Уже почти десять лет снегоходы, ATV и прочую внедорожную мототехнику регистрируют в России органы Гостехнадзора. Но не все владельцы об этом знают - полагают, что ее вообще не нужно регистрировать. За разъяснениями о порядке регистрации и сдачи экзаменов на внедорожные «права» мы обратились к начальнику Мосгостехнадзора Петру Николаевичу СИНГАЕВСКОМУ.
Процедура регистрации несложна, ее уполномочили проводить органы Гостехнадзора (они существуют в каждой области, крае, республике) по месту жительства владельца. Достаточно предоставить паспорт самоходной машины и справку-счет (на специальном бланке Гостехнадзора) - и регистрация состоится. Эти бумаги выдает торгующая организация.
Владельцам зарегистрированных внедорожных мотосредств выдаются Свидетельство о государственной регистрации, один номерной знак и талончик прохождения техосмотра. В дальнейшем осмотр положено проходить каждый год, при этом не обязательно везти снегоход в центральные офисы (они, как правило, расположены в городах), если машина хранится на даче или вообще в другой области - достаточно получить заключение у местного инспектора Гостехнадзора. Регистрация снегохода или квадрацикла стоит порядка 400 рублей, техосмотр - 130. Никаких страховок, вроде ОСАГО, не требуется. Но если владелец по своей доброй воле захочет застраховать свой снегоход от угона или повреждения, это его право.
За последние годы упорядочена процедура получения «прав» (они официально именуются «Удостоверением тракториста-машиниста»). В первую категорию - «А» («Внедорожные мотосредства») как раз и подпадают снегоходы и ATV. К удостоверению прилагается временное разрешение для учета нарушений.
Получают «внедорожные права» тоже в органах Гостехнадзора после сдачи экзаменов - теоретического и практического.
Теоретический экзамен на знание ПДД похож на «гаишный», но в билетах задачи на ситуации гораздо проще, ведь на снегоходах не выезжают на оживленные городские улицы с многополосным движением, регулировщиками и трамваями. Поэтому выучить 30 билетов с восемью вопросами в каждом несложно. Желанную оценку «сдал» получите, если допустите не более одной ошибки.
Экзамен по вождению состоит из нескольких этапов, в которые входят: пуск двигателя, проезд габаритного коридора, полукруга, «змейки» и разгон-торможение. Если говорить о Москве (а в городе зарегистрировано свыше 2,7 тыс. снегоходов и около 1 тыс. ATV), то у нас оборудована специальная площадка - полигон на территории Тимирязевской сельхозакадемии. Здесь же можно и обучаться вождению.
К сожалению, не все владельцы снегоходов соблюдают закон. Приходится принимать «драконовские меры» - раз в сезон устраиваем массовые проверки - операции «Снегоход». Проводим их совместно с органами ГИБДД Московской области. Размеры штрафов определены «Кодексом об административных правонарушениях». Они те же, что и для водителей автомототранспорта. Основные нарушения - без регистрации сам снегоход, у пилота нет «прав», просрочен техосмотр. Если документов на право собственности вообще нет, отвозим снегоход на штрафстоянку со всеми вытекающими последствиями. Так что порядок «на снегу» мы навели и призываем всех добропорядочных внедорож-ников: не омрачайте себе удовольствие - соблюдайте правила игры!