Эксплуатация синтетического троса.
Андрей ФОРОСЕНКО
Президент Клуба 4х4 Туризм
Мотив установки синтетики.
Синтетический, «кевларовый» трос используется на леб?дках внедорожников по вполне понятным причинам:
- Удобство в работе: трос л?гкий, плавает на воде, не царапает руки, легко сплетается.
- Более высокая прочность – новый синтетический трос аналогичного диаметра прочнее обычного стального, однако в процессе эксплуатации и износа прочность синтетики снижается быстрее.
- Экономия в весе, впрочем облегчение морды автомобиля на 5-10 кг принципиально ничего не решают.
Несомненно синтетику можно использовать и как удлинитель леб?дочного троса, но как трос для выд?ргивания автомобиля – НИКОГДА!
Лучше всего ставить синтетику на новую леб?дку. Большинство пользователей к синтетике приходят не сразу. Установка синтетики на видавшие виды леб?дку влеч?т серь?зные трудности.
Направляющие Ролики необходимо заменить на (новую)рамку или новые ролики.
По хорошему, надо и барабан исцарапанный тросом менять или полировать.
Вероятно, что и стяжки ограничивающие трос тоже исцарапаны и их так же необходимо заменить или отполировать.
В противном случае заусенцы, задиры на металле и царапины будут мало-помалу сгрызать синтетический трос.
Ролики не рекомендуется использовать с синтетикой из-за опасности закусывания троса в углах роликов.
Какой длины и какого диаметра ставить синтетический трос.
Прежде всего стоит исходить из того какой длины и толщины «родной» трос на леб?дке. Длина на Warn традиционно 28 метров, на Come Up 9000 – 30. Толщина 8-9мм на более мощных леб?дках 10-12мм.
То есть на леб?дки класса 6000-12000 ставим 30 метров сечением 9-14мм. Это классический вариант имеющий некоторые недостатки.
Брать синтетику тоньше 9мм для использования на внедорожнике нет смысла. Лучше брать как можно толще: обойд?тся дороже но ходить будет дольше.
При одинаковой толщине троса синтетики входит на один и тот же барабан больше – она плющится.
Кроме того заявленная производителем толщина почти всегда преувеличена на 0,5-1 мм (впрочем толщина синтетики менее стабильна и может «плясать» на 1мм).
На девятитысячные Warn’ы и Come Up’ы (и подобные, «классические», леб?дки) ставят 30 метров 11 мм троса.
На «двенадцатые» и «пятнадцатые» те же тридцать но уже 12-14мм.
Теперь о недостатках такого решения. Чем длиннее трос леб?дки тем меньше строк его службы - это внедорожная аксиома. Как правило в 90% случаев пользования леб?дкой трос разматывают не до конца, стало быть нижние витки находящиеся на барабане не используются но изнашиваются (трутся между верхними витками и барабаном). Да и нагрузка на леб?дку в этой ситуации выше. Кроме того верхние витки врезаются между нижними намотанными под меньшей нагрузкой ломаясь и перетираясь.
А вот в качестве удлинителя синтетика прослужит долго.
Стало быть лучше взять 20 метров на барабан и там где нужно 30 пользоваться удлинителем (удлинитель по любому не будет лишним).
Большинство продавцов могут отказать в продаже такова отрезка: «бухта 300 метров» или «трос уже разрезан на классические «тридцатки»… или ещ? что…
Выхода три: разместить предварительный заказ и ждать, либо накинуть к цене 0,5 – 1$ и Вам, скорее всего, уже не откажут, либо купить 60 метров.
Последний вариант неплох – 20 на леб?дку 40 на удлинитель. Этот вариант хорош и тем что спустя некоторое время, до того как леб?дочный трос прид?т в негодность поменять его местами с удлинителем.
Как закрепить трос на барабане.
Наиболее просто это сделать на леб?дке Come Up 9000. Закрепляемый конец необходимо плотно замотать изолентой и, как стальной трос, затянуть фиксирующим винтом.
В механических леб?дках вообще не требуется ничего изобретать – трос крепится так же как и стальной, в специальные зажимы.
А для леб?док Warn необходимо использовать электрическую клемму. Трос как электропровод закл?пывается внутрь клеммы и крепится за ушко к стандартному креплению на барабане. Для закрепления клеммы нужно использовать винт со сферической шляпкой, это предотвратит его выдавливание тросом при нагрузке и порчу троса об острые грани обычного винта. Кстати не стоит использовать винт длиннее толщины барабана (5-7мм)! Щека барабана крутится в плотную к корпусу и длинный винт будет пилить корпус или заклинит леб?дку.
Намотка синтетики, уход.
Трос всегда необходимо сматывать под нагрузкой, но в случае с синтетикой это требует большей тщательности. Первый раз трос нельзя взять и просто намотать натягивая руками. Этого не достаточно. Лучше всего смотать трос «отлебедившись» удерживая машину ручником.
Смотанный без нагрузки трос очень мягок и в случае если уже по настоящему лебедиться размотав его не до конца, то натянутый виток врежется между нижних до самого барабан и извлечь его удастся только другой леб?дкой.
Слабо намотанный и намоченный синтетический трос на морозе может стать причиной повреждения барабана леб?дки – его разопр?т.
При натягивании троса и при смотке натянутого троса количество влаги в нем оста?тся не существенное.
А вот песок со временем набившийся между волокон троса необходимо вымывать. Опытные джиперы трос регулярно стирают или моют к?рхером.
Из всего вышесказанного очевидно что синтетика требует аккуратного и внимательно обращения.
Резюмируем - чтобы трос служил дольше необходимо:
- Использовать отполированный клюз (рамку)
- По возможности лебедиться по прямой, снижая трение троса о клюз
- Всегда туго сматывать трос
- Регулярно мыть трос
- Избегать контактов троса с шершавыми поверхностями (кора деревьев, камни и земля мало помалу разрушают структуру волокна).