Ремонт шпонпаза каленвала

Максим59

Продвинутый новичок
11 Март 2014
39
1
8
48
Езжу на ...
Suzuki Wagon R+
Разбитый шпонпаз каленвала шестерни грм
SAM_1927.JPG

Имеется новая шпонка и шестерня, думаю отнести шестерню токарю, расточить под конус и изготовить дополнительный посадочный конус и закрепить всё это дело на валу без шпонки.
Или может кто нибудь знает другой способ ремонта? без снятия каленвала
 
Последнее редактирование модератором:


nix13

(хен) Тайный советник
23 Июль 2012
2,575
338
83
Ростов-на-Дону
Езжу на ...
Wagon R+ 2002 венгр двигатель G13BB механика левый руль кондей.
Хорошо что вы вынесли этот ремонт в отдельную ветку наконец. Правильное решение.
Теперь по делу. Два вопроса.
1. Как это всё произошло, причина?
2. Есть ли у вас кондиционер, планируете ли вы его использовать, или же нагрузка ограничится ремнем ГРМ, генератором и водяной помпой?

Я думаю вот что. Идея с конусом очень интересная, но неизвестно как расчитывать его допустимую нагрузку раз, возможны непредсказуемые провороты два, и может получиться несоосность три.
Я бы всё же просверлил бы отверстие в шестерне и нарезал бы резьбу. Не знаю, какой там получилось бы ввернуть кусок шпильки - на 8? На 10? Она бы работала на срез, металл, гарантированно.
Можно было бы даже грубо посчитать требуемый диаметр, исходя из равенства площади сечения смятой шпонки и площади ее заменителя.
Можно было бы и 2 такие шпильки внедрить, в разных местах.
Насчет сварки - сомневаюсь, что она возможна.
В общем, я бы подошел к решению комплексно:
а) Использовал бы прочные клеи, с соблюдением технологии склеивания, вклеил бы в разбитое место шпонку, а также намазал бы клеем саму шестерню ремня ГРМ перед установкой
б) Перед этим бы засверлился с нарезанием резьбы - две шпильки
в) Ну и наконец, затянул бы болт, которым шестерня прижимается к коленвалу, на 120% усилием от рекомендованного
г) Кстати клеем бы или сваркой законтрил бы болт относительно шестерни. Дополнительная передача крутящего момента через тело болта.
д) Возможно, отказался бы от кондиционера чтобы разгрузить максимальный вращающий момент процентов на 30, даже ремень бы кондея не надевал.

... с засверливанием - потренировался бы на старой шестерне, что есть у вас.

Еще, важно, поскольку у меня было нечто подобное хотя не так сильно. После того удара и первой попытки ремонта.
У меня начала тереть шестерня о двигатель. Не знаю, почему. В общем, я там был вынужден даже поставить тонкую, порядка миллиметра, шайбу на вал, перед установкой шестерни.
Вы без клея, если что, затяните и проверьте. Тереть-то не должно.
 
Последнее редактирование модератором:

Максим59

Продвинутый новичок
11 Март 2014
39
1
8
48
Езжу на ...
Suzuki Wagon R+
В моём случае клинов навесного небыло, просто видимо ослаб болт шестерни каленвала, потому что выкрутился этот самый болтик очень легко.
Кондиционер есть, было такое что при его включении посвистывал генератор, вот тогда то думаю и усугубили ситуацию подтанув ремень генератора, да видимо так сильно что ремешок вскоре аж порвался.

Просверлить отверстие прямо, думаю практически не возможным потому что край шестерни не вровень с концом вала и сверло уйдёт в глубь шестерни зацепив только лишь угол вала. И обычной дрелью просверлить, не знаю, чешу репу.
А вообще мысль хорошая, только думаю шпильку лучше без резьбы поставить, а то если с резьбой и с клеем то это дело уже не снимешь ни когда.

Про биение шестерни.
Если на валу есть выработка, то думаю перед установкой промазать полимерной пастой (для ремонта валов), она и заполнит пустоты, лишь бы только шестерня уселась ровно.

Серьёзный момент с затяжкой болта, он похоже калёный и если болтик рванёт пиши пропало.

Случайно не вкурсе чем паяют трубки на холодильниках? Думаю чем можно подпаять разбитое отверстие шпонпаза.
 
