Путь Самурая 10 - Отчет.
В дополнение к Витиному отчету

Букв получилось много, но хотелось подробнее пояснить многие моменты для тех, кто " не в теме".
"Банзай - это пьяный Камикадзе" ©Орги соревнования
Когда я рассказывала про
наш вояж в качестве зрителей на 9-й Путь Самурая в апреле этого года, даже в самом необузданном воображении невозможно было представить, что на следующем, 10-м мероприятии, мы вдруг окажемся участниками. Но, тем не менее, это произошло.
Ввиду постоянного усиления в массах интереса к подобным джиперским состязаниям, организаторы нынче ввели новую категорию "
Банзай" - для начинающих, желающих просто попробовать свои силы, прочувствовать дух соревнования, но без особого фанатизма и большого риска повредить машину. Вот в этой категории мы и решили продолжить свой "Путь Самурая", начатый весной. Мы - это рисковые ребята-Банзаи Spider (Сергей) и Victor_S (Виктор), и группа поддержки в лице вашей покорной слуги Glo (Люба), Jilly (Юля) и Roamer (Артур).
Для большей ясности привожу разбивку автомобилей на соревновательные категории:
Сегун (стандарт - 1 категория)
Любой легковой автомобиль с колесной формулой 4х4. Запрещен любой лифт автомобиля. Запрещена резка арок. Резина не больше 30” (762мм). Запрещены все виды лебедок, кроме использующих мускульную силу экипажа.
Сэнсэй (крупный стандарт - 2 категория)
Любой легковой автомобиль с колесной формулой 4х4. База не более 2500 мм. Резина не больше 33”.(840мм) Запрещены все виды лебедок, кроме использующих мускульную силу экипажа.
Сэнсэй Нагаи (Длинный крупный стандарт - 6-я категория)
Любой легковой автомобиль с колесной формулой 4х4. База не менее 2500 мм. Резина не больше 33”.(840мм) Запрещены все виды лебедок, кроме использующих мускульную силу экипажа.
Супер-Сэнсэй (крупный стандарт с лебедкой - 3 категория)
Любой легковой автомобиль с колесной формулой 4х4. Резина не больше 33”.(840мм) Разрешена установка не более одной лебедки.
Камикадзе (экстрим - 4 категория)
Любой легковой автомобиль с колесной формулой 4х4. Рекомендуется наличие шноркеля и стационарной лебедки. Резина не больше 39” (991мм).
Хаэ (ATV - квадроциклы, 5 категория)
ATV 4х4. Обязательна защитная экипировка и шлем!
День первый. Квалификация.
Началось все по взрослому. Машинку в закрытый парк для тех.осмотра на соответствие заявленной категории. Въехал в парк, и до начала состязаний машине выхода оттуда уже нет. Технические требования к "Банзаям" выставляются по 1-й категории. А в программе отличие состоит всего лишь в отсутствии спецучастков, т.е. на второй день соревнований Банзаи превращаются в болельщиков. А квалификация и ориентирование проходят на общих основаниях, на боевых трассах. Только в общий зачет нашу категорию не включили и призов не давали. Но не в этом же дело, правда?
Квалификация всех категорий проходила в песчаном карьере. Везде глубокий и очень сыпучий песок. Много ям и крутых горок. Трассы для разных категорий по сложности, естественно, различаются. Камикадзе (4-я категория) ехали там, где на первый взгляд, даже пешком пройти невозможно. Квадроциклы - вообще отдельный разговор. Они как кузнечики скакали по совсем невероятным кручам.
Сама квалификация заключается в том, чтобы как можно быстрее проехать по совсем короткому (метров 200-300), но насыщенному различными препятствиями почти кольцевому маршруту. Каждому экипажу дается две попытки, в зачет идет лучшая. Если обе попытки неудачны, или экипаж участия в квалификации по какой-то причине не принимал, начисляется огромный штраф по очкам. Помимо проходимости самого автомобиля, здесь очень большую роль играет мастерство водителя. На одинаковых машинах один экипаж может проскочить всю трассу без запинки, а другой - закопаться в первом же повороте. Менее проходимая машина может запросто обскакать более подготовленного проходимца. Штурман в этом упражнении выполняет, в основном, роли толкача, лебедки, сендтрека и прочей вспомогательной техники, буквально подкладываясь под колеса. Главное, чтобы на старте и финише он находился В автомобиле, а не ВНЕ его.
Но вернемся к нашим Банзаям... Банзаи квалификацию проходили на одной трассе с 1-й и 6-й категориями, но самыми последними. Поэтому у пилота и штурмана было достаточно времени присмотреться к особенностям траектории, порадоваться, что 1-я категория трассу изрядно укатала, и расстроиться, что 6-я категория разбила её обратно в хлам.
Наглядевшись, как буквально через одного соревнующиеся экипажи натужно буксуют на горках (несколько машин даже пришлось выталкивать с посторонней помощью, что означает незасчитанную попытку), наши дождались своей очереди, собрались, сели, поехали и... Со стороны это выглядело, будто у них под колесами не глубокие песчаные россыпи, а твердый гладкий асфальт. Пожалуй, из нескольких десятков машин, соревнующихся на этом отрезке, можно было по пальцам пересчитать кому проход дался внешне так легко и просто!
На стартах 6-й категории разнообразие в процесс внес экипаж Mazda с бортовым номером 604. В этой машине столько дури, что на первом же повороте она в буквальном смысле слетела с трассы, в полете мордой срубив на корню крепенькую сосенку. Я видела, как, взмыв в воздух, пилот продолжал исступленно крутить "штурвал", видимо, забыв, что он не в самолете. В результате инцидента наиболее пострадавшей стороной оказалась сосна.
Кстати, на стартах 1-й категории среди участников былb запеленгованы еще два клубных экипажа. Подробности про них расскажет Юля - она теме кто есть кто

