Дорогие друзья,
прилагаю Вам подборку статей на сию тему, выбор за Вами:
Секреты угонщика
С Вячеславом меня познакомил друг, недавно отбывавший наказание в виде 15-суточного административного ареста. Он отрекомендовал Вячеслава как бывшего профессионального автоугонщика, который готов поделиться некоторыми секретами сомнительного "мастерства" за определённую плату и с условием: никаких вопросов о его личной деятельности. Но и при этом рассказанное Вячеславом представляет, на мой взгляд, немалый интерес для владельцев "железных коней".
- Какие противоугонные средства наиболее популярны у калининградских водителей?
- Конечно, почти все пользуются дистанционным управлением замками и сигнализацией на брелоке. От наркоманов это, может, и спасает, а от профи, который сидит в машине напротив и имеет считывающее устройство и ноутбук - нет.
- А для чего ноутбук?
- Он мгновенно рассчитывает комбинацию брелока. А после этого ничего не стоит воспроизвести сигнал Вашего брелока.
- И что же делать автомобилистам?
- Перестать экономить на безопасности авто! Есть, в конце концов, устройства, которые не только дают сигнал, но и получают ответ по двойному радиоканалу. Но их у нас в области применяют не слишком часто. А вообще, методов выведения сигнализации из строя много. Есть, например, сканер, работающий на частоте и перебирающий коды брелока, пока не найдётся правильный. А затем он даёт команду управляющему блоку сигнализации, и он разблокируется. Ещё есть кодграббер - он попросту подслушивает, записывает и воспроизводит твой код.
- А что Вы скажете насчёт другого класса противоугонок - иммобилайзеров?
- Понимаешь, любой уважающий себя угонщик знает, как устроена стандартная противоугонка. А наши автомобилисты - они ведь в большинстве своём остолопы, которые доверяют рекламе на телевидении или в газетах. Ведь что такое иммобилайзер? Это, грубо говоря, для угонщика - неисправность мотора автомобиля, и её надо устранить для запуска двигателя и угона. И те марки, которые рекламируются, для угонщика - как таблица умножения для первоклассника. Квалификация у профи выше, чем у мастеров в автосервисе. Со всеми ухищрениями, которые они рекомендуют, легко справиться. Ну вот, например, советуют штатные провода в ключе зажигания обматывать изолентой, менять на провода других устройств. И какой эффект? В стандартную коробку замка зажигания просто вставляется своя колодка.
- При таком раскладе - что остаётся автомобилистам?
- Побольше оригинальничать! Иммобилайзер может быть и самодельным. Ведь стандартный разрывает основные электропитающие цепи автомобиля и сообщает об этом мигающим светодиодом. В хороших же светодиода либо нет, либо продавец его не устанавливает. Разблокировка двигателя осуществляется с помощью специального брелока. Хороший иммобилайзер имеет основной блок и три-четыре реле, которые устанавливаются по штатным проводам автомобиля. И для его отключения угонщику нужно не только знать штатную проводку автомобиля, но и электронные цепи коммуникации. В результате процесс угона может затянуться на несколько часов, а такого времени в распоряжении угонщика может попросту и не быть.
- Помимо сигнализаций и иммобилайзеров применяют ведь ещё и механические устройства?
- Ты про всякие блокираторы? Но ведь сейчас не то время, когда угонщикам нужна ножовка по металлу. У каждого профессионала имеется алмазная пила с электромотором, так что все эти блокираторы - скорее вроде мебели. Конечно, понадёжнее штанги, одновременно блокирующие руль и педали. Однако справиться легко и с ними...
Далее последовали подробности, которые я приводить не буду, дабы не давать рекомендаций потенциальным угонщикам. Сам же лишь констатирую, что это действительно просто.
- А блокировка коробки передач? Вроде дорогое средство?
- Деньги на ветер. Угонщик попросту открутит болты, крепящие ручку передач и приделает её уже без блокировки. Надёжнее блокировать капот и багажник - для пресечения попыток отключить аккумулятор или вывести из строя сирену. Конечно, если Ваша машина "заказана", то ничто не поможет, но нужен дополнительный комплект специальных слесарных инструментов, а это, как понимаешь, лишний геморрой.