Последнее редактирование модератором:

nix13

(хен) Тайный советник
23 Июль 2012
2,575
338
83
Ростов-на-Дону
Езжу на ...
Wagon R+ 2002 венгр двигатель G13BB механика левый руль кондей.
Наилучший припой - серебряный. Кстати не очень он и дорогой, и держит как сталь.
---
Я предлагал сверлить не с торца , а в направлении, перпендикулярном оси коленвала.
С торца было бы здорово, но это нереально.
 

anm37

Странник
6 Май 2010
903
57
0
Иваново
Езжу на ...
Suzuki Wagon R+ 2002 г. 1.3 АКПП
Просверлить не получится из-за разности материалов, сверло хоть дрелью, хоть на станке уведет в сторону более мягкого.
Ответ уже был озвучен - знакомый фрезеровщик - новые пазы на валу и на шестерне.
Остальное все до разу.
 


nix13

(хен) Тайный советник
23 Июль 2012
2,575
338
83
Ростов-на-Дону
Езжу на ...
Wagon R+ 2002 венгр двигатель G13BB механика левый руль кондей.
Господи, неужели никто из вас ни разу не разбирал ни один советский прибор?!
Не с торца сверлить.
А со стороны, где волнистая поверхность.
К центру.
Потом в отверстии нарезают резьбу и вворачивают болт так ,чтобы он упирался в вал.

1. В вал тоже засверливаются немного чтобы лучше держало
2. Поскольку у нас там на той поверхности шестерни - ремень - вворачиваем не болт а шпильку без головки ,заподлицо. Со шлицом под отвертку.
 

Максим59

Продвинутый новичок
11 Март 2014
39
1
8
48
Езжу на ...
Suzuki Wagon R+
Ответ уже был озвучен - знакомый фрезеровщик - новые пазы на валу и на шестерне.
Остальное все до разу.
Речь идёт о том чтобы не снимать каленвал.
Новый паз на каленвале можно выточить гравером, затраты на гравер+насадки=1500. Ну и прямота рук естественно.
 

Максим59

Продвинутый новичок
11 Март 2014
39
1
8
48
Езжу на ...
Suzuki Wagon R+
Смысл рисунка такой:
Без шпонки! на вал одеваем конус(с продольной прорезью), упираем конус в расширение каленвала, на конус одеваем шестерню(расточенную под этот конус), закручиваем болт не сильными ударами постукиваем по шестерне.
Шайба болта давит на шестерню, шестерня залазит на конус, конус обжимает вал, выдерживаем момент затяжки, готово!
Ещё бы придумать чем зафиксировать болт, без сварки.:help:
 

nix13

(хен) Тайный советник
23 Июль 2012
2,575
338
83
Ростов-на-Дону
Езжу на ...
Wagon R+ 2002 венгр двигатель G13BB механика левый руль кондей.
Стоп, там же сальник коленвала - на 32 !! А у вас судя по чертежу - 35 !!!
Проще говоря - конец коленвала - диаметр 24, дальше идёт диаметр 32 я так думаю, раз уж по нему трется сальник на 32.

Вариант хороший, но заготовьте еще шайбы на 24 мм, при затяжке болта как бы шестерня не прижалась к корпусу маслонасоса.
 
Последнее редактирование модератором:




Максим59

Продвинутый новичок
11 Март 2014
39
1
8
48
Езжу на ...
Suzuki Wagon R+
Стоп, там же сальник коленвала - на 32 !! А у вас судя по чертежу - 35 !!!
Проще говоря - конец коленвала - диаметр 24, дальше идёт диаметр 32 я так думаю, раз уж по нему трется сальник на 32.
35-наружний диаметр конуса, внутренний 24 и 35 это не окончательный размер, после примеров нужно будет торценуть конус и диаметр уйдёт примерно в 32.
 

anm37

Странник
6 Май 2010
903
57
0
Иваново
Езжу на ...
Suzuki Wagon R+ 2002 г. 1.3 АКПП
35-наружний диаметр конуса, внутренний 24 и 35 это не окончательный размер, после примеров нужно будет торценуть конус и диаметр уйдёт примерно в 32.
Все это хорошо если конус на коленвале без проставок. Вы хотите этим конусом обжать коленвал так, чтобы конус не провернуло на нем. Ну-ну.
Даже с конусом ставят шпонку.
 

nix13

(хен) Тайный советник
23 Июль 2012
2,575
338
83
Ростов-на-Дону
Езжу на ...
Wagon R+ 2002 венгр двигатель G13BB механика левый руль кондей.
Если конус разрезной - то не обязательно. Но в общем, все будет зависеть только от силы вдавливания. И немного можно добавить клеем.
Насчет торценуть - это маловероятно. После выточки конуса и отрезания его отрезным резцом - как вы его соосно зажмёте в токарный станок? А вручную стачивать край на точиле - будет несоосность.
 

ШРАЙБИКУС

Эксперт
17 Сентябрь 2008
3,511
268
83
Питер
Вы хотите этим конусом обжать коленвал так, чтобы конус не провернуло на нем
Больше похоже на попытку не обжать коленвал , а шестерню растопырить :0239: С огромной долей вероятности могу предположить чем это закончится , покупка колена и шестерни , покупка двигла , нужное подчеркнуть :yahoo: Особо умиляют советы помазать клеем , сопли советчика вполне сгодятся для этого .

Ещё бы придумать чем зафиксировать болт, без сварки.:help:
Есть специальный состав , фиксатор резьбы (хрень синего цвета) нитрокраска на крайняк .

P.S.
Пошёл за чипсами , продолжайте господа , не стесняйтесь .
 

Максим59

Продвинутый новичок
11 Март 2014
39
1
8
48
Езжу на ...
Suzuki Wagon R+
Как вариант подмазать разбитый шпонпаз металлополимерной пастой для восстановления валов
660x1000.jpg
 



Максим59

Продвинутый новичок
11 Март 2014
39
1
8
48
Езжу на ...
Suzuki Wagon R+
Больше похоже на попытку не обжать коленвал , а шестерню растопырить С огромной долей вероятности могу предположить чем это закончится , покупка колена и шестерни , покупка двигла , нужное подчеркнуть Особо умиляют советы помазать клеем , сопли советчика вполне сгодятся для этого .
Почитай на досуге http://mikrob.ru/viewtopic.php?f=47&t=87995
 

nix13

(хен) Тайный советник
23 Июль 2012
2,575
338
83
Ростов-на-Дону
Езжу на ...
Wagon R+ 2002 венгр двигатель G13BB механика левый руль кондей.
Не обращайте внимания. Он зол, когда чисто выбрит.
Кстати говоря - можно попробовать рассмотреть и вариант с посадкой расточенной шестерни на некую ремонтную втулку "на горячую". Тогда и с конусами возиться не нужно. Единственный минус - трудно будет очень точно попасть по метке 1:1 , схватывается-то быстро.
 

anm37

Странник
6 Май 2010
903
57
0
Иваново
Езжу на ...
Suzuki Wagon R+ 2002 г. 1.3 АКПП
Как думаете - для чего старый хозяин того папиласа приварил шестерню? Вариант один - сделать и продать, для себя он такое бы не сделал.
Чугун варится обычным электродом для нержавейки, а вот специальных по чугуну я еще не встречал.
 

nix13

(хен) Тайный советник
23 Июль 2012
2,575
338
83
Ростов-на-Дону
Езжу на ...
Wagon R+ 2002 венгр двигатель G13BB механика левый руль кондей.
Я видел, но они не меньше 5 мм и стоят тоже дорого, у нас порядка 200 рублей за 1 электрод у мешочников.
Обмазка темно-коричневая.
---
Не знаю, может тот хозяин и планировал с год-два поездить, кто знает... просто в той статье правду чел написал - это не приварить, а присрать. Хотя вот у нас на набережной урны и скамейки так "приварены" к прутьям, вбитым в землю. Хотя нагрузка там мала.
--------
Давайте чтобы тут наш "злой и чисто выбритый" не ругался, попробуем расчитать шпонку. Проблема, в основном, в том что мы не знаем, сколько потребляет при работе распредвал.
Допустим, грубо, при оборотах 6000 (628 радиан в секунду)
1. Генератор потребляет киловатт
2. Насос компрессора кондиционера потребляет киловатт
3. Ну и киловатт оставим на водяную помпу и распредвал.
Тогда усредненный крутящий момент, передаваемый через шпонку, будет около 5 ньютонов на метр. Умножим это на 10 для того чтобы перекрыть весь диапазон оборотов двигателя (понятно что при 600 оборотах - гена и компания 3 киловатта потреблять не будут, это подстраховка) получаем в итоге: шпонка должна выдерживать 50 ньютонов на метр.
Туда еще надо заложить что-то на динамические удары, точно не помню, кажется, рекомендовалось 3-кратный запас,
ну пусть итог 150 ньютонов на метр или 15 кг на метр.
Может ли такое выдержать клеевой шов на валу 24 мм в диаметре ? Да вполне.
 

