Re: Ремонт Датчика Холла !!!
Данную статью от неизвестного автора, нашёл в сети, по моему очень интересная для вагончиков с трамблёром, у которых нет датчика коленвала!!! (на двигателях К10А), а расположен датчик холла в нутри трамблёра!!
И так начнём....
....При перепайки нескольких проводов из-за моей ошибки вышел из строя датчик угла поворота коленчатого вала
((((((.
Этот датчик на Сузуки называется CRANK ANGLE SENSOR и его работа основана на эффекте Холла
В дальнейшем в тексте буду обозначать его как CAS.
У меня он расположен на распределителе зажигания (красная стрелка указывает на него).
На распределителе указан номер T74371, на CAS - J8II.
При неисправном CAS отсутствуют сигналы на форсунки инжекторов и бензонасос ( бензонасос работает только первые 10-15 секунд после включения зажигания, когда устанавливается давление в топливной раме), искра на свечи подается, все крутится. Мне не удалось обнаружить срабатывание индикации на панели (лампочка Check Eng) при неисправном CAS !?
Попытка заказать этот CAS оказались плачевны - для моей машины он отдельно не поставляется, только вместе с распределителем (за безумные деньги в сотню раз превышающих мои представления о стоимости этого блока).
Достаточно странно, т.к. он снимается с распределителя и в английском описании указывается, что его можно заменить
(?.
Но и коммерческий стол заказов, и официалы были единодушны после проверки по VIN - не поставляется!!!
((((
Хотя как я понял их, есть модели для которых CAS поставляется отдельно, но он другой формы чем у меня (и установлен кажется на трамблере?!).
Чуть-чуть теории:
" Датчик Холла
Магнитоэлектрический датчик Холла получил свое название по имени Э.Холла, американского физика, открывшего в 1879 г. важное гальваномагнитное явление. Бесконтактные клавишные переключатели на основе эффекта Холла применялись за рубежом довольно широко уже с начала 70-х годов. Достоинства этого переключателя - высокая надежность и долговечность, малые габариты, а недостатки - постоянное потребление энергии и сравнительно высокая стоимость.
Если на полупроводник, по которому (вдоль) протекает ток, воздействовать магнитным полем, то в нем возникает поперечная разность потенциалов (ЭДС Холла). Возникающая поперечная ЭДС может иметь напряжение только на 3 В меньше, чем напряжение питания.
Рассмотрим полупроводниковую пластинку размером 5х5 мм
(см. рис., поз.а).
Если по пластинке между двумя параллельными сторонами пропустить ток и одновременно поднести к ней постоянный магнит, а к двум другим сторонам квадрата подсоединить провода, то получим генератор Холла
(рис., поз.б).
Если между магнитом и полупроводником поместить перемещающийся экран с прорезями, получим импульсный генератор Холла.
Принцип действия генератора Холла:
а - нет магнитного поля, по полупроводнику протекает ток питания - АВ;
б - под действием магнитного поля - Н появляется ЭДС Холла - ЕF;
в - датчик Холла
Датчик Холла имеет щелевую конструкцию. С одной стороны щели расположен полупроводник, по которому при включенном зажигании протекает ток, а с другой стороны - постоянный магнит. В щель датчика входит стальной цилиндрический экран с прорезями. При вращении экрана, когда его прорези оказываются в щели датчика, магнитный поток воздействует на полупроводник с протекающим по нему током и управляющие импульсы датчика Холла подаются в коммутатор, в котором они преобразуются в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания.
Проверку датчика Холла проще всего производить заменой на заведомо исправный, но можно воспользоваться и обыкновенным вольтметром (тестером). У исправного датчика Холла вольтметр, включенный на измерения постоянного напряжения и подключенный к выходу датчика, по мере вращения вала датчика-распределителя должен резко менять показания от примерно 0,4В до величины, не более чем на 3 В отличающейся от напряжения питания.
Схема подключения CAS для Сузуки (см.рис 3) Код ошибки 42 (ДКВ).
Процедура его проверки для Сузуки. (см.рис 4)
В 1997 году на моем Датсуне вышел из строя электрон блок управления ХХ, тогда удалось его заменить 1-м микротумблером, пружинкой и парой железок для крепления (может быть еще что-то приделал, уже не помню). И вот снова надо думать головой
)).