На этой оптимистичной ноте разговор подошёл к концу, и я вручил Вячеславу честно заработанный "пузырь" водки. А друг, который нас свёл, поведал мне, почему Вячеслав фактически приказал не задавать вопросов на личные темы. На "сутках" он рассказал сокамерникам, что когда-то работал в солидной "бригаде" "механиком", но со временем стал прикладываться к бутылке. А после того, как он провалил два "дела" (не справился с угоном двух машин), его изгнали из "бригады", заодно создав Вячеславу такую репутацию, что устроиться по "угонной специальности" в другое место возможности у него уже не было.
Примечательно, что спиваются многие профессиональные угонщики: всё же каждое "дело" - тяжелейший стресс. Вот только вряд ли экс-владельцам угнанных автомобилей от этого легче.
Кто угоняет наши машины?
/Kompromat.lv/ Предыдущий руководитель МВД Марис Гулбис пообещал сделать борьбу с угонами автомобилей задачей numurs viens. Но не успел. Оперативная сводка свидетельствует: машины в Латвии крадут ежедневно. В неделю - до сотни. Воры не щадят никого: у генсека партии «Новое время» Григория Крупникова увели эксклюзивный Jaguar, а у латышской певицы Ольги Раецкой - старенький Audi-80. За комментариями мы обратились к главе Криминальной полиции республики Янису Вонде.
К своей уютной железной коробочке водители относятся, как к живому существу. И это без преувеличений. «Ну, заводись! Давай, малыш!» - умоляла каждое утро наша соседка Инга свой старенький «опелек». Но однажды во дворе стало непривычно тихо. «Старичка» угнали.
- Я на нем ездила уже семь лет, купила за 700 долларов. Ухаживала. На руле противоугонка стояла... Кому такой дряхленький понадобился? – сетовала Инга.
Увы, понадобился.
- Такие машины разбираются в темных автосервисах на детали. А иногда молодежь уводит – покатаются и сожгут», - говорит Янис Вонда.
Автоворы дерзки и нахальны. Угоняют все без разбора. Рижане наверняка помнят информацию о том, как из автосалона одновременно были угнаны два новеньких Land Cruiser. Стоимость этих двух тойотовских джипов - около 60 тысяч латов. Интересуют воров не только иномарки. Охотятся даже за такими реликтами как «ВАЗ 2101».
Воровской автотоп
Статистика (смотри график!) свидетельствует: если вы обладатель Volkswagen, будьте вдвойне бдительны! По данным полиции, для угонщиков это самая топовая марка автомобилей. За 2004 год их было украдено 993 единицы, что почти в полтора раза больше, чем у ближайшего «конкурента» - Audi (626). Следующей в списке воровских предпочтений идет BMW - 383 угона.
- По данным статистики, в основном, речь идет об автомобилях старше 1994 года, – комментирует г-н Вонда, -- Эти «старички» в основном не оборудованы какими бы то ни было противоугонными устройствами. К тому же владельцы бросают их, где придется. Что характерно: для воров важно, чтобы сохранялся идеальный баланс между затратами на угон и продажной стоимостью угнанной машины. Почему десятилетние Volkswagen и Audi пользуются таким спросом у угонщиков? Тут все дело в дефиците запчастей для них. Торговцам невыгодно ввозить запчасти для этого старья из-за границы. Поэтому в жертву «фольксвагенам» приносят их же собратьев. Угнанная подержанная иномарка в одну ночь расхватывается по деталям многочисленными автомастерскими. С угона старой иномарки можно заработать до двух тысяч быстрых и легких долларов.
Депутат Сейма от ПНС Андрей Клементьев, к слову, работавший когда-то простым опером в Видземском предместье столицы, поведал одному из авторов, что воры вывозят эксклюзивные машины в морских контейнерах. «Бывает, сами работники таможни невнимательно смотрят на документы, особенно автомобилей с транзитными номерами...» - говорит Клементьев. По данным из неофициальных источников, пересечь границу на, скажем, «темном» внедорожнике Mercedes-500 стоит 1,5-2 тысячи долларов взятки. А сотая Audi переезжает ППК вообще меньше чем за тысячу.
- Действительно, дорогие автомобили, те же Land Cruiser, исчезали до последнего времени из Латвии довольно быстро: просачивались сквозь черные дыры на границе и оседали в Литве, Эстонии, России и Белоруссии, - комментирует Янис Вонда, - Граница была, что таить, местами дырява. Угонщики делали фальшивые документы и номера. Но сегодня ситуация уже другая: вывести машину из республики практически невозможно. К тому же мы наладили сотрудничество с полицейскими соседних государств, в том числе, Белоруссии и России.
