Наша Раша
На одном из спектаклей "Евгения Онегина" пистолет почему-то не выстрелил.
Но Онегин не растерялся и ударил Ленского ногой. Тот оказался
сообразительным малым и с возгласом: "Какое коварство! Я понял все - сапог
отравлен!" - упал и умер в конвульсиях.
***
Гастроли провинциального театра, последний спектакль, трезвых нет.
Шекспировская хроника, шестнадцать трупов на сцене. Финал. Один цезарь над
телом другого. И там такой текст в переводе Щепкиной-Куперник:
"Я должен был увидеть твой закат иль дать тебе своим полюбоваться".
И артист говорит:
- Я должен был увидеть твой...
И он текст забыл, надо выкручиваться по смыслу, а это стихи, проклятье, -
но он выкрутился! Как поэт!!! Он сказал:
- Я должен был увидеть твой... конец!
И задумчиво спросил:
- Иль дать тебе своим полюбоваться?...
И мертвые поползли со сцены.
***
Итак, имеется прославленный (и заслуженно) актер и имеется его завистник,
который всяко его подсиживает, гадит и так далее, причем бездарен на
удивление. Ну вот этот завистник всеми правдами и неправдами "выбил" себе
роль Дон Гуана, столкав ненавистного соперника на роль Статуи Командора.
Играет отвратно, и Статуя вставляет отсебятину: "Как низко может падать
человек!". Публика в восторге и освистывает Дон Гуана. Естественно, тот
решает отомстить.
Назавтра другая пьеса, где знаменитость играет Наполеона, а завистник -
эпизодическую роль генерала, который вручает Наполеону письмо, каковое тот
потом читает вслух. Пьеса новая, роли еще едва разучены, так что Наполеон
письмо просто переписал и вложил текст в конверт.
Завистник, будучи в курсе, что Наполеон письмо помнит плохо, вытащил текст
из конверта и вложил пустой лист бумаги - дескать, вот не сможешь ты
вспомнить текст, тут-то и обгадишься перед публикой.
Итак - соответствующий момент спектакля, Наполеон вскрывает конверт, видит,
что перед ним чистый лист, отлично понимает, кто ему устроил этакую жабу -
и... небрежно вручает этот лист генералу со словами: "Прочтите, генерал,
мне сами вслух!".
***
Приезжает Папазян в провинциальный театр - играть Отелло. И выдают ему в
качестве Дездемоны молоденькую дебютанточку. Она, естественно, волнуется. И
вот подходит дело к сцене ее убиения. На сцене такая вся из себя
целомудренная кровать под балдахином. И вот легла эта самая дебютантка за
этим балдахином ногами не в ту сторону.
Открывает Отелло с одной стороны балдахин - а там ноги. Ну, что поделать,
закрыл Отелло балдахин и этак призадумался тяжко. А Дездемона сообразила,
что лежит не в том направлении, и... ага, перелегла.
Открывает Отелло балдахин с другой стороны, а там... НОГИ!
После чего продолжать трагедию было, как вы понимаете, уже невозможно.
***
На сцене провинциального театра уездного города NN идет один из премьерных
показов "Ромео и Джульетты". Актер, играющий Ромео, юн, старателен и до
крайности взволнован. Спектакль идет своим чередом и благополучно близится
к трагическому финалу. Ромео произносит последний монолог, в котором есть
такие слова:
О чем, когда мы ехали верхами,
Дорогой говорил мой человек?
Не о предполагаемом ли браке
Джульетты и Париса? Или нет?
Актер же, мчась на всех парусах к завершению своей роли, торопливо
выпаливает:
"О чем, когда мы ехали верхами,
Дорогой говорил мой человек?
Не о предполагаемом ли браке
Ромео и Джульетты?..."
В зале замешательство; Ромео, растерянно:
"...или нет:
Ромео и Париса!"
В зале легкое оживление; Ромео, испуганно:
"ИЛИ НЕТ!!!
Джульетты и Париса!!!!"
Аплодисменты, заглушающие несколько истеричных всхлипов в первых рядах.
***
....утренний спектакль, назначенный на 1 января. В каком состоянии, собрав
все мужество и волю, артисты выходят после новогодней ночи, можно только
представить.
И вот 1 января, чтобы порадовать детей, во МХАТе традиционно дают "Синюю
птицу". Артист Владимир Правальцев играл роль Хлеба. Вместе с детьми -
Тильтилем и Митилью, а также Огнем, Водой и другими персонажами чудесной
сказки он приходит во дворец Ночи.
Хлеб обращается к Ночи:
- В силу того, что я стар и опытен и преисполнен любви и преданности детям,
я являюсь их единственным защитником. Поэтому я должен вам предложить
вопрос - каким путем нам бежать отсюда?
Очевидно, новогодняя ночь внесла в сознание актера путаницу. На его лице
отразилась мучительная борьба слов и предложений. Он начал:
- В силу того, что я стар и опытен...
