Предельные углы наклона

Дивный

Эксперт
8 Февраль 2009
3,575
978
0
43
Питер
Езжу на ...
Jimny 2003 г.в.
Ответ: Предельные углы наклона

уже приводил картинку.
Здесь машина далека от переворота, хотя очко и говорит об обратном =))))
img_1435.png
 


EDI

Эксперт-старожил
27 Апрель 2006
6,806
2,229
0
Израиль
Езжу на ...
авто
Ответ: Предельные углы наклона

к вопросу об устойчивости

глядя на фильм я задумался .....
и понял почему ? когда люди видят Джимни в таких позах , они просят потом валерьянку...

посмотрите на себя со стороны

http://www.youtube.com/watch?v=HFj4jW2qAAo&feature=feedrec_grec_index
 
  • Нравится
Реакции: 5 человек

EDI

Эксперт-старожил
27 Апрель 2006
6,806
2,229
0
Израиль
Езжу на ...
авто
Ответ: Предельные углы наклона

вот жешь ....нация камикадзе :thumbsup: :hilarious:

http://www.youtube.com/watch?v=uhqHgq8_6Cw&feature=feedrec_grec_index
 
  • Нравится
Реакции: 1 человек

UralWolf

Наш человек
12 Июль 2010
175
37
0
56
Уфа
Езжу на ...
Suzuki Jimny, 2002, 660см, K6A Turbo
Ответ: Предельные углы наклона

Здесь теория:
http://shod-razval.net/teoria.htm

Далее, собственно, расчет.

Параметры Jimny.
Длина - 3395
Ширина - 1475
Высота (В) - 1680
Расстояние между колесами (РМК) - 1275
Колесная база (КБ) - 2250

Предполагаем, что центр тяжести находится на высоте В/Х, где Х=2.
То есть посередине.

Предельный угол бокового наклона получаем по формуле
Arctg((РМК/2)/(В/Х)) = Arctg((РМК/2)/(В/2)) = Arctg(637,5/840) = Arctg(0,758....) = 37 градусов

Предельный угол подъема/спуска получаем по формуле
Arctg((КБ/2)/(В/Х)) = Arctg((КБ/2)/(В/2)) = Arctg(1125/840) = Arctg(1,339....) = 53 градусов


Но здесь еще надо учитывать, что при таких углах существенно уменьшается сцепление с дорогой. То есть необходимо учитывать возможности двигателя.
Грубо говоря, при угле подъема в 45 градусов машина "облегчается" на 30% .....

Считать надо.



Если ЦТ находится на 1/3 высоты, то, соответственно (теоретически)
Предельный угол бокового наклона: 48 градусов
Предельный угол подъема/спуска: 63 градуса, что, естественно, НЕ РЕАЛЬНО.
Но, 45 градусов при ТАКИХ условиях взять может.
 
  • Нравится
Реакции: 2 человек

Sappfire

Профи
18 Декабрь 2007
2,322
747
0
Москва
Езжу на ...
Jimny. 2007г. Синий цвет. Левый руль, официальная поставка.
Ответ: Предельные углы наклона

Предполагаем, что центр тяжести находится на высоте В/Х, где Х=2.
То есть посередине.
Вот в этом и есть проблема. Параметры ЦТ никто так и не узнал, а потому вычисления совершенно бесполезны, а в предположениях толку мало.

Хотя, зная, что у меня машина не легла на борт при крене в 51 градус, можно прикинуть примерное расположение ЦТ...
 


UralWolf

Наш человек
12 Июль 2010
175
37
0
56
Уфа
Езжу на ...
Suzuki Jimny, 2002, 660см, K6A Turbo
Ответ: Предельные углы наклона

Вот в этом и есть проблема. Параметры ЦТ никто так и не узнал, а потому вычисления совершенно бесполезны, а в предположениях толку мало.

Хотя, зная, что у меня машина не легла на борт при крене в 51 градус, можно прикинуть примерное расположение ЦТ...
На самом деле о крене больше 45 градусов речь даже вести не стоит.

Не говоря уже о подъеме/спуске с уклоном больше 45 градусов.

Что касается крена, то есть один очень интересный ГОСТ Р 52302-2004
Скачать можно, например, здесь
http://www.complexdoc.ru/lib/ГОСТ Р 52302-2004

Для расчета Центра тяжести также есть ГОСТ
ГОСТ 27248-87
http://www.complexdoc.ru/lib/ГОСТ 27248-87

Для расчета горизонтальных координат ЦТ достаточно знать распределение веса автомобиля по осям и по сторонам. Расстояние до ЦТ будет обратно пропорционально распределению Масс.

