Ну подробно не смогу, сам не всё знаю. Ну а если в двух словах, то простая система EVAP (на первых европейках) выглядит примерно так:
Там стоят только основные элементы:
Canister - адсорбер. Это емкость определенной конструкции, наполненная активированным углем. Эта емкость имеет два штуцера с одной стороны объема угля для подключения бака и впускного коллектора и один штуцер с другой стороны объема угля для сообщения системы с атмосферой. При прохождении через адсорбер паров топлива со стороны бака в атмосферу уголь адсорбирует топливо. При прохождении уличного воздуха в коллектор (при продувке) происходит обратный процесс - десорбция (воздух насыщается парами топлива).
Two Way Valve – двухходовой клапан. Через него соединяется топливный бак с адсорбером.
Когда давление в баке превышает определенное значение, то этот клапан открывается и стравливает испарения бака через адсорбер. Когда давление в баке становится ниже атмосферного, то клапан закрыт, но в нем есть жиклер, через который уличный воздух засасывается в бак через адсорбер, тем самым предотвращает чрезмерное разрежения.
Purge Control Solenoid Valve - клапан продувки адсорбера. Через него соединяется впускной коллектор с адсорбером. Клапан закрыт на неработающем двигателе. На работающем двигателе он открывается с частотой 10 раз в секунду. Когда клапан открыт, то пары топлива вперемешку с уличным воздухом из адсорбера поступают в коллектор (происходит продувка адсорбера за счет разрежения в коллекторе). Управление интенсивностью продувки осуществляет ЭБУ(ЕСМ), основываясь на информации о текущем режиме работы двигателя.
Ну и
Fuel Cut Valve – он предотвращает попадание жидкого топлива из бака в трубки EVAP.
При такой системе количество возможных ошибок минимально, ибо ЭБУ проверяет только целостность цепи клапана продувки адсорбера и адекватность реакции двигателя на команду его открытия (проходимость каналов).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На первых американках система посложнее, схема выглядит примерно так:
В систему добавлены:
Vent Control Solenoid Valve – клапан управления вентиляцией, он перекрывает сообщение системы с атмосферой. При нормальной работе системы он открыт, закрывается для проверки целостности системы и при некоторых неисправностях системы.
Pressure Control Solenoid Valve – клапан управления давлением в баке, по сути это тот же
Two Way Valve, но с регулируемой проходимостью. (на американках стоят оба клапана,
Pressure Control Solenoid Valve управляет проходимостью
Two Way Valve). При повышенном давлении в баке ЭБУ повышает проходимость клапана.
Ну и пресловутый
Fuel Tank Pressure Sensor - датчик давления в баке, основной инструмент ЭБУ для управления системой и её диагностики.
При такой системе к скудному контролю предыдущей схемы добавляется ещё ряд возможностей:
ЭБУ проверяет давление в баке и на основании полученных данных эффективно управляет этим давлением и продувкой адсорбера.
ЭБУ проверяет герметичность системы в целом, проходимость каналов системы и работу датчика давления, просто перекрывая общение с атмосферой.
Естественно количество возможных ошибок (от Р0440 до Р0455) возрастает вместе с возможностями диагностики.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На более свежих машинах добавлена ещё система улавливания паров топлива при заправке (ORVR). Она является расширением EVAP, там изменен алгоритм управления клапанами при неработающем двигателе и добавлены ещё клапана и трубопроводы, позволяющие при заправке отводить испарения не через открытую горловину бака, а через адсорбер. Я её "живьем" не видел, расписывать не буду.
И, наконец, ответ на главный вопрос: при неисправности исполнительных устройств (клапанов) ЭБУ может выдавать ошибки, но эти ошибки не всегда указывают на неисправное устройство, порой они отображают только следствие неисправности.