Ну, дорогие друзья, начнём наш рассказ! Он был давно обещан, ещё 2 года назад, разные обстоятельства включая возвращение на историческую родину в Питер мешали реализовать этот супер-пупер мегапроект, но он-таки обрёл вполне реальные формы и близится к завершению!!!
Проект этот - имплантация второй коробки передач в Джимми.
Итак, дано:
1. Джимми-2006, с турбомотором 660 см3, 64 л.с.
Прошу обратить особое внимание на рабочий объем! Он связан как с моим ником "Три стакана" (т.е. 3 раза по 220 грамм - ровно стока водки влазит в классический граненый стакан), так и с количеством цилиндров в этом моторе - 3 (три) Это ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ важно для реализации проекта, так как 1,3-литровые леворульки могут забыть о повторении моего опыта, если не хотят вырезать переднюю панель и переносить радиатор вперед на 10 см минимум. Возможно, придется и капот удлинять.
2. Коробка передач старой конструкции с неразъемным колоколом. Это второе важное обстоятельство, и ниже я объясню почему - это связано с борьбой за размеры.
3. Случайное примечание того факта, что промежуточные кардан в Джиммии имеет совершенно излишнюю длину, и на его место так и просится какой-нибудь дополнительный агрегат. Таёты, Пажеры, УАСы как-то обходятся без промкарданов вообще, и особо не страдают от этого.
4. Осознанное желание иметь возможность максимально гибко варьировать крутящий момент на мостах и менять в любых желаемых пределах размер колес, не ограничивая себя в скорости и в оборотах мотора. "Жужжать" на повышенной или на пониженной в раздатке с китом или без кита не было никакого желания.
5. Чрезмерная дороговизна и недостаточность понижения в китах для цепных раздаток.
6. Тот же коренной недостаток самурайских раздаток с любыми китами, что и вообще у всех раздаток кроме Ураловской, ЗИЛовской и Унимоговской (имеющих 2 пониженные передачи в РК).
Были сняты замеры:
1. Длина цилиндрической части промкардана - 220 мм. М.б. безболезненно удалена, и остатки с обеими крестовинами могут быть сварены вместе. Выигрываем 220 мм. Идём дальше.
2. Расстояние от передней крайней точки мотора (ролик кондиционера) до задника вентилятора радиатора - 120-130 мм.
3. Расстояние между болтами опор двигателя на раме - 90 мм.
4. Длина новой МКПП без колокола и без блока задней и 5-й передач (находятся в задней части МКПП вместе с шлицевым валом и сальником промкардана) - 200 мм.
5. Для установки нового переднего фланца и заднего фланца надо ещё 70-100 мм.
6. Итак, всё пока сходится - если передвинуть двигатель вперёд, вставив задний болт опоры на место переднего болта, а под передний сделать новую опору на раме - выиграем 90 мм. 90 мм+220 мм=310 мм. Необходимо для вживления новой КПП с фланцами - 100+200 мм = 300 мм. Всё сходится и даже есть небольшой запас.
Что мешало?
1. Радиатор становился впритык к мотору.
2. Рулевой редуктор упирался (не хватало 2-3 см) в генератор.
Было выполнено в 2011 году:
1. Сдвинут вперед на 3 см радиатор (всего лишь установил 2 доп. кронштейна, приварив к штатным). Пришлось подрезать на 1,5 см верхнюю полку (где замок капота).
2. Пересверлил 2 отверстия из 3-х, для крепления рулевого редуктора, и он переместился вперед на 3 см, что потребовало выгнуть панару, ибо она уперлась в шишку моста.
Редуктор успешно пережил Ладогу-2012 и даже замену в полевых условиях вдвоем с Борей на запасной с гидрачом (заглушили) с связи с поломкой вала о камень.
3. Выточены новые фланцы для сращивания МКПП-2 с входным валом РК, и для стыковки с обрезанным промкарданом спереди.
4. Выточены проставки к фланцам (ибо из фланца РК торчит гайка высотой 11 мм).
5. Обрезан почти заподлицо с передней стенкой МКПП-2 колокол сцепления.
