несколько примеров было
1. на соревнованиях разбортировалось колесо в глиняной колее. забортировать-то его можно, только нормально грязь с водой вычистить изнутри - это уже вряд ли. для ползания по грязи пойдет, а вот на грунтовке уже на 20-30 км/ч будет о-о-чень печально. а так - поставили запаску и поехали спокойно дальше. это моя машина была, да. и, кстати, несколько раз после соревнований, иногда в БЛ, иногда уже на асфальте - спускает колесо без видимых причин, за несколько часов до уже "хорошо заметно". приезжаю на шинку: или чистят обод (грязь набилась и травит) или находят дырку в протекторе. хотя, казалось бы, грязевая резина. это в городе или в на одно-двухдневных покатухах - ну и черт бы с ним, а вдали от цивилизации?...
2. на безобидной покатухе при мне человек загнул диск так, что колесо спустило в ноль и не накачилось никак. видимо, где-то камень поймал, вмятина на диске была на внутренней стороне. запаска у него была типа "докатка": штатная при заметно больших мудах. отдала свою запаску, благо размер совпал, - и мы поехали всей колонной дальше. а если бы нет, чего делать в полевых условиях при таком раскладе? ковылять на штатной докатке до ближайшей шинки? ладно, в Лен.области, а где мы ее на Кольском найдем?
3. в Вологду ездили на новогодних каникулах на 5 дней. машина, идущая первой, разбортировала и прокалывала колеса 3 раза. каждый раз - далеко от шинки, дважды - вне асфальта в одни сутки (один раз вечером на пути туда, другой утром на пути обратно). в итоге до шинки ползли на том, которое спускает меньше.
4. тоже на безобидной покатухе, катались по песку (на месте дюнной гонки месяц спусят примерно после завершения Ладоги): стравились, погоняли - все замечательно. а потом выяснилось, что одно колесо не накачивается - и все тут. песочек набился и травит, и ничего с этим в полевых условиях не сделать. а на запаске - заела секретка, ее только срезать, иначе запаску не снять. мучались несколько часов, в итоге на здоровую машину погрузили колесо и повезли на шинку. вернулись, поставили, и только тогда экипаж смог уехать в город. хотя вот именно тут да, согласна, грязевая запаска на фиг не нужна, достаточно любой запаски. но даже по асфальту с разными колесами.... ну хз...
в общем, таких историй могу рассказать много
имхо: запаска должна быть грязевая и в размер. она может быть не того рисунка протектора, что основной комплект, или меньше на размер (это максимум) - но она должна обеспечивать возможность дальнейшего продолжения пути, а не судорожного поиска шинки там, где ее нет и быть не может )))))))