Спецы – в деле
Ныне основным способом похищения новеньких «бумеров» и «мерсов», обладающих навороченными противоугонными системами, стала эвакуация. Для подобного угона большим специалистом быть не требуется: с сигнализацией даже не возятся. Выглядит это приблизительно так: к автомобилю подгоняют трейлер, в кузов которого затягивают жертву лебедкой. А затем быстро-быстро, как пишут в криминальных романах, рвут когти. Весь процесс занимает буквально несколько минут.
Янису Вонде приходилось сталкиваться с еще одним способом угона.
- Осень и зимой, когда люди начинают носить пальто и куртки, - говорит он, - активизируются автоворы, работающие в связке с карманниками. Многие носят брелок с ключами в кармане верхней одежды, заходя в бар или кафе обычно ее снимают - и тут криминальные спецы берутся за дело. Выйдя через какое-то время из заведения, владелец машины обнаруживает, что его транспорта и след простыл.
Серьезное место в статистике угонов занимают также страховые мошенничества. Здесь сам владелец автомобиля вступает в сговор с ворами, получая при этом половину страховой компенсации. Это делается весьма просто. К примеру, в условленном месте аферист бросает свою тачку, а спустя время заявляет в полицию об угоне. Готовятся к такому преступлению заранее. По завышенной цене страхуют автомобиль, сервируя его всякой-всячиной: запредельный CD-чейнджер, диски чуть ли не платиновые и т. п. Страховые компании долго расследуют такие дела, стараясь избежать выплат.
- К сожалению, далеко не все жертвы автомафии обращаются к нам с заявлением, - сетует г-н Вонда, - Возврат за выкуп продолжает оставаться одним из популярных преступных промыслов. Многие соглашаются платить откупные. Обычно запрашивается треть от рыночной стоимости. Преступникам это выгодно: если сдать ворованное на запчасти, сумма получится меньшей - автодетали станут продавать на черном рынке, а там расценки довольно низкие. Сейчас готовится новая статья Уголовного кодекса, в которой возврат краденого автомобиля за вознаграждение будет квалифицироваться как уголовное преступление. Пока же наше законодательство не предусматривает отдельной статьи за подобные действия. Приходится идти в обход и квалифицировать такие эпизоды как вымогательство. Добавляется много мороки, приходится задействовать огромные людские резервы, и зачастую доказать что-то практически невозможно.
Секреты угонщиков
При подготовке этой статьи мы встретились с известным уголовным авторитетом Николаем (известен как Тихий), который про автомафию знает не понаслышке. Не раз выручал знакомых, возвращая украденные у них машины. На встречу с нами он приехал на серебристом «Мерседесе» (похоже, правда, перекрашенном из такси).
- По некоторым данным, угонщиками заправляет Снег (Сергей Сниедзиньш)?
- Нет, он не главный. К тому же ныне он сидит за угон старой «аудюхи»…
Реально воровали бригады Аду (карманник Зураб Шемугия) и Деда (Юрий Х.), а на возвратах специализируется Генерал. Угоны тачек давно на потоке. Налажен, так сказать, производственный процесс. Все рассчитано: одни следят за жертвами, другие вынимают ключики с сигналкой из их карманов, третьи отгоняют в отстойник автомобили, четвертые делают новые документы, платят на границе. Сегодня аппаратуру для работы, стоившую ранее около пяти тысяч евро, можно достать меньше чем за тысячу. Окупается мгновенно! Есть и дикие бригады - всякие там наркоманы и прочие отморозки. В таких случаях может пролиться кровь.
К примеру, взломать сигнализацию или выкрасть брелок с ключами из кармана владельца не удается. А заказ на машину уже пришел. Автомафия идет на гоп-стоп, привлекая преступников смежных специальностей. В этом случае украсть оборудованный иммобилайзером, бортовым компьютером и навороченной сигнализацией автомобиль проще пареной репы. Берется пистолет и произносится сакраментальное: «Вылезай, дальше поведу я сам».
Стоит отметить, что грабителям помогает, скажем так, женская автомобилизация. Даму из дорогой иномарки можно выкинуть на любом перекрестке практически голыми руками. Правда, велик риск выкинуть НЕ ТУ женщину. К примеру, был такой случай: некие автоворы грубо вытолкнули из машины супругу очень именитого криминального авторитета. Позднее все они были найдены мертвыми.