Молчит. И вместо того, чтобы посмотреть на суфлера, готового ему подсказать
продолжение фразы, он начинает выпутываться сам. Смотрит на Тильтиля и
Митиль, которых всегда играли во МХАТе женщины, и собравшись с силами,
произносит:
- В силу того, что я стар и опытен... я очень люблю... девочек.
Все, кто находился в этот момент рядом с Хлебом, расползлись в кулисы, и
только Ночь, подвешенная на качелях, сильнее уцепилась за деревянные
перекладины, чтобы не рухнуть от хохота вниз.
***
1 января. В театре юного зрителя, дневной, детский спектакль. Радость
детишкам, мука родителям, актерам и персоналу театра мука в кубе. Актер
никаковский, у него текст: "Кто там светит нам в ночи?". И по темному
заднику из кулисы в кулису пробегают три актера со светящимися фонариками и
покрикивают: "Мы, ночные светлячки".
Все очень просто, только не 1 января.
Этот: "Кто там светит нам в ночи?". Светлячков нет.
Этот опять: "Кто там светит нам в ночи?". Ноль признаков светлячков.
Он опять повторил. Ну не мог же актер знать, что три "светлячка" в гримерке
продолжают новогоднюю ночь, и им фиолетово, кто там светит кому в ночи.
Когда актер в пятый раз гаркнул: "Кто там светит нам в ночи?", не выдержал
монтировщик, который тоже человек, и с 31 на 1..., в общем, парень был плох
..
Так вот, он взял два фонаря, вывалил с ними на темную сцену, а где там их
подкрутить, чтоб они зажглись, так и не разобрался. Пытался он фонарики-то
зажечь, пытался и не смог, и так расстроился, что хотел помочь, да не смог,
что на очередной крик: "Кто там светит нам в ночи?", швырнул фонари на
сцену и громко, в злобе, сказал: "Да это мы, блин, ночные светлячки, только
нас не видно ни хрена!".
***
Одно время в театрах было запрещено пользоваться стартовыми пистолетами.
Категорически приписывалось пользоваться на сцене макетами оружия, а
выстрелы подавать из-за кулис.
В одном театре на краю каменоломни стоит связанный комсомолец, а фашист
целится в него из пистолета. Помреж за кулисами замешкался. Выстрела нет и
нет.
Фашист ждал-ждал и в недоумении почесал себе висок дулом пистолета. В этот
самый момент грянула хлопушка помрежа!
"Фашист", будучи артистом реалистической школы, рухнул замертво. Тогда
комсомолец, понимая, что вся ответственность за финал легла на него, с
криком "Живым не дамся!" бросается в штольню. Занавес.
***
В одном из небольших городов театр поездом давал "Грозу" Остpовского.
Как многие, наверно, помнят, там есть сцена самобросания тела в реку. Для
смягчения последствий падения обычно использовались маты. И обычно их с
собой не возили, а искали на месте (в школах, спортзалах). А здесь вышел
облом: нет, не дают, никого нет и тому подобное. В одном месте им
предложили батут. Делать нечего, взяли, но в суматохе (или намеренно)
забыли предупредить актрису.
И вот представьте себе сцену: героиня с криком бросается в реку...
и вылетает обратно. С кpиком... И так несколько pаз... Актеры с тpyдом
сдерживаются (сцена трагическая), зрители в трансе... В этот момент один из
стоящих на сцене произносит:
- Да... Hе принимает матушка-Волга...
Актеры, корчась, падают, актриса визжит, зрители сползают с кресел...
***
По спектаклю, Карандышев отговаривает текст: "Так не доставайся же ты
никому" и стреляет в Ларису из пистолета, Лариса падает. А выстрел
обеспечивался в то время так: реквизитор за кулисами, на реплику, бьет
молотком по специальной гильзе, гильза бухает - Лариса падает. Премьера, ля
-ля тополя...
"Так не доставайся же ты никому", наводит пистолет, у этого за кулисами
осечка, выстрела нет. Актер: "Так вот умри ж!", перезаряжает, наводит
пистолет второй раз, за кулисами вторая осечка. Карандышев перезаряжает в
третий раз: "Я убью тебя!", третья осечка.
Лариса стоит. Вдруг из зала крик: "Гранатой ее глуши!".
Занавес, спектакль сорвался, зрителям вернули деньги. Режиссер час бегал по
театру за реквизитором с криком: "Убью, сволочь!!!".
На следующий день, вечером, опять "Бесприданница", с утра разбор вчерашнего
полета: мат-перемат, все на реквизитора катят, тот оправдывается: "Но ведь
не я гильзы делал, ну сырые в партии попались, но много же народу рядом,
видите же, что происходит, можно же помочь, там у суфлера пьеса под рукой:
шмякнул ей об стол, все оно какой-никакой выстрел, монтировщик там доской
врезал обо что-нибудь, осветитель лампочку мог разбить, ну любой резкий
звук, она бы поняла, что это выстрел, и упала бы".