Для определения вертикального уровня ЦТ рекомендуется следующий метод:
Автомобиль поднимается за одну из сторон на 15-20 градусов и определяется нагрузка на другую сторону. Пусть она будет М1.
Д1 - величина проекции приподнятого автомобиля на плоскость
М - общая масса автомобиля
С1 - расстояние на плоскости до вертикали направленной на ЦТ

С1 = Д1*М1 / М, строится вертикальное сечение Х1

Аналогично автомобиль приподнимается за другую сторону и рассчитывается С2 и строится вертикальное сечение Х2

Пересечение Х1 и Х2 дает высоту ЦТ.

В принципе в автосервисе такое наверное могут проделать достаточно легко.

А, зная ТРИ координаты ЦТ уже достаточно просто просчитать момент, когда его проекция выйдет за пределы опорных колес автомобиля.
===============================================

Здесь интересно другое.

Кроме статического опрокидывания существует еще проблемы бокового и продольного соскальзывания.

Если с боковым соскальзыванием все достаточно понятно. Здесь основную роль играет сцепление шин с поверхностью.

То с продольным соскальзыванием при подъеме или спуске - сложнее.

Фактически сила тяжести (Фт) при подъеме и спуске играет двоякую роль. Она делится на две составляющих:
- Ф1 - силу прижимающую машину к поверхности.
- Ф2 - силу опрокидывания.

При угле подъема в 45 градусов проекции составляют
Ф1 = 0,7 * Фт
Ф2 = 0,7 * Фт

То есть, при подъеме в 45 градусов машина на 30% уменьшает давление на грунт и дополнительно получает силу опрокидывания, составляющую 70% от силы тяжести и действующую против тяги двигателя. То есть тягу по идее необходимо поднять на 70%.

Если учесть что во избежание пробуксовки тяговая сила (Фтяг) должна быть меньше или равна произведению Ф1 на коэф. сцепления (Ксц),
Фтяг <= Ф1 * Ксц

то имеем на ровной поверхности
Фтяг <= Ф1 * Ксц

- при угле подъема в 30 градусов
Фтяг * 1,5 <= (Ф1 * 0,85) * Ксц

Запас по тяге должен быть 1,8 раз

- при угле подъема в 45 градусов
Фтяг * 1,7 <= (Ф1 * 0,7) * Ксц

То есть, запас по тяге должен быть порядка 2,4 раза.
===========================================

Естественно, что ни о каких подъемах на 50 градусную гору речь просто не идет.

- при угле подъема в 50 градусов
Фтяг * 1,76 <= (Ф1 * 0,64) * Ксц

Запас по тяге должен быть порядка 2,75 раза.
 
  • Нравится
Реакции: 4 человек

xxDDxx

Свой в доску
20 Апрель 2009
511
60
0
Владивосток
Езжу на ...
Jimny Sierra, 2006, МКПП, M13A
Ответ: Предельные углы наклона

Но ведь попробовать стоит? :)
Можно еще колесики маленькие поставить на 14" (меньше не влезут вроде) и резину низкопрофильную, увеличим момент вращения - поползет тогда :)
Центр тяжести опять же опустится.

Джимниводы так просто не сдаются!
 

EDI

Эксперт-старожил
27 Апрель 2006
6,806
2,229
0
Израиль
Езжу на ...
авто
Ответ: Предельные углы наклона

зачем ? итак каждый раз прединфарктное состояние после покатушек...
Вы взлететь хотите ?
 

Sappfire

Профи
18 Декабрь 2007
2,322
747
0
Москва
Езжу на ...
Jimny. 2007г. Синий цвет. Левый руль, официальная поставка.
Ответ: Предельные углы наклона

Естественно, что ни о каких подъемах на 50 градусную гору речь просто не идет.
Это есть некоторый уход от темы, как мне кажется. Да, при равномерном движении, машина, мне кажется любая, не въедет на 45-ти градусный уклон. Просто силы трения колёс с грунтом не хватит. Поэтому, перед такими уклонами, мы стараемся взять разгон и проходить их ходом, а на спуске идти на какой-либо передаче, отпустив все педали. Но тема не об этом.

В этой теме мы пытаемся понять, какие углы крена и тангажа безопасны для машины. Вот в чём вопрос.

Вышеперечисленные методы выявления ЦТ интересны, их нетрудно найти в инете, что, думаю, многие уже сделали давно, но с практической точки зрения, всё упирается хотя бы в отсутствии весов на пару тонн. Другими словами, теория прекрасна, но на практике её не применишь.


...при случае, снова прокачусь по тем овражкам и сделаю ещё несколько замеров.
 

EDI

Эксперт-старожил
27 Апрель 2006
6,806
2,229
0
Израиль
Езжу на ...
авто
Ответ: Предельные углы наклона

если у Джимни все 4 колеса гребут ( т.е. блокировки 100%) , и есть достаточное понижение в трансмисии , то 50 градусов - легко
без разгона
 




UralWolf

Наш человек
12 Июль 2010
175
37
0
56
Уфа
Езжу на ...
Suzuki Jimny, 2002, 660см, K6A Turbo
Ответ: Предельные углы наклона

... в отсутствии весов на пару тонн.
Ну, вообще то это не совсем теория, а руководство к действию, в смысле ГОСТ.

Что касается весов, то думаю в любом приличном сервисе данную проблему можно решить. :)
У некоторых сервисников возможно даже спортивный интерес появится ... Не думаю, что данная операция обойдется дороже лечения перевертыша.

А вот решать задачу исключительно Эмпирически - наверное любопытно, но не интересно. Большую часть граничных условий все-таки следует получить на берегу.

Принципиально рассчитав значения для конкретной модели с конкретной массой и (только после этого) аккуратно проверив их на практике, можно спокойно делать пересчет уже на другие массовые нагрузки.
 

Sappfire

Профи
18 Декабрь 2007
2,322
747
0
Москва
Езжу на ...
Jimny. 2007г. Синий цвет. Левый руль, официальная поставка.
Ответ: Предельные углы наклона

если у Джимни все 4 колеса гребут ( т.е. блокировки 100%) , и есть достаточное понижение в трансмисии , то 50 градусов - легко
без разгона
Нет, не въедет. На 45 точно не въезжает, пробовал. И с места тронуться невозможно. Начинает буксовать, сила трения резко уменьшается и машина скатывается вниз.

Что касается весов, то думаю в любом приличном сервисе данную проблему можно решить. :)
У некоторых сервисников возможно даже спортивный интерес появится ... Не думаю, что данная операция обойдется дороже лечения перевертыша.
Те два автосервиса, которыми рулят мои знакомые, не претендуют на звание приличных, наверно, но как-то предложением не заинтересовались. Потому что нахрен не нужны им весы в производственном процессе.

Наверно будет лучше копать в сторону компании Сузуки и как-то там узнавать, где расположен центр масс.
 

EDI

Эксперт-старожил
27 Апрель 2006
6,806
2,229
0
Израиль
Езжу на ...
авто
Ответ: Предельные углы наклона

Sappfire, ты ездил на Джимни с 2 лок райтами и раздаткой 4.9 ?
 

EDI

Эксперт-старожил
27 Апрель 2006
6,806
2,229
0
Израиль
Езжу на ...
авто
Ответ: Предельные углы наклона

Sappfire, .....поэтому , как говорит Abcom - не надо ля ля )))
 

UralWolf

Наш человек
12 Июль 2010
175
37
0
56
Уфа
Езжу на ...
Suzuki Jimny, 2002, 660см, K6A Turbo
Ответ: Предельные углы наклона

Те два автосервиса, которыми рулят мои знакомые, не претендуют на звание приличных, наверно, но как-то предложением не заинтересовались. Потому что нахрен не нужны им весы в производственном процессе.
В интернете есть информация, что вроде бы взвесить автомашину можно здесь
http://www.osto-mai.ru/filials/ru60/tushino/

Проверить не смогу - далеко .... :)
 



suzukoff

Опытный сузуковод
27 Июнь 2009
884
383
63
45
Улан-Удэ
Езжу на ...
сузуки джимни вайт 1998гв, дв G13B
Ответ: Предельные углы наклона

если у Джимни все 4 колеса гребут ( т.е. блокировки 100%) , и есть достаточное понижение в трансмисии , то 50 градусов - легко
без разгона
От грунта наверно ещё зависит
По сухим и голым камням это одно
по песку другое
пл влажной почве и глине ващпе нето :)
наверно
 

UralWolf

Наш человек
12 Июль 2010
175
37
0
56
Уфа
Езжу на ...
Suzuki Jimny, 2002, 660см, K6A Turbo
Ответ: Предельные углы наклона

Для взвешивания автомобиля можно применить такой способ.

Берем гидравлический домкрат, объединенный с манометром.
Поддомкрачиваем ОСЬ до отрыва колес от земли. Записываем показание манометра (Pм)
Силу тяжести (Gт), действующую на ось считаем по формуле:

Код:
[B][SIZE="4"]Gт = (Пи() *  Dд^2 * Pм) / 4, где[/SIZE][/B]

Gт - сила тяжести действующая на ось (кгс).

Пи() - число ПИ.

Dд^2 - диаметр плунжера домкрата (см)

Pм - показание манометра (кгс/см^2)
Ищем домкрат с манометром .....
 

EDI

Эксперт-старожил
27 Апрель 2006
6,806
2,229
0
Израиль
Езжу на ...
авто
Ответ: Предельные углы наклона

От грунта наверно ещё зависит
По сухим и голым камням это одно
по песку другое
пл влажной почве и глине ващпе нето :)
наверно
разумеется .......чем грунт жёще , тем круче подъём
при соответствующей подготовке - 45-50 градусов - легко!!!