Ответ: Летний призыв на Сусанина
Как я провёл Сусанин-трофи 2011.
Надо сказать, что эту часть я не хотел выносить в народ. После моего сообщения о том, что я с Гольфером (далее по тексту, для краткости, просто «Г») более не езжу, я ожидал от него подобной строчки, о том, что он с уважением относится к моему решению и полностью его поддерживает, оставаясь при своём мнении по поводу прошедших событий. Этого было бы вполне достаточно, но Г полез в бутылку. Что же делать? Чтобы подобного не повторилось с кем либо ещё, мне хочется, чтобы человек, решивший пойти в паре с Г-ом, знал, на что он подписывается.
Наверно большинство знает, что я, до этого, был одним из немногих людей, считающих Г адекватным человеком, хоть и некоторым чудаком, потому можно считать, что моё мнение не является предвзятым. Ничего не поделаешь, что было, то было. Постараюсь обойтись без эмоций, но это трудно.
Ну так вот. Пятница как-то не задалась. Выехав из города до образования пробок на выездах, я доехал до Ярославля, и по навигатору, свернул по указателю на Кострому. Оказалось, что нужный поворот я пролетел и дорога привела меня в тупик, а навигатор настоятельно рекомендовал пошариться по дворам. Прикинув, где находится Костромское шоссе, я выехал на окраину дворов и на другой стороне поля увидел искомое. Но вот незадача, оказалось, что дорога проложена на двух-трёхметровой практически вертикальной насыпи.
Поехал вдоль неё, в сторону Костромы и нашёл старую дорожку, которая, по идее выводила на шоссе. На перекрёстке оказался отбойник, загородивший выезд. Попытался проехать рядом с ним, но правые колёса не уместились на горизонтальной поверхности и соскользнули с обрыва. Подёргавшись туда-сюда, понял, что машина на мостах. Вылез, угломером определил 38 градусов крена. Ну ничего, мой рекорд 46, так что можно жить, но лучше не двигаться, ибо колёса сползали всё ниже. Позвонил Г-у, оказалось, что он недалеко. Жду. Г подъехал, перегородил полосу и через два блока вытянул меня наверх. Подошедшие местные и пара экипажей, тоже ехавших на Сусанина, помогли отвешивать машину. Поинтересовался у Г, нужен ли ему, всё ещё, такой штурман...
Тут меня и ждало первое удивление, оказалось, что Г, упоминающий иногда о знании сопромата, не знает законов механики. Во всяком случае, он утверждал, что лебедясь через один блок, лебеда напрягается так же, как и при прямом лебежении. Не стал спорить, решил, что наглядно продемонстрирую в каком-нить болоте...
Едем дальше. Пост ДПС, Г тормозят, я тоже останавливаюсь. Г идёт на пост. Интересуюсь, в чём дело. Оказалось, что его страховка закончилась. Закончилась в мае! Уговоры на инспектора явно не действуют и становится понятно, что нужно переходить к каким-то действиям, иначе, снятие номеров до устранения. Опрос местного населения помог найти какую-то женщину, в деревеньке, километрах в семи от трассы, которая пол-десятого вечера выписала таки для Г страховку. В результате, подъехали к стеле за час до окончания пятничной регистрации. Второй звоночек...
Первый день.
Г задолбал меня просьбами спилить гайку на раме, об которую царапались колёса, явно не умещаясь в арках. Я пожалел, что взял болгарку. Ладно, нашли электричество, спилили. Лучше не стало, но он хотя-бы успокоился. Пошли осматривать трассу. Беру планшет, карандаш, иду, делаю пометки. Говорю, как лучше прописывать траекторию. На большинство своих советов слышу что угодно, начинающееся со слова «нет...». Ну ладно, не вопрос, тут штурман вообще особо не нужен. Убираю карандаш, гуляю по трассе. Г тоже гуляет, сцепившись с кем-то языками. Открывается старт, выкатываемся, в числе прочих экипажей. Читаю регламент, на КПКшке и тут Г, глядя в сторону трассы, спрашивает: «Ну что, Миш, ехать здесь как?» Я: «Ты же сам сказал, что лучше знаешь... давай, определяйся, либо ты рулишь сам, либо слушаешь штурмана.» В общем, обрисовал ему, что помнил (пометок-то практически не сделал) и Г даже прошёл пару поворотов так, как было сказано. Правда накосячил со скоростным режимом. В результате, 18-й результат. Ладно, эту гонку и так решили сливать, лишь бы без поломок.
Собираемся ехать в лагерь, возвращаем его палатку на рейлинги, закидываем санд-траки от меня на неё. Г пытается их крепить. Обращаю его внимание на несовершенство крепления. Пофиг ему («нет...»). Ладно, фигня, время покажет. Г не доехал до лагеря чуть-чуть и траки таки улетели с его крыши. Я не расстроился, если человек не хочет учиться на моих ошибках, пусть учится на своих.
В лагере готовимся ко второму дню. Предлагаю палатку переставить на мою машину и в таком виде перевезти во второй лагерь. -«Нет... у меня там свет»; -«Финиш в 18 часов»; - «Нет, она нам не помешает». Ладно. Забегая вперёд, скажу, что Г снёс эту палатку вместе с рейлингами о наклонённое дерево, увлёкшись разглядыванием Озика, хотя, мне довелось раз триста попросить его, чтобы смотрел только на дорогу.
Второй день.
Старт в девять, на трассу даются сутки. Второе известие многих шокировало. Люди рассчитывали бензин, провизию, воду и прочее, исходя из девяти часов рубилова. Но ничего, нам не привыкать. Г обнаруживает, что Озик глючит, а клава не подрубается к планшетнику. Отличная подготовка... Координаты пришлось забивать с Гармина, что заняло больше времени, чем рассчитывали. Все уехали, мы остались. Ладно, не вопрос, мы в призы не рвались, главное машину испытать.
Едем. Первая точка. Там Г первый раз нам меня наорал за недостаточно быстрое взятие. Точка была не совсем простая, на склоне горы. Там я начал подозревать, что рация, которую я вручил Г-у, работает недостаточно хорошо. Он то слышал меня, то не слышал, судя по реакции автомобиля на мои команды. На самом деле, рация работала как надо и дело было не в бобине, как говорится.
Вторая точка.
По пути к ней догоняем колонну УАЗов, которую замыкает буханка. Г решает идти на обгон. Говорю, что не стоит, только начало гонки и найти, при обгоне, какую-нить хрень в траве, на свою голову совсем не радует. Пофиг, Г рулит в траву с наезженного места и пытается обогнать буханку. Не обогнал, а подвеска получила немало сильных ударов.
Подъезжаем, на точке очередь. Нахожу проезд, в обход других участников. Не с первого раза, но уговариваю Г свернуть куда нужно. Выглядит это так: - «Куда ехать?»; - «Поверни колёса направо и езжай на меня»; - «Куда ехать?»; - «Поверни колёса направо и езжай на меня!»; - «Куда ехать?»; - «Поверни колёса направо и езжай на меня!!!» Дальше, через пять метров: - «Проедь между этими деревьями»; - «А я там умещусь?»; - «Серёжа, просто проедь между этими деревьями»; - «А я там, слева, машину не поцарапаю?»; - «Езжай!»; - «Всё, я порогом упёрся»; - «Так возьми левее, а потом сразу направо, туда, где я стою!».
Ладно, провёл его к точке, сказал, куда поставить машину, сдав к нужному дереву задним ходом. Место специально выбрал в стороне от проезженного, чтобы никому из отъезжающих не мешать, но у Г были свои планы. Он вываливает прямо на дорогу перед УАЗом, видимо, решив перекрыть всем путь и таким образом тормознуть соперников. Я пытаюсь понять смысл его манёвров, повернувшись к УАЗику спиной, естественно. Вдруг получаю удар в поясницу железным бампером. Водила УАЗа, как понимаю, решил, что манёвр Г-а, не входит в его стратегию проведения гонки, а потому просто решил не дать дотянуться до точки. Только вот меня он, судя по всему не заметил, совершив рывок. Поворачиваюсь, радуюсь тому, что мне жахнули плоскостью бампера, а не торчащим рым-болтом и уже хочу поинтересоваться у экипажа, в какой автошколе так учат сцепление бросать, как справа раздаётся удар. Г въехал в УАЗ, помяв колпак запаски. Опять радуюсь, уже тому, что не стоял в это время между машинами.
