Переборка М16А - или то, чего не может быть...

bobrik72

Местный
12 Ноябрь 2012
325
213
43
краснодарский край
Езжу на ...
Liana HB 2WD 2004
Всем привет!
Писать буду долго и возможно частями, но накопилось и хочу поделиться опытом.
Сразу обозначу основной посыл. Этот сузуковский мотор при пробеге 200+ ккм или в возрасте 15+ лет по-любому начнёт выгонять антифриз в цилиндры. Причём его для этого не надо даже перегревать или заливать "левую" охлаждайку...... Это конструктивная особенность.
Итак. Теперь мой частный случай.
Пробег 233ккм и машина 2004 года. За год до разборки начал прыгать уровень в бачке. Но так, несколько см. Было очень жарко и потом прошло... А ещёза год до этого появилась почти постоянная детонация на 2100 оборотах под нагрузкой в горку. Но это немного про другое....
А потом по холодам стал антифриз потихоньку уходить , где-то 200гр на тысячу пробега. Осмотр ничего не дал, всё было сухо...
Опять потеплело. Езжу по городу - всё вроде бы норм. Вышел на трассу- придавил бачок под горло, а шланги пустые... Ну всё понятно- вот и моя очередь на ремонт... Купил оригинальные кольца и прокладку под голову, Оригинал мс-колпачки. Колечки на воду и маслонасос. Т.е. в планах было сделать лайт-капиталку раз уж буду вскрывать мотор. Масложор был в разумных пределах - около литра на 10ккм. Болты головы не брал !!! Думал оставлю родные по опыту с предыдущей тойотой...
Ладно, начинаем разбирать...
IMG_20230526_175057.jpg
IMG_20230526_191151.jpg
IMG_20230526_191255.jpg

Вот в таком состоянии движок после ELF MSX 5-30.
Снимаю дальше цепь-валы-толкатели... Перед этим конечно промеряем тепловые зазоры.
IMG_20230526_161648.jpg

Обратите внимание на впуск 2-го цилиндра. Это первая затыка- "зажатые" два клапана. Как потом выяснилось , их рабочая фаска просто стерлась до состояния "канавы". Их пришлось заменить на б/у от Касика.
Так вот эти клапана , я считаю , и стали причиной ДЕТОНАЦИИ! Они перегревались и цилиндр работал нештатно.
Ладно, разбираем дальше... По схеме слабим болты ГБЦ и , опа, один стоит колом. И ни туда- и ни сюда...Кончилось вот так. Это вторая затыка...
IMG_20230528_103434.jpg

Как мог приржаветь болт в глухом отверстии?!!! Да ещё и в масле со всех сторон!
Ну что ж, проблема есть- надо её решать... Втулки-направляйки от токаря с внутренними отверстиями 4 и 6мм и "координатно расточной станок" с ручным приводом.
IMG_20230607_162332.jpg

IMG_20230607_162649.jpg

Финальное сверление на 8,3мм, а дальше метчик вручную. Да, долго, муторно, с нервами, но по другому ещё сложнее...
А теперь самое интересное- геометрия привалочных ГБЦ и блока. Как промерить? Чем?
Ловите "лайфхак". У стекольщика нарезаем из 8мм стекла пару-тройку пластин 20*20см. Выбираем из них самую правильную на ваш взгляд. Это и будет эталон плоскости, который при покачивании на неровности поверхности как-бы "прыгает" и даёт щели. Поняв принцип легко замерить с помощью щупов даже одну-две сотки... У меня голова оказалась просто идеальной (перегрева то не было). А замер блока на фото ниже ( цифры это сотки мм)
IMG_20230602_200744.jpg

