41 год:
К 6-ти часам утра 5-го октября основные силы дивизии сосредоточились в лесном массиве северо-восточнее Спас-Деменска. По пути движения - к дивизии присоединились 10 танков 43-й армии. Разведкой дивизии было установлено, что населенные пункты Ртинки, Наумово, Старинки, Чебники, Коскино заняты противником. Пути отступления дивизии на северо-восток были перекрыты 2-й танковой и 258-й пехотной дивизиями врага. С востока к позициям подступали болотистые места реки Малая Ворона. К северо-западу от 17-й дивизии еще 4 октября ее 1314-й полк совместно с батальонами северного соседа, 60-й дивизией, отбивали атаки немецких моторизованных групп. Ночью, 5-й танковой дивизии немцев удалось рассечь порядки 60-й и 17-й дивизий. Возможности совместных действий теперь у них уже не было. С западной и юго-западной стороны позиции 17-й сд подпирали части 5-й танковой и 252-й пехотных дивизий. С юга, на Варшавском шоссе, на участке от Осовки до Ершей, под прикрытием 11-й танковой дивизии, саперные части немцев проводили работы по разминированию, расчистке и налаживанию движения по магистрали. Таким образом, утром 5-го октября 17-я дивизия оказалась в полном окружении, свободным было только окно справа - болотистые берега реки Малая Ворона.
Взошедшее яркое солнце освещало поредевший лес в желтом и багровом уборе и отдыхающих солдат и командиров из Замоскворечья. Было совсем тихо. Самолеты врага не летали, пушки не стреляли. Днем три попытки 17-й дивизии прорваться через Старинки не имели успеха. Не помогли и танки. Потери снова были значительными, в том числе и 7 танков. К вечеру дивизия оказалась полностью зажатой немецкими бронированными клещами. Оставалась единственная лазейка - через болота реки Малая Ворона, на восток, да и та уже была под прицелом врага. Разведка уточнила маршрут, и с наступлением темноты 1312-й и 1314-й полки в ротных и батальонных колоннах начали бесшумно переходить заболоченную реку. В первую очередь был обеспечен отход автоколонны, в составе которой шли машины со знаменами дивизии и со штабными документами. Эту колонну охраняли два взвода караульной роты и два танка. Автоколонна благополучно прошла затопленные участки
и двинулась в направлении на Городечню, Ключики и далее - по направлению на Малоярославец. Немцы обнаружили движение частей и открыли шквальный огонь из всех орудий. А затем перешли в атаку. Только штыками удалось пробить путь.
На рассвете 6-го октября, когда через прорванный через порядки немцев коридор прошли последние дивизионные орудия, повозки, обозы 17-й дивизии, снялся со своей охранной позиции и взвод зенитных пулеметов. Только теперь это было уже полвзвода. Одну машину с пулеметами, изуродованную прямым попаданием мины пришлось оставить. Погиб и расчет, обслуживающий установку. Выйдя через болота реки Малая Ворона из огненного кольца окружения, части 17-й дивизии утром 6-го октября собрались
на поляне в лесном массиве южнее деревни Городечня. Командир дивизии обратился ко всем собравшимся: "Товарищи! Я командир 17-й стрелковой дивизии полковник Козлов. Полковник Козлов П.С. Не имея боеприпасов, горючего и продовольствия, а также средств борьбы с танками, двигаться большой колонной нецелесообразно. Трудно маскироваться, располагаться на ночлег, трудно кормить людей. Поэтому принимаю решение: выходить на восток, общим направлением на Малоярославец, по лесам, группами в 100-200 человек. Группы поведут назначенные мною командиры. Самую большую группу поведу я сам. Маршруты движения групп уточнит начальник штаба капитан Маслеников. Связь со мной и с соседними группами держать через связных. Задача: пройти через вражеское кольцо и соединиться с частями Красной Армии, максимально сохранить людей и оружие, избегать встреч с врагом, не ввязываться в затяжные бои". Судьба каждого отряда, 17-й стрелковой дивизии выходившего из окружения, в последующие пять ненастных осенних дней сложилась по-разному, но для каждого отряда она была трудной. 7-го октября погода испортилась, выпал первый снег. Трудности для отступающих увеличились. Пришлось избавиться от крупной техники.
1943 год:
В марте 1943 года войсками 33-й, 49-й и 50-й армий были освобождены территории Юхновского, Мосальского и Барятинского районов севернее Варшавского шоссе. войска вышли на подступы к Спас-Деменску. В условиях наступившей весенней распутицы сломить возросшее сопротивление противника наши войска не смогли и 1 апреля на расстоянии 10-20 км восточнее, севернее и северо-западнее Спас-Деменска перешли к обороне. На этом рубеже фронт стабилизировался до лета 1943 года.
После артиллерийской подготовки, продолжавшейся 1 час 50 минут, 5-я армия (В. С. Поленов), 10-я гвардейская армия (К. П. Трубников) и 33-я армия (В. Н. Гордов) 7 августа 1943 года в 6 часов 30 минут перешли в наступление из района восточнее Спас-Деменска в направлении Рославля. Несмотря на неблагоприятные метеорологические условия, авиация 1-й воздушной армии активно поддерживала наступление наземных войск. Бои в главной полосе сразу же приняли напряженный и затяжной характер. Противник предпринимал одну контратаку за другой, поддерживая их массированным огнем орудий и минометов. Преодолевая упорное сопротивление фашистов и отбивая контратаки пехоты и танков, войска ударной группировки фронта продвинулись к исходу 7 августа на направлении главного удара на 4 км. Во второй половине дня 7 августа 68-я армия (Е. П. Журавлев) начала выдвигаться на рубеж ввода в сражение. Удар двух дивизий этой армии в полосе 10-й гвардейской армии с рубежа севернее Шимени не привел к успеху.
Утром 8 августа наступление на спас-деменском направлении возобновилось, однако и в этот день достичь существенных результатов не удалось. Ожесточенное сопротивление противника и тяжелые условия лесисто-болотистой местности сказывались на темпах продвижения.
На рассвете 13 августа 1943 года с боевых позиций в районе населенных пунктов
Наумово - Стаинки перешли в наступление части 146-й стрелковой дивизии в направлении города Спас-Деменска. Первым в город на вокзал со стороны Морозовской горки вошли бойцы во главе с капитаном Г. Ф. Овчаренко из 698-го стрелкового полка, а с южной стороны - подразделение во главе с капитаном Н. Новиковым из 42-й стрелковой дивизии 33-й армии. Командовал 42-й дивизией генерал-майор Н. И. Мультан.