Восьмерка вокруг Ладоги и Онеги. ОТЧЕТ. Часть 4. Бесовщина

Тема в разделе "Suzuki Jimny / Тусовка", создана пользователем Glo, 2 сен 2009.

  1. Glo
    Оффлайн

    Glo Jimny-модератор

    Регистрация:
    24 авг 2006
    Сообщения:
    6.149
    Баллы:
    596
    Адрес:
    Питер-Москва
    21.07.2009 К Бесову Носу. День первый.

    Вот, казалось бы, чего он всем дался, этот Бесов Нос? Да, место очень красивое, но на берегах Онеги много не менее живописных мест, причем более доступных. Да, там находится один из древнейших памятников культуры нашей Земли - петроглифы, которым 5-6 тысяч лет. Стоит только представить себе, что они старше египетских пирамид, и сердце замирает от того, что ты можешь собственной рукой в прямом смысле слова прикоснуться к тайнам истории. Но Бесов Нос не единственное место на Онеге, где они обнаружены. Отчего же почти у каждого увлеченного оффроадом автолюбителя, по-крайней мере, северо-западной окраины нашей необъятной Родины, да что там говорть, и из более далёких палестин, при его упоминании "в зобу" дыханье перехватывает, глаз загорается хищным фанатичным огнем и оказывается, что он там или уже был, или обязательно планирует туда съездить вот совсем скоро... Если ты не побывал на Бесовом, то, вроде как, и настоящим джипером себя считать права не имеешь. Для некоторых москвичей, например, смотаться на выходные в Муромский монастырь и на Бесов Нос прямо таки обычное дело, как за грибами съездить. Эдакая экскурсия выходного дня.

    Загадочное своей притягательностью место, согласитесь. Не буду вдаваться в исторический экскурс. Информации в интернете о нем столько, что только наберите в Яндексе "Бесов Нос", и читать вам, не перечитать. И исторические справки, и несметное количество отчетов о поездках, всё что хотите. Пожалуй, упомяну пару, как мне показалось, наиболее интересных ссылок, просто чтобы они не прошли мимо вашего внимания.
    - Статья о наскальных изображениях Бесова Носа: http://www.vottovaara.ru/karelia/drevnije/petroglif/mesta/bes.html
    - Уникальная экспедиция клуба 4x4typ в июле 2008 года. http://www.streamphoto.ru/users/d_alexis/273171/
    Они сделали невозможное - проехали на автомобилях от Муромского монастыря до Бесова Носа берегом Онеги. Те самые 25 километров. Кроме скальных выходов, которые я упоминала ранее, дорогу преграждает устье реки "Чёрная" (я уже сбилась со счета сколько Чёрных речек существует в Ленинградской области и Карелии!). Брода там по определению нет. Глубина от 4-х до 6-ти метров и ширина немаленькая. Видео переправы (осторожно, трафик 43 Mb): http://www.4x4typ.ru/board/gallery/tmp/onega08.wmv. Пока этот трюк повторить никто не решился. Вот ещё небольшой отчет одного из участников этой великого "перехода": http://evg794.livejournal.com/39762.html.

    Если не рассматривать вышеупомняутый экстрим категории в десяток иксов, попасть на Бесов можно двумя путями:
    1. Как все нормальные люди - оставить машину в деревне Каршево и нанять моторную лодку, которая доставит тебя до места за полчаса по живописной речке. Удовольствие обойдется, по словам воспользовавшихся этой услугой, тысячи в две с половиной на всю компанию. В среднестатистическую деревенскую лодку помещается порядка пяти человек со всем походным имуществом.
    2. Как все нормальные отмороженные и безбашенные джиперы - около 15-ти километров (по разным данным протяженность дорожки от Каршево до Бесова Носа составляет от 14 до 17 км) отчаянно рубиться по дороге, проходящей вдоль той же речки, провожая на открытых местах снисходительным взглядом проносящиеся мимо лодки и ловя на себе такие же снисходительные и насмешливые взгляды рулевых.
    Думаю, вы все догадались, каким путём отправились мы.