По словам Тихого, у ОПГ автоворов отлично налажены международные каналы сбыта. Через Латвию в Россию конвейерным методом гоняют машины, украденные в Италии, Австрии и Германии. В Москве цены на автомобильном рынке втрое выше рижских.
Получается, что от похищения родной и любимой легковушки не гарантирован никто. Что же делать в случае подобной неприятности? У руководителя Криминальной полиции Яниса Вонды ответ один: звоните 02.
Дополнительные материалы
Криминальные расценки
Цена угона - от 300 до 20 000 евро и зависит от сложности охраны и сигнализации. Значительно дорожает угон, если требуется выкинуть владельца из машины с применением физической силы.
Услуги гравера - 1000 евро. Это поистине ювелирная работа, требующая особого мастерства. Номер перебивается под двойника либо под только что пригнанную из-за границы машину.
Подготовка документов - 500 евро. Постановка на учет - 1000-2000 евро. Понятное дело, тут без помощи со стороны коррумпированных гаишников не обойтись.
Дата 23 мая 2004 года вошло в историю Латвии. В этот день в республике не было совершено ни одного угона.
Отстрел угонщиков
В октябре 1994 года отец мэра Рига, лидер латвийских соцдемов Юрис Боярс недалеко от своего дома застрелил вора, пытавшегося угнать его машину. Спустя десять лет, в августе 2004 года, Игорь К. при сходных обстоятельствах открыл огонь по двум угонщикам. В результате один из похитителей BMW, 1975 года рождения, был убит, другой - 1970 года рождения, отделался ранением. В обоих случаях владельцы автомобилей осуждены не были.
Аду – легенда латвийского угона
Дважды Зураб Шамугия (известен в определенных кругах как Аду) обвинялся в угонах автомобилей. И оба раза его вчистую оправдывали. Несмотря на это, его считают одним из лидеров автомафии. Впрочем, в латвийском суде вина Аду доказана не была.
Зураб Шамугия родился в грузинском городке Зугдиди в 1956 году. К своим 48 годам успел поучаствовать в качестве обвиняемого в девяти уголовных процессах. По данным криминальной полиции, он сегодня единственный в стране элитарный карманник.
Что характерно: процесс обучения до уровня карманника экстра-класса Шамугии, видимо, дался нелегко. Он шесть раз был судим, провел в разных тюрьмах бывшего СССР долгих пятнадцать лет. В Латвии живет с середины 80-х. Впервые в Риге он был осужден «за ведение паразитического образа жизни»: в советское время у него просто не оказалось официального места работы. Едва освободившись, он снова получил срок, на этот раз за кражу.
Выйдя на свободу, по оперативной информации, Зураб занялся угонами. Работал с целой бригадой. Одни его «коллеги» вели слежку за машинами, другие вскрывали их и отгоняли в отстойники. Но главное, по мнению полиции, - Аду виртуозно вытаскивал из карманов жертв ключи от машин и передавал их своим угонщикам. В результате свое 45-летие Зураб Шамугия отметил в тюрьме. Снятое им кафе на 150 персон осталось пустовать – юбиляр отправился на нары по подозрению в угоне новенького «Мерседеса-240».
По версии обвинения, вместе с хозяином иномарки Аду зашел в небольшой магазинчик на углу улиц Матиса и Валмиерас. Там он незаметно вытащил из карманов парня ключи и передал их сообщнику. Тот вышел на улицу и отдал их угонщику. «Мерс» укатил в отстойник в нескольких сотнях метров от места преступления. Полицейские сработали оперативно. Через несколько часов сотрудники «угонного» отдела ГУПа Риги обнаружили автомобиль. Вскоре задержали и арестовали подозреваемых. Зураб Шамугия и Ko оказались на скамье подсудимых, а «мерседес» стоимостью около 20 000 латов вернулся законному владельцу. Процесс состоялся в январе 2002 года и закончился оправдательным приговором: Шамугию выпустили на свободу.
В последний раз Зураба Шамугию судили в 2004 году. Ему инкриминировалась кража новенького VW Passat у гражданина Франции. По мнению обвинения, именно Аду похитил ключи у иностранца, пока последний спокойно закупался в гипермаркете RIMI на ул. Кр. Валдемара. В итоге автомобиль стоимостью 15 000 латов оказался угнанным, а Зураб Шамугия оказался на скамье подсудимых девятый раз по счету. И вновь его оправдали. Кстати, иномарку француза полиция ищет до сих пор...
