КАСКО с кэшбэком до 10%

gorst

Эксперт
11 Январь 2007
4,805
536
0
62
г.Сосновый Бор, Лен.обл.
джо написал(а):
самое интересное что лампа загорается, поездишь пару дней тухнет и уже неделю не загорается,пробовал скинуть клему и снова ездить всё равно не загорается.Коды ошибок к сожалению считать немогу.И Уважаемый gorst обещал прислать прогу по диагностики,так она и не пришла.
Не, прогу не я обещал, я вываливал ссылки на проги и адаптеры для машинок до 96г, но надо пробовать, вроде должно работать и без OBD2 с графиками, таблицами на экране.
А самодиагностика разве не моргает? И как машинка работает, когда горит лампа и когда нет?
 

джо

Наш человек
31 Март 2007
171
1
0
59
Беларусь
самое интересное что изменений в работе никаких при горящей лампе,расход не проверял.Грешу на газовое оборудование,видимо от изменения выхлопа крыша едет у лямбды.
 

axeRoman

Бывает здесь
6 Февраль 2006
69
4
0
г. Королёв М.О.
На Sidekicke Sport заменил каталик куском трубы. Обе лямбды на местах (о том, что вторая тоже лямбда проверял вместе с мастеровыми занимающимися ТОЛЬКО выпускными системами). Обещали, что "Check..." загориться, но не горит. Самому странно.
 

Получите кредит на автомобиль без первоначального взноса, до 8 млн. руб !!!
Клубное предложение: КАСКО с кэшбэком до 10%Клубное предложение: ОСАГО с кешбеком до 10%!

Vick

Новичок
4 Август 2007
1
0
0
Moscow
Привет всем! Ищу лямбда зонд на трекер, лампочка Service engine soon заколебала гореть. Готов приобрести отзовитесь. mikatzuki@gmail.com
Виктор
 

Станислав

Наш человек
2 Ноябрь 2006
102
0
0
45
Новосибирск
Езжу на ...
Сузуки XL-7, 2005год, двиг 2,7
Ответ: Лямбда зонд

Привет народ!
Сдохла у меня ЛЗ, посмотрел на старую, и почему то мне показалось что там 3 провода а на самом деле оказалось четыре, так вот..... можно ли 3-х проводную поставить или нет?????
 

Станислав

Наш человек
2 Ноябрь 2006
102
0
0
45
Новосибирск
Езжу на ...
Сузуки XL-7, 2005год, двиг 2,7
Ответ: Лямбда зонд

Можно, там ведь две массы...
там два провода это нагрев ДК а один сигнальный
а в разъеме 4 провода, то есть нужно оставшийся провод закоротить на массу?
 

Flatcher

Наш человек
9 Июнь 2006
231
3,260
0
49
Питер
Езжу на ...
Suzuki Swift 2006
Ответ: Лямбда зонд

да, но проще соединить с массой из "нагрева"
 

Получите кредит на автомобиль без первоначального взноса, до 8 млн. руб !!!
Клубное предложение: ОСАГО с кешбеком до 10%!



Станислав

Наш человек
2 Ноябрь 2006
102
0
0
45
Новосибирск
Езжу на ...
Сузуки XL-7, 2005год, двиг 2,7
Клубное предложение: КАСКО с кэшбэком до 10%

Flatcher

Наш человек
9 Июнь 2006
231
3,260
0
49
Питер
Езжу на ...
Suzuki Swift 2006
Ответ: Лямбда зонд

на ЛЗ нет, а вот в косе плюс от бензонасоса путать с массой не надо!