6. Отболгарен первичный вал МКПП-2 с шлицевой частью.
7. Удален блок ЗП и 5-й передачи в МКПП-2.
8. Обрезан выходной вал МКПП-2 до начала шлицевой части (по которой ходит синхронизатор 5-й передачи).
9. Из шестерни синхронизатора 5-й передачи срезана вся зубчатая часть, оставлена только бобышка диаметром 32 мм и длиной 22 мм с внутренними шлицами, отвечающими шлицам выходного вала.
10. Вычерчена и отфрезерована стальная пластина, устанавливаемая на место блока ЗП и 5-й передачи, с отверстиями 51 мм под выходной вал и его будущий сальник и 2х12 мм для штоков переключения 1-2-3-4 передач (3-й шток был обрезан начисто, ибо он включает ЗП и 5)
В 2012-м году (после Ладоги) было сделано:
1. На координатно-расточном станке завода "Металлист" (СПб) было проточено посадочное место под обойму доп-подшипника первичного вала МКПП-2 (ибо после обрезания вал повис на 1-ом внутреннем подшипнике. Наружный прилив под этот подшипник и послужил базой для наружной обоймы.
2. Вгорячую надета обойма на проточенную бобышку, в обойму запрессован шариковый подшипник закрытого типа.
3. Вгорячую с посадкой -0,15 мм на обрезок первичного вала был насажен фланец. К нему будет подходить задний конец промкардана. Передний конец - в штатное шлицевое на валу МКПП-1.
4. Вгорячую с посадкой -0,1 мм на задний фланец была напрессована шлицевая бобышка (см. п.9 выше) и дополнительно укреплена шпонкой из сверла 4 мм.
5. Сделаны скобы креплений МКПП-2 к болтам крепления половинок РК и болтам крепления левой виброопоры.
6. В заднюю пластину МКПП-2 запрессован 1 сальник 51х7,5 мм, приварено кольцо диаметром 51 мм и в него запрессован 2-й сальник выходного вала МКПП-2 толщиной 10 мм. Итак, вторичный вал уплотнен 2мя сальниками, пластина посажена на герметик и закреплена штатными болтами блока ЗП.
7. Из листовой МБС резины изготовлены сальники штоков МКПП, сделаны цилиндрические гнезда под них, гнезда приварены снаружи к пластине, штоки проходят сквозь них. Уплотнение штоков двойное, штоки ходят нелегко, к сожалению. Смазаны силиконом.
8. МКПП-2 и РК выставлены вертикально на столе, на фланец переднего кардана РК установлена магнитная подставка индикатора. Установлены все крепежные пластины МКПП и РК, по индикатору выставлены зазоры по верхнему фланцу в 2-х плоскостях не более 0,02 мм, и всё собрано на прихватках, потом стянуто болтами и приварено намертво.
Конструкция полностью разборная и ремонтопригодная.
Весь блок можно при поломке заменить на китованную самурайскую РК с удлиненным промкарданом.
Штоки управления МКПП-2 через гофры выйдут в салон между сиденьями.
Блок готов к установке, продолжение следует.
Добавлено через 2 минуты
А теперь фотки!
1. Блок в сборе. 1 - обойма допподшипника первичного вала. 2 - сапун РК.
Добавлено через 2 минуты
2. Соединение МКПП-2 и РК. 1 - фланец 2 - шлицевая бобышка (бывший синхронизатор 5-й)
Добавлено через 2 минуты
3. Крупно узел стыковки. 1 - проставка фланца 2 - бобышка в новом фланце
4. Крупно то же.
Добавлено через 2 минуты
5. Штоки переключения передач. 1 - 1-2 2 - 3-4
6. Первичный вал. 1 - рёбра бобышки нового подшипника 2 - обойма подшипника 3 - насаженный вгорячую фланец. Грели до 500 оС.
Добавлено через 3 минуты
7. Общий вид и вид крепления МКПП-2 к левой опоре РК.
ВАЖНО!!! МКПП-2 будет крепиться нижним передним краем к виброопоре, установленной на месте крепления задней опоры МКПП-1. Задняя опора МКПП-1 будет перенесена по месту при монтаже блока.
