Ответ: Как ездить по скользкому?
Решил и я сегодня попробовать поведение витары в поворотах на укатанной снегом дороге в области, где и грейдер пока не проходил а снег раскатан за пол дня машинами. Итак: имеем Витару 2.0 МКПП с ЕСП,коробка 4Н, резина континенталь 4х4 айс контакт, укатанный снег, скорость прохождения поворотов 80 км/ч., повороты по трассе средние, пологие без резких выкрутасов, встречные машины отсутствуют. До активной рулежки ( по прямой) пытаясь сорвать машину резким подруливанием добивался лишь быстрой работы есп и мгновенной стабилизации машины, совмещенной с привентивной рулежкой ( так сказать руккам работать не запретишь как бы самому не хотелось). При входе в повороты и в них самих попытки сорвать машину добавлением тяги заканчивались вмешательством электроники, подтормаживанием одного из колес со сбросом тяги на двигателе, стабилизацией прохождения поворота и ещё большим желанием пустить её в занос (ситуация и опыт позволяли). Но не тут то было. ЕСПиха вновь ставила машину на траекторию. Переключил коробку на 4НL, вроде как рекомендуют для скользких покрытий. Лично меё мнение поведение стало менее предсказуемым. В моменты срабатывания ЕСП казалось что добавилось поворачиваемости ( возможно из-за подтормаживания одного колеса, какое то другое пошло в срыв (ИМХО) ну так показалось...) и траектория стала распремляться с выходом на больший радиус. Все вышесказанное исключительно ощущения от управления автомобилем, за эксперимент прошу не пинать т.к. безопасность движения была обеспечена и не пострадал ни один сугроб на обочине дороги.:thumbsup:
аналогично, сегодня выехал на небольшую площадку (примерно 300*300 м) попробовать, что за зверь эта сузука и что есть фулл тайм 4*4...
площадка с промороженым льдом (порой хорошо укатанным - читай отполированным) и укатанным снегом, резина GNF5 225/70-16
1. овощные попытки поехать эффектно но не совсем эфективно (т.е. веером) - ЕСП включена, бензин не жалел.
Если ехать спокойно, грамотно дозируя газ (а с 2,7 это актуально) - то ЕСП реально позволяет ехать быстро и безопасно, заблаговременно выбирая траекторию и скорость входа в поворот, ЕСП даже не вступает в работу. Как только начать наматываться на баранку (причем, порой, почем зря!) с активным педалированием (тупо газ на все бабки), приводило к, сначало, подтормаживанию колес (как правило самых внутренних к повороту), а в случае грубейших ошибок (или провокаций, в моем случае) к удушью движка, порой до 1000 об/мин и абсолютно нулевой реакции на дроссель.
Отключение ЕСП - фикция, она спит только до первого глубокого заноса, потом сразу же включается. Потому ее надо вырубать нокаутом - об этом позже
Вывод - с ЕСП надо плавно педалировать и грамотно рулить (не перекручивать руль и не жать излишне на газ) - тогда она даже не включится в работу. Мое мнение ЕСП работает довольно таки грубо, но эффективно, резко гася неуправляемость авто, неопытного водителя, может и напугать. С ЕСП допускаются небольшие шалости с газом и срывом в занос, с недупущщением его развития.
2. неовощные попытки ехать эффектно но неэффективно - ЕСП отключена предохранителями под капотами (точнее отключена АБС) - вариант для машин без ЕСП.
СУПЕРРР! это не машина, это просто гроза зимних дорог, вести машину в заносе можно сколь угодно долго, если надо выйти из заноса - контролируещее контрдействие рулем, с небольшим сбросом газа, стабилизация, руль прямо и полный газ - рывок вперед обеспечен! по ощущениям скорость прохождения различных змеек и поворотов только возросла (но это обманчиво - ибо скольжение всегда медленней езды на гране срыва), адриналина - море. Если же перебрать со скоростью вхождения в ледяной поворот то автомобиль начинает скользить наружу (возможно сказывается тяжелый двигатель спереди и характеристики резины, но в той или иной мере это будет присуще всем авто - физика!), на добавление газа в этом случае, лишь снос всех 4 колес наружу
(это, пожалуй, одно из самых опасных явлений, имхо) помогает только ручник и быстрая корректировка рулем. Также очень важно чуствовать грань срыва задней оси в продолжительном заносе, который очень легко (газом) привести к неконтролируемому - с последующим боковым сносом всех 4 колес, т.е. грубо говоря скольжению боком, особо явно это проявляется при резкой смене покрытия в момент контролируемомго заноса, время для корректировки очень мало и порой все это только на уровне рефлексов.
Вывод - без ЕСП езда и азартней, реакции на газ, так же сопровождаются стремлением к заносу, при переборе газа, можно легко развернуться на месте
но и более требовательна к уровню подготовки водителя, поэтому если у вас нет ЕСП в СГВН и опыта экстремальногог вождения в церковно-приходской школе, лучше сбрость скорость на сомнительной дороге, а если это все есть, все равно сбросте, ведь дома вас наверно кто то все же ждет
3. неовощные попытки ехать эфективно.
тут все "просто"
грамотно выверяем углы поворота руля, плавно педалируем... достигаем приемлего варианта - тут все на уровне привыкания, познавания и "чувствования" авто, достигается только постояннными тренировками, как вобщем то на любом другом авто.
стоит добавить, что сузука отлично держит поворот, крены небольшие (для данного класса авто), реакции на руль точны (сравниваю со своим фокусом на ооочень асфальтовой подвеске), что очень похвально для авто такой массы и высоты, тут просто 5 баллов! Если есть желание, сузука может показать достойные скорости на зимней дороге, но цена ошибки может быть велика - ибо момент инерции сорвавшегося автомобиля - велик!
Вывод - как и везде, если хотите ездить быстро и безопасно или просто безопасно, познайте свой автомобиль в критических ситуациях... и хорошо если они вам никогда не пригодятся на дорогах общего пользования!
4. а можно ли еще лучше?!?!?!
ДА!!! все тоже самое что и в п.3 но возвращаем ЕСП и те мелкие погрешности которые допускаются плавно корректируются ЕСП, время на круге еще лучше
Как писал в п.1 если все делаете правильно - ЕСП даже не вмешивается!
Уффф, устал писать, сорри за многобукв, может кому то это будет полезным, для себя уяснил, сузука с ее 4*4 рулит безоговорочно, все предельно ясно и предсказуемо, а резкость срывов может быть обуссловленна только лишь характеристиками резины (да и массой мотора)
ps имею за плечами 6 лет участия и организации любительских автосоревнованиях различного уровня от драга до ралли
я не Цыганков, но кое что рассказать могу, и хочу
pps второй автомобиль форд фокус 2 2,0 с достаточно жесткой подвеской (KONI Sport + H&R-40mm.), так что что касаемо управляемости, сравнивать, думаю, есть с чем
ppps - тем кто читает и недоумевает по поводу стиля изложения и орфографии - сразу сорри, пиво+ночь, дают знать