Если позволите сравнение (не моё)
Рассмотрим достоинства и недостатки существующих систем принудительного охлаждения:
1. Вентилятор с постоянным механическим приводом от коленвала.
Достоинство – простота и надежность привода, дешевизна.
Недостатки: холодный двигатель долго прогревается до рабочей температуры из-за постоянного принудительного охлаждения. Скорость вращения вентилятора и интенсивность охлаждения напрямую связана со скоростью вращения двигателя. На средних скоростях и оборотах двигателя происходит переохлаждение двигателя, а на холостых наоборот. Тратится много бензина на прогрев. Зимой долго прогревается салон. Приходится закрывать радиатор на зиму Некоторые «умники» даже на зиму снимают крыльчатку радиатора, а забуксовав - вскипают. Даже в журнале №3 2006 была задана задача в разделе «Конкурс». Летом, в жару, в пробках на холостом ходу, эффективность охлаждения невелика. Часто приходится подгазовывать, иначе закипишь. Постоянно тратится бензин на вращение вентилятора.
Применяется только для продольно расположенных двигателях на очень дешевых моделях.
2. Вентилятор с постоянным механическим приводом от коленвала через вязкостную муфту.
Достоинство – простота и надежность привода. Скорость вращения вентилятора зависит от температуры под капотом. Чем выше температура – тем больше сопротивление вязкостной муфты и соответственно скорости вращения крыльчатки вентилятора. Намного более стабильна рабочая температура двигателя, чем в предыдущем варианте.
Недостатки: холодный двигатель не очень быстро прогревается до рабочей температуры из-за постоянного небольшого принудительного охлаждения. Вентилятор на вискомуфте всегда вращается. Особенно плохо прогреваются дизеля на грузовиках. Скорость вращения вентилятора и интенсивность охлаждения напрямую связана со скоростью вращения двигателя. Тратится много бензина на прогрев. Зимой долго прогревается салон. Приходится закрывать радиатор на зиму Летом, в жару, в пробках на холостом ходу, эффективность охлаждения невелика, т.е. оборотов вентилятора не хватает. Часто приходится подгазовывать, иначе закипишь. Постоянно тратится топливо на вращение вентилятора.
Применяется только для продольно расположенных двигателях на недешевых моделях.
Значительная стоимость.
3. Электовентилятор с релейной схемой включения с разницей между температурами включения и выключения порядка 5-7 градусов..
Достоинство – простота, невысокая стоимость. Интенсивность охлаждения не зависит от оборотов двигателя. Быстро прогревается двигатель и салон. Возможно применение при любом расположении двигателя на бюджетных машинах. Меньший расход топлива на принудительное охлаждение, чем в первых двух случаях.
Недостатки: ненадежность простой релейной схемы включения электровентилятора. Очень хорошо все разъяснено в статье «Кипеть или не кипеть», ЗР №2 2006. Чем чаще срабатывает электровентилятор, тем ниже становится надежность элементов схемы включения из-за больших пусковых токов и большой индуктивности электровентилятора. Происходит электроэрозия контактов реле. Невозможно продиагностировать, когда откажет один из элементов. Водителю надо постоянно следить за температурой двигателя.
Мощность электровентилятора рассчитывается из интенсивности охлаждения двигателя на критических режимах движения. В повседневной эксплуатации редко требуется использовать всю мощность системы охлаждения. Из-за включения электровентилятора на полную мощность:
- часто выгорают колодки предохранителей или расплавляются сами предохранители.
- резко возрастает нагрузка на генератор уменьшаются обороты холостого хода на 50-150об.мин. (маломощные двигатели, как на Оке, могут даже заглохнуть или сильно завибрировать). Для компенсации приходиться устанавливать повышенные обороты холостого хода. Больше тратится топлива.
- уменьшается скачкообразно напряжение в бортовой сети на 0.5 - 2В.
- температура двигателя резко уменьшается на 7-10гр., что отрицательно сказывается на ресурсе деталей двигателя,так называемый эффект термокачки.
- повышенный шум от работы электровентилятора
Вывод напрашивается сам собой. На сегодня нет идеальной штатной системы принудительного охлаждения охлаждения ДВС. Идеально было бы соединить достоинства вискомуфты и электровентилятора, и убрать их недостатки при небольшой стоимости.