Итого, вся сборка будет стоять на 3-х штатных опорах РК и новой доп-опоре МКПП-2. Допопора - штатная РКшная.
Проект этот - имплантация второй коробки передач в Джимми.
Итак, дано:
1. Джимми-2006, с турбомотором 660 см3, 64 л.с.
Прошу обратить особое внимание на рабочий объем! Он связан как с моим ником "Три стакана" (т.е. 3 раза по 220 грамм - ровно стока водки влазит в классический граненый стакан), так и с количеством цилиндров в этом моторе - 3 (три) Это ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ важно для реализации проекта, так как 1,3-литровые леворульки могут забыть о повторении моего опыта, если не хотят вырезать переднюю панель и переносить радиатор вперед на 10 см минимум. Возможно, придется и капот удлинять.
2. Коробка передач старой конструкции с неразъемным колоколом. Это второе важное обстоятельство, и ниже я объясню почему - это связано с борьбой за размеры.
3. Случайное примечание того факта, что промежуточные кардан в Джиммии имеет совершенно излишнюю длину, и на его место так и просится какой-нибудь дополнительный агрегат. Таёты, Пажеры, УАСы как-то обходятся без промкарданов вообще, и особо не страдают от этого.
4. Осознанное желание иметь возможность максимально гибко варьировать крутящий момент на мостах и менять в любых желаемых пределах размер колес, не ограничивая себя в скорости и в оборотах мотора. "Жужжать" на повышенной или на пониженной в раздатке с китом или без кита не было никакого желания.
5. Чрезмерная дороговизна и недостаточность понижения в китах для цепных раздаток.
6. Тот же коренной недостаток самурайских раздаток с любыми китами, что и вообще у всех раздаток кроме Ураловской, ЗИЛовской и Унимоговской (имеющих 2 пониженные передачи в РК).
Были сняты замеры:
1. Длина цилиндрической части промкардана - 220 мм. М.б. безболезненно удалена, и остатки с обеими крестовинами могут быть сварены вместе. Выигрываем 220 мм. Идём дальше.
2. Расстояние от передней крайней точки мотора (ролик кондиционера) до задника вентилятора радиатора - 120-130 мм.
3. Расстояние между болтами опор двигателя на раме - 90 мм.
4. Длина новой МКПП без колокола и без блока задней и 5-й передач (находятся в задней части МКПП вместе с шлицевым валом и сальником промкардана) - 200 мм.
5. Для установки нового переднего фланца и заднего фланца надо ещё 70-100 мм.
6. Итак, всё пока сходится - если передвинуть двигатель вперёд, вставив задний болт опоры на место переднего болта, а под передний сделать новую опору на раме - выиграем 90 мм. 90 мм+220 мм=310 мм. Необходимо для вживления новой КПП с фланцами - 100+200 мм = 300 мм. Всё сходится и даже есть небольшой запас.
Что мешало?
1. Радиатор становился впритык к мотору.
2. Рулевой редуктор упирался (не хватало 2-3 см) в генератор.
Было выполнено в 2011 году:
1. Сдвинут вперед на 3 см радиатор (всего лишь установил 2 доп. кронштейна, приварив к штатным). Пришлось подрезать на 1,5 см верхнюю полку (где замок капота).
2. Пересверлил 2 отверстия из 3-х, для крепления рулевого редуктора, и он переместился вперед на 3 см, что потребовало выгнуть панару, ибо она уперлась в шишку моста.
Редуктор успешно пережил Ладогу-2012 и даже замену в полевых условиях вдвоем с Борей на запасной с гидрачом (заглушили) с связи с поломкой вала о камень.
3. Выточены новые фланцы для сращивания МКПП-2 с входным валом РК, и для стыковки с обрезанным промкарданом спереди.
4. Выточены проставки к фланцам (ибо из фланца РК торчит гайка высотой 11 мм).
5. Обрезан почти заподлицо с передней стенкой МКПП-2 колокол сцепления.
6. Отболгарен первичный вал МКПП-2 с шлицевой частью.
7. Удален блок ЗП и 5-й передачи в МКПП-2.