прилагаю Вам подборку статей на сию тему, выбор за Вами:
Секреты угонщика
С Вячеславом меня познакомил друг, недавно отбывавший наказание в виде 15-суточного административного ареста. Он отрекомендовал Вячеслава как бывшего профессионального автоугонщика, который готов поделиться некоторыми секретами сомнительного "мастерства" за определённую плату и с условием: никаких вопросов о его личной деятельности. Но и при этом рассказанное Вячеславом представляет, на мой взгляд, немалый интерес для владельцев "железных коней".
- Какие противоугонные средства наиболее популярны у калининградских водителей?
- Конечно, почти все пользуются дистанционным управлением замками и сигнализацией на брелоке. От наркоманов это, может, и спасает, а от профи, который сидит в машине напротив и имеет считывающее устройство и ноутбук - нет.
- А для чего ноутбук?
- Он мгновенно рассчитывает комбинацию брелока. А после этого ничего не стоит воспроизвести сигнал Вашего брелока.
- И что же делать автомобилистам?
- Перестать экономить на безопасности авто! Есть, в конце концов, устройства, которые не только дают сигнал, но и получают ответ по двойному радиоканалу. Но их у нас в области применяют не слишком часто. А вообще, методов выведения сигнализации из строя много. Есть, например, сканер, работающий на частоте и перебирающий коды брелока, пока не найдётся правильный. А затем он даёт команду управляющему блоку сигнализации, и он разблокируется. Ещё есть кодграббер - он попросту подслушивает, записывает и воспроизводит твой код.
- А что Вы скажете насчёт другого класса противоугонок - иммобилайзеров?
- Понимаешь, любой уважающий себя угонщик знает, как устроена стандартная противоугонка. А наши автомобилисты - они ведь в большинстве своём остолопы, которые доверяют рекламе на телевидении или в газетах. Ведь что такое иммобилайзер? Это, грубо говоря, для угонщика - неисправность мотора автомобиля, и её надо устранить для запуска двигателя и угона. И те марки, которые рекламируются, для угонщика - как таблица умножения для первоклассника. Квалификация у профи выше, чем у мастеров в автосервисе. Со всеми ухищрениями, которые они рекомендуют, легко справиться. Ну вот, например, советуют штатные провода в ключе зажигания обматывать изолентой, менять на провода других устройств. И какой эффект? В стандартную коробку замка зажигания просто вставляется своя колодка.
- При таком раскладе - что остаётся автомобилистам?
- Побольше оригинальничать! Иммобилайзер может быть и самодельным. Ведь стандартный разрывает основные электропитающие цепи автомобиля и сообщает об этом мигающим светодиодом. В хороших же светодиода либо нет, либо продавец его не устанавливает. Разблокировка двигателя осуществляется с помощью специального брелока. Хороший иммобилайзер имеет основной блок и три-четыре реле, которые устанавливаются по штатным проводам автомобиля. И для его отключения угонщику нужно не только знать штатную проводку автомобиля, но и электронные цепи коммуникации. В результате процесс угона может затянуться на несколько часов, а такого времени в распоряжении угонщика может попросту и не быть.
- Помимо сигнализаций и иммобилайзеров применяют ведь ещё и механические устройства?
- Ты про всякие блокираторы? Но ведь сейчас не то время, когда угонщикам нужна ножовка по металлу. У каждого профессионала имеется алмазная пила с электромотором, так что все эти блокираторы - скорее вроде мебели. Конечно, понадёжнее штанги, одновременно блокирующие руль и педали. Однако справиться легко и с ними...
Далее последовали подробности, которые я приводить не буду, дабы не давать рекомендаций потенциальным угонщикам. Сам же лишь констатирую, что это действительно просто.
- А блокировка коробки передач? Вроде дорогое средство?
- Деньги на ветер. Угонщик попросту открутит болты, крепящие ручку передач и приделает её уже без блокировки. Надёжнее блокировать капот и багажник - для пресечения попыток отключить аккумулятор или вывести из строя сирену. Конечно, если Ваша машина "заказана", то ничто не поможет, но нужен дополнительный комплект специальных слесарных инструментов, а это, как понимаешь, лишний геморрой.
