Страшный шимми

derevenskij_golfer

Профи
16 Январь 2007
2,011
352
83
Ленинград
Произошло странное, если не сказать удивительное - ездил 10 лет с лифтом 5 см и исправленным с помощью эксцентриковых сайлентов Кастором, всё было хорошо. За последний год появился шимми на летних МТ при 80 кмч, стал постепенно усиливаться, и усилился, наконец, до такой степени, что пришлось позавчера вернуть зимние липучки (очень ровная, идеальная японская резина), но самый ужас в том, что и на ней начался шимми, да такой, что больше 80-ти просто страшно разгоняться! Даже на 110-120-ти руль выскакивал!
Оба комплекта отбалансированы в ноль, дорога отличная, гладкая. Люфтов ноль, ни в подвеске, ни в рулевом, ни в шкворнях. Интересное наблюдение: при езде ВНИЗ с горки шимми появляется в 100%, раньше его убирал энергичным разгоном с тапкой в пол до 90-95 кмч, сейчас и это не помогло. При езде ВВЕРХ в гору - шимми никогда.
Предполагаю, что Кастор каким-то образом ушёл, каким - непонятно. Но всё указывает на него - при спуске вниз кастор (как бы) уменьшается, при подъеме вверх - как бы увеличивается.
Придется заваривать болтовые отверстия в мосту и сверлить новые, доворачивать мост по часовой стрелке. Как доделаю - доложу.
 


guran2

Свой в доску
26 Июль 2014
515
142
43
49
Езжу на ...
Suzuki Jimny Wide 1998 г.в. АКПП
Сайлентблоки панары смотреть и на всякий случай кронштейн крепления панары к раме и мосту.
 

derevenskij_golfer

Профи
16 Январь 2007
2,011
352
83
Ленинград
Сайлентблоки панары смотреть и на всякий случай кронштейн крепления панары к раме и мосту.
Послушайте, я на Джимах езжу уже 25 лет, не надо мне таких дурацких советов. Там всё намертво.
 

derevenskij_golfer

Профи
16 Январь 2007
2,011
352
83
Ленинград
Похоже, причина страшного шимми установлена: пожалуй, корень зла в узле регулировки тяги Панара. Хотелось как лучше, получилось как всегда (тм) - в своё время при лифтовании в Панару был вварен резьбовой регулировочный узел (стандартное решение для лифта, хоть, получется, и неидеальное), который лет 10 прослужил верой и правдой, но ничего вечного не бывает - видимо, резьба прослабла, хоть там и 2 контргайки зажаты намертво. При раскачке Панары рукой лёжа, она в этом месте еле заметно прогибается - видимо, этого достаточно для начала шимми, ну а потом кузов начинает так мощно мотать, что, видимо, под такой нагрузкой деформация в узле резко возрастает и Панару просто выламывает.
Такое предположение лучше всего объясняет и временнОй эффект нарастания шимми - если 9 лет вообще шимми не было никогда, а в прошлом году всё убиралось резким набором скорости после 80-ти, то сегодня даже на идеальных по форме и балансировке японских липучках шимми начался как всегда при 80 кмч, и не пропал даже при 120-ти. Со 120-ти тормозил, конечно, на ходу перекусывая жопой стальной лом... Завтра в сервисе на яме сниму Панару, наварю 2 накладки на резьбовом узле, и сразу поеду пробовать.
Мост, кстати, немного всё равно довернул - спереди просверлил отверстия под передний клюшечный болт на 1 см ниже (под задний не получилось - задняя рулевая тяга упрётся в клюшки).
 


derevenskij_golfer

Профи
16 Январь 2007
2,011
352
83
Ленинград
Обварка Панары не помогла. После 80-ти - всё снова-здорова. Завтра будем ещё доворачивать мост и менять правый ступичный с малюсеньким люфтом (чтобы исключить возможное влияние любых люфтов где бы то ни было). Если обнаружим хоть малейшие люфты в шкворнях - заменим и там подшипники. Пока непонятно, что люфтит справа - ступица или шкворень.
 

Maxim Rudnev

Продвинутый новичок
17 Сентябрь 2021
46
4
8
44
Езжу на ...
Suzuki Jimny 2004, 1.3, акпп
Мне помогла замена рулевых наконечников. Но у меня сток.
 

