В древнем Риме проходил фестиваль Лупрекалиа - фестиваль эротизма в честь богини любви Юноны (она же Юно Фебруата), покровительницы женщин и брака.
Изначально 15 февраля в древнем Риме проходил фестиваль Лупрекалиа - фестиваль эротизма в честь богини любви Юноны (она же Юно Фебруата), покровительницы женщин и брака. Фестиваль проводился в святом для римлян месте - если следовать легенде, том самом, где волчица выкормила основателей Рима - Ромула и Рема. Название, по всей видимости, произошло от римского <la lupo> - <волчица>, правда есть и латинский омоним - <блудница>. Главной частью фестиваля Луперкалиа был обряд, в ходе которого обнаженные мужчины, пробегая мимо женщин, били их ремнями из кожи козла; считалось, что эти удары дадут женщинам плодовитость и легкие роды. Проходила и своеобразная лотерея, во время которой жеребьевкой мужчины и девушки делились на пары, сохраняя отношения на целый год, до следующих празднеств.
По другим сведениям праздник Луперкалий проводился в честь бога Фавна (он же Луперк) - покровителя стад. Это был праздник изобилия, и жертвоприношений. Луперк считался оплодотворяющим и посылающим милости божеством, в связи с чем характер праздника был весенний и радостный.
Таким образом, у людей праздник ассоциировался со свободной любовью и удовольствием, поэтому даже когда с приходом христианства все языческие праздники были отменены, от этого молодежь отказываться категорически не хотела. Поэтому языческий праздник в 496 году был аккуратно заменен христианским - Днем Святого Валентина, назначенным днем раньше фестиваля Лупрекалиа - 14 февраля.
Согласно преданию, священник Валентин проповедовал христианскую веру в то время, когда она была вне закона. В то время, в третьем веке в Риме шла война с готами, и император Клавдий запретил брачный обряды, чтобы легионеры не привязывались к семье и больше думали о службе. Но Валентин втайне венчал молодых людей, за что и был казнен 14 февраля. Накануне казни он отправил письмо своей возлюбленной - дочери тюремщика, которое она получила уже после его смерти и увидела там слова <Твой Валентин>, что и положило начало традиции празднования Дня Валентина.
Но здесь возникает ряд вопросов. Во-первых, обряда венчания в 3-м веке попросту не было, это таинство сформировалось лишь в средневековье, а значит, никого тайно венчать Валентин не мог. Во-вторых, если Валентин был священником, значит жениться он не имел права, и его влюбленность в дочь тюремщика была либо изменой жене, которой он теоретически мог бы обзавестись до получения сана, либо изменой вере. Ни при одном из обстоятельств быть причисленным к лику святых Валентин не мог. Таким образом, напрашивается вывод, что это лишь легенда, не имеющая никакого отношения к действительности, а значит, и нет причин перенимать нелепый католический праздник, который, кстати, православная церковь не одобряет.
Какое отношение полуязыческий-полукатолический праздник имеет к России - понять сложно, видимо, это одно из новых веяний перенимать зарубежные праздники. К нам уже пришел и день Святого Патрика, и Хелоуин, при этом вряд ли кто-то в полной мере понимает их смысл. А тем временем, мало кто помнит, что издревле 14 февраля, православные христиане празднуют день памяти святого мученика Трифона, особо почитаемого москвичами.
Святой Трифон, чье имя в переводе с греческого означает <изнеженный, живущий в роскоши>, происходил из Фригийской области селения Кампсады, близ города Апамеи, от благочестивых и бедных родителей. Согласно Житию он был простым крестьянином, помогал родителям по хозяйству, пас гусей. Святой Трифон с юных лет был распространителем христианской веры, прославился чудесами и получил от Бога дар изгонять бесов. В 17 лет, по велению царя Гордиана, был взят в Рим для изгнания из царской дочери беса. Когда Святой приблизился к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из царевны.
Император Гордиан умолил Трифона показать ему демона, чтобы убедиться, что его дочь действительно свободна от злого духа. Это Трифон и сделал после шестидневного поста и уединенной молитвы. На вопрос Святого, как он посмел вселиться в создание Божие, бес ответил, что над христианами он такой власти не имеет, а может мучить только тех, "кто следует своим похотям и дела, угодные нам, творит". Многие, услышав эти слова, отказались от идолопоклонства и уверовали во Христа.
Однажды Святой Трифон силой детской молитвы спас от голода жителей родного села - насекомые, истреблявшие до этого посевы и заставлявшие голодать все село, как будто испарились. Теперь в Церкви установлен особый чин молитвенного обращения к Святому Трифону, который совершается при нападении вредителей на посевы или насаждения. Православная церковь с опаской относится к заклинаниям и прочим подобным формам народной культуры, а вот <Заклинание святого Трифона от гадов> считается каноничным. Именно поэтому Святого Трифона порой называют повелителем гадов.