    Дорога на Бесов Нос достойна отдельной преамбулы. Готовясь к поездке и читая многочисленные отчеты, я твердо уверилась, что она живет своей жизнью, у неё есть характер и предсказать заранее её настроение невозможно. Оно зависит от времени года, погоды, от твоей кармы, да и вообще, просто зависит. Неизвестно от чего. Удивляешься расхождениям в оценках трудности преодоления пути. Одни говорят: "Да ну, там "асфальт", и на полностью стандартных Нивах-Шнивах мы прошли её за полтора часа!" Другие пугают: "На подготовленных с лебедками двигались 12 часов и разложили половину машин на первых же километрах." Уже сейчас, после нашей поездки, наткнувшись на очередную страшилку (орфография первоисточника сохранена): "Тем не менее, в интернетовском написании про этот путь было написано, что "дорога трудно проходима для машин класса Самар". Совершенно верно! Но тот писатель забыл указать, что это дорога вообще непроходима для машин классом ниже подготовленных джипов, шишиг и тракторов. Интересно, откуда сложилось такое мнение? Спецучасток наверно балов на 6-7," - я обратила внимание на дату вояжа - 2002 год. Ребята ездили на УАЗах и дорога у них заняла 2,5 часа. И они сочли это тяжелым бездорожьем. По нынешним временам такую оценку читать просто смешно. За прошедшие годы дорога стала не просто хуже, а ХУЖЕ. От мостиков через пересекающие её ручьи остались только воспоминания, колеи расширились и углубились, грязи стало неизмеримо больше. Для сравнения, московские ребята на 3-х Патрулях с 36-ми колесами почти одновременно с нами проскочили до Бесова часа за 4 и не обошлись без использования лебедок. Вот это сейчас считается асфальтом для этой дороги. А в другой компании, встреченной нами на пути туда, один из Патрулей оставил сцепление в болоте. Но об этом позже. Чтобы закончить вводное описание, замечу, что у нас создалось стойкое ощущение, что жители ближайшей деревни - Каршево - намеренно осложнили проезд, разрушив имеющиеся мосты и периодически размешивая дорогу тракторами, в поддержку своего развивающегося бизнеса по доставке туристов на Бесов Нос на лодках. Заодно они стригут купоны с застрявших, предоставляя трактора в качестве эвакуаторов. Кризис, думаю, их не коснулся.
    Но вернемся к нашим баранам.

    Из-за штормовой задержки на Онеге от графика сильно отстаем и к Каршево подкатываем уже во второй половине дня. Почти на каждом заборе таблички "Предоставляю стоянку. Довезу до озера на лодке". В некоторых дворах просматриваются свеженькие трактора. Да, неплохо зарабатывают на рыбаках и туристах здешние жители. Лужайки заставлены разнообразными автомобилями - пятница, традиционно на выходные народ смывается из обжитых мест. Нас внимательно провожают взглядами, видимо, заранее оценивая, как скоро потребуется заводить свой эвакуатор. Не дождетесь!
    По мере удаления от деревни пристойная грунтовка становится всё более разбитой. Лужа за лужей, колдобина за колдобиной, но после Муромского водой нас уже не испугать. Выскакиваем за очередной поворот и СТОП! Где-то мы уже это видели... Ну да. Хорошо знакомый нам Гдовский тракт (старинная дорога, некогда соединяющая Петербург с Псковом), в части, проходящей по Лужскому полигону, в своём "лучшем" проявлении. Многочисленные глиняные раскисшие глубокие колеи, местами залитые водой. Вот оно истинное начало пути на Бесов Нос. Но нам ли бояться, видели и не такое. Останавливаемся - попить кофе, спустить колеса, облиться репеллентами, переодеться в сапоги, собраться с духом. Что нас ждет впереди?

    [​IMG]


    В общем, подробно описывать дорогу, наверное, и не стоит. Она крайне однообразна. Грунтовка - лужа - брод - глина - колеи - болото - торф, и так по кругу. Проехали 100-200-300 метров, остановились, вышли, протопали туда-обратно, оценили сложность, посовещались, поехали... Во многих местах самые засады имеют объезд, но разбито всё уже так, что не всегда обходной путь оказывается лучше. Буквально каждый метр приходится вдумчиво обследовать и теоретически прорабатывать траекторию. Поэтому продвигаемся ОЧЕНЬ медленно, наверное, просто пешком идти было бы быстрее. Витя с Сергеем давно уже переоделись в телепузы, потому что болотники не всегда спасают, да и по-любому их пришлось одолжить Вовиному штурману Жеке. Сам Вова из принципиальных соображений за всю поездку сапоги не одел ни разу. Шлёпанцы и кроссовки, и плевать, что грязь, порой, выше колен. Впрочем, на то штурман и предназначен, чтобы пилот в грязь не лазил. И пока мы находимся в самом начале пути.

