Восьмерка вокруг Ладоги и Онеги. ОТЧЕТ.

Glo

Jimny-модератор
24 Август 2006
5,747
1,548
0
Питер-Москва
Езжу на ...
Vitara '97, J20A, МКПП, кабриолет
ПРОДАЕТСЯ
Предваряя рассказ, хочу дать несколько пояснений.

1. Начала писать отчет, и поняла, что коротким он не получится и сразу одним махом его не написать. А народ ждет с нетерпением. Поэтому, чтобы не затягивать процесс, буду выкладывать его частями, по мере написания. Типа сериал :)

2. Отчет разделен на отдельные темы, потому что из-за большого количества фото страницы грузятся долго. В конце каждой части ссылка на следующую, на начало отчета и на его обсуждение.

2. Все свои фото в течение всей поездки сливали Вите на ноут, который по окончании путешествия уехал вместе с ним в Лугу. На данный момент для показа доступны только Витины фотки и чуть-чуть моих и Вовиных, которые Витя успел обработать и опубликовать. Как только я получу полное собрание, отчет будет дополнен. А то пока получается слов много, а фото мало :)

3. У Вити с собой была видеокамера, съемка велась практически постоянно. Вова тоже снимал видео на телефон. Рано или поздно, они смонтируют ролики для показа, так что в перспективе, отчет дополнится и ими.
 

Glo

Jimny-модератор
24 Август 2006
5,747
1,548
0
Питер-Москва
Езжу на ...
Vitara '97, J20A, МКПП, кабриолет
ПРОДАЕТСЯ
Часть 1. Щелейки - Андом-гора - Кукурецкое болото

Всё хорошее проходит быстро. Вот и 2 недели экспедиции, которая готовилась почти полгода, пролетели незаметно. Зато полученные впечатления всё длятся и длятся, сопровождаемые легким чувством сожаления - вот здесь стоило бы задержаться подольше, вон туда надо было заехать... Но нельзя объять необъятное. В окрестностях Онежского и Ладожского озер столько всего интересного, что одного отпуска все равно не хватит. Но обо всём по порядку.

После всех усушек и утрусок в течение подготовительного периода, состав экспедиции сформировался из трех автомобилей и шести человек:
Spider&Glo
Victor_S с бессменным штурманом, супругой Леной
volodream с другом Женей.

Все машины подготовлены примерно одинаково - лифт прибл. 5-7 см, шноркели, блокировки локрайт в задних мостах, защиты, вывод сапунов, Гудрич AT (мы и Victor_S) и MT (volodream) резина, лебедки (кроме Виктора). И по совершенно счастливой случайности, прямо накануне поездки нам с Володей удалось обзавестись неплохими алюминиевыми сендтраками. Во многих случаях это решительно сократило время прохождения сложных участков.
Забегая вперед, скажу, что вопреки предостережениям бывалых, что наименее подготовленная машина будет постоянно всех тормозить (в нашем случае слабым звеном, казалось бы, должен был оказаться Витя, ввиду АТ-шных 27,5 дюймовых колес и отсутствия лебедки), никаких задержек по этой причине не было ни разу. "Прокладка" между рулем и сиденьем, порой, рулит лучше всякого оборудования, а 2-х лебедок и 4-х сендтраков было вполне достаточно для трех машин.

Итак, ориентируясь на примерный план поездки (http://www.suzuki-club.ru/forum/460931-post39.html), мы со Спайдером решили, что можем выехать на денек раньше остальных, осмотреть незапланированные в общем маршруте Щелейки и забить местечко для лагеря в окрестностях Андом-горы, назначенной местом встречи с соратниками. Первые шокирующие эмоции от поездки были получены уже при загрузке машины. Рассовав весь свой скарб по верхнему багажнику и салону, мы обнаружили, что Джимка присел, буквально, на корточки. Малыш явно не ожидал, что мы заставим его перетаскивать такие тяжести на длительные расстояния и был сильно обескуражен. Мы тоже несколько растерялись. Арки, практически, лежат на колесах и как это всё поведет себя на дороге - представить трудно. А уж на бездорожье... И выкинуть-то нечего - совсем лишнего не брали. Нарезав пару кругов по оказавшемуся под рукой бездорожному полигону, под названием "Территория ГСК", мы, однако, поняли, что Джим, все-таки, настоящий мужичок, держится стойко, и всё только внешне выглядит так страшно. Ехать можно. И мы поехали!