8. Обрезан выходной вал МКПП-2 до начала шлицевой части (по которой ходит синхронизатор 5-й передачи).
9. Из шестерни синхронизатора 5-й передачи срезана вся зубчатая часть, оставлена только бобышка диаметром 32 мм и длиной 22 мм с внутренними шлицами, отвечающими шлицам выходного вала.
10. Вычерчена и отфрезерована стальная пластина, устанавливаемая на место блока ЗП и 5-й передачи, с отверстиями 51 мм под выходной вал и его будущий сальник и 2х12 мм для штоков переключения 1-2-3-4 передач (3-й шток был обрезан начисто, ибо он включает ЗП и 5)
В 2012-м году (после Ладоги) было сделано:
1. На координатно-расточном станке завода "Металлист" (СПб) было проточено посадочное место под обойму доп-подшипника первичного вала МКПП-2 (ибо после обрезания вал повис на 1-ом внутреннем подшипнике. Наружный прилив под этот подшипник и послужил базой для наружной обоймы.
2. Вгорячую надета обойма на проточенную бобышку, в обойму запрессован шариковый подшипник закрытого типа.
3. Вгорячую с посадкой -0,15 мм на обрезок первичного вала был насажен фланец. К нему будет подходить задний конец промкардана. Передний конец - в штатное шлицевое на валу МКПП-1.
4. Вгорячую с посадкой -0,1 мм на задний фланец была напрессована шлицевая бобышка (см. п.9 выше) и дополнительно укреплена шпонкой из сверла 4 мм.
5. Сделаны скобы креплений МКПП-2 к болтам крепления половинок РК и болтам крепления левой виброопоры.
6. В заднюю пластину МКПП-2 запрессован 1 сальник 51х7,5 мм, приварено кольцо диаметром 51 мм и в него запрессован 2-й сальник выходного вала МКПП-2 толщиной 10 мм. Итак, вторичный вал уплотнен 2мя сальниками, пластина посажена на герметик и закреплена штатными болтами блока ЗП.
7. Из листовой МБС резины изготовлены сальники штоков МКПП, сделаны цилиндрические гнезда под них, гнезда приварены снаружи к пластине, штоки проходят сквозь них. Уплотнение штоков двойное, штоки ходят нелегко, к сожалению. Смазаны силиконом.
8. МКПП-2 и РК выставлены вертикально на столе, на фланец переднего кардана РК установлена магнитная подставка индикатора. Установлены все крепежные пластины МКПП и РК, по индикатору выставлены зазоры по верхнему фланцу в 2-х плоскостях не более 0,02 мм, и всё собрано на прихватках, потом стянуто болтами и приварено намертво.
Конструкция полностью разборная и ремонтопригодная.
Весь блок можно при поломке заменить на китованную самурайскую РК с удлиненным промкарданом.
Штоки управления МКПП-2 через гофры выйдут в салон между сиденьями.
Блок готов к установке, продолжение следует.
Добавлено через 2 минуты
А теперь фотки!
1. Блок в сборе. 1 - обойма допподшипника первичного вала. 2 - сапун РК.
Добавлено через 2 минуты
2. Соединение МКПП-2 и РК. 1 - фланец 2 - шлицевая бобышка (бывший синхронизатор 5-й)
Добавлено через 2 минуты
3. Крупно узел стыковки. 1 - проставка фланца 2 - бобышка в новом фланце
4. Крупно то же.
Добавлено через 2 минуты
5. Штоки переключения передач. 1 - 1-2 2 - 3-4
6. Первичный вал. 1 - рёбра бобышки нового подшипника 2 - обойма подшипника 3 - насаженный вгорячую фланец. Грели до 500 оС.
Добавлено через 3 минуты
7. Общий вид и вид крепления МКПП-2 к левой опоре РК.
ВАЖНО!!! МКПП-2 будет крепиться нижним передним краем к виброопоре, установленной на месте крепления задней опоры МКПП-1. Задняя опора МКПП-1 будет перенесена по месту при монтаже блока.
Итого, вся сборка будет стоять на 3-х штатных опорах РК и новой доп-опоре МКПП-2. Допопора - штатная РКшная.