    [​IMG] [​IMG] [​IMG]


    [​IMG] [​IMG] [​IMG]


    На одной из самых первых объездок очередной лужи Спайдер всей дурью нанизался на не замеченный в грязи пенек. Результат первый - левый навесной порог сместился, замяв и почти выдрав собой обвес на заднем крыле. Неприятно, но не смертельно. Пока он лебедился из капкана, Витя с Володей пошли ещё раз промерить лужу, которую сначала все сочли непроезжабельной, и, всё-таки, нашли нужную траекторию, по которой и перебрались. Вынув машину на ровное место, осмотрели порог, зацепили его Вовиной лебедкой и вытянули на место. Потом кое-как поправили пластик и двинулись дальше. Но через некоторое время обнаружился результат второй. Руль потерял ориентацию в пространстве и повернулся градусов на 90. То есть, чтобы машина ехала прямо, руль надо держать повернутым влево. Осмотрев машину более тщательно, выяснили, что загнута левая рулевая тяга и передние колеса стоят конкретно враскорячку. М-да. Далеко так не уедешь. Пока обдумываем что делать, всё-таки, потихоньку двигаемся дальше.

    [​IMG] [​IMG] [​IMG]


    [​IMG] [​IMG]

    Было бы странно, если при такой популярности Бесова Носа, мы бы никого не встретили. И точно. Чу... слышится шум моторов и навстречу из-за очередного поворота на нас надвигается несколько машин. Боже, какие же они грязные! Естественно, останавливаемся и идем знакомиться. Тем более, что они только что оттуда и нам жутко интересно, как там дорожка... Я сейчас уже не вспомню какие это были машины, но одна из них - тот самый московский Патруль, который расстался со сцеплением посреди болота. Как они рассказали, новое сцепление они получили, буквально, за пару дней. Наисложнейшая по своей логистике операция была проведена блестяще. Совсем не помню, оставались ли они всё это время в болоте, или их куда-то дотащили на буксире, это не суть. Каким-то чудом они смогли дозвониться до Москвы и договориться о пересылке запчастей. Сцепление поездом доехало до Вологды, оттуда бензовозом его переправили на заправку вблизи Пудожи, а с заправки его забрал парень, к тому моменту уже вторую неделю отдыхающий на Бесовом. То есть, он не счел за труд ради совершенно незнакомых людей быстренько прокатиться с Бесова до той заправки забрать сцепление и вернуться обратно. В тот день, кстати, это был его третий пробег по той дороге. Сначала у них кончилась водка и нужно было пополнить запасы, потом ещё что-то понадобилось, а следом и сцепление "нарисовалось". Может быть, свою роль сыграла приверженность одной марке автомобилей. У него тоже Patrol, только короткий. Кстати, и компания, в которой "пострадавшие" ехали, тоже им, фактически не знакома. Они познакомились с ними где-то по дороге, проводя свой отпуск в шатаниях вокруг Онеги. Все-таки, степень ответственности за "соседа" в джиперской среде крайне высока, потому что их не бросили в болоте, им помогли отремонтироваться, их опекали на обратной дороге, где они доломали свою лебедку и порвали все тросы. Никто не сказал ни слова упрека, что, вот, мол, навязались на нашу голову, хотя они здорово тормозили всю колонну. Всё это они рассказали за нашу короткую беседу. Ответ на вопрос о характере дороги был краток: "ЖЕСТЬ!" Они же и предупредили, что не все объездки одинаково хороши. Напоследок нас одарили напутствием: "Если где-то в лесу около последней лужи найдете фискарь (топор), то возьмите себе, считайте, это наш подарок. Мы его там забыли." Во взглядах, однако, читалось: "Если вы туда доедете..."
    Беседа прошла в тёплой дружеской обстановке, но соловья баснями не кормят. Всем пора двигаться. Поделились с ними водой, потому что их запасы уже иссякли и они умирали от жажды, попрощались.