На этой оптимистичной ноте разговор подошёл к концу, и я вручил Вячеславу честно заработанный "пузырь" водки. А друг, который нас свёл, поведал мне, почему Вячеслав фактически приказал не задавать вопросов на личные темы. На "сутках" он рассказал сокамерникам, что когда-то работал в солидной "бригаде" "механиком", но со временем стал прикладываться к бутылке. А после того, как он провалил два "дела" (не справился с угоном двух машин), его изгнали из "бригады", заодно создав Вячеславу такую репутацию, что устроиться по "угонной специальности" в другое место возможности у него уже не было.
Примечательно, что спиваются многие профессиональные угонщики: всё же каждое "дело" - тяжелейший стресс. Вот только вряд ли экс-владельцам угнанных автомобилей от этого легче.
Кто угоняет наши машины?
/Kompromat.lv/ Предыдущий руководитель МВД Марис Гулбис пообещал сделать борьбу с угонами автомобилей задачей numurs viens. Но не успел. Оперативная сводка свидетельствует: машины в Латвии крадут ежедневно. В неделю - до сотни. Воры не щадят никого: у генсека партии «Новое время» Григория Крупникова увели эксклюзивный Jaguar, а у латышской певицы Ольги Раецкой - старенький Audi-80. За комментариями мы обратились к главе Криминальной полиции республики Янису Вонде.
К своей уютной железной коробочке водители относятся, как к живому существу. И это без преувеличений. «Ну, заводись! Давай, малыш!» - умоляла каждое утро наша соседка Инга свой старенький «опелек». Но однажды во дворе стало непривычно тихо. «Старичка» угнали.
- Я на нем ездила уже семь лет, купила за 700 долларов. Ухаживала. На руле противоугонка стояла... Кому такой дряхленький понадобился? – сетовала Инга.
Увы, понадобился.
- Такие машины разбираются в темных автосервисах на детали. А иногда молодежь уводит – покатаются и сожгут», - говорит Янис Вонда.
Автоворы дерзки и нахальны. Угоняют все без разбора. Рижане наверняка помнят информацию о том, как из автосалона одновременно были угнаны два новеньких Land Cruiser. Стоимость этих двух тойотовских джипов - около 60 тысяч латов. Интересуют воров не только иномарки. Охотятся даже за такими реликтами как «ВАЗ 2101».
Воровской автотоп
Статистика (смотри график!) свидетельствует: если вы обладатель Volkswagen, будьте вдвойне бдительны! По данным полиции, для угонщиков это самая топовая марка автомобилей. За 2004 год их было украдено 993 единицы, что почти в полтора раза больше, чем у ближайшего «конкурента» - Audi (626). Следующей в списке воровских предпочтений идет BMW - 383 угона.
- По данным статистики, в основном, речь идет об автомобилях старше 1994 года, – комментирует г-н Вонда, -- Эти «старички» в основном не оборудованы какими бы то ни было противоугонными устройствами. К тому же владельцы бросают их, где придется. Что характерно: для воров важно, чтобы сохранялся идеальный баланс между затратами на угон и продажной стоимостью угнанной машины. Почему десятилетние Volkswagen и Audi пользуются таким спросом у угонщиков? Тут все дело в дефиците запчастей для них. Торговцам невыгодно ввозить запчасти для этого старья из-за границы. Поэтому в жертву «фольксвагенам» приносят их же собратьев. Угнанная подержанная иномарка в одну ночь расхватывается по деталям многочисленными автомастерскими. С угона старой иномарки можно заработать до двух тысяч быстрых и легких долларов.
Депутат Сейма от ПНС Андрей Клементьев, к слову, работавший когда-то простым опером в Видземском предместье столицы, поведал одному из авторов, что воры вывозят эксклюзивные машины в морских контейнерах. «Бывает, сами работники таможни невнимательно смотрят на документы, особенно автомобилей с транзитными номерами...» - говорит Клементьев. По данным из неофициальных источников, пересечь границу на, скажем, «темном» внедорожнике Mercedes-500 стоит 1,5-2 тысячи долларов взятки. А сотая Audi переезжает ППК вообще меньше чем за тысячу.
- Действительно, дорогие автомобили, те же Land Cruiser, исчезали до последнего времени из Латвии довольно быстро: просачивались сквозь черные дыры на границе и оседали в Литве, Эстонии, России и Белоруссии, - комментирует Янис Вонда, - Граница была, что таить, местами дырява. Угонщики делали фальшивые документы и номера. Но сегодня ситуация уже другая: вывести машину из республики практически невозможно. К тому же мы наладили сотрудничество с полицейскими соседних государств, в том числе, Белоруссии и России.
