Ответ: У всех печально машина заводится в морозы?
-- Про летнее дизтопливо знаю, но про сезонный бензин - не слышал. На бензине, купленном летом езжу зимой и не замечал каких-либо ухудшающих отклонений - всё как летом.
В советском (до сих пор действует) ГОСТЕ есть 2 вида.
ГОСТ 2084-77, "Бензины автомобильные":
"... Автомобильные бензины подразделяют на виды:
летний - для применения во всех районах, кроме северных и северо-восточных, в период с 1 апреля до 1 октября; в южных районах допускается применять летний вид бензина в течение всех сезонов;
зимний - для применения в течение всех сезонов в северных и северо-восточных районах и остальных районах с 1 октября до 1 апреля. "
В российском - уже пять.
ГОСТ Р 51105-97. "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин":
"3.2 В зависимости от климатического района применения по ГОСТ 16350 автомобильные бензины подразделяют на пять классов:
1 - для района II9 с 1 апреля по 1 октября;
2 - для районов II4 и II5 с 1 апреля по 1 октября;
3 - для районов I1 и I2 с 1 апреля по 1 октября и для района II9 с 1 октября по 1 апреля;
4 - для районов II4 и II5 с 1 октября по 1 апреля;
5 - для районов I1 и I2 с 1 октября по 1 апреля. "
Летний и зимний бензины различаются фракционным составом. В зимнем больше легкокипящих фракций, чтобы облегчить холодный пуск. В летнем их меньше, чтобы паровых пробок по жаре не возникало. Подробнее можно в ГОСТах посмотреть, там все подробно расписано.
Конкретно Новосибирская область относится к климатическому району II4 - значит,если по ГОСТу, у нас с апреля по сентябрь должен продаваться бензин 2-го класса (летний), с октября по март - 4-го (зимний).
Насколько эти ГОСТы у нас сейчас соблюдают... ну, наверное, все догадываются.
На практике это означает вот что.
В норме холодный запуск идет как: впрыскивается первая порция бензина, из нее испаряется легкие фракции и обеспечивает первую вспышку. Более тяжелые фракции при первых вспышках не успевают испариться и просто сгорают. При этом, чтобы легких фракций хватило, смесь обогашается - то есть бензина, грубо говоря, льется больше.
По мере прогрева двигателя начинают испаряться все более тяжелые фракции, можно смесь обеднить. При рабочей температуре испаряются все фракции - мотор вышел на рабочий режим.
Получается, если залить зимой летний бензин (или даже зимний, но с нарушением ГОСТа по фракциям) и попробовать запуститься градусах так при -25, то может оказаться, что легких фракций во впрыснутом бензине недостаточно, чтобы при такой температуре испариться в достаточном количестве, чтобы образовать рабочую смесь. Именно это дает эффект, когда движок "чихает", но не заводится (то есть сгорает то, что успело испариться, но этого не достаточно). Хотя само по себе бензина льется много - но тяжелые фракции не испаряются вообще и просто оседают в цилиндре.
Если так покрутить секунд 10, то и "чихать" перестает - это означает, что в цилиндры налилось уже столько бензина, что свечи просто залиты. Если их сейчас вывернуть - с них просто капать будет. Понятно, об искре речи нет и вспышек не может быть в принципе.
Если водила старательный попадется - он еще долго будет стратером крутить, хотя уже и вспышек нет, пока батарею не подсадит. И в результате столько бензина в цилиндры нальет, что про запуск вообще можно забыть. Надо либо вывертывать свечи и продувать цилиндр сжатым воздухом, чтобы бензин выдуть, либо ставить в тепло, чтобы он сам испарился. Ну, или ждать оттепели хотя бы до -15. На карбюраторных машинах еще можно было цилиндры продуть, на впрысковых это плохо помогает.
А, к примеру, Томск - это уже регион I2, там на заправках должен быть зимой бензин 5-го класса. Получается, вполне возможно, что одна и та же машина, если заправиться в Томске, будет нормально при -30 запускаться, а в Новосибирске - уже при -25 проблемы. Понятно, что на практике это не только от бензина, но еще много от каких факторов зависит (масло, батарея, тех.состояние и т.д.). Но если масло, батарея, тех.состояние - дело рук водителя, то бензин - как его проконтролируешь?
Вот и получается, что зимний пуск сильно зависит от того, на какой заправке и какой бензин залить. Причем дело именно не в присадках и не в ОЧ, а во фракционном составе. Который никак не проверить, только опытным путем.