Кризис сметает офисных сотрудников
Кризис сметает офисных сотрудников
Финансовый кризис, пройдясь по мировым биржам, теперь, похоже, способен довести до биржи труда офисных работников разного ранга. Безработица, которая долго ассоциировалась с шахтерами, стучащими касками на Горбатом мосту, впервые в новейшей российской истории подобралась к «белым воротничкам».
Причем с нашими менеджерами на рынке труда теперь конкурируют иностранцы, потерявшие работу на родине. А рядовым сотрудникам офисов кадровики всерьез советуют овладеть какой-нибудь рабочей специальностью.
Самые массовые сокращения коснутся все же «офисного планктона» — мелких служащих, работающих за 25-50 тысяч рублей. «Работодатели откровенно признаются в частных беседах, что будут действовать по модели 1998 года,— рассказывает Юлия Смирнова из «Империи кадров».— То есть 30-40-процентные сокращения, перераспределение ресурсов, аудит издержек. Открытым текстом говорится, что пора освобождаться от офисного балласта».
«Из-за того что в стране было слишком много денег, доходы в нереальном, третичном секторе экономики (финансовые, страховые компании, маркетинг, реклама) оказались искусственно завышенными раза в два с половиной,— говорит начальник отдела информации московской службы занятости населения, кандидат экономических наук Андрей Гринберг.— По той же причине на предприятиях накопилось много неэффективных работников, это в зарубежной науке называется overmanning. И сейчас эти люди будут высвобождаться».
Первые рабочие головы полетели в финансовом секторе. Затем последовала розничная торговля: там избавляются от сотрудников клиентской службы, менеджеров среднего звена, администраторов залов, закупочных служб. Следующими на очереди были девелоперы: развивать проекты без свободных денег никому не нужно. Все новые проекты закрываются или замораживаются. Еще один пострадавший — автопром. Практически все известные зарубежные автобренды уже объявили о сокращении штатов.
Еще в середине года на рынке труда наблюдался дефицит кадров среди младших менеджеров, а их зарплаты стремительно росли. По статистике рекрутингового агентства Headhunter, на рынке было значительно больше предложений работы, чем свободных работников по таким специальностям, как финансовый менеджер, страховой агент, секретарь, бухгалтер, торговый представитель. Кризис изменил ситуацию кардинально. Сейчас количество резюме на сайте headhunter.ru многократно превышает количество вакансий: более 2 млн против 70 тысяч.
Дальнейшая статистика еще интереснее. В начале сентября (и кризиса) по позиции «банки и
инвестиции» резюме на сайте было больше, чем вакансий, в 1,29 раза. К 19 октября это соотношение изменилось до 1,89. У юристов в начале сентября резюме было больше в 1,5 раза, на 19 октября уже в 2,29. Резюме бухгалтеров в сентябре было практически столько же, сколько вакансий для них, к 19 октября резюме стало в полтора раза больше. Еще более наглядно сравнение с началом 2008 года: тогда испытывалась острая нехватка бухгалтеров — 0,22 резюме на одну вакансию.
Сильно пострадали специалисты по маркетингу, рекламе, пиару, юристы: их резюме в два раза больше, чем вакансий. А чемпионами по сокращениям стали сотрудники отделов по подбору персонала. Поскольку о приеме на работу большинство компаний собирается подзабыть, HR-специалистов за ненадобностью распускают. Предложение специалистов по управлению персоналом в три раза больше спроса, а на форумах HR панические сообщения: «У нас отдел кадров уже сократили на 50%, меня пока оставили, но на работу никого не берем, штат продолжает сокращаться... Сижу без работы, вот жду, когда и до меня очередь дойдет, а рынок вакансий реально пуст... Для hr-а оказаться сейчас на улице — это самоубийство…»
Влияние кризиса на зарплату можно проследить на примере отдельной специальности — архитектуры. Труд архитекторов нужен на начальной стадии проектов, а с этим как раз и беда. Руководитель кадрового агентства, специализирующегося по архитекторам, Architecture, Engineering and Construction (AEC) Айрат Гильмутдинов наблюдает сильный приток специалистов на рынок труда, начавшийся пару недель назад. «Если раньше в день поступало пять резюме на архитекторские специальности, то теперь их раза в два больше,— говорит Айрат Гильмутдинов.— Появляется много кандидатов, ранее не публиковавших свое резюме, находивших работу по рекомендациям либо по знакомству. Раньше треть резюме публиковались повторно, теперь доминируют новые резюме».
