Ответ: Отчет о лифте 75мм или в защиту GIZ 4x4
Ну, щас скажу...
Только вернулся из баньки, передо мной большая кружка пива, и благодушное настроение... Будет вам пьяный опус №2...
))
Рома тут меня , как ему кажется, теоретиком меня обозвал... Я же скорее воспринимаю это как комплимент, ибо образование у меня хоть и техническое , но учился я далеко не на механика...
А потому все о чем пишу познавал самостоятельно, что теоретически, а что и на практике...
Потому за некоторые неправильные технические термины и выводы, звыняйтэ, и поправляйте, хватит уже отсиживаться в читателях...
Вижу что тему читают вполне уважаемые практики, но что-то все большей частью молча...
Есть у меня парочка неудобных черт характера... Во первых, все новое и интересное для меня я стараюсь изучать очень досконально и щепетильно, читаю статьи, документацию, форумы, консультируюсь у более опытных людей, проверяю опытным путем(что могу), считаю и думаю ... И пока все это не уляжется в голове, никогда не позволяю себе, спорить и тем более поучать кого-либо. И второе, это обостренное чувство справедливости...
Очень вредная черта в наше время, с которой я борюсь, но иногда все же она нет-нет да берет верх...
Впрочем хватит лирики, "вернемся к нашим баранам"...
В начале, как обычно, прописные истины для "закрепления материала"...
(В тайне надеюсь может Рома низойдет до прочтения... Но в любом случае даже если 7 человек с моего прошлого опуса смогло вынести себе что-то полезное, то ради этого стоит писать)
Итак, мы договорились, что в общем случае, лифт внедорожника направлен на повышение дорожного просвета(клиренса), и что сделать это можно одним единственным способом - установкой колес большего диаметра(у нас оба неразрезных моста и всякую экзотику мы не рассматриваем).
Так же я не услышал особых возражений по поводу уже моего субъективного мнения о необходимости лифта минимум +40мм даже для штатного послерестайлингового Джимника, выбирающегося на бездорожье...
Думаю многие, хоть краем уха, но слышали что существует 2 способа лифта машины: лифт подвески и боди-лифт.
Лифт подвески:
+ увеличение хода подвески дает возможность дольше сохранять колесам контакт с поверхностью земли, что не только позволяет дольше избегать диагонального вывешивания машин без межколесных блокировок, но и сохранять тяговое усилие машин с блокировками.
- повышает центр тяжести машины прямо пропорционально величине лифта.
Тут хочу немного отвлечься...
В предыдущем опусе я высказал мысль о том что более длинноходная подвеска(при прочих равных, т.е. та же машина, те же нагрузки и обе подвески сбалансированные, