Вот наконец-то реализовал идею, которая очень давно витала в воздухе - установил второй аккумулятор.
Основная идея была сделать полностью автоматическую систему "поставил и забыл", которая позволит не остаться без электричества в самых экстримальных условиях и, кроме того, позволит без опаски пользоваться различным электрооборудованием на заглушенной машине. Сразу замечу, что предлагаемый мной вариант тюнинга электропроводки не является очень удачным для спорта - там действуют другие приоритеты. А для туризма такое решение кажется мне очень выгодным.
Идея ставить второй аккумулятор под капот мне совсем не нравится: спереди у меня установлена лебедка, поэтому загрузка передней подвески еще и батарейкой при отсутствии ощутимой нагрузки на заднюю подвеску показалась неправильным решением. Кроме того под капотом и так тесновато)).
Решил ставить в багажник - машина у меня давно уже превращена в двухместную, так что места там много.
Следующая проблема, которую предстояло решить, это вопрос автоматизации заряда обеих батарей. Как я уже заметил, абсолютно необходимой является возможность пользоваться электрикой на заглушенной машине. Т.е. определенные потребители должны потреблять электричество ТОЛЬКО дополнительной батареи, не расходуя батарею стартерную! Круг таких потребителей определен: люстра, автономный отопитель, радиостанция, дополнительные розетки, холодильник/нагреватель.
Диодные развязки типа УРА и подобные отмел сразу, так как они просаживают напряжение бортовой сети, сильно греются и, вследствие малого допустимого тока, не позволяют реализовать аварийное лебежение на обоих аккумуляторах.
В качестве основы двухаккумуляторной схемы было выбрано так называемое "реле, чувствительное к напряжению" - VSR (voltage sensitive relay). Подобные устройства часто применяют яхтсмены, которым при остановленном двигателе необходимо питать кучу различных устройств.
Из Новой Зеландии заказал такую релюшку:
Принцип её работы следующий:
-при работе двигателя (а значит и генератора) напряжение бортовой сети поднимается выше 13,7В. При этом реле замыкается и соединяет два аккумулятора параллельно - идет одновременная зарядка обеих батарей. Если стартерная батарея, за напряжением на которой и следит VSR, разряжена, то замыкания не произойдет. То есть зарядка дополнительного аккумулятора будет происходить только после полной зарядки основного.
-при остановке двигателя напряжение проседает ниже 12,8В. Реле размыкается, и нагрузка, подсоединенная к дополнительной батарее, не разряжает основную. Можно спокойно ночью подсветить лагерь люстрой, отапливать машину всю ночь напролет (если спите внутри), пользоваться рацией. И все это без необходимости держать двигатель заведенным!
-случай лебежения (как вы успели наверное заметить, VSR расчитано на ток 125А, что меньше значений, потребляемых лебедкой) рассмотрим позже.
Схема подключения выглядит следующим образом (крупнее здесь):
Легенда схемы (крупнее здесь):
Если по схеме есть вопросы (на неё также изображена очень удачная, на мой взгляд, коммутация лебедки), то готов на них ответить.
Немаловажная проблема - ограниченность пространства в Джимнике, поэтому требовалась компактность доп. оборудования. Поэтому аккумулятор и блок распределения питания были собраны на яхтенном аккумуляторном боксе следующим образом по схеме (крупнее здесь):
В собранном виде все выглядит так:
Все соединения разъемные и позволяют демонтировать аккумулятор за 3 минуты.
К сожалению не фотографировал реле в сборе и установленный в багажнике аккумулятор. Но это поправимо)!
Из недостатков системы отмечу немаленькую стоимость. Остальное - одни плюсы!
Основная идея была сделать полностью автоматическую систему "поставил и забыл", которая позволит не остаться без электричества в самых экстримальных условиях и, кроме того, позволит без опаски пользоваться различным электрооборудованием на заглушенной машине. Сразу замечу, что предлагаемый мной вариант тюнинга электропроводки не является очень удачным для спорта - там действуют другие приоритеты. А для туризма такое решение кажется мне очень выгодным.
Идея ставить второй аккумулятор под капот мне совсем не нравится: спереди у меня установлена лебедка, поэтому загрузка передней подвески еще и батарейкой при отсутствии ощутимой нагрузки на заднюю подвеску показалась неправильным решением. Кроме того под капотом и так тесновато)).
Решил ставить в багажник - машина у меня давно уже превращена в двухместную, так что места там много.
Следующая проблема, которую предстояло решить, это вопрос автоматизации заряда обеих батарей. Как я уже заметил, абсолютно необходимой является возможность пользоваться электрикой на заглушенной машине. Т.е. определенные потребители должны потреблять электричество ТОЛЬКО дополнительной батареи, не расходуя батарею стартерную! Круг таких потребителей определен: люстра, автономный отопитель, радиостанция, дополнительные розетки, холодильник/нагреватель.
Диодные развязки типа УРА и подобные отмел сразу, так как они просаживают напряжение бортовой сети, сильно греются и, вследствие малого допустимого тока, не позволяют реализовать аварийное лебежение на обоих аккумуляторах.
В качестве основы двухаккумуляторной схемы было выбрано так называемое "реле, чувствительное к напряжению" - VSR (voltage sensitive relay). Подобные устройства часто применяют яхтсмены, которым при остановленном двигателе необходимо питать кучу различных устройств.
Из Новой Зеландии заказал такую релюшку:
Принцип её работы следующий:
-при работе двигателя (а значит и генератора) напряжение бортовой сети поднимается выше 13,7В. При этом реле замыкается и соединяет два аккумулятора параллельно - идет одновременная зарядка обеих батарей. Если стартерная батарея, за напряжением на которой и следит VSR, разряжена, то замыкания не произойдет. То есть зарядка дополнительного аккумулятора будет происходить только после полной зарядки основного.
-при остановке двигателя напряжение проседает ниже 12,8В. Реле размыкается, и нагрузка, подсоединенная к дополнительной батарее, не разряжает основную. Можно спокойно ночью подсветить лагерь люстрой, отапливать машину всю ночь напролет (если спите внутри), пользоваться рацией. И все это без необходимости держать двигатель заведенным!
-случай лебежения (как вы успели наверное заметить, VSR расчитано на ток 125А, что меньше значений, потребляемых лебедкой) рассмотрим позже.
Схема подключения выглядит следующим образом (крупнее здесь):
Легенда схемы (крупнее здесь):
Если по схеме есть вопросы (на неё также изображена очень удачная, на мой взгляд, коммутация лебедки), то готов на них ответить.
Немаловажная проблема - ограниченность пространства в Джимнике, поэтому требовалась компактность доп. оборудования. Поэтому аккумулятор и блок распределения питания были собраны на яхтенном аккумуляторном боксе следующим образом по схеме (крупнее здесь):
В собранном виде все выглядит так:
Все соединения разъемные и позволяют демонтировать аккумулятор за 3 минуты.
К сожалению не фотографировал реле в сборе и установленный в багажнике аккумулятор. Но это поправимо)!
Из недостатков системы отмечу немаленькую стоимость. Остальное - одни плюсы!