17.07.2009 Щелейки (подробно: http://www.towns.ru/other/scheleyki.html)
Так как фото по этой части поездки ещё не разобраны, в особые подробности вдаваться не буду, позже, может быть, оформлю в отдельный отчет. В тех краях мы намеревались пересечь Свирь на пароме в поселке Вознесенье и осмотреть деревянные церкви 17-18 веков, маяк на мысе Чайнаволок, построенный ещё до революции, ныне не действующий, но, говорят, вполне сохранный, и старинную пристань на мысе Подщелье. Также, там находится природно-ладшафтный заповедник, образованный в 1972 году, и охраняющий скальные выходы габбро-диабазовых пород, совсем нетипичных для Прионежья - эдакая вертикальная стена высотой метров 40 и длиной более километра. В давние времена, вплоть до 1939 года, там находился действующий карьер по добыче диабаза, который и транспортировался с той самой пристани. Оттуда же родом брусчатка питерских улиц и Дворцовой площади.
Однако, с маяком, пристанью и диабазом у нас вышел полный облом. К маяку нужно было пробиваться через вполне серьезное бездорожье, чего мы в одиночку решили не делать, так как запаса времени на непредвиденные обстоятельства у нас не было. А все пути к пристани и скалам оказались, совершенно неожиданно, перекрыты. Кто бы мог предположить, что на территории заповедника со строгими правилами, вдруг возникнет совершенно современный, действующий карьер по добыче того же самого камня. Говорят, что право на разработку купили немцы и кропотливо там трудятся. Сама разработка не затрагивает охраняемых природных объектов, но напрочь ликвидировала любые к ним подъезды, перегородив все дорожки намеренными завалами диабазовых плит. Мы обследовали, практически, все тропки, но везде натыкались на непреодолимые преграды. С одной стороны, понятно почему это сделано - внутри территории карьера передвигается тяжелая техника и для посторонних машин просто опасно появляться на её пути. С другой - как-то обидно, что наше родное природное достояние стало недоступным для посещения из-за иноземных промышленных интересов... От старой пристани тоже ничего не осталось, так как там теперь построены современные причалы, откуда увозят драгоценную диабазовую крошку на заморские дороги (поподробнее про этот карьер можно прочитать здесь http://spb.aif.ru/issues/631/16 и здесь http://www.spbgid.ru/index.php?news=92432)
Разочарованно повздыхав, мы вернулись к парому, переехали Свирь обратно и, наконец, двинули навстречу основным приключениям.

Надо сказать, что на восточном побережье Онежского озера есть три наиболее известных места, которые считают своим долгом посетить, практически, все джипперы, совершающие вылазки в окрестности Онеги - Андом-гора, Муромский Успенский монастырь и Бесов Нос. Мы не стали исключением, и эти достопримечательности были включены в наш маршрут безоговорочно. Уже потом, после их посещения, мы поняли, насколько правильным было решение начинать экспедицию именно с этих мест.

17.07.2009 Андом-гора - место довольно уникальное своими ландшафтными особенностями. (Подробно: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=928)
Вечерело... Свернув на паршивый грейдер, ведущий к точке назначения, мы были несколько удивлены оживленностью автомобильного трафика в попутном с нами направлении. И куда это они все? По мере приближения к конечному пункту и вожделея о спокойном ночлеге в красивом месте, мы, вдруг, осознали чудовищную правду. Они все туда же, куда и мы! ПЯТНИЦА, вечер. Все местные, равно как и не местные, отчаянно рвутся на природу, рыбалку, шашлыки и к прочим радостям выходного дня. И, похоже, окрестности Андом-горы популярны не только у джипперов. Дорога, хоть и плохая, но реального бездорожья не наблюдается. Вереницы недоприводов, микроавтобусов, пикапов и прочей нечисти навели на мысль, что с местом для лагеря у нас проблемы будут, но мы пока задумываться не стали. Будем решать проблемы по мере их появления. Сначала осмотр пейзажа.