    [​IMG] [​IMG]


    Раз уж все равно остановились, подумали, что не вредно бы поправить рулевую тягу, потому что езда с колесами, смотрящими в разные стороны, и кривым рулем удовольствия не доставляет, да и скорость передвижения совсем замедлилась. По аналогии с вправлением на место порога с помощью лебедки, мы решили попробовать проделать эту операцию и с тягой. Зацепили её корозащиткой, Володя потянул, вроде подалась, вот, сейчас... Ан нет. Стала проворачиваться в местах крепления. Ну, значит, не судьба так легко отделаться, хромаем дальше...

    [​IMG] [​IMG]


    А вот и следующая засада. После промера "лужи" возникают глубокие сомнения, стоит ли в неё соваться. Теоретически, она проходима - вроде ничего особенного, но глубина спрятанной в недрах лужи колеи Джимникам явно не по зубам. Над ней пройти можно, но учитывая вязкость донного грунта, риск свалиться с траектории очень велик. Сама лужа - это вроде брода через малюсенький ручей, пересекающий дорогу. Коварство этого ручейка заключается в том, что по обеим сторонам дороги он образовывает довольно топкое торфяное болотце. Предыдущие визитеры уже натоптали и справа и слева объездные тропки, но выглядят они как бы не страшнее самого бродика. Справа, под грязью, просматривается некоторое подобие гати, то-есть какое-никакое, но твердое покрытие под колесами есть. Почесав затылок, решаемся двинуться по объезду. Тем более, что пора уже опробовать свежекупленные перед поездкой сендтраки.

    [​IMG] [​IMG] [​IMG]


    [​IMG]


    Так как ввиду полученных повреждений неизменный "впередсмотрящий" Спайдер свою лидирующую позицию потерял, первым на объездку двигается Володя. Проезд довольно сложный и тщательно разложенные траки, все-таки, не помогают. Застрял. Прочно так сел. Причем в таком положении, что собственная лебедка не сильно может помочь - деревья, за которые можно зацепиться, или совсем сбоку, или далеко впереди. Решаем тащить его своей, но для этого нужно как-то перебраться на другую сторону брода. Вот с этого-то и нужно было начинать! Всего несколько вешек, обозначающих границы траектории, пара минут, и Спайдер на сухом месте. Фактически, повторение предыдущей ситуации. Перестраховались там где не надо. Разматываем лебедку и ... НЕ РАБОТАЕТ. Не реагирует ни на кнопки в салоне, ни на собственный пульт. Вообще никак. Даже соленоиды не щелкают. Ну это уже даже не смешно, ибо незадолго до этого, в процессе подготовки к преодолению данного препятствия, отказала бензопила. Совершенно неожиданно и на "пустом месте". Работала, работала, а при очередной заводке шнур отказался возвращаться на исходную позицию и всё. Завести невозможно. Оказаться в начале пути на Бесов с одной лебедкой на три машины и без бензопилы - довольно веский повод задуматься, а не повернуть ли обратно. Если вспомнить ещё и проблемы с выездом от Муромского монастыря, то и правда, возникает мысль, а точно ли нам туда надо?

    Долго ли, коротко ли, но все-таки, Вова с помощью своей лебедки, тросов-удлинителей и блока вызволился. Витя же воспользовался проложенным Спайдером "коридором" по луже.

    [​IMG] [​IMG]


    [​IMG] [​IMG]