Так что питерское отделение Сузуки-Клуба было представлен вполне достойно, жаль только, что заполучить клубный флаг Юле не удалось - актив клуба его "зажал" ;-(
(Отредактировано ввиду возникшего недопонимания - добавлены кавычки) К сожалению, результатов ребят огласить не могу - не знаю.
Лирическое отступление 1.
У 2-й категории старты начались немного раньше, и мы успели поглазеть как свой отрезок проходят более "взрослые" машинки. Трасса у них была посложней чем у нас и давалась почти всем очень нелегко. На следующий день, ради интереса, наш Джимка был брошен на этот рубеж и, надо сказать, преодолел его с честью с первого раза. Жаль, что мы не успели заснять как он лихо выпрыгнул из глубоченной ямы, взмыв передними колесами в воздух. А Юля тем временем мужественно тренировалась на вчерашнем маршруте. Эскудик не подвел, и справился с задачей почти полностью. Только финишная горка ему не поддалась - Юля просто устала с непривычки. Зато, пока мы катались по полигону, она несколько раз виртуозно просачивалась в невозможно узкие и сложные щели между деревьями под руководством подающего большие надежды начинающего штурмана Артура. Так что у нас в клубе есть еще потенциал. Глядишь, и на следующих соревнованиях появится еще один экипаж
День первый. Ориентирование.
Собственно, для чего проводится квалификация? Для того, чтобы определить порядок старта машин на ориентирование. Плюс, при подсчете общих баллов учитывается время прохождения квалификационной трассы и чем оно меньше, тем, естественно, лучше. Таким образом, те кто быстрее всех проехал квалификацию имеют некоторую фору, т.к. на ориентирование они выходят первыми, а контрольное время возврата в лагерь единое для всех.
Ориентирование представляет собой поиск точек, разбросанных на местности на очень большой площади, и имеющих разную стоимость в зависимости от сложности проезда к точке. При этом, тем не менее, можно прочно засесть возле дешевой точки, а кто-то умудряется найти легкий подступ к дорогой. Иногда после нескольких машин простая точка становится сложной, но, увы и ах, стоимость её уже не меняется. Собирать все до одной не обязательно, да и практически невозможно - время ограничено. Результат считается по сумме взятых.
Участникам выдаются GPS-координаты точек, и каждый волен самостоятельно определять в каком порядке и как к ним добираться. Учет взятия точек обычно проводится по фотографиям, которые должны сделать участники возле точки, при этом судейская комиссия ставит жесткие условия - машина должна находиться от точки на таком расстоянии, чтобы член экипажа мог дотягиваться руками одновременно и до точки и до авто. В таком положении его и фотографируют. На Самурае же решили в полной мере использовать технический прогресс. Каждому экипажу выдан электронный чип, который нужно вставить в устройство (базу), находящееся на точке - таким образом происходит регистрация взятия точки. Чип прикован к машине крепкой и, кстати, не очень длинной леской, которая опломбирована. Т.е. к точке нужно исхитриться подобраться настолько близко, чтобы из окна дотянуться чипом до базы. По окончании ориентирования чипы сдаются судьям для считывания информации. Очень удобно, ибо почти отсутствуют спорные моменты.
Итак, наш экипаж отправился добывать точки. Мы же переживали за них в лагере - поехать следом просто не решились. Вдруг не угонимся, а там такой лабиринт дорог, что заблудиться ничего не стоит, и мобильная связь практически отсутствует. Так что процесс, увы, своими глазами не видели. Говорят, очень много потеряли. Фоток с маршрута совсем мало, экипажу было совершенно не до того.
Взято 16 точек из 52-х. Из них - 10 дешевых 25-х (возле одной из них прочно сидел Самурай, только что перед этим взявший самую дорогую, 200-ю точку, размещенную где-то посередине непроходимого болота), 5 средних (50 и 75-х) и одна 150-я. Желание взять еще одну дорогую 150-ю точку привело к полуторачасовому сидению в болоте, что, соответственно, сократило время на поиски следующих. А всего-то навсего в болотной траве не заметили небольшой пенек. Зато сколько травы потом с кардана сняли! Корову накормить можно