Вечером спектакль, все нормально, доходит до смерти Ларисы, Карандышев: "
Так не доставайся же ты никому!", наводит пистолет, у реквизитора опять
осечка.
Вдруг, с паузой в секунду, из разных концов за кулисами раздается
неимоверный грохот: суфлер лупит пьесой об стол, монтировщик - молотками по
железу, осветитель бьет лампочку.
Лариса явно не понимает, что это выстрел, ибо на выстрел эта беда никак не
походит, и продолжает стоять. Из зала крик: "Тебе ж вчера сказали, гранатой
ее глуши!
***
Игралась в театре некая героическая музыкальная драма - с любовью, смертями
и прочей патетикой. И вот за несколько часов до спектакля обнаруживается,
что местная прима объелась мороженого и заглавную партию петь никак не
может. Голос сел. Как говорится, всерьез и надолго.
Режиссер - в панике: билетов, как на грех, раскупили много. И тут... в
общем, совсем как в голливудском сюжете на тему "Так становятся звездами".
Является к режиссеру одна молоденькая хористочка и заявляет, что она всю
жизнь мечтала об этой роли, что она знает все арии, что она готова без
единой репетиции все отпеть и отыграть, и так далее, и тому подобное. Ну,
режиссеру, в общем-то, деваться особо некуда. Он машет рукой и выпускает
юное дарование на сцену.
Но как только занавес поднялся и дарование открыло свой прелестный ротик,
тут же обнаружилось, что голливудский сценарий в степях Украины ну никак не
проходит. Поет юное создание прескверно, играет еще хуже. Режиссер за
сценой мучается. Но не останавливать же спектакль, раз начали! Доходит дело
до второго акта.
Кульминация: героиня встречается со своим бывшим возлюбленным и в самый
патетический момент призывает его: "Вбий мене!" (то есть "убей меня!" -
спектакль идет по-украински). И герой должен совершить свое черное дело. Ну
, юное дарование на сцене, как положено, раскидывает руки и восклицает: "
вбий мене!". Герой бросается на нее с бутафорским ножом и тут... Надо
полагать, что лицо у артиста и вправду было зверское - намучился с
партнершей за спектакль! Но так или иначе, а юная хористочка испугалась
всерьез. И в последний момент отскочила в сторону. А стало быть, и не дала
себя заколоть - как по роли положено. Оба стоят. Что делать - никто не
знает. В конце концов хористочка решает продолжить с той же точки.
Опять раскидывает руки и кричит: "вбий мене!". Герой - на нее. А она, с
перепугу - опять в сторону! В общем, повторилась история и в третий раз.
Но тут уже герой изловчился, отловил-таки девицу и, как положено по роли, "
убил". В этот момент за сценой должен был грянуть патетический хор. Но хор
не грянул. Не грянул он потому, что все хористы и хористки стояли,
согнувшись пополам, или катались по сцене (за задником) в припадке
неудержимого хохота. А хохотали они потому, что режиссер спектакля, стоя
рядом с ними и видя, что творится на сцене, стал биться головой о ближайшую
трубу и приговаривать: "Поймай ее, суку, и убей! Поймай ее, суку, и убей!
***
Абакан. Сей славный город, помимо того что является столицей автономной
республики Хакассия, имеет два драматических театра - один, так сказать,
городской, а второй - республиканский. Вот в нем и произошла эта
невероятная, но совершенно правдивая история. Ставили бессмертное творение
А. С. Пушкина "Евгений Онегин". В одной из последних сцен, Евгений (Е)
прибывает на бал к своему старому другу (Д) и видит Татьяну (в малиновом
берете). При этом звучит следующий диалог:
Е. - Кто там в малиновом берете с послом испанским говорит?
Д. - Так то жена моя.
Е. - Так ты женат?
Д. - Уже два года!
Ну, и далее по ходу пьесы.
Так вот. Во-первых, реквизиторы не нашли малинового берета и заменили его
зеленым. А, во-вторых, артист, игравший мужа Татьяны, и актриса, игравшая
Татьяну, были брат и сестра. Вот что из этого получилось.
Премьера. Зал битком набит местным бомондом и просто любителями театра.
Входит Евгений, подходит к другу и ищет глазами яркое малиновое пятно...
его нет... находит глазами Татьяну... Далее диалог:
Е. - Кто там... в ЗЕЛЕНОВОМ берете?
Д.(которого перемыкает от данной реплики...) - Так то СЕСТРА моя!
Е.(который чувствует, что что-то не то происходит, но до конца еще не
осознал...) - Так ты СЕСТРАТ?!
Д. - Уже два года!
Обычно такие вещи проскальзывают мимо внимания публики, но в этот раз зал
грянул... и, увы, не аплодисментами...
***
Однажды в "Евгении Онегине" секундант перепутал пистолеты и подал
заряженный Ленскому. Ленский выстрелил, Онегин от неожиданности упал.
Ленский, чтобы как-то заполнить понятную паузу, спел известную фразу
Онегина: "Убит!".
Секундант в замешательстве добавил:
"Убит, да не тот".