Спецы – в деле
Ныне основным способом похищения новеньких «бумеров» и «мерсов», обладающих навороченными противоугонными системами, стала эвакуация. Для подобного угона большим специалистом быть не требуется: с сигнализацией даже не возятся. Выглядит это приблизительно так: к автомобилю подгоняют трейлер, в кузов которого затягивают жертву лебедкой. А затем быстро-быстро, как пишут в криминальных романах, рвут когти. Весь процесс занимает буквально несколько минут.
Янису Вонде приходилось сталкиваться с еще одним способом угона.
- Осень и зимой, когда люди начинают носить пальто и куртки, - говорит он, - активизируются автоворы, работающие в связке с карманниками. Многие носят брелок с ключами в кармане верхней одежды, заходя в бар или кафе обычно ее снимают - и тут криминальные спецы берутся за дело. Выйдя через какое-то время из заведения, владелец машины обнаруживает, что его транспорта и след простыл.
Серьезное место в статистике угонов занимают также страховые мошенничества. Здесь сам владелец автомобиля вступает в сговор с ворами, получая при этом половину страховой компенсации. Это делается весьма просто. К примеру, в условленном месте аферист бросает свою тачку, а спустя время заявляет в полицию об угоне. Готовятся к такому преступлению заранее. По завышенной цене страхуют автомобиль, сервируя его всякой-всячиной: запредельный CD-чейнджер, диски чуть ли не платиновые и т. п. Страховые компании долго расследуют такие дела, стараясь избежать выплат.
- К сожалению, далеко не все жертвы автомафии обращаются к нам с заявлением, - сетует г-н Вонда, - Возврат за выкуп продолжает оставаться одним из популярных преступных промыслов. Многие соглашаются платить откупные. Обычно запрашивается треть от рыночной стоимости. Преступникам это выгодно: если сдать ворованное на запчасти, сумма получится меньшей - автодетали станут продавать на черном рынке, а там расценки довольно низкие. Сейчас готовится новая статья Уголовного кодекса, в которой возврат краденого автомобиля за вознаграждение будет квалифицироваться как уголовное преступление. Пока же наше законодательство не предусматривает отдельной статьи за подобные действия. Приходится идти в обход и квалифицировать такие эпизоды как вымогательство. Добавляется много мороки, приходится задействовать огромные людские резервы, и зачастую доказать что-то практически невозможно.
Секреты угонщиков
При подготовке этой статьи мы встретились с известным уголовным авторитетом Николаем (известен как Тихий), который про автомафию знает не понаслышке. Не раз выручал знакомых, возвращая украденные у них машины. На встречу с нами он приехал на серебристом «Мерседесе» (похоже, правда, перекрашенном из такси).
- По некоторым данным, угонщиками заправляет Снег (Сергей Сниедзиньш)?
- Нет, он не главный. К тому же ныне он сидит за угон старой «аудюхи»…
Реально воровали бригады Аду (карманник Зураб Шемугия) и Деда (Юрий Х.), а на возвратах специализируется Генерал. Угоны тачек давно на потоке. Налажен, так сказать, производственный процесс. Все рассчитано: одни следят за жертвами, другие вынимают ключики с сигналкой из их карманов, третьи отгоняют в отстойник автомобили, четвертые делают новые документы, платят на границе. Сегодня аппаратуру для работы, стоившую ранее около пяти тысяч евро, можно достать меньше чем за тысячу. Окупается мгновенно! Есть и дикие бригады - всякие там наркоманы и прочие отморозки. В таких случаях может пролиться кровь.
К примеру, взломать сигнализацию или выкрасть брелок с ключами из кармана владельца не удается. А заказ на машину уже пришел. Автомафия идет на гоп-стоп, привлекая преступников смежных специальностей. В этом случае украсть оборудованный иммобилайзером, бортовым компьютером и навороченной сигнализацией автомобиль проще пареной репы. Берется пистолет и произносится сакраментальное: «Вылезай, дальше поведу я сам».
Стоит отметить, что грабителям помогает, скажем так, женская автомобилизация. Даму из дорогой иномарки можно выкинуть на любом перекрестке практически голыми руками. Правда, велик риск выкинуть НЕ ТУ женщину. К примеру, был такой случай: некие автоворы грубо вытолкнули из машины супругу очень именитого криминального авторитета. Позднее все они были найдены мертвыми.