Работодатель теперь затрачивает гораздо меньше усилий на выбор подходящего кандидата, и самим архитекторам платят меньше. «Раньше на этом рынке специалистов стабильно не хватало, архитектор даже с небольшим опытом мог рассчитывать на неплохую зарплату. А главное, при смене работы архитекторы привыкли каждый раз прибавлять к своей прежней зарплате 20-30%,— рассказывает Гильмутдинов.— Сейчас очень многие снижают планку, побегав с месяц по собеседованиям. Если амбициозный специалист выставляет зарплатные ожидания в 120 тысяч рублей, устроится он в лучшем случае на 90-100 тысяч».
Кризис, отмечают кадровики, наверняка не затронет разве что бюджетников: врачам, учителям, военным и так терять практически нечего.
Хотя сейчас вакансию найти еще возможно, ситуация ухудшается. Персонал никто старается не нанимать. Это уже почувствовали на себе хедхантеры. Если раньше они искали ценные кадры, то теперь придумывают, как наиболее безболезненно их увольнять.
Услуга аутплейсмента, по оценкам руководителя отдела по работе с клиентами холдинга «Империя кадров» Юлии Смирновой, выросла на рынке с 1 сентября на 40%. Аутплейсмент позволяет предприятию избавиться от сотрудника, сэкономив на выходных пособиях, а самому сотруднику — не остаться без работы. «Работодатель, сокращая сотрудника, должен заплатить ему выходное пособие в размере двух месячных окладов,— объясняет Смирнова механизм услуги.— Чтобы избежать этой выплаты, работодатель обращается в кадровое агентство. Оно убеждает сотрудника уволиться по собственному желанию (в этом случае выходное пособие отменяется), находит для уволившегося сотрудника новую работу и получает гонорар в размере от половины до 100% месячной зарплаты сотрудника».
Другая хитрая схема называется аутстаффингом. Она стала популярна в последнее время из-за того, что многие компании не могут полностью загрузить сотрудников. И работодатель, и сотрудник готовы пойти на компромисс: пережидая кризис, работник будет работать на полставки. Однако, как объясняет Юлия Смирнова, на практике перевод сотрудника на полставки вызывает массу вопросов со стороны проверяющих органов. Тогда работник увольняется по собственному желанию и переходит на работу в кадровое агентство. Только по бумагам: в реальности он работает на старом месте и деньги ему платят там же. Расчет на то, что кризис кончится и работник вернется на старое место. Агентство за такую рокировку получает оговоренную комиссию.
Сами хедхантеры, однако, отмечают, что разные виды «аута» не могут компенсировать им упавших объемов прежней деятельности. На отдельных растущих кадровых направлениях, например на наборе сотрудников в коллекторские агентства, прежних гонораров не получишь. Определенные надежды кадровики связывают с трудоустройством иностранцев в России.
Директор Центра занятости населения Юго-Западного административного округа Москвы Евгений Левицкий считает, что у его службы вскоре начнутся горячие деньки. «По информации, которая до нас доходит через разные городские службы, пик увольнений придется на весну,— делится Левицкий.— Это связано с инерционным характером кризиса: он не сразу влияет на ситуацию на рынке труда. Пока у нас безработными регистрируется не больше людей, чем летом. Но я уверен, что к нам еще прибегут безработные».
Служба занятости, замечает Левицкий, предлагает порядка 160 программ по переподготовке кадров. «Думаю, в ближайшее время пригодятся такие специальности, как, например, бухгалтеры по аудиту, которых мы готовим,— прогнозирует он.— Причем мы сотрудничаем с такими заведениями, как Плехановская академия, Бауманский университет, то есть это качественные курсы переподготовки. Для зарегистрированных безработных переподготовка бесплатна».
Похоже, правда, что многим придется переквалифицироваться более основательно. Вчерашним мелким банковским служащим служба занятости может предложить курсы по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры и вычислительной техники, а бывшим секретаршам, например, курсы наращивания и моделирования ногтей. Менеджер из торговли вполне может стать аппаратчиком термической обработки колбасных изделий. Есть и достойные рабочие специальности: газорезчик, каменщик, кровельщик. Обучение, в зависимости от специальности, занимает 5-15 недель.
Стать рабочим — серьезное решение для бывшего офисного работника. Однако, отмечают кадровики, это сегодня единственная стопроцентная гарантия востребованности. Дефицит квалифицированных рабочих кризис пока не уменьшил ни на йоту. Может быть, размышляет Юлия Смирнова, это произойдет, когда за ручной труд возьмутся «белые воротнички».