Ответ: Улетел с дороги- будьте внимательны
Когда блокировка выключена, оси автомобиля могут крутиться с разной скоростью. например передняя ось со скоростью 100 оборотов в минуту а задняя 0 об. мин. при этом крутиться будет та ось, которая менее нагружена, то есть та, которая имеет меньшее сцепление с дорогой. помножив это на межколесный дифференциал, который работает так же, мы получаем полный привод, засадив в грязь одно колесо которого, мы получим буксующую машину. Супер джип правда? Хуже монопривода, так как засадив не ведущую пару колес в лужу можно рабочей осью, которая осталась на сухом вытащить машину. С полноприводником все хуже, какую бы ось водитель не утопил в грязь, она заберет весь крутящий момент на себя.
Это сделано, что бы машина могла поворачивать, а пробуксовка 1 колеса и в итоге застрявшая машина - это побочный эффект испольования диффеенциалов.
Объясняю на примере межколесного дифференциала.
При повороте, колеса снаружи поворота проходят больший радиус чем внутренние, из за этого внутренние колеса должны в повороте вращаться медленнее внешних.
Межосевой дифференциал преследует те же цели, так как в повороте передняя ось двигается не по той же траектории, что и задняя а значит скорости их вращения должны быть разными что бы проходить один и тот же путь по разным траекториям.
Все хорошо на асфальте, но в грязи полный привод такой конструкции ничем не лучше моноприводной легковушки, а как я описал выше иногда даже хуже. Можно засадить в грязь одно колесо и застрять. Но тут мы включаем блокировку межосевого дифа, и оси начинают крутиться ВСЕГДА с одинаковой скоростью. То есть если передняя 50 об. мин. то и задняя 50 об. мин. и никак иначе. То есть если лужа спереди и там буксует колесо, то при межосевом блоке нас вытянет задняя ось, где сцепление колес с поверхностью хорошее. Так мы превращаем недостаток в достоинство, и уже не важно какой осью мы застряли, если одна из осей на сухом, мы всегда выедем.
Теоретически машине нужно минимум три точки чтобы стоять на земле, на практике можно засадить одно переднее и одно заднее колесо, тогда блок межосевого дифа не поможет и нужно включать межколесный, но его у нас нет)))
Это ответ на вопрос зачем нужна межосевая блокировка на Витаре.
При движении по трассе с заблокированной межосевой блокировкой все будет хорошо, пока мы едем прямо и машину не трясет, т.е. по стеклу едем. Можно даже руль отпустить, машина будет стремиться ехать прямо, так как у нас нет возможности колесам крутиться с разной скоростью, а значит, нет склонности к повороту вообще, ибо поворот предполагает разную угловую скорость колес. Из за этого и создаётся впечатление более уверенного поведения машины на скользком покрытии, но это очень обманчиво, так как не предполагает отсутствия возможности развития заноса, машина, по сути просто хуже поворачивает. Кстати на машине с 3-мя блокировками (межосевая и 2 межколесных(перед и зад) при их одновременном включении на асфальте повернуть вообще невозможно, ощущение что машина Супер уверенно едет по прямой!) Про занос далее.
Но если нужно подрулить или изгиб дороги, то осям для сохранения колес непрерывного контакта с дорогой (то есть сохранения ситуации, когда колеса при повороте не проскальзывают относительно дороги) нужно вращаться с разными скоростями, а у нас блокировка включена, и оси принудительно ВСЕГДА крутятся одинаково.
В результате колеса одной оси проскальзывают относительно полотна дороги, и трение качения (физическое понятие, силы действующей на катящийся по поверхности объект) превращается в трение скольжения (сила действующая на объект который скользит по поверхности), а сила трения скольжения намного меньше силы трения качения(учебник Физики 8 класс).
Так происходит потеря машиной уверенного контакта с дорогой, и начинается занос. Если бы не был заблокирован межосевой дифференциал, то колеса бы не проскользнули в первый раз и качение не превратилось бы в скольжение.
Собственно после этого развивается занос, а если полный привод понесло, то уже дела плохи, так как нет возможности вытянуть морду передним приводом, тупо газанув или затолкать машину обратно на траекторию задним.
Но все, же вывести машину из заноса можно, если колеса нормально крутятся и не проскальзывают по дороге, а у нас блокировка включена и колеса при повороте начинают проскальзывать относительно поверхности по надеюсь теперь понятным причинам.
И каждый поворот руля, которыми водитель пытается вырулить из заноса вызывает лишь новое проскальзывание колес по дороге из за невозможности разной скорости вращения осей автомобиля, лишь усугубляя положение.
Это ответ на вопрос что случилось с автором ветки.
Вывод такой:
Ездить по трассе на скорости с заблокированным дифференциалом просто опасно.
То что написано в инструкции, говорит только о том, что данный режим используется на скользкой дороге, т.е. такой на которой связь колес с грунтом и так слабая, И ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЕ КОЛЕС УЖЕ ПРОИСХОДИТ, и дополнительное провоцирование этого процесса блокировкой не скажется на трансмиссии автомобиля.
В общем, это только для грязи, снега и т.п.!
PS: По поводу ручника ситуация та же. Блокируем задние колеса ручником. Передние продолжают вращаться. В итоге на передних колесах получаем трение качения, на задних трение скольжения. Поскольку трение качения больше чем скольжения, (помним что идет занос и есп душит движок, а водила тормозит, при этом абс не дает блокироваться передним колесам, а задние заблокированны ручником), то перед тормозится быстрее чем зад, в итоге зад сносит вперед и машину разворачивает.
По поводу, постов в стиле: ехал, ничего не трогал, починял примус, а коварная витара развернулась и начала кидать по дороге, сказать ничего не могу. 6 лет на полном приводе с 2-мя неразрезными мостами, когда кидает в любой колее(на скорости 120 и ниже), но что бы без причины развернуло - такого никогда не было. Могло кинуть с ряда в ряд, иногда трудно поймать машину, но если правильно учесть свои возможности и состояние дороги, то ничего стршного не будет.
Люди ведь ездят как в компьютерной игре, срываясь со светофора, а потом змейкой всех обгоняя. В поворот входят на 120, хотя ИМХО большой машине это противопоказано, т.к. начнет сносить прямо, или переворачиваться. Конечно после старого джипа витара кажется гоночным болидом, и это лично меня расслабляет, может в этом причина?