Ответ: Червячные самоблоки для Джимни.
а можно я скажу, личный опыт так сказать. Сам тащу за собой внедорожный клуб, прошел более 3х десятков соревнований, не раз выходил на первые и вторые места, потому считаю опыта достаточно для суждения, итак:
1) Самоблок, начинал с него, на уазе еще. вещь полезная, надежная, со временем изнашивается, но до этого как правило не доживает мост. Пока на машине стоят колеса своего размера все ок, но по мере увеличения радиуса растут и нагрузки на полуоси, напомню принцип включения самоблока - срабатывать начинает при разности моментов на полуосях, так вот при интенсивной пробуксовке самоблок срабатывает довольно резко и теперь представьте что вся масса и инерция 33 - 37 бугера или симекса резко тормозится сработавшим самоблоком и вся энергия ложится на полуось, которая постепенно закручивается и закручивается, потом в один момент БАЦ и все, полуоси нет, либо гранаты, либо что бывает как правило только на уазах, нет главной пары, срезало!
Все это я прошел на своем и чужом опыте, причем фишка не проходит ни с ТЛК, ни с джими ни с другими авто.
Теперь о повседневной эксплуатации: да неплохо иметь самоблок для рыбалки или охоты, где нет рубилова, где можно объехать, и это неоспоримое приимущество, но только когда самоблок сзади, спереди на асфальте да и не только вы встретитесь с закусыванием руля при неожиданно сработавшем блоке, радиус поворота увеличивается вдвое, да и справится в такой момент с рулем не реально.Потому самоблок только назад, если уж хочется вперед, только с минимальным преднатягом, да и жить передний мост будет недолго, рано или поздно оборвет гранаты или полуоси, перед слабое звено у любой машины.
Теперь про болото, как показывает опыт на слабых грунтах как правило даже без блокировки крутятся все колеса, если конечно машина не по диагонали вывешена, потому спорно, нужна ли блокировка в болоте. У меня есть знакомый который пользуется самоблоками на покатухах местного уровня, но как только едет на какой либо кубок РАФ или Ладогу - самоблоки снимает, говорит не хочет разложится там где все на время, для этого есть ЛЕБЕДКА!!!!
Потому мое лично мнение как джипера заядлого САМОБЛОК можно назвать САМОЛИКВИДАТОР.
2) Жесткая блокировка вещь уникальная, дорогая и надежная, с ней даже уазы ходят намного дольше, а иномарки и подавно. Позволяет на все 100 заблокировать мост, делать это нужно заранее, но и проходимость заметно лучше чем у самоблока. Аккуратно обращяться надо с передним мостом, меньше угол поворота колес делать и тогда жить он будет долго и счастливо. Самое главное что дает принудительная блокировка помимо 100% блокирования, это уменьшение ударных нагрузок на полуоси и другие части моста, соответственно выше надежность. Но порвать можно что угодно, потому у водителя это не панацея, и думать все равно нужно головой.
По опыту личному: пока за 2 года ни порвал я ничего с жесткой блокировкой. Мне нравится.
Теперь про надо или нет. Мне надо, даже на гражданском Л200 стоит жесткая блокировка заднего моста и не раз выручала меня, хотя цели засадить машину не было, иногда очень жаль было что спереди нет блокировки, приходилось капать. Причем это просто в повседневной эксплуатации, просто так получилось, банально переоценил возможности машины, либо не посмотрел дорогу думал проеду, а под снегом яма с диагональным вывешиванием. В общем ситуаций много было, с виду без обидных, но блокировка очень понадобилась. Потому я однозначно за любую блокировку на гражданской машине, за жесткую на спортивной, либо без блоков но с лебедкой, но на гражданской машине лебедь не всегда удобна.
Вот как то так, мысли вслух.