Ответ: задние амортизаторы
Перемерял.
Стоковые амортизаторы (расстояние по центрам креплений):
- сжатое состояние 302 мм;
- растянутое состояние 459 мм.
Амортизаторы ВАЗ 2101 – 2107 – имеющийся у меня экземпляр – в зависимости от производителя размеры могут варьироваться (расстояние по центрам креплений):
- сжатое состояние 310 мм;
- растянутое состояние 492 мм.
I этап.
Приблизительная оценка.
Максимально возможный ход сжатия «от железки до железки» - резиновый отбойник при этом превращается в «плюшку нулевой толщины» - такое предположение - в запас надежности (в реальности ход будет меньше):
В упрощенном варианте все можно вычислить через прямоугольный треугольник, но графически в Автокаде нагляднее, вот результат (Джимни на фото - не мой, фото с данного форума - спасибо автору - вставлено для наглядности – со снятым бампером виднее, а размеры снимал, понятно, со своего автомобиля):
Оценка длины сжатого амортизатора приблизительна по причинам:
- движение точки закрепления амортизатора происходит не по вертикальной оси, а по дугам окружностей (погрешность на самом деле небольшая);
- невозможно точно снять размеры, свою точность оцениваю в +/-2 мм;
- «шатание» моста влево-право невелико, но тоже окажет маленькое влияние.
Но! Предположение о том, что отбойник сожмется в «плюшку» нулевой тощины - сильно «в запас надежности» - около 20 мм останется точно, так что максимальный ход сжатия от нейтрального положения составит примерно 84 мм (забегая вперед: даже на подрезанных мною отбойниках при пробоях подвески нет стука в амортизаторах). Поэтому, лично я на данном этапе рискнул и не стал производить доп. проверок (кроме вывешивания), установил вазовские аморты, катаюсь почти год, наездив более 9 т. км, неисправностей нет, доволен плавностью хода. Значения размеров, за ненадобностью, тут же ушли в тень забвения, поэтому и не озвучивал их до этого.
Необходимо оценить более точно. Для этого можно отстроить в Автокаде более точную модель в 3D (хочется при этом для наглядности натянуть поверхности, покрасить, дать свет и т.д.), но у меня это вместе кучей измерений (а их погрешность никуда не денешь) займет около 2 - 3-х дней, Проще и быстрее замерить ходы на натуре.
II этап.
Измерения по факту. Вывешивание.
Обратите внимание на резинки сайлент - блоков - отсутствие имитирует их полное сжатие во время работы (понятно, что в запас надежности – полное сжатие при реальной работе вряд ли возможно).
Как себя при этом чувствуют пружины?:
- все еще зажаты, но не с такой уже силой как при установленных резинках. Но выпадение все еще невозможно – для того, что бы вытащить пружины надо отсоединить амортизаторы и отжать мост вниз примерно на 5 см.
III этап.
Измерения по факту. Сжатие подвески.
План таков: сжать поочередно левую и правую, а затем обе стороны моста до соприкосновения стальных площадок отбойника на раме и контактирующей с ним площадки на мосте.
Сжать отбойник в домашних условиях проблематично. Решить проблему можно старым приемом – отсутствие отбойника сымитирует его полное сжатие в «лепешку нулевой толщины» - в запас надежности. Для этого его следует выкрутить. Вот тут произошла заминка: трубчатый ключ на 55 мм был приобретен заранее, но, оказывается, требовался 8-мигранный! Я приобрел, естественно, 6-тигранный…. Открутить с помощью цепного ключа для масляного фильтра не удалось – металл плыл и заминались углы, но отбойник не шелохнулся… Придется отложить это испытание на потом.
Так что в полном объеме испытания провести не удалось, но какие то выводы можно сделать:
- на моем автомобиле пробоев амортизаторов нет и, скорее всего не будет;
- на моем автомобиле пружины не выпадут;
- советовать всем безоговорочно ставить Вазовские амортизаторы нельзя – их длина варьируется в зависимости от производителя, нет гарантии, что у Джимов разного года выпуска все установочные места и размеры совпадают – перед установкой требуется тщательная проверка – запасов почти не остается (почти не значит, что не осталось);
- после такой установки требуется постоянный мониторинг задней подвески – если пружины просядут, действительно, могут если не выпасть (это вряд ли), то «гулять» в своих посадочных местах;
- а вот поведение автомобиля все-таки улучшилось и значительно (лично для меня, каждый хочет своего) – плавность хода возросла очень заметно, комфортная скорость на гравийке выросла в полтора – два раза, на гребенке задние колеса, как прежде, не теряют контакт с дорогой и «попу» не переставляет.
Теперь о подрезке отбойников. Ставилась цель быстрее проезжать злые гостовские лежачие полицейские (h<=70 мм). Передние отбойники я заменил на более мягкие полиуретановые и укоротил относительно стоковых на 15 мм. И скорость, и комфорт проезда выросли значительно. Задние, по причине не снятия (поэтому и коряво), подрезал на автомобиле на те же 15 мм. Результат почти неуловим – задние каплевидные отбойники и так мягко, в отличие от передних, включались в работу. Более того, при проезде крупных неровностей, прыжков с ухабов задняя резина стала тереть о подкрылки.
При такой подрезке мы снижаем энергоемкость подвески, поэтому проезд более крупных неровностей других типов может ухудшиться. Но я этого пока не заметил.