Какие делаем выводы? Бугор 0.04 между 3 и 4 цилиндрами и одновременно просаженные гильзы на 0,05 дают в сумме 0,09мм. Вот тут и "свистела" наша прокладка.
И следующий вопрос- а что ж его так покорёжило? Ответ прост. Тысячи прогревов, давление рабочих газов и мощный преднатяг "бутерброда" голова-прокладка-блок ... И всё это помноженное на годы приводят к непредсказуемой деформации. Металл блока просто "плывёт" в районе болтов вверх, а гильзы наоборот - вниз.
А вот теперь про болты. Здесь они за счёт правильной затяжки работают как "пружины" ( это простыми словами) . И компенсируют все тепловые расширения поддерживая герметичность всей системы. Но только пока пружина не "устанет", т.е. в нашем случае растянется болт ГБЦ.
Мои растянулись на 0,7мм. Да, на 0,7!!! И сравните это с 0,09мм суммарной деформации или допуском производителя на неплоскостность в размере 0,05... Отсюда вывод: болты при переборке ставим всегда НОВЫЕ!!!
Кстати. Болт просто проверить гайкой. Закручиваем рукой . Прошла всю резьбу- норм. А остановилась на 2/3 - болт в мусорку...
Пока отложим блок и займёмся головой. Клапана притёрты, мск поменяны. Собираем толкатели-валы и новый замер. Мне повезло. Перетасовав шайбы местами , все зазоры попали в допуск. Не пришлось ничего искать...
IMG_20240119_173009.jpg

Короче, голова готова к установке.
Дальше профессиональным мотористам лучше не читать...
Понятно, что блок кривой. На шлифовку? А вот и нет!
Если я смог найти неровности в несколько соток, то что мне мешает их устранить? Тем более бороться придётся с алюминием.
Наша измерительная стеклянная пластина с кусочком наждачки 280 зерна становиться инструментом для шлифовки... В несколько проходов с промежуточным замером Х образными движениями "тупо" спиливаем выступающие участки.
IMG_20230531_152045.jpg

IMG_20230531_142804.jpg

IMG_20230531_152137.jpg

Потом перебиваем риску 600-й шкуркой.
Буквально два-три часа и радуемся результату. Весь внешний периметр блока + - 0,01 мм. Но, как вы поняли, гильзы так и остались заглублены на 5 соток. Причём очень соосно и горизонтально. Можно было рискнуть и ставить оригинальную метализированную прокладку. Или дальше сточить весь периметр до уровня гильз ( что очень муторно). И уже тогда без проблем кидать оригинал. Но на такой подвиг я не решился...
А решился я на самодельную паронитовую прокладку!!! Отсылаешь человеку образец и через несколько дней на руках у меня кастомная ремонтная прокладка... Она более пластична и за счёт толщины компенсирует оставшиеся "косяки" в сопряжении блок-голова. Ну что ж, можно собирать всё обратно..
При сборке использовал монтажную пасту от ВМПавто (прикольная штука) и обычный казанский серый герметик.
IMG_20230611_130940.jpg

На фото ниже "колхозный" угломер...
IMG_20230610_143313.jpg

Протяжка паронита , конечно, имеет особенности. Но это другая история...
И ещё совет. Вкладыши на шатунах можно поменять местами (верхний на нижний). Это им продлит жизнь..


P.S. Проехал после ремонта уже 8ккм... Масло на месте, охлаждайка тоже... Движок шепчет. Машина носиться как новая... Значит всё сделано правильно!
 
Последнее редактирование:

Stason 74

Бывает здесь
5 Май 2017
79
24
8
50
Мурманская обл.г.Североморск
Езжу на ...
Suzuki liana 2006г.
Хорошая работа проделана .
Интересное решение с прокладкой, она паронитовая или металлоасбестовая , и какая еë толщина?
У меня тоже гильзы просели 1 и 2 цилиндр примерно 0,05 + - . Собрал на оригинальной прокладке, проехал 4 000 тыс. км. Жду когда опять начнутся пляски с тосолом.
 