Отвлекаясь от темы спрошу: Вы знаете о том, что Г, даже по городу ездит со сложенными зеркалами и крайне редко включает поворотники при перестроениях? Что же говорить про лес? В общем, если кто-то захочет развить в себе талант предвидения и интуицию, то не поленитесь, покатайтесь за Г на досуге, всё получится, разовьёте чакры не хуже бывалых индийских ёгов.
Фотаемся на точке. Едем, оказывается, что дорогу никому и не стоило перекрывать, ибо она ведёт в тупик, а т.к. едем одни из первых, то обратно выезжаем последними.
Кстати, метров через триста от этой точки, Г снова жахнул своим колпаком запаски в бампер УАЗа, сдавая назад. Наверно ему это понравилось.
Чем дальше, тем было веселее. Г торговался по большинству моих решений и мне уже начало приходить в голову, что он поехал в лес лишь поболтать а не гонку откатывать. К сожалению, мне наши беседы не доставили никакого удовольствия, ибо я не был готов объяснять и доказывать необходимость своих команд и рекомендаций.
Ещё Г боится ездить с креном. Стою впереди машины, метрах в двадцати, Г просит откренить борт. Смотрю — фигня, запас огромный, и предлагаю не париться и ехать дальше. Получаю ответ, что Г боится и таки борт надо отвесить. Слова «я боюсь» мне довелось слышать раз пятнадцать. Приходилось возвращаться к машине и откренивать её, ибо Г, как баран стоял на месте и не двигался, а споры, мне надоевшие, его похожи только развлекали.
Ещё косяк: Г постоянно лезет посмотреть в навигатор. Провожу его по вырубке, показываю дорогу, но Г постоянно меня переспрашивает о траектории движения. Приходится возвращаться, а это всё пешком и показывать заново. Через некоторое время, обращаю внимание, что Г смотрит не за моими сигналами, а в навигатор, понимаю причину его перерасспросов. И всё бы ничего, но точка, на тот момент, находилась в 2,5 км от машины! Вот нахрена ему Озик в этот момент!? Но ничего, штурман побегает, не проблема. По этой причине, глядя в навигатор, Г, несколько позже вылетел из колеи, причём так, что машина на скорости очень хорошо вошла в грунт и чтобы её достать пришлось лебедиться, заодно пропустив несколько машин. Потом, так же, Г снёс палатку с крыши.
Взяв где-то четверть из всех точек, я уже начал беситься от постоянных споров. Несколько раз пытался объяснить этому человеку(?) причину моей нервозности. Он внимательно меня выслушивал, понимающе кивал, поддакивал, а потом задавал вопрос, убивавший на корню: «Ну, а чего же ты нервничаешь?»; - «Млин, я тебе только что всё объяснил!» И разговор повторялся по кругу.
У Г на лебёдке, после смотки троса, остаётся ещё пара метров, которые не укладываются. Кронштейн, на который накидывался трос, сломался и крюк лебеды постоянно волочился по грунту. Предложил зацепить его за рейлинги, ибо больше некуда. Ну да, это же повод поспорить! Конечно же: «Нет, категорически нет». Г боится царапин на капоте. Говорит, что трос будет заматывать и разматывать сам, раз у меня не получается. Так вот, трос, в результате, постоянно волочился по земле. Однажды я его обнаружил намотанным вокруг поворотного кулака, т.е., один рывок и тормозные трубки, пневмоприводы и АБС становятся историей. Г-у пофигу. Потом я обнаружил этот трос, обмотанным посередине вокруг рулевой тяги. Г-у пофигу, всё равно, категорическое «Нет». Кстати, может этим он свою панару и погнул, ибо как раз с того момента начал жаловаться на то, что руль стоит криво, а машина управляется плохо. Ну, до панары дойдём позже.