nix13

(хен) Тайный советник
23 Июль 2012
2,575
338
83
Ростов-на-Дону
Езжу на ...
Wagon R+ 2002 венгр двигатель G13BB механика левый руль кондей.
Кстати и предолженное выше засверливание со спилькой впотай, если засверлиться чуток и в вал - выдержит тоже.
 





Максим59

Продвинутый новичок
11 Март 2014
39
1
8
48
Езжу на ...
Suzuki Wagon R+
Сегодня съездил в одну фирму в Екатеринбурге, занимается восстановлением валов, металлополимерами.
Выпросил у них минзурку этой двухкомпонентной пасты.

Характеристики этой чудо пасты.
Предел прочности при сжатии 1090 кг.см2
Устойчивость к коррозии 5000 часов
Предел прочности при изгибе 700 кг.см2
Твёрдость по Роквеллу 100
Коробление при нагреве 90 С
Прилипание при сдвиге и растяжении 175 кг.см2

Как думаете если в разбитом шпонпазе утопить шпонку в этой пасте и плюсом шестерню на эту же пасту. Будет держать?
 

Максим59

Продвинутый новичок
11 Март 2014
39
1
8
48
Езжу на ...
Suzuki Wagon R+
Кстати и предолженное выше засверливание со спилькой впотай, если засверлиться чуток и в вал - выдержит тоже.
+100 В любом случае после установки шестерни сделаю два отверстия на 5, и кончики этих свёрл утоплю в этих отверстиях

Пробовал сверлить старую шестерню сверлом по металлу за 12р. хорошо идёт.
Куплю нормальные не хрупкие свёрла, и всё ок!
 
Последнее редактирование модератором:

ШРАЙБИКУС

Эксперт
17 Сентябрь 2008
3,511
268
83
Питер
По описанию вроде реально , но токарь должен быть профи , на токарных станках конуса Морзе держат намертво , здесь похожий принцип .

Давайте чтобы тут наш "злой и чисто выбритый" не ругался,
Даже не собирался .

Как думаете если в разбитом шпонпазе утопить шпонку в этой пасте и плюсом шестерню на эту же пасту. Будет держать?
А что мешает попробовать ? Паста есть , хуже уже не будет , потому что итак плохо . Мне кажется фигня это , восстановить шейку под сальник может быть и реально , опять же это прокатит только со съёмом движка , что то более серьёзное я бы не рискнул .
 

anm37

Странник
6 Май 2010
903
57
0
Иваново
Езжу на ...
Suzuki Wagon R+ 2002 г. 1.3 АКПП
Пол дня рисовал
Не совсем удачно нарисовано посадочное место конуса на коленвал, 1 мм в минусе это слишком много, даже если учесть, что конус распилится, то его все равно придется забивать на шейку молотком. 0,2 - 0,3 в минусе + распил в миллиметр вполне достаточно.
Потом, где гарантия, что при затягивании болта, Вы попадете соосно с шестерней распредвала, что бы ремень стоял правильно, а не в сторону? Токаря моляшь замучиете, ему придется сделать ни один конус.
 