Рекомендуем: первый в России краудфандинговый сервис инвестиций в коммерческую недвижимость!

bobrik72

Местный
12 Ноябрь 2012
325
213
43
краснодарский край
Езжу на ...
Liana HB 2WD 2004
Хорошая работа проделана .
Интересное решение с прокладкой, она паронитовая или металлоасбестовая , и какая еë толщина?
У меня тоже гильзы просели 1 и 2 цилиндр примерно 0,05 + - . Собрал на оригинальной прокладке, проехал 4 000 тыс. км. Жду когда опять начнутся пляски с тосолом.
Прокладка армированная. Какой материал - точно не знаю. Толщина была около 1,2мм. После затяжки где-то 0,9мм. А наша родная 0,8мм.
IMG-20230602-WA0009.jpg
 
  • Нравится
Реакции: Hlam и Stason 74

necton

Продвинутый новичок
8 Ноябрь 2019
37
7
8
50
Езжу на ...
Suzuki Liana 2004 AT 2WD hatchback
Отличный, информативный и аргументированный разбор! Добавлю своих наблюдений, я тоже менял прокладку и прошел после переборки 105 тыщ и заметил после лета осенью начал пропадать понемногу антифриз, начал слышать еле заметные "бульки" в печке при заводе движка, вобщем загрустил я, но стал наблюдать и при замене генератора, сняли пыльник с арки и вот- помпа потихоньку подтекает, и никак этого не видно, лужи на земле нет, а сверху движка ничего об этом не говорит, при этом расширительный бачок - "предатель" никак не выдает её, в нем остается обычный уровень, или очень медленно увеличивается, просто в системе потихоньку кончается антифриз, и в один прекрасный момент произошел бы перегрев , скорей всего на большой скорости. Стало понятно, что при работе движка в расширительный бачок уходит антифриз, а обратно возвращается не весь, при охлаждении подсасывается немного воздуха через уплотнение в помпе, понемногу, значит впустить здесь воздух легче, чем вернуть в систему антифриз из расширительного бачка. Вобщем переливаю раз неделю по 30 грамм и весной при большом ТО буду менять помпу.
 
Обучение профессии в школе страховых агентов. Бесплатно!

bobrik72

Местный
12 Ноябрь 2012
325
213
43
краснодарский край
Езжу на ...
Liana HB 2WD 2004
Стало понятно, что при работе движка в расширительный бачок уходит антифриз, а обратно возвращается не весь, при охлаждении подсасывается немного воздуха через уплотнение в помпе,
Я бы всё-же поменял пробку на радиаторе. Столько перегревов видел из-за этой мелкой детальки... Себе в систему охлаждения вообще врезал датчик давления с индикацией на панели. Теперь вживую наблюдаю как там обстановка...
 
Рекомендуем: первый в России краудфандинговый сервис инвестиций в коммерческую недвижимость!
  • Нравится
Реакции: necton

necton

Продвинутый новичок
8 Ноябрь 2019
37
7
8
50
Езжу на ...
Suzuki Liana 2004 AT 2WD hatchback
Я бы всё-же поменял пробку на радиаторе. Столько перегревов видел из-за этой мелкой детальки... Себе в систему охлаждения вообще врезал датчик давления с индикацией на панели. Теперь вживую наблюдаю как там обстановка...
да, датчик это круто! с крышек я когда -то начинал разбираться при повышенной темпе двигателя, вобщем раза два год уже точно меняю) а так уже в двухдиновой магнитоле стоит программа с ELM327 и мониторю температуру двигла, и еще - "посвист" ремня генератора на 1-2 секунды при старте- это точно подтекающая помпа и лучше при первой возможности заглянуть за подкрылок
 

bobrik72

Местный
12 Ноябрь 2012
325
213
43
краснодарский край
Езжу на ...
Liana HB 2WD 2004
Я в надежде - что не прокладка, весь движок сначала с камерой облазил.... Потом думал что это РХХ подтекает сразу во впуск... Но нет. Всё дело было в ней...
 
  • Нравится
Реакции: necton

Антарес

Проходил мимо
9 Октябрь 2024
2
0
1
61
Езжу на ...
Сузуки сх4
Всем привет! Полезный совет - дабы не воздушить систему при просекании прокладки, в крышке радиатора отключаем клапан (подсовываем скобу из скрепки под сам клапан), тем самым убираем давление в системе охлаждения - и патрубки целые и радиатор не потечёт, езжу уже 2 года так, хоть и устранил прорыв газов.
 