Апофеоз дня, после которого мне захотелось свалить куда угодно, хоть пешком, хоть как, но лишь бы подальше от Г-а. Выезжаем из очередного поворота на лесной просвет. Картина такая: слева, по колее, лебедятся два УАЗика, справа травка и более-менее свободное пространство. Г требует найти объезд УАЗов, но я уже и так вываливаюсь из машины. Справа от той колеи небольшой бруствер, шириной метра два, за ним, как оказалось тоже лесовозная колея, настолько глубокая, что лесовозы забили там ездить, а заканчивается она стенкой, высотой по верхнюю кромку зеркал Джимника. Стенка тоже с колеёй. Колея старая, заросшая, забитая перегноем и залитая водой, так что даже образовалось небольшое болотце. Ладно, думаю, фигня, по брустверу Джимник стопудово проедет, если подсядет, то только на выезде, но ничего, метр лебёдкой поддёрнем. Загоняю Г с машиной на бруствер, дальше командую повернуть и ехать в мою сторону. Г вылезает из машины и с видом знатока осматривает местность. Говорю ему, чтобы сел на место и ехал на меня, но нет, Г показывает в болото и говорит, что поедет там, а по брустверу не сможет. Опять спор на повышенных тонах, но Г твёрд, как окаменелые экскременты мамонта. Садится за руль и вваливает по колее. Проехав метра три, естественно, останавливается и в ту же секунду по рации раздаётся его панический голос: «Миша, что мне делать дальше?!!!»; Я матерился... - «Ну что, разматывай свою лебёдку»; - «Я не могу, я в ботинках, а здесь вода!» Вот что бы вы сделали с этим человеком на моём месте? Кстати, его сапоги лежали у него за спиной... Ладно, размотал трос, благо лебёдка была не очень глубоко под водой, оставив на барабане всего три витка и растянув корозащитку как можно длиннее. Лебёдка протянула машину метра два, и отрубилась. В который раз, выручил экипаж на Патроле, у которых на экспедиционнике уже валялась та самая палатка. Правда, пока дёргали динамикой, Патрол попал в другую засаду, а т.к. с якорем на корме выехать оттуда уже не смог, то начал раскачиваться вперёд-назад, в результате загнув себе выхлопную трубу так, что она стала тереть о колесо. Г упёрся в ту самую стену, на выезде из колеи и чтобы его оттуда поднять не оторвав проушину мне пришлось лопатой срезать, наверно, одну пятую кубометра земли. Ладно, выбрался кое-как, смотал трос и давай опять мне мозг вынимать на тему о том, куда ехать дальше. Нахожу место, мол проезжай. Вы не поверите... «Нет, я здесь не проеду». Опять спор, уже хочется дать ему в рог, но держусь. Г видит ситуацию безвыходной и, даже не попробовав вариантов, хватает бензопилу, спиливает живую берёзку для проезда. Всё, достал, вот на это я не подписывался! Я понимаю, что деревьев в лесу дофига, но это уже нарушение как регламента, так и законодательства. Мы на соревновании, а значит в своеобразной игре, где существуют правила, а не на войне, где все средства хороши. Не помню, сколько там дают за валку живых деревьев, диаметром ствола более 10см, но можно узнать. В общем всё, я забил болт.
Едем дальше. Проезжаем делянку и Г, повозившись под машиной, сообщает что загнута панара. На делянке, кстати, Г застрял, наверно потому, что я забыл ему сказать, что колёса надо ставить перпендикулярно стволу поваленного дерева, но т.к. мы весь день перебирались через деревья, то это можно было бы запомнить. До точки недалеко, доезжаем, фотаемся. Останавливаемся в стороне. Вместе с нами тормозят Патрол и УАЗик. Ребята молодцы, несмотря на все косяки и то, что мы их реально якорим по скорости, не бросают нас. Г снимает панару и достаёт сварочные карандаши. Когда мы собирались, то на моё предложение захватить сварку, Г ответил отказом, сказав, что есть эти термички. Ну, я прикинул, что наверно их у него дофига и он умеет ими работать. Но нет, пачка одна, в ней три штуки и в свете фонаря Г читает инструкцию. Молчу. Ребята намекают, что было бы неплохо надеть что-то для защиты глаз от вспышки. Как назло, днём я ездил в солнцезащитных очках. Назло потому, что им всего два месяца, а после всего, я нашёл их в земле, придавленными набором ключей. Жаль, ведь раньше на стёклах не было царапин. В общем, Г кладёт рядом с панарой ключ на 17-19 и зажигает первую термичку. Она капает в разные стороны и сгорает практически бесполезно, заодно прожигая металл панары. Ключ лишь нагрелся докрасна. Народ подходит на свет и предлагает не торопиться с действиями и подумать о вариантах, но нет, Г, твёрдой рукой зажигает вторую термичку. Результат примерно тот же, лишь металла внутри панары становится больше, но тяга от этого не становится прочнее. Остаётся одна термичка и четыре человека, стоящие рядом уже в один голос кричат, чтобы Г тормознул с действиями. Г не слышит вообще! Он в центре внимания и ему этого достаточно! Сжигает третий карандаш.
