Ответ: какой бензин лучше?
А разве у бензиновых движков бывают большие степени сжатия, вроде у всех примерно одинакова, это ж не дизели. У форсированных движков наддув же вроде, а не высокая степень сжатия.
А вот литраж даёт проблему с неравномерностью сгорания - она будет зависить от октанового числа.
К тому же максимальная мощность достигается при почти детонационном сгорании - так и настраивают зажигание. А детонация при большом литраже опаснее, поэтому опять же нужен высокооктановый бензин.
Если детонации не боятся на грузовиках, то это не совсем показатель - там нужна максимальная мощность, просто усиливают всё и плюют на шумность. То же и на старых авто - усилено всё, бензин 76, шумно, но максимально мощно, да и был вроде только 76-й бензин.
Это сейчас движки тихие, облегченные, утончённые, вот и требуется 95-98 и выше.
Начнем по порядку. турбированные двигатели - это отдельная область, в них уменьшают геометрическую степень сжатия.
Степень сжатия у бензиновых двигателей может достаточно сильно отличаться и от объема это не зависит. Чем выше степень сжатия тем более высокооктановое топливо нужно (в советское время народ, чтобы экономить, ставил на машины 2 прокладки увеличивая геометрический размер камеры сгорания, тем самым уменьшал степень сжатия, что позволяло лить 76 бензин вместо 91)
Максимальная мощность достигается при нормальном горении топлива и соотношении воздух/топливо 17 к 1
Скорость горения не зависит от литража.Равномерность горения топлива сильно зависит от качества смешивания воздуха и паров горючего именно по этой причине при одном и томже объеме снимается разная можность на двигателях с карбюратором (моновпрыском) или много точечным впрыском. Как пример БМВ в 80е годы делала мотор М10, с карбюратором он назывался М10B16 (1.6 литра 90лс) , а с распределенным впрыском тотже блок уже был M10B18 (1.8л 105лс) отличие у этих двигателей только в головке блока.
При детонации происходит взрывное горение топлива. Появляется ударная волна, которая многократно пробегает внути цилиндра отражаясь от головки или поршня, при этом можность существенно падает.
Существует грубо говоря 2 типа двигателей - высокооборотистые с коротким ходом поршня и низкооборотистые с длинным ходом поршня. На низкооборотистых максимальная мощность достигается при низкой скорости вращения колен вала. Такие двигатели ставят на тяжелые низкоскоростные машины. Второй тип двигателей - высокооборотистые двигатели с коротким ходом поршня, мощность в которых снимается за счёт скорости вращения и максимальный крутящий момент в таких двигателях достигается в верхнем диапазоне скоростей вращения.
Чтобы дать бОльшую мощность на высоких оборотах при уменьшении хода поршня приходится повышать степень сжатия (больше давление после воспламенения смеси)
Вот и вся математика
ЗЫ Исправный двигун у грузовика работает тихо без посторонних шумов, я бы сказал вазовский 4х цилиндровик громче , чем 6 цилиндровик на Зил 157