Обучение профессии в школе страховых агентов. Бесплатно!



necton

Продвинутый новичок
8 Ноябрь 2019
37
7
8
50
Езжу на ...
Suzuki Liana 2004 AT 2WD hatchback
Всем привет! Полезный совет - дабы не воздушить систему при просекании прокладки, в крышке радиатора отключаем клапан (подсовываем скобу из скрепки под сам клапан), тем самым убираем давление в системе охлаждения - и патрубки целые и радиатор не потечёт, езжу уже 2 года так, хоть и устранил прорыв газов.
Жесть! обычно к этому прилагается удаленный катализатор, термостат и картонка перед радиатором
 

Лихим

Бывает здесь
5 Июнь 2016
89
17
8
60
Езжу на ...
Сузуки Лиана, 2001г, неполный привод,1,6л, 170тыс-пробег
Всем привет!
Писать буду долго и возможно частями, но накопилось и хочу поделиться опытом.
Сразу обозначу основной посыл. Этот сузуковский мотор при пробеге 200+ ккм или в возрасте 15+ лет по-любому начнёт выгонять антифриз в цилиндры. Причём его для этого не надо даже перегревать или заливать "левую" охлаждайку...... Это конструктивная особенность.
Итак. Теперь мой частный случай.
Пробег 233ккм и машина 2004 года. За год до разборки начал прыгать уровень в бачке. Но так, несколько см. Было очень жарко и потом прошло... А ещёза год до этого появилась почти постоянная детонация на 2100 оборотах под нагрузкой в горку. Но это немного про другое....
А потом по холодам стал антифриз потихоньку уходить , где-то 200гр на тысячу пробега. Осмотр ничего не дал, всё было сухо...
Опять потеплело. Езжу по городу - всё вроде бы норм. Вышел на трассу- придавил бачок под горло, а шланги пустые... Ну всё понятно- вот и моя очередь на ремонт... Купил оригинальные кольца и прокладку под голову, Оригинал мс-колпачки. Колечки на воду и маслонасос. Т.е. в планах было сделать лайт-капиталку раз уж буду вскрывать мотор. Масложор был в разумных пределах - около литра на 10ккм. Болты головы не брал !!! Думал оставлю родные по опыту с предыдущей тойотой...
Ладно, начинаем разбирать... Посмотреть вложение 206940 Посмотреть вложение 206941 Посмотреть вложение 206942
Вот в таком состоянии движок после ELF MSX 5-30.
Снимаю дальше цепь-валы-толкатели... Перед этим конечно промеряем тепловые зазоры. Посмотреть вложение 206943
Обратите внимание на впуск 2-го цилиндра. Это первая затыка- "зажатые" два клапана. Как потом выяснилось , их рабочая фаска просто стерлась до состояния "канавы". Их пришлось заменить на б/у от Касика.
Так вот эти клапана , я считаю , и стали причиной ДЕТОНАЦИИ! Они перегревались и цилиндр работал нештатно.
Ладно, разбираем дальше... По схеме слабим болты ГБЦ и , опа, один стоит колом. И ни туда- и ни сюда...Кончилось вот так. Это вторая затыка... Посмотреть вложение 206944
Как мог приржаветь болт в глухом отверстии?!!! Да ещё и в масле со всех сторон!
Ну что ж, проблема есть- надо её решать... Втулки-направляйки от токаря с внутренними отверстиями 4 и 6мм и "координатно расточной станок" с ручным приводом. Посмотреть вложение 206954
Посмотреть вложение 206955
Финальное сверление на 8,3мм, а дальше метчик вручную. Да, долго, муторно, с нервами, но по другому ещё сложнее...
А теперь самое интересное- геометрия привалочных ГБЦ и блока. Как промерить? Чем?
Ловите "лайфхак". У стекольщика нарезаем из 8мм стекла пару-тройку пластин 20*20см. Выбираем из них самую правильную на ваш взгляд. Это и будет эталон плоскости, который при покачивании на неровности поверхности как-бы "прыгает" и даёт щели. Поняв принцип легко замерить с помощью щупов даже одну-две сотки... У меня голова оказалась просто идеальной (перегрева то не было). А замер блока на фото ниже ( цифры это сотки мм) Посмотреть вложение 206956