Для начала разбираем этот CAS (см.рис 5)
Разбирать надо с нижней стороны, там есть специальная площадка ( цифра 2) , вырезаем (осторожно) закрывающий ее пластик, откусываем три провода и вынимаем сам датчик Холла (цифра 1). Датчик внутри корпуса CAS держится на каком-то прозрачном полужидком герметике, поэтому выдергивается хорошо. Только его верхняя часть залита более твердым белым герметиком, поэтому если не пошел выниматься, придется (а все равно потом придется) сломать верх другой стороны корпуса (я делал это паяльником).
Датчик состоит из диода (цифра 3), полупроводникового элемента (цифра 4), керамического конденсатора (цифра 5).
На верхем фото цифра 2 указывает место, где пришлось демонтировать часть верха пластика. Цифра 3 - постоянный магнит.
В наших авто теперь ( о радость!!!!!):thumbsup: применяется датчик Холла стоимостью о 55 до 70 рублей.
Опасение вызывала только возможность другой полярности у выходного сигнала за счет какого-нибудь инвертора внутри, но после консультации в конфе ВАЗа ( т.к. эл. схем ВАЗов у меня не было под рукой) все прояснилось - можно ставить без доп активных элементов!
И так, покупаем датчик от переднеприводных ВАЗов (можно от Нивы, разница в форме разъема, а он нам не нужен).
РИС 7:
1- датчик Холла.
2- постоянный магнит
3- разъем
К датчику подходят 3-и провода:
- красный - питание (около +12В на Сузуки, это напряжение приходит у Сузуки не напрямую с батареи, а какого-то активного элемента, разбираться не стал),
- черный - корпус,
- зеленый - выход управляющего сигнала.
Т.к. "наш" Холл больше "их" Холла, да и форма у "нашего" другая, придется проделать несколько движений
))
1) разбираем "наш" Холл на две части,
2) напильником подгоняем часть 1 (датчик Холла, уменшаем толщину) под размеры щели в корпусе CAS, откуда вынули элемент Холла
3) часть 2 (магнит) можно выкинуть ( я оставил, вдруг пригодится
)) (
см.рис 8)
Подогнав форму, вставляем полученный датчик в CAS.
Надо постараться вставить середину датчика Холла точно напротив магнита.(
см.рис 9)
Теперь надо припаять провода. Внимание - проверьте омметром соответствие клемм внешний и внутренних, у меня в CAS они перекрещиваются внутри, как указано ниже
см.рис 10-11)
Заливаем герметиком все оставшиеся от "операции" отверстия
см.рис 12-13)
У нас получилось, что "наш" Холл торчит над местом, где был "их" Холл, но это не страшно, т.к. под защитной крышкой достаточно места.
Проверяем работу восстановленного CAS: подаем +12В, "землю" и снимаем сигнал с выхода при наличии любого метал экрана и без экрана. РАБОТАЕТ!!!
Теперь еще раз проверяем установку зажигания , а также зазоры клапанов.
Как уже сообщали Сузуководы в конфе - на шкиве распред вала есть 2-е метки - "E" и "I".(
рис 14)
Выставляем метку "Е" наверх, совмещаем с меткой на корпусе крышки N- 1 распредвала, при этом метка на шкиве коленвала установлена в положение "0" градусов, а также смотрим, чтобы бегунок зажигания показывал на 4-й цилиндр.
Этому (бегунку в положение 4-го цилиндра) может помочь совмещение меток на распределителе зажигания
(рис 15)
А бегунок при совмещении этих меток установится "автоматом" в положение 4-го цилиндра ( у меня встал).
4-й цилиндр встал в ВМТ в конце такта сжатия и в этом положении подлежат регулировке соответствующие клапана
Проворачиваем на 180 градусов распредвал ( при этом опять метка коленвала выставляется на 0 градусов, т.е коленвал делает полный оборот на 360 градусов)- 1-й цилиндр в ВМТ в конце такта сжатия и регулируем другие клапана
На внутренней стороны капота авто у меня в таблице указано, что впускные и выпускные клапана для холодного двигателя устанавливаются с зазором 0,004 in, (0,1 мм), а для горячего двигателя - 0,006 in ( 0,15 мм)
(рис 16)
Ключ в замок зажигания, пуск.
И вот оно прекрасное мгновение - движок заурчал!!!!!.Браво! Ай