67791-50e3d-21983561-.jpg
67791-e022f-21983566-.jpg



Вид очень красивый. Высокий разноцветный обрыв, переходящий в узкий песчаный пляж и бескрайний водный простор... В полосе прибоя будто бы разлита красная гуашь. Очень хотелось спуститься вниз, но вблизи подходов не нашлось.
Стоило нам подъехать к "смотровой площадке", как начал накрапывать дождик, а через несколько минут и поливать как из ведра. Не обошлось и без свето-шумовых эффектов, то бишь молний и грома.
Как потом оказалось, это было только начало. Дожди сопровождали нас на всем протяжении маршрута, по закону подлости поливая нас то в момент разворачивания лагеря, то в момент сворачивания. Думаю, никому не надо рассказывать как неприятно иметь дело с мокрой палаткой и постоянно влажными спальниками... За все две недели полностью без дождя набралось от силы дня четыре-пять.
Насмотревшись сквозь запотевшие стекла машины на суровую красоту грозовой Онеги, мы поплелись искать место для лагеря. Друзья, никогда не приезжайте на Андом-гору в выходные, если планируете там заночевать! Мест, где можно расположить палатки с машинами, там не так уж и много. И они заняты ВСЕ. Некоторые площадки на берегу озера напомнили нам черноморские кемпинги - палатки стояли буквально стенка к стенке. Такой колхоз нам не нужен. Прокатившись пару раз туда/обратно, мы, наконец, нашли ещё незанятый, более-менее уединенный пятачок в узкой (метров 10-15 шириной) лесополосе между обрывистым берегом и дорогой. Свободно место оказалось, скорей всего, потому, что съезд с дороги на эту "полянку" представлял собой 2-3 метра размешанной топкой грязи. Пузотерки, коих там наблюдалось подавляющее большинство, не решались туда сунуться. Мы поставили Джимку поперек въезда, быстро-быстро постарались занять своим шмурдяком как можно больше места (ведь завтра сюда же нужно будет впихнуть ещё две машины и палатки), и все правильно сделали, потому что к ночи ситуация с местами стала, видимо, совсем критической и почти каждая проезжающая машина считала своим долгом сунуть к нам нос. Проснувшись утром, мы обнаружили, что занята даже полянка по соседству, скрытая от дороги деревьями и густыми кустами, и не имеющая отдельного съезда. Мы на неё очень рассчитывали. Но люди, наверное, знали это место. Свой микроавтобус они просто бросили на дороге.

Весь следующий день провели в безделье, ожидая прибытия остальных членов команды. С утра погода радовала чистым небом и солнцем, но к обеду с трех сторон на горизонте начали копиться синие грозовые тучи и стало посверкивать и погромыхивать. Очень внушительное и пугающее зрелище. Даже представлять не хочется, где мы окажемся вместе с павильоном и палаткой, если это на нас налетит. Поглядывая на небо, мысленно читаю мантру: "Уйди!" И, о чудо, все три грозовых очага в течение нескольких часов рассасываются по сторонам, а к нам приходит только тихий мелкий дождик.
К вечеру команда воссоединилась - прибыли друзья, был накрыт праздничный стол, розданы наклейки, подняты бокалы...

67791-09121-21983552-m549x500.jpg
67791-789c7-21983556-m549x500.jpg



Выговор Володе, который так и проигнорировал указание руководителя онаклеиться ;-)
И тут обнаружились первые технические неполадки из длинной череды, преследующих нас на протяжении всего маршрута.
5-ти литровый газовый баллон, который рассчитывалось использовать всю поездку без дозаправки, испустил дух. Как мы поняли, произошло это из-за того, что после использования мы не закрыли основной вентиль, а по пути к плитке какое-то из соединений оказалось не совсем герметичным. В общем, ничего смертельного не случилось, запасные плитки с маленькими балонами в наличии имелись, но обидно - на большой плитке готовить удобнее и быстрее.
Володя собственными боками прочувствовал, что одолженный им у Саши (vitojim) надувной матрас воздух не держит. Поэтому, что он есть, что его нет... В дальнейшем это привело к тому, что Вовин экипаж всячески увиливал от ночевок в палатке и спали или в машине, или в рыбачьих домиках, коих оказалось по пути немало.