Ладно, есть ещё два карандаша, но к ним лишь одна спичка и никакой инструкции. Г поджигает спичку и глубокомысленно смотрит на неё. Она почти догорает и он догадывается поднести её к карандашу. Ничего не происходит. Попытки как-то по другому его разжечь, ни к чему не приводят. Всё. Ребята переглядываются, сочувственно смотрят на меня и достаточно вежливо, но настойчиво предлагают Г-у оставить машину и добросить нас до лагеря на своих. Я сел в Патрол, а он в УАЗик.
Г добрался до лагеря раньше меня, ибо мы ещё отбуксировали Дефендер до колонки, а потом не сразу нашли этот самый лагерь. Когда я приехал, панара была ещё не сделана, как понимаю и лежала на пороге моей машины. Г поставил палатку и завалился давить на массу. Не правильно, потому что ребята, которые везли его, потом сказали, что через некоторое время после приезда, на трассу ушла машина за оставленным там квадриком. Ребята искали Г по лагерю достаточно долго, но в палатке явно не нашли. Я завалился спать, ибо морально был просто убит. Реально, физически я не устал совершенно, но в сторону Г-а уже даже смотреть не мог.
Г не знаю, что решил, но подойдя ко мне, сделал великолепное предположение о том, что команда, видимо, распалась. У меня не было настроения объяснять ему, что к чему, и что команды и не было никогда, а был только Г, со своим самомнением, самолюбованием и дурью.
Я, конечно, понимал, что Г-у далеко добираться до машины, но т.к. в своё время сам достаточно ходил по лесу, то решил что расстояние не столь критичное, и достаточное для того, чтобы, может быть, хоть что-нить дошло до человека через ноги, раз не доходит через голову. Ну а сам остался в лагере, на всякий случай. Но Г, судя по всему, нашёл себе жертву. Не знаю уж, что он напел человеку по пути до леса, раз уж тот решил довезти Г-а подальше, но теперь на счету Г-а, в тот день, ещё и катализатор от Нексии.
Если бы Г был нормальным человеком, можно было бы добраться до лагеря, починить панару, одновременно с этим поставить палатку и скинуть в неё весь ненужный шмурдяк. Потом ломануться на трассу, пока моя машина бы ехала - ехать, а потом бросить, где бы она не сильно мешалась проезду, добраться бегом до сломанной, поставить панару и финишировать. Но нет, извините, не в этом случае.
После награждения я подошёл к ОРГам, объяснил ситуацию, что машина с человеком осталась на трассе и что, возможно, у него может сломаться что-нить ещё. Меня успокоили, сказав, что скоро едут на эвакуацию. Пообещали эвакуировать не только Г, но и машину. Предложили забрать экологический сбор, который полностью был оплачен мною, но, помня что у Г-а налика не так много, я отказался, сказав, чтобы отдали пилоту. Приехав обратно в лагерь ждал ещё какое-то время, хотя ещё утром наметил уехать часов в пять-шесть вечера. Стемнело и Боцман, сказал, чтобы я не парился и ехал домой, ибо он всё равно оставался в лагере, отмечать победу. Надо было ехать в шесть, кстати. Эту дорогу я долго не забуду. Что только я не делал, чтобы не уснуть! В общем, врагу не пожелаешь.
Вот, как-то так.