Ну вот, после предыдущего ремонта в сервисе, через 1,5 года загремела снова рейка.
В процессе замены возникли вопросы, и как-то сходу на форуме ответов не нашёл. Соображали с другом в гараже.
Потрачено часа 4.
Кто-то писал, что втулка по размерам не подошла, оказалось надо сообразить как впихнуть.
Прикладываю свою инструкцию по пунктам как делал.
SUZUKI WAGON R MA34S ремонт\замена рейки от а до я.
1. Подготовка.
Машина на яме или подъёмнике. Колёса прямо, руль ровно, заклиниваем небольшим
движением без ключа - это важно, чтобы потом не сбить положение руля.
Где педали, в полу, карданчик, его положение имеет смысл запомнить относительно
шестерни вала от рулевой рейки, которая в него вставлена. Делаем при помощи цветного\
белого маркера.
Понадобятся: белый маркер, яма или подъёмник.
2. Снимаем рейку.
Снять колёса.
Открутить вышеуказанный карданчик.
Откручиваем с цапфы рулевые наконечники.
В подкапотном открутить справа и слева оба кронштейна держащих рулёвую рейку. Гайки на
12, крутить удобно сначала большой трещёткой, а потом уже малой, т.к. там пространства не
много.
Вытаскиваем рейку в противоположную рулю сторону, для праворуких влево, изгибая
шарниры и проворачивая, чтобы в аккурат влезло в технологические запасы.
Понадобятся: трещётки малая и большая, шплинты 2 шт (не помню точно, мм 3 где-то),
возможно гайки с нарезкой под шплинты или фиксирующие гайки.
3. Минимизируем развал.
Снимаем уплотнитель с шестерни вала, что входит в карданчик под рулём. Маркером
отмечаем его положение относительно каркаса рулевой рейки.
Следим, чтобы в процессе работ метка не съезжала.
Снимаем гофро-пыльники и двигаем в сторону гаек крепления рулевых наконечников.
Рулевые наконечники пока не откручиваем !
Откурчиваем шарниры, что под пыльниками при помощи ключа на 17 (на память) и
разводного ключа. Удобно делать вдвоём.
Газовый не используйте - сорвёте железо, потом остриём по пыльнику будет ходить!
Замеряем штангенциркулем расстояние от от конца вала (место крепления шарнира) до
корпуса рулевой рейки с обеих сторон (7 раз отмерь, один отрежь).
рулевая тяга ///=======|_ корпус рейки _|=======\\\ рулевая тяга
рулевая тяга <замерить>|______________|<замерить>* Таким образом имеем 3 (три) точки выставления положения вала, относительно корпуса
- по концам, где крепятся шарниры, а также место крепления кулачка руля. При движении
вала, все 3 метки сместятся.
Теперь, берём рулевые тяги (рулевой наконечник + шарнирная тяга), не снимая пыльник,
замеряем расстояние от выпуклой точки (центр оси) наконечника, до местоположения
фиксирующей гайки на обоих тягах.
* Если у вас замена рейки на другую, то просто можно новую тягу выставить по старой.
Также по старой можно выставить положение вала в корпусе по 3м имеющимся меткам.
Если это сделаете идеально, то, возможно обойдётесь без развал-схождения. По крайней
мере у меня после такой операции машину никуда не вело.
Понадобятся: чистая поверхность, без песка и пыли, ветошь 1-2 метров, смазка подшипников
(я использовал rubin не высокотемпературный, с присатками от задиров и не вымываемый),
разводной сантехнический ключ, рожковые ключи, маркер, штангенциркуль.
Возможно использовать лазерный уровень, чтобы по нему поймать точки осей на старой и
новой тяге.
4. Меняем втулку.
Я брал то, что на фото, новый даже на глаз заметно больше во внешнем диаметре.
Сайлентблок SUZUKI, 4854182H10. Оригинал на 2021, с тафлоновым внутренним
покрытием стоит порядка 800 руб.
Он довольно широкий, поэтому, чтобы загнать его в трубку корпуса пришлось ухитрится!
Отпиливаем болгаркой конец трубки корпуса рулевой рейки, там где он завальцован, с
противоположной от руля стороны. Сколько пилить? Там есть запас, но я старался по краю.
Обязательно зачистить срез напильником, не повредив вал, и не накидав стружки внутрь.
Теперь берём 2 куска ПНД-трубки диаметрами(внеш\внутр) 40\32 и 32\25мм. Собственно
получается упругий поршень Д32, чтобы загнать резиновую втулку в такой же диаметр 32мм
трубки корпуса рулевой рейки.
Смазали резину втулки смазкой от рейки, поставили в трубу 40мм и в тиски, опа и она на
месте. Теперь в эту трубу ставим с обратной стороны трубу 32.
Конструкцию ставим на рейку, вертикально.
А чтобы вал нам не мешел, смещаем его в сторону руля, а сам вал засовываем в деревянное
отверстие доски как на фото. Не забываем обезопасить от пыли и песка.
Осталось дело за молотком. Колотим пока труба д32 не выдавит втулку в трубку рейки.
Делается всё довольно просто.Понадобится: куски пнд труб 40мм и 32мм, молоток, смазка для рулевой рейки, тиски,
болгарка, тонкий диск по металлу, напильничек мелкий, ветошь, сверло перьевое, устойчивая
поверхность.
5. Меняем сухарь.
В наличии был только febest SZSB015,
и я его взял на всякий случай. Вскрыв гайку, и сняв старый сухарь увидел почти нулевой
износ красного пластика. Поэтому оставил на месте его же.
Откручиваем гайку сухаря, у меня она была на герметике, вынимаем пружинку, запоминаем
что плоским краем опираем на сухарь.
Ковыряем сухарь. На моём было сложно зацепиться узкогубцами, поэтому управился 2мя
шлицевыми отвёртками в распор. Вышел легко.
Перед установкой обратно, заливаем смазку на вал под сухарь, закручиваем. В моём случае
это было до упора, рукой стало сложно пошевелить вал, и я малость отпустил, до вращения
рукой с некоторым усилием.
6. Сборка рейки.
При необходимости меняем пыльники. Мои были слегка потресканы по поверхности
складок. Говорят так ездят. Потресканы с одной стороны, наверное можно было просто
перевернуть, но я поменял на AVANTECH BS0111 (до -55 упругие с хомутами в комплекте).
После замены пыльников не забываем выставить как указано выше от выпуклой точки оси
наконечника до основания шарнира.
Смазываем шарниры, а затем закручиваем их на концы вала рейки.
Если старая рейка на руках с новой, можно теперь всё ещё раз сверить по размерам,
положению. Не забываем промазать вал смазкой.
Фиксируем пыльники, можно нихромовой проволокой на 2 оборота, а можно хомутами, кому
как проще\удобнее.
7. Ставим рейку на место, в порядке обратном снятию.
Вставляем наконечники в цапфу, смазав графиткой отверстия цапфы, вставляем кронштейны,
при этом пытаемся попасть в нужное положение в карданчик, на зажатом руле.
Это делается вдвоём.
Закручиваем гайки, вставляем шплинты.
Вы у цели!