    Собираем разбросанный по всем "углам" шмурдяк - тросы, блоки, траки... Да, траки... Всего их четыре. Подкладывали их примерно в одно место. Начинаем собирать - ТРИ. Нет четвертого. Ну, в принципе, понятно, после того, как на них потоптался Джимник, они все притопились в жидкий торф и на поверхности их ни одного видно не было. Просто мы знали где они лежали и нащупали их руками. Всем коллективом, т.е. вшестером, ищем четвертый. Нету, будто в воздухе растворился. В какой-то момент я подхожу к сложенному в кучку барахлу, и вижу, что траков ДВА. Вот это номер. Где третий?! Мистика какая-то. Только что же был... Поиски переходят на следующий уровень. Мы уже не просто елозим ногами в грязи, а вооружаемся кто палкой, кто монтировкой и начинаем планомерно простукивать буквально каждый сантиметр. Металл, по логике, должен отозваться особым звуком, не таким, как деревянные жердины, из которых сложена гать. Со стороны, наверное, это смахивает на маразм - ходит толпа людей по грязи и тыкает в неё палками, а периодически и руками. Параллельно переругиваемся на предмет исчезновения третьего трака. Весело, правда? Оба трака нашлись где-то через час и совсем не в том месте, где мы их наиболее интенсивно искали. Один, как потом выяснилось, Володя просто не донес до места сбора оборудования, на минутку положил, а он и утоп сам собой. А второй изначально находился в стороне от остальных, хотя мы и дружно думали, что клались они все в одно место. Смотрим на часы и понимаем, что ехать дальше просто нет смысла. Уже ночь на носу, мы всего-то пару километров прошли, машина сломана, лебедка не работает, бензопила не заводится, все уставшие и грязные, а настоящие трудности ещё даже и не начинались. Надо брать тайм-аут - утро вечера мудренее. Буквально в трехстах метрах находится подходящая для лагеря полянка, и на сегодня наше путешествие заканчивается.

    Продолжение следует...

    Начало:
    Часть 1. Щелейки - Андом-гора - Кукурецкое болото (Glo)
    Часть 2. Муромский монастырь (Glo)
    Часть 3. Дорога от храма (Glo)

    Продолжение:
    Часть 4. Бесовщина. Продолжение (Victor_S)
    Часть 4. Бесовщина. День третий (Victor_S)
    Часть 4. Бесовщина. Возвращение (Victor_S)

    Обсуждение отчета

    -
     
    12 пользователям это понравилось.
  2. Загрузка...

    Похожие темы - Восьмерка вокруг Ладоги
    1. Victor_S
      Ответов:
      9
      Просмотров:
      2.811
    2. Victor_S
      Ответов:
      2
      Просмотров:
      1.968
    3. Victor_S
      Ответов:
      10
      Просмотров:
      2.850
    4. Glo
      Ответов:
      1
      Просмотров:
      1.952
    5. Glo
      Ответов:
      2
      Просмотров:
      3.369
    6. Viking(RUS)51
      Ответов:
      57
      Просмотров:
      3.385

  3. Victor_S
    Оффлайн

    Victor_S

    Регистрация:
    3 июл 2006
    Сообщения:
    3.515
    Баллы:
    392
    Адрес:
    Луга
    Часть 4. Бесовщина. Дополнение.

    Добавлю и от себя несколько слов и видеоиллюстрацию первого дня пути...:)