nix13

(хен) Тайный советник
23 Июль 2012
2,575
338
83
Ростов-на-Дону
Езжу на ...
Wagon R+ 2002 венгр двигатель G13BB механика левый руль кондей.
Давайте прикинем! Здесь нам нужна прочность при изгибе - ведь шпонка всегда работает на срез.
Я не знаю размер шпонки, но допустим, в той части, которая работала на срез, ее сечение где-то 4 х 15 = 60 мм квадр,
тогда для того чтобы срезало шпонку в этом месте, изготовленную из вот этой самой полимерной чудо-пасты, потребуется усилие примерно 0.6 * 700 = 420 кгс .
А какое же оно там, учитывая передаваемый крутящий момент максимум 15 кгс на метр?
Диаметр вала тут 24 мм, значит, в 1000 / 24 = 42 раза больше. То есть до 625 килограмм. Если наши допущения о максимальном моменте и о величине запаса на динамические удары верны.
То есть чисто заполнение шпонпазов этой чудо-пастой позволит нормальную эксплуатацию шкива... можно даже продать машину побыстрее... но при обрыве ремня, заглохивании двигателя, чем-то еще (может при включении муфты кондея) шкив сорвет.
Если же ввести шпонку, то надо будет уже делать расчет на сжатие застывшей пасты . тут все сложно - мы вобще не знаем площадь выбоин. Если она большая, и принять ее равной той же величине 60 мм квадратных, то с учётом 1090 кгс на см прочности на сжатие хватит в обрез.
Кстати расчет сделан без учета того, что у нас часть крутящего момента передается за счет плотного прижатия шестерни к коленвалу болтом, вообще эту часть учитывать нельзя, но у нас положение безвыходное.
----
Вердикт: если данные про пасту верны, можно не заморачиваться на точение конусов, просто сделать 2 шпильки с боков, и вклеить туда шпонку на этой пасте. И зажать болт посильнее. Должно хватить.
 

nix13

(хен) Тайный советник
23 Июль 2012
2,575
338
83
Ростов-на-Дону
Езжу на ...
Wagon R+ 2002 венгр двигатель G13BB механика левый руль кондей.
Кстати следует понимать, что соединение не будет прочнее, чем прочность чугуна самого коленвала.
"Предел прочности при растяжении высокопрочного чугуна составляет 35-100 кг/мм2 "
Из чего можно понять что полимерная паста примерно в 10 раз слабее высокопрочного чугуна.
 

Максим59

Продвинутый новичок
11 Март 2014
39
1
8
48
Езжу на ...
Suzuki Wagon R+
Кстати следует понимать, что соединение не будет прочнее, чем прочность чугуна самого коленвала.
"Предел прочности при растяжении высокопрочного чугуна составляет 35-100 кг/мм2 "
Из чего можно понять что полимерная паста примерно в 10 раз слабее высокопрочного чугуна.
Вклеенная шпонка + склеенная шестерня к каленвалу + две шпильки из прочного металла + новый болт шестерни.
Думаю этого вполне достаточно!
 

Максим59

Продвинутый новичок
11 Март 2014
39
1
8
48
Езжу на ...
Suzuki Wagon R+
Не совсем удачно нарисовано посадочное место конуса на коленвал, 1 мм в минусе это слишком много, даже если учесть, что конус распилится, то его все равно придется забивать на шейку молотком. 0,2 - 0,3 в минусе + распил в миллиметр вполне достаточно.
Потом, где гарантия, что при затягивании болта, Вы попадете соосно с шестерней распредвала, что бы ремень стоял правильно, а не в сторону? Токаря моляшь замучиете, ему придется сделать ни один конус.
Возможно допустимый диаметр внутреннего конуса -1, дополнительно добавит обжим каленвала, т.е. изночально конус забиваем с натягом, с учётом взята возможная выработка каленвала. В общем то согласен, можно убавить до -0,5.
В третьем действии указана подгонка на месте, от куда видим соостность шкивов и соответственно места торцевания конуса. От второго похода к токарю не обойтись, знаем это за ранее т.к. конус изночально в увеличенном размере(40мм).
 
Последнее редактирование модератором:

nix13

(хен) Тайный советник
23 Июль 2012
2,575
338
83
Ростов-на-Дону
Езжу на ...
Wagon R+ 2002 венгр двигатель G13BB механика левый руль кондей.
Ребята, если хотите соосности чего-то, то реально в бытовых :) :) :) условиях (то есть потрепанный станок лет 30-40 от роду) соосность достигается только одним способом - выточкой детали от и до с одной установки в патрон токарного станка. Причина в непредсказуемости силы обжатия 3-кулачковым патроном заготовки детали.
Даже если вы тупо , например, проточили болванку на цилиндр на половину длины, потом просто тупо ослабили зажим ее в патроне, не вынимая, не трогая, и зажав снова, и проточив на той же поперечной позиции резца ее до конца, вы увидите разницу. Это будет не один непрерывный гладкий цилиндр.
То же и с торцеванием: вы выточили из заготовки цилиндр, переобжали в патроне и проторцевали - всё, плоскость торца не будет строго перпендикулярна оси ранее проточенного цилиндра.
Чем изношенне патрон и чем мягче металл заготовки - тем сильнее дефект.