derevenskij_golfer

Профи
16 Январь 2007
2,011
352
83
Ленинград
У меня рулевые в идеале. Вчера довернули мост, чтобы выправить кастор, выставили схождение. Не помогло, шимми разве что сдвинулся с 80 на 85. Резко разогнался до 100 - раньше при этом шимми исчезал, сейчас руль дрожит и на 100, хотя и не бьёт. Испробовано на сегодня всё, мыслей нет. Нигде ни малейшего люфта. Ни в шкворнях, ни в ступицах, ни в рулевых, ни в Панаре или рычагах. Балансировка в нулях. Осталось сегодня провести последний - "Тимка, как его там, чёрта? Экскремент, батька!" (с)
Договорился с приятелем поменяться передними колесами - его ко мне, мои к нему. Поедем вдвоем сперва на мне, потом на нём. Говорит, что на зимних колесах у него в этом году тоже шимми случился, сейчас на летних нет. Так что есть слабая вероятность, что дело в моих эллипсных колесах. Эллипс действительно есть, миллиметра 2-3 - возможно, из-за того, что колеса хранились стоя, а не плашмя.
 

derevenskij_golfer

Профи
16 Январь 2007
2,011
352
83
Ленинград
Вопщем и целом, итоговый пост.
Дело было не в бобине (с). Колёса-таки, сцуки. Поставили заведомо ровные передние от гражданского нелифтованного Джимми ко мне, на того Джима - мои БФГАТ. У него на моих при 85-ти на аккуратном торможении при спуске с горки - биение руля, не доходящее до резонанса, возможно, если бы разогнались до 90 - и дождались бы. При разгоне в горку расколбаса не добились. Возможно, потому что он не лифтован.
У меня на 26-х евонных колёсишках - всё ровно и тихо и при разгоне, и при торможении. И при 80, и при 85, и при 90, и при 95, и при 100.
Предположения? Их есть. Полагаю, что дело в хранении зимней липучки летом и АТшки зимой - в стоячем положении накачанными. Переложил зимние колёса и от Крузака, и зимние от Джимми, плашмя.
Придется покупать новых 4 АТшки - думаю, плоским хранением эллипс уже не исправить. А пока буду ездить 75-80.
 

derevenskij_golfer

Профи
16 Январь 2007
2,011
352
83
Ленинград
Купил 2 новых покрышки на передок - и шо ви таки думаете? Резонанс пропал, но дрожь земли (зачеркнуто) руля на 75-85 осталась. Очевидно, это теперь задница дает свой вклад...
Кроилово, как известно, ведёт к попадалову - спустя неделю кинулся заказывать на ВБ ещё 2 колеса - ан таких-то и нет! Ну, пришлось заказать похожие в том же размере... Колёса Виндфорс есличо, первые 2 - АТ II. ещё 2 пришлось взять AT I. Надеюсь, на этом опупея завершится.
 




derevenskij_golfer

Профи
16 Январь 2007
2,011
352
83
Ленинград
Опупея, наконец-то, закончилась. Пришли на ВБ ещё 2 покрышки Виндфорс, отбалансировали, поставили на передок, разгон до 80-ти - тихо, до 100 - тихо. Значит, будет жить! :)))
 
  • Нравится
Реакции: Дисп 88

Alexannnn-Der

Опытный сузуковод
23 Февраль 2019
829
247
43
59
Калининград (между Литвой и Польшей)
Езжу на ...
Езжу на Suzuki SX4 1.6 (2019, МКПП) и Skoda-Fabia 1.2 (2008, МКПП универсал), Skoda-Fabia 1.2 (2011, МКПП, хэтчбек).
Хорошо, что все закончилось хорошо. :)
Немного истории: Келдыш сумел решить проблему, создаваемую «эффектом шимми», возникшую в связи с изменением конструкции шасси при увеличении размеров и скоростей самолётов. Возникновение «эффекта шимми» часто заканчивалось аварией самолётов. Келдыш нашёл уравнение, которое позволило конструкторам полностью устранить колебания колеса. За работы, результаты которых были опубликованы в 1945 году в монографии «Шимми переднего колеса трехколесного шасси», Келдышу в 1946 году была присуждена вторая Сталинская премия[9].
 

derevenskij_golfer

Профи
16 Январь 2007
2,011
352
83
Ленинград
Недолго музыка играла, недолго фраер танцевал. Вскоре после замены колес - снова-здорова. Так бы и мучился, если б не вспомнил свой собственный совет кому-то по поводу шимми - поджать шкворневые подшипники. Сперва-то я понадеялся, что замена шкворневых решит проблему раз и навсегда - не тут-то было! Вообще ничего не изменилось с заменой. Полез снова в архивы и, о чудо! - нашелся чей-то пост с номером регулировочных шайб для сателлитов дифференциала. Заказал 4 штуки. Вчера поставил 2 шайбы под нижние подшипники, шимми ПОЛНОСТЬЮ исчез. Но!!! На 75-78 кмч пару раз ощутил мельчайшие вибрации руля, не получающие дальнейшего развития - это значит, что зазоры в шкворневых узлах остались, и чуть что - снова приведут к шимми. Впрочем, на этот случай осталось ещё 2 шайбы для верхних подшипников. Ставить их не стал, ибо пережмёшь ненароком подшипники - они накернятся очень быстро.
И так и остался неразъясненным вопрос - почему же всё-таки колёса жаждут войти в резонанс??????? Чего им не катится??? :):) Кастор в норме, сход - тоже, баланс - тоже, в подвеске люфтов - ноль...А им всё равно хочется пойти вразнос!!!
 

Alexander K

Свой в доску
19 Декабрь 2019
696
245
43
52
Езжу на ...
Suzuki Grand Vitara 2010 2.4 AT
подогрев руля, форсунок и магистрали.
подсветка дверей, бардачка, подлокотника.
круиз, индикатор низкого уровня омывайки.
громкая связь и USB на штатной магнитоле
и ещё всякая полезная мелочь -)). suzukovod.ru
Недолго музыка играла, недолго фраер танцевал. Вскоре после замены колес - снова-здорова. Так бы и мучился, если б не вспомнил свой собственный совет кому-то по поводу шимми - поджать шкворневые подшипники. Сперва-то я понадеялся, что замена шкворневых решит проблему раз и навсегда - не тут-то было! Вообще ничего не изменилось с заменой. Полез снова в архивы и, о чудо! - нашелся чей-то пост с номером регулировочных шайб для сателлитов дифференциала. Заказал 4 штуки. Вчера поставил 2 шайбы под нижние подшипники, шимми ПОЛНОСТЬЮ исчез. Но!!! На 75-78 кмч пару раз ощутил мельчайшие вибрации руля, не получающие дальнейшего развития - это значит, что зазоры в шкворневых узлах остались, и чуть что - снова приведут к шимми. Впрочем, на этот случай осталось ещё 2 шайбы для верхних подшипников. Ставить их не стал, ибо пережмёшь ненароком подшипники - они накернятся очень быстро.
И так и остался неразъясненным вопрос - почему же всё-таки колёса жаждут войти в резонанс??????? Чего им не катится??? :):) Кастор в норме, сход - тоже, баланс - тоже, в подвеске люфтов - ноль...А им всё равно хочется пойти вразнос!!!
Я бы в шиномонтаже попросил проверить балансировку колес и состояние покрышек на предмет всяких неровностей и поперечных гуляний. Совсем на другой машине у меня так начало грыжи на покрышке проявлялось. Мелкий, заметный только по размытию в зеркале заднего вида резонанс на около 70км/ч
 



Дисп 88

Наш человек
5 Апрель 2015
160
53
28
46
Сургут
Езжу на ...
Suzuki Jimny 2014 МКПП
И так и остался неразъясненным вопрос - почему же всё-таки колёса жаждут войти в резонанс??????? Чего им не катится??? :):) Кастор в норме, сход - тоже, баланс - тоже, в подвеске люфтов - ноль...А им всё равно хочется пойти вразнос!!!
Это "косолапость" всех мостовых машин...
 

derevenskij_golfer

Профи
16 Январь 2007
2,011
352
83
Ленинград
Я бы в шиномонтаже попросил проверить балансировку колес и состояние покрышек на предмет всяких неровностей и поперечных гуляний. Совсем на другой машине у меня так начало грыжи на покрышке проявлялось. Мелкий, заметный только по размытию в зеркале заднего вида резонанс на около 70км/ч
Специально 2 месяца назад купил новые китайские колеса, отбалансированы в ноль, навеска от 5 до 15 грамм максимум на каждом, не более. Визуально восьмерки и эллипса нет совсем. Колеса ни при чем точно. Да и потом, вот это "хотение войти в резонанс" (т.е. слааабенькое биение) осталось только на скоростном плавном повороте, причем при скоростях, намного превышающих обычные шиммовские - 90-100. Так что - шкворни точно. Сегодня добавил ещё 2 кольца на верхних. Пока не испытывал. Вечером в театр поеду - посмотрим.
 

SimonFin

Местный
11 Май 2008
452
47
28
45
Москва
Специально 2 месяца назад купил новые китайские колеса, отбалансированы в ноль, навеска от 5 до 15 грамм максимум на каждом, не более. Визуально восьмерки и эллипса нет совсем. Колеса ни при чем точно. Да и потом, вот это "хотение войти в резонанс" (т.е. слааабенькое биение) осталось только на скоростном плавном повороте, причем при скоростях, намного превышающих обычные шиммовские - 90-100. Так что - шкворни точно. Сегодня добавил ещё 2 кольца на верхних. Пока не испытывал. Вечером в театр поеду - посмотрим.
У меня кордиант офроад как не балансирую - адский шимми. Ставлю зимнюю резину на стальных дисках он пропадает
 

Старый 55

Наш человек
22 Сентябрь 2014
148
35
28
70
Езжу на ...
Джимни.м13А 2008 левый
На форуме всё давно разжёвано, проглочено и далее по циклу. Вывод один: Дисбаланс колёс.
 
  • Нравится
Реакции: Роман 74