    К точке старта спецучастка мы подъехали не просто во второй половине дня, а к 8 часам вечера. Но Спайдер тут же выдал нам среднестатистическую информацию, почерпнутую им из различных отчетов предшественников - дорога занимает от 1.5 до, максимум, 7-ми часов, в зависимости от погоды и уровня подготовки экипажей. По всему выходило, что уж к 3 часам ночи, а реально к полуночи, мы должны разбивать лагерь на берегу Онеги, ну не совсем же мы "лохи" на бездорожье ... ;)
    Подспустив колеса, и выпив, ну, конечно же, не кофе... :))), а по баночке пива (такого желанного после ночи отмечания успешного ремонта Вовкиной машины...), мы в прекрасном расположении духа вышли на старт. Хорошая солнечная погода и несложное начало пути лишь укрепили в нас веру в скорое преодоление маршрута...
    Так, в хорошем расположении духа, мы и подъехали к луже, вокруг которой появились первые объездки... Объездка справа была ну просто асфальт...:), за исключением того, что в самом конце нужно было сделать поворот на 90 градусов и вписаться между пеньком и деревом, и все это нужно было сделать ходом т.к. торфяник на повороте уже был размешан. Первым на старт, как обычно, вышел Спайдер, и... основательно так нанизался порогом (точнее, креплением порога) на пенек, попутно основательно погнув рулевую тягу. Порог ушел назад и, сорвав пластик с задней арки, уперся в колесо. Без лебедки было не выбраться... Пока Серега разматывал лебедку, мы с Володей перебрались через лужу по левой объездке (на обратном пути мы вообще прошли эту лужу ходом напрямую, сказался опыт...:)). На видео хорошо видно как здорово в разные стороны торчали колеса у машинки Спайдера, но мы поначалу этого не заметили, и занялись ремонтом порога. Порог при помощи лебедки поставили почти на место , пластик закрепили "клопами" и сделали все это довольно быстро, после чего отправились дальше. Однако, отъехав метров сто, заметили проблему с рулевой тягой... Исправить ее так же легко и быстро, увы, не получилось....Да и на стоянке мы потом с ней изрядно помучились... Но во всем этом меня поразило отношение Спайдера. Даже не моргнув глазом, он предлагает продолжить путь, как ни в чем ни бывало... Типа, фигня, не на асфальте же... а по грязи я могу и с растопыренными колесами ехать...:))) Видя такую решимость, мы, перестроив колонну, двинулись дальше... Затем была встреча с москвичами, которые попытались охладить наш пыл, сказав, что все самое "вкусное" еще впереди... Но это уже не могло нас остановить...:)))
    Добравшись, наконец, к первой настоящей ЛУЖЕ, нашему взору предстала весьма печальная картинка...;) Вокруг серьезной лужи было понаделано 5 объездок, одна другой "краше"... Логично решив, что столько и таких серьезных объездок просто так строить не будут, мы пошли их исследовать даже не взглянув на саму лужу. Самой реальной выглядела объездка почти полностью выложенная бревнами на манер гати. Только в одном месте она была разворочена, свалившимся на бок Патрулем. У нас были с собою сандтраки, и настал черед их испробовать... Выложив траки и поправив бревна, первым на гать ступил Володя. Но не очень удачная работа рулем и газом привела к тому, что он свалился с бревен всеми четырьмя колесами и плотно встал, ни туда, ни обратно. Чтобы не буксовать и не ломать "гать" решили тихонько дернуть его обратно лебедкой Спайдера. Подцепили, лебедка поднатужилась... и сказала "кряк"...:( Вечер переставал быть томным...:) В общем, пришлось Володе изобретать возможность лебедиться вперед и самостоятельно... Пока вся компания дружно лебедила Вовкину машину и подкладывала траки, мы со Спайдером пошли таки обследовать лужу. Она и правда оказалась довольно глубокой, с топким дном и глубокими колеями...:( Однако, в конце концов нам удалось найти траекторию прохождения лужи благодаря более узкой колее Джимника. Задача была не простая - надо было очень точно пройти по непрямолинейной траектории через глубокую лужу и не свалиться при этом в "чужую" колею и проскочить топкие места... Для хоть какого-то ориентира мы наломали веток и обозначили границу прохода. Затем довольно удачно и без проблем прошли лужу ходом (на обратном пути наши вешки так и остались стоять и мы дружно и без проблем повторили маневр). Уже на Бесовом, на стоянке, мы разговорились с ребятами приехавшими следом за нами на двух Патрулях. Их почему то здорово удивило, что мы смогли пройти эту лужу ходом, причем вдоль тех самых вешек которые они видели. Они там идти не рискнули и форсировали лужу с другого края, причем пришлось лебедиться (мы потом видели нарытые канавы на выходе из лужи).
    Пока мы искали проход и переправлялись, Володя закончил лебежение через гать. Но тут возникла неожиданная проблема с потерянными траками...:( После часа ползания по болоту в поиска траков, пыл наш несколько поостыл...:) Итак, к 23.00 у нас в "активе" была плохо управляемая машина Спайдера (погнутая рулевая), одна лебедка на троих, нерабочая бензопила, поиссякший энтузиазм, и мы по прежнему были только в самом начале пути на Бесов Нос... А рядом, в наступающих сумерках, манила к себе отличная стоянка с уже готовым костровищем...:) Споры были недолгими...:) Ночевка!!!

    Итак, видео первого дня. Сразу хочу отметить, что всем видео занималась супруга, впервые взявшая фото-видео камеры в руки...;) Иногда я буду делать видеовставки с фотика Володи. Ну и в силу ограничений YouTube, ролики не будут превышать 10 мин.

    Бесов Нос. День первый.

    http://www.youtube.com/watch?v=AnGE70iFqhQ
     
    8 пользователям это понравилось.