По словам Тихого, у ОПГ автоворов отлично налажены международные каналы сбыта. Через Латвию в Россию конвейерным методом гоняют машины, украденные в Италии, Австрии и Германии. В Москве цены на автомобильном рынке втрое выше рижских.
Получается, что от похищения родной и любимой легковушки не гарантирован никто. Что же делать в случае подобной неприятности? У руководителя Криминальной полиции Яниса Вонды ответ один: звоните 02.
Дополнительные материалы
Криминальные расценки
Цена угона - от 300 до 20 000 евро и зависит от сложности охраны и сигнализации. Значительно дорожает угон, если требуется выкинуть владельца из машины с применением физической силы.
Услуги гравера - 1000 евро. Это поистине ювелирная работа, требующая особого мастерства. Номер перебивается под двойника либо под только что пригнанную из-за границы машину.
Подготовка документов - 500 евро. Постановка на учет - 1000-2000 евро. Понятное дело, тут без помощи со стороны коррумпированных гаишников не обойтись.
Дата 23 мая 2004 года вошло в историю Латвии. В этот день в республике не было совершено ни одного угона.
Отстрел угонщиков
В октябре 1994 года отец мэра Рига, лидер латвийских соцдемов Юрис Боярс недалеко от своего дома застрелил вора, пытавшегося угнать его машину. Спустя десять лет, в августе 2004 года, Игорь К. при сходных обстоятельствах открыл огонь по двум угонщикам. В результате один из похитителей BMW, 1975 года рождения, был убит, другой - 1970 года рождения, отделался ранением. В обоих случаях владельцы автомобилей осуждены не были.
Аду – легенда латвийского угона
Дважды Зураб Шамугия (известен в определенных кругах как Аду) обвинялся в угонах автомобилей. И оба раза его вчистую оправдывали. Несмотря на это, его считают одним из лидеров автомафии. Впрочем, в латвийском суде вина Аду доказана не была.
Зураб Шамугия родился в грузинском городке Зугдиди в 1956 году. К своим 48 годам успел поучаствовать в качестве обвиняемого в девяти уголовных процессах. По данным криминальной полиции, он сегодня единственный в стране элитарный карманник.
Что характерно: процесс обучения до уровня карманника экстра-класса Шамугии, видимо, дался нелегко. Он шесть раз был судим, провел в разных тюрьмах бывшего СССР долгих пятнадцать лет. В Латвии живет с середины 80-х. Впервые в Риге он был осужден «за ведение паразитического образа жизни»: в советское время у него просто не оказалось официального места работы. Едва освободившись, он снова получил срок, на этот раз за кражу.
Выйдя на свободу, по оперативной информации, Зураб занялся угонами. Работал с целой бригадой. Одни его «коллеги» вели слежку за машинами, другие вскрывали их и отгоняли в отстойники. Но главное, по мнению полиции, - Аду виртуозно вытаскивал из карманов жертв ключи от машин и передавал их своим угонщикам. В результате свое 45-летие Зураб Шамугия отметил в тюрьме. Снятое им кафе на 150 персон осталось пустовать – юбиляр отправился на нары по подозрению в угоне новенького «Мерседеса-240».
По версии обвинения, вместе с хозяином иномарки Аду зашел в небольшой магазинчик на углу улиц Матиса и Валмиерас. Там он незаметно вытащил из карманов парня ключи и передал их сообщнику. Тот вышел на улицу и отдал их угонщику. «Мерс» укатил в отстойник в нескольких сотнях метров от места преступления. Полицейские сработали оперативно. Через несколько часов сотрудники «угонного» отдела ГУПа Риги обнаружили автомобиль. Вскоре задержали и арестовали подозреваемых. Зураб Шамугия и Ko оказались на скамье подсудимых, а «мерседес» стоимостью около 20 000 латов вернулся законному владельцу. Процесс состоялся в январе 2002 года и закончился оправдательным приговором: Шамугию выпустили на свободу.
В последний раз Зураба Шамугию судили в 2004 году. Ему инкриминировалась кража новенького VW Passat у гражданина Франции. По мнению обвинения, именно Аду похитил ключи у иностранца, пока последний спокойно закупался в гипермаркете RIMI на ул. Кр. Валдемара. В итоге автомобиль стоимостью 15 000 латов оказался угнанным, а Зураб Шамугия оказался на скамье подсудимых девятый раз по счету. И вновь его оправдали. Кстати, иномарку француза полиция ищет до сих пор...