Утром вновь прибывшие отправились осматривать Андом-гору и прочие окрестности, а мы тем временем собираем лагерь.

67791-3194f-21983570-m549x500.jpg



67791-b9470-21983574-m549x500.jpg
67791-99fc0-21983580-m549x500.jpg



Солнце перемежается накрапывающим дождем. Мы ещё не подозреваем, что вода, в том числе и падающая с неба, теперь будет сопровождать нас всё путешествие. Что основными дорогами на ближайшие 2 недели для нас будут грейдеры, лесовозные тропы, гати, броды и бесконечные болота по сторонам дорог.
И сейчас наш путь лежит в Муромский монастырь.

19.07.2009 Кукурецкое болото и Муромский Свято-Успенский мужской монастырь. (Подробно - http://eparhia.onego.ru/mmmnew.htm)
Расположение Муромского монастыря таково, что по суше к нему не проехать. Местные и монахи плавают на лодках. Теоретически, есть дорога через Муромское болото, несколько лет назад проторенная джипперами из клуба 4x4typ.ru, но кроме них там вроде больше никто и не ездил. Кусочек, возможно, именно этой дорожки мы видели - для нас непроходимо.
Прежде чем попасть на берег Онеги, по которому (вернее, вдоль которого) нужно двигаться к монастырю примерно 18 км, нужно преодолеть 5-6 км старинной гати, проложенной через Кукурецкое болото.
Кукурецкое болото, наверное, можно назвать классикой болот. Бескрайняя зеленая, на первый взгляд, невинная лужайка. Но это обман. Это сплошная непроходимая топь, эдакий волк в овечьей шкуре. Там не растут кусты и деревья, потому что глубина до твердой почвы, говорят, метров 6. Там, по рассказам местных жителей, безвозвратно тонули трактора. А за болотом - манящие песчаные пляжи Онеги, с сосновым лесом на высоком берегу. Рыбалка, отдых... В общем, сплошная идиллия. И до неё очень хочется добраться. Поэтому, в незапамятные времена через болото была построена прямая, почти как стрела, гать из толстенных бревен, засыпанных сверху песком. Сколько ей лет - а кто же знает. Я бы дала не меньше ста. Ширина вполне достаточна, чтобы встречные потоки движения друг-другу не мешали - полноценная двухполосная дорога. Однако, я встречала в интернете рассказы, как машины умудрялись соскочить с края гати, пропуская встречку, и это полный алес капут - самостоятельно не выбраться, даже при наличии лебедки, так как лебедиться просто не за что.
Возраст гати даёт себя знать - она уже просела волнами и пяти-десятиметровые песчаные сухие промежутки перемежаются двадцати-тридцатиметровыми лужами приличной глубины, с торчащими из под воды обломками бревен.
Несмотря на, в общем-то, экстремальную конфигурацию, дорожка эта пользуется большой популярностью среди местных. Недоприводы доезжают докуда могут, после чего люди пересаживаются на более проходимые машины, если таковые в компании имеются, на велосипеды, или идут пешком. Мы приехали туда в воскресенье, поэтому основной трафик шел нам навстречу. Довольно оживленная магистраль, надо сказать.

67791-f0918-21983598-.jpg
67791-1181a-21983589-.jpg
67791-1c80b-21983585-.jpg


67791-bede6-21983593-.jpg
67791-1d520-21983596-.jpg





Продолжение:
Часть 2. Муромский монастырь (Glo)
Часть 3. Дорога от храма (Glo)
Часть 4. Бесовщина (Glo)
Часть 4. Бесовщина. Продолжение (Victor_S)
Часть 4. Бесовщина. День третий (Victor_S)
Часть 4. Бесовщина. Возвращение (Victor_S)

Обсуждение отчета.

-
 
  • Нравится
Реакции: 27 человек