Какие делаем выводы? Бугор 0.04 между 3 и 4 цилиндрами и одновременно просаженные гильзы на 0,05 дают в сумме 0,09мм. Вот тут и "свистела" наша прокладка.
И следующий вопрос- а что ж его так покорёжило? Ответ прост. Тысячи прогревов, давление рабочих газов и мощный преднатяг "бутерброда" голова-прокладка-блок ... И всё это помноженное на годы приводят к непредсказуемой деформации. Металл блока просто "плывёт" в районе болтов вверх, а гильзы наоборот - вниз.
А вот теперь про болты. Здесь они за счёт правильной затяжки работают как "пружины" ( это простыми словами) . И компенсируют все тепловые расширения поддерживая герметичность всей системы. Но только пока пружина не "устанет", т.е. в нашем случае растянется болт ГБЦ.
Мои растянулись на 0,7мм. Да, на 0,7!!! И сравните это с 0,09мм суммарной деформации или допуском производителя на неплоскостность в размере 0,05... Отсюда вывод: болты при переборке ставим всегда НОВЫЕ!!!
Кстати. Болт просто проверить гайкой. Закручиваем рукой . Прошла всю резьбу- норм. А остановилась на 2/3 - болт в мусорку...
Пока отложим блок и займёмся головой. Клапана притёрты, мск поменяны. Собираем толкатели-валы и новый замер. Мне повезло. Перетасовав шайбы местами , все зазоры попали в допуск. Не пришлось ничего искать... Посмотреть вложение 206957
Короче, голова готова к установке.
Дальше профессиональным мотористам лучше не читать...
Понятно, что блок кривой. На шлифовку? А вот и нет!
Если я смог найти неровности в несколько соток, то что мне мешает их устранить? Тем более бороться придётся с алюминием.
Наша измерительная стеклянная пластина с кусочком наждачки 280 зерна становиться инструментом для шлифовки... В несколько проходов с промежуточным замером Х образными движениями "тупо" спиливаем выступающие участки. Посмотреть вложение 206964
Посмотреть вложение 206965
Посмотреть вложение 206966
Потом перебиваем риску 600-й шкуркой.
Буквально два-три часа и радуемся результату. Весь внешний периметр блока + - 0,01 мм. Но, как вы поняли, гильзы так и остались заглублены на 5 соток. Причём очень соосно и горизонтально. Можно было рискнуть и ставить оригинальную метализированную прокладку. Или дальше сточить весь периметр до уровня гильз ( что очень муторно). И уже тогда без проблем кидать оригинал. Но на такой подвиг я не решился...
А решился я на самодельную паронитовую прокладку!!! Отсылаешь человеку образец и через несколько дней на руках у меня кастомная ремонтная прокладка... Она более пластична и за счёт толщины компенсирует оставшиеся "косяки" в сопряжении блок-голова. Ну что ж, можно собирать всё обратно..
При сборке использовал монтажную пасту от ВМПавто (прикольная штука) и обычный казанский серый герметик. Посмотреть вложение 206969
На фото ниже "колхозный" угломер... Посмотреть вложение 206970
Протяжка паронита , конечно, имеет особенности. Но это другая история...
И ещё совет. Вкладыши на шатунах можно поменять местами (верхний на нижний). Это им продлит жизнь..


P.S. Проехал после ремонта уже 8ккм... Масло на месте, охлаждайка тоже... Движок шепчет. Машина носиться как новая... Значит всё сделано правильно!
Супер работа-энциклопедия для лиановодов.Вот только почему на СТО так не могут чинить?
 
Рекомендуем: первый в России краудфандинговый сервис инвестиций в коммерческую недвижимость!
  • Нравится
Реакции: bobrik72

Антарес

Проходил мимо
9 Октябрь 2024
2
0
1
61
Езжу на ...
Сузуки сх4
Жесть! обычно к этому прилагается удаленный катализатор, термостат и картонка перед радиатором
Ничего не прилагается - спокойно доливаешь охлаждайку, без завоздушивания системы, пока не поменяешь прокладку. Сколько случаев с заклинившими клапанами и порваными патрубками и радиаторами... Отключение клапана только положительно сказывается, по крайней мере на sx4.