Когда в 249 году на царский престол вступил жестокий гонитель христиан, император Декий, Святой Трифон, без боязни проповедовавший веру во Христа и проводивший верующих к Крещению, был приведен на допрос, во время которого ни на шаг не отступил от своей веры. <Принесу Богу моему совершенное исповедание, и если сохраню неизменною, как многоценное сокровище, благочестивую веру в Него, и сделаюсь жертвою Тому, Кто Сам принес Себя в жертву ради меня>, приводятся слова Святого Трифона в Житии.
Его подвергли жестоким истязаниям, которые он мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона. Наконец, он был осужден на усекновение головы. Перед казнью святой мученик молился, благодаря Бога, подкрепившего его в страданиях, и просил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь. Как сообщает Житие, по милости Господней Трифон умер с молитвою на устах прежде, чем его шеи коснулся меч, и был увенчан нетленным венцом от Отца и Сына и Святаго Духа. Это произошло в Никее в 250 году от Рождества Христова.
Это особенно примечательно, так как именно в Никее в 325 году на Первом Никейском соборе был принят Символ Веры, основные определения которого по сей день (после некоторой трансформации) включены в ритуал крещения. Формула вероисповедания, которую хоть раз в жизни произносил каждый крещеный человек, была создана именно в этом городе, 75 лет спустя после мученической смерти Святого Трифона.
Тело мученика христиане хотели предать земле в месте его страданий - городе Никее, но явившись в видении, Трифон велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду, что и было исполнено. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем - в Рим.
В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона. В 1803 году часть мощей была оттуда привезена в Россию, где в 1819 году святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона. Сейчас эта икона находится в Московском храме, построенном в честь Знамения Пресвятой Богородицы.
Однажды на охоте у Великого Московского князя улетел любимый кречет и он приказал сокольнику в три дня разыскать птицу под угрозой смертной казни. После безуспешных поисков измученный сокольник уснул в лесу под деревом. Перед этим он усердно молился: <Угодник Божий, чью память чтит сегодня Святая Церковь, помоги мне найти великокняжеского кречета, избавь от ожидающей меня казни, и я даю обет создать храм во имя твое на сем месте>. Во сне сокольник увидел юношу на белом коне, с пропавшим кречетом на руке, а поутру пропавшая птица и вправду оказалась на руке проснувшегося сокольника. Князь пожаловал сокольнику землю, и на том месте, где приснился ему чудный сон, был построен храм. Так как пропавший кречет нашелся 14 февраля, в день памяти Святого Трифона, то построенная церковь была посвящена этому Святому мученику. Белокаменная церковь Святого Трифона стоит в Москве с 1492 года до сих пор, являясь редким памятником древнерусского зодчества и духовной культуры времен Московского княжества.
Особенно важно, что в этой истории присутствует именно птица, а не какое-нибудь другое существо. В те времена царские ловчие птицы <помогали> решать важные государственные вопросы: перед принятием важных внешнеполитических вопросов царь выезжал на охоту, и по полету сокола и его <бою> определял, верно ли его решение, и к чему оно приведет. Существовал даже особый род деятельности - птицегадатели. Их считали волхвами, предсказывающими будущее по полету и поведению птиц. Так что тот факт, что царскому сокольнику приснился юноша с кречетом в руке, а поутру птица оказалась в его руках, не мог остаться незамеченным - в этом определенно существовал тайный смысл. Вот таким образом в Древней Руси на стыке язычества и православия, древних легенд и фантастических событий зародился этот праздник.
С тех пор в России Святого Трифона на иконах принято изображать с соколом руке, и называют его покровителем охотников и рыболовов. А почитание его в Московских землях, настолько расширилось, что поговаривали о том, что изначально на гербе Москвы изображался именно Трифон-мученик - на коне и с ловчей птицей в руке, а уже потом образ всадника стал ассоциироваться с Георгием Победоносцем.
То, что однажды Святой Трифон, ответив на молитвы сокольника, помог ему избежать тяжкого наказания, и фактически спас ему жизнь, сделало его невероятно почитаемым, в первую очередь в Москве. Москвичи обращались к этому Святому во всех радостях и бедах, даже молодые девушки стали у него просить хороших женихов, а бесплодные женщины - детей. Так что теоретически день Святого Трифона можно было бы считать и днем влюбленных, только с точки зрения православных традиций, а не католических.
Но особо почитаем Святой Трифон, безусловно, у рыболовов и охотников. В Москве даже создан Фонд Возрождения охотничьих традиций <Национальный Фонд Святого Трифона - покровителя охотников и рыболовов>. <Наш Фонд, названный в честь святого мученика Трифона, берет на себя миссию объединения охотпользователей и рыболовов по всей России, - говорит президент Фонда Анджей Мальчевский. - Вместе мы возродим наши исконные охотничьи традиции, воскресим эстетику национальной охоты, сохраним и преумножим охотничьи угодья, а также окажем содействие разведению и популяризации промысловых видов дичи и рыбы в российских регионах>.