Подвела жадность. Лучше было бы за это время взять еще пяток простых, и был шанс стать первыми. Пока ковырялись с лебедкой вокруг собралось несколько машин из высших категорий с предложениями не мучаться, а выдернуться на тросе. И это несмотря на то, что правилами запрещается помогать машинам не своей категории, за это грозит большой штраф обеим сторонам. Но это уже был вопрос принципа выбраться самостоятельно.

На всякий случай все дождались окончания спектакля, за что всем большой респект. Джиперы своих в беде не бросают. Потом уже, ночью после второго дня соревнований, мы узнали, что две машины с трассы спецучастков не вернулись, остались ночевать в болотах. Спасение утопших производилось утром в понедельник силами штаба.
В итоге у нашего экипажа 750 очков, что для новичков совсем неплохо. Вкупе с хорошим результатом в квалификации получилось 3-е место среди Банзаев из 14-ти заявленных в эту категорию машин. Когда на сайте мероприятия выложат все результаты интересно будет сравниться с другими категориями (без учета спецучастков). Результатом довольны, и вполне возможно, что в следующий раз поучаствуем более серьезно, в полной программе.
Лирическое отступление 2.
Если в квалификации главную роль играет пилот, то в ориентировании - штурман. Он выбирает оптимальный алгоритм движения от точки к точке, ищет маршруты к точкам, руководит пилотом при прохождении сложных участков. Если пилот со штурманом понимают друг-друга с полуслова, действуют слаженно, доверяют друг-другу, и пилот беспрекословно выполняет команды штурмана, успех будет обеспечен. Перечислить все, что должен знать и уметь штурман просто невозможно. Сказать, что Спайдеру повезло со штурманом - это ничего не сказать. Витя - это СУПЕР. Таких штурманов нужно хранить в банковском сейфе как стратегический золотой запас и тщательно скрывать место хранения, чтобы не увели. Больше и сказать-то о нем нечего, ибо слов просто не хватает

Но хочется добавить, что в наших рядах намечается еще один самородок - Артур, похоже, подхватил вирус 4х4 и проявил весьма недюжинные штурманские задатки, подавая команды ювелирной точности при пропихивании Юлиного Эскудика между деревьями. Операция осложнялась тем, что в створ нужно было входить с поворота. Узко было настолько, что зеркала пришлось сложить, иначе было бы не пройти. Кстати, осколки чьего-то зеркала там уже валялись...
День второй. Отдых.
Поскольку Банзаи полностью отстрелялись в первый день и были особождены от спецучастков, Витя решил устроить нам собственное трофи по полигону. Такая экскурсия дорогого стоит. Пейзажи там изумительные, оторваться невозможно. Показать вот только нечего - фотик скис вскоре после выезда, а запасные аккумуляторы были благополучно забыты в лагере. Просто поверьте нам на слово. Никакие фотографии не в состоянии передать тамошней красоты. Правда, в укромных уголках у озер народу хватает. Да и грибники в лесу шастают, а ведь закрытая территория... Но как они умудряются на своих недоприводах перемещаться по тем дорогам, уму непостижимо. Весь полигон - это, можно сказать, сплошной спецучасток

И мы-то как раз получили изрядное удовольствие от такого экстрима, который подкрепился еще и проливным дождём. Короче, это нужно видеть и ощущать вживую. Неплохо бы повторить вояж всем клубом. Кто боится за свой автомобиль может поехать пассажиром у более рисковых, а машинку оставить на стоянке в Луге ;-) Уверяю, никто не пожалеет.
P.S. Генеральным спонсором мероприятия "Путь Самурая X" оказалась "Сузуки-Нева", а мы, похоже, были единственной "их" машиной на трассе. Могли бы и отметить персональным призом, например, в виде бонусов на обслуживание ;-) А то нас и так обделили по всем статьям - не досталось ни наклейки, ни диплома - организаторы просчитались с количеством участников, заявилось народу гораздо больше, чем они рассчитывали. Так что на память остался только счастливый номер 07 на борту. Но наклейку, все-таки, постараемся раздобыть.