Всё по порядку:
Началась история с того, что захотелось мне сделать лифт своему джимнику. Заказал Роме Sprinter'у установку лифткомплекта 75 мм. + усиленные передние рычаги, в кои заложена коррекция кастора (делает он такие). В один прекрасный майский день поехал в Тверь, где эти работы были выполнены. После чего естественно потребовалось сделать сход-развал. Сделали, при этом намеряли отклонение угла кастора в "+" почти на градус. Теоретически вроде бы ничего страшного, а вот практически... На обратном пути в Москву пару раз словил жуткий шимми на скорости 70-80 км./ч. (столкнулся с этим явлением впервые, было реально страшно). До лифта в данном диапазоне скоростей имели место биения руля, посему этот шимми первоначально я и не связал с внесёнными изменениями в конструкцию. Чтение разных форумов ясности не внесло - причины озвучивались самые разные, начиная от резины, дисков, ну и т д. по цепочке: сайленты, рулевые наконечники, шкворни, ступичные подшипники... Короче причин как бы море и у каждого - своя. Начались хождения по мукам, точнее по сервисам. Проверили всё! Вообще всё. Колёса балансировали трижды (и столько же раз переставляли). Конечно резина не айс, на тот момент стояла штатная, но все отклонения и биения в пределах допуска. Никаких неисправностей по ходовой нет, а шимми - есть! Чешу репу.
В общем начал думать и сопоставлять факты. До лифта вибрации были? Были. Резина была неотбалансирована - факт. Вот только к шимми они не приводили, биения успокаивались, а не входили в резонанс. Что изменилось? Другие пружины, другие амморты, другие рычаги, которые видимо оказались длинноваты, т.к. угол кастора вылетел за предел допустимого. А какой он был до этого? А хрен его знает, кто его когда мерял. Сайленты были перепрессованы те же. Подшипники, шкворни, рулевые наконечники никто не трогал.
В итоге пришлось снова ехать к Роме. Рыдаю!
Решили начать с замены рычагов, дабы привести кастор в норму - поставили от лифткомплекта 60 мм. Поехали. И вот чудо! Шимми нет! Браво! Ай
Теперь оставлю в сторону эмоции, попробую подвести теорию по мере возможностей.
Зачем делают положительный кастор? Чтоб руль после поворота возвращался в центральное положение - это общеизвестно. Уж не помню, как там это разрисовать с точки зрения физики (учился 20 лет назад, всё забыл), в общем при положительном касторе возникает некая сила, которая руль возвращает. Причём чем больше угол кастора, тем больше эта сила (при околонулевом касторе этой силы нет и руль не возвращается). С нижним ограничением всё ясно, а вот с верхним... Зачем-то оно даётся? Стоп. Вот зачем! При чрезмерном угле кастора энта сила становится такова, что руль центральное положение проскакивает и процесс колебаний начинает идти по нарастающей! Как раз и получается вот этот самый расколбас! Т.е. сам по себе избыточный угол кастора не вызывает шимми, но любую вибрацию, которая может быть обусловлена кучей разных причин вплоть до неровностей дорожного полотна (см. выше) он доводит до резонанса! Колебания, которые при нормальном касторе, должны по логике самозатухать, наоборот усиливаются, вызывая в конечном итоге эффект шимми.
Кстати - статья из википедии на эту тему: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вобблинг. Правда там речь о мотоциклах, но так как у нас передняя подвеска зависимая (а шимми возникает ТОЛЬКО у машин с зависимой передней подвеской) - то можно провести аналогии. Так что если словили шимми - в первую очередь проверяйте кастор!
Началась история с того, что захотелось мне сделать лифт своему джимнику. Заказал Роме Sprinter'у установку лифткомплекта 75 мм. + усиленные передние рычаги, в кои заложена коррекция кастора (делает он такие). В один прекрасный майский день поехал в Тверь, где эти работы были выполнены. После чего естественно потребовалось сделать сход-развал. Сделали, при этом намеряли отклонение угла кастора в "+" почти на градус. Теоретически вроде бы ничего страшного, а вот практически... На обратном пути в Москву пару раз словил жуткий шимми на скорости 70-80 км./ч. (столкнулся с этим явлением впервые, было реально страшно). До лифта в данном диапазоне скоростей имели место биения руля, посему этот шимми первоначально я и не связал с внесёнными изменениями в конструкцию. Чтение разных форумов ясности не внесло - причины озвучивались самые разные, начиная от резины, дисков, ну и т д. по цепочке: сайленты, рулевые наконечники, шкворни, ступичные подшипники... Короче причин как бы море и у каждого - своя. Начались хождения по мукам, точнее по сервисам. Проверили всё! Вообще всё. Колёса балансировали трижды (и столько же раз переставляли). Конечно резина не айс, на тот момент стояла штатная, но все отклонения и биения в пределах допуска. Никаких неисправностей по ходовой нет, а шимми - есть! Чешу репу.
В общем начал думать и сопоставлять факты. До лифта вибрации были? Были. Резина была неотбалансирована - факт. Вот только к шимми они не приводили, биения успокаивались, а не входили в резонанс. Что изменилось? Другие пружины, другие амморты, другие рычаги, которые видимо оказались длинноваты, т.к. угол кастора вылетел за предел допустимого. А какой он был до этого? А хрен его знает, кто его когда мерял. Сайленты были перепрессованы те же. Подшипники, шкворни, рулевые наконечники никто не трогал.
В итоге пришлось снова ехать к Роме. Рыдаю!
Решили начать с замены рычагов, дабы привести кастор в норму - поставили от лифткомплекта 60 мм. Поехали. И вот чудо! Шимми нет! Браво! Ай
Теперь оставлю в сторону эмоции, попробую подвести теорию по мере возможностей.
Зачем делают положительный кастор? Чтоб руль после поворота возвращался в центральное положение - это общеизвестно. Уж не помню, как там это разрисовать с точки зрения физики (учился 20 лет назад, всё забыл), в общем при положительном касторе возникает некая сила, которая руль возвращает. Причём чем больше угол кастора, тем больше эта сила (при околонулевом касторе этой силы нет и руль не возвращается). С нижним ограничением всё ясно, а вот с верхним... Зачем-то оно даётся? Стоп. Вот зачем! При чрезмерном угле кастора энта сила становится такова, что руль центральное положение проскакивает и процесс колебаний начинает идти по нарастающей! Как раз и получается вот этот самый расколбас! Т.е. сам по себе избыточный угол кастора не вызывает шимми, но любую вибрацию, которая может быть обусловлена кучей разных причин вплоть до неровностей дорожного полотна (см. выше) он доводит до резонанса! Колебания, которые при нормальном касторе, должны по логике самозатухать, наоборот усиливаются, вызывая в конечном итоге эффект шимми.
Кстати - статья из википедии на эту тему: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вобблинг. Правда там речь о мотоциклах, но так как у нас передняя подвеска зависимая (а шимми возникает ТОЛЬКО у машин с зависимой передней подвеской) - то можно провести аналогии. Так что если словили шимми - в первую очередь проверяйте кастор!