Я бы так "по-простомму" ответил на ваши вопросы:
L - это 1-я передача. Т.е. вы принудительно включаете АКПП в 1-ю передачу и не позволяете ей автоматом 9по своему усмотрению, как это она и призвана делать) переключаться на другие передачи. Для чего это надо? к примеру, когда вы пытаетесь выбраться из грязи на МКПП, вы включаете 1-ю и пытаетесь спокойно, без резких движений и быстрых оборотов выбираться, иначе закопаетесь глубже. Если на АКПП вы не включите на L, то добавляя газу вы начнете увеличивать скорость вращения колес, а т.к. в грязи (или в снегу, скажем) нагрузка на колеса маленькая (слабое сцепление с дорогой), то коробка переключится скоро на 2-ю передачу. В результате скорость увеличится.
Еще вариант: вы поднимаетесь в крутую гору, машина груженая, ей тяжело. Вы едете на 1-й передаче, немного разгоняетесь, и наступает момент, когда АКПП принимает решение, что пора уже на вторую передачу переключаться, т.к. скорость достаточная для этого. Она и переключается. Но тут окажется, что на 2-й передаче двигателю не хватает оборотов, чтоб тянуть, т.к. на низких оборотах мощность двигателя слабее. В итоге скорость движения начнет падать и машина опять переключится на 1- передачу. И так и будет "плясать" туда-сюда с передачи на передачу. Чтоб этого не происходило, вы и включаете на L, и держите нужную скорость, а коробка не перепрыгивает с передачи на передачу.
На самом деле режимом L очень редко пользуются. Чаще пользуются второй (2) передачей, или 3-й, которая и есть по сути "O/D". Я в горку поднимаюсь на O/D, т.к. именно так и происходит, как я писал - коробка пляшет с 3-й на 4-ю передачу, а потом обратно, т.к. не хватает мощи тянуть на 4-й. Чтоб не плясала, нажимаю O/D, и спокойно поднимаюсь на нужной мне скорости в горку.
Это основной момент, когда я использую O/D или "2" (еще реже "1"). Ну и второй момент - обгон, о котором уже писали: иду на обгон, надо резко ускориться, но не хочу педаль в пол давить (т.к. коробка может и на 2-ю передачу перескочить, на которой обороты будет уже довольно высокими, что не всегда мне нравится), поэтому просто нажимаю O/D, коробка переключается на 3-ю, обгоняю и отжимаю обратно O/D.
Еще, в некоторых странах (да и в России местами) есть ограничения в городе - 50 км/ч. Это как раз пограничная скорость для переключения многих АКПП на 4- передачу. Получается, что при езде на этой скорости, АКПП часто переключается туда-сюда. Чтоб этого не происходило, нажимают O/D (отключая овер-драйв, т.е. 4-ю передачу - при этом загорается соответствующая лампочка на приборке) и спокойно ездят на 3-х скоростях. У меня на Фольквсе пассат В3 была АКПП, так она переключалась на 4- только на скорости 58 км/ч (или 62, уж не помню точно). Это меня постоянно раздражало, т.к. если в городе потом машин идет на скорости около 60, то АКПП постоянно "плясала", расход увеличивался... а я "закипал" от раздражения
По сути, эти режимы позволяют водителю иногда "вручную" переключать коробку, словно вы на механике едите, а не на автомате. Т.е. мы имеем нам знакомые четыре передачи 1(L)-2-3-4. кстати, сейчас у меня Киа Сид, так на нем первая передача и есть "1", а не "L".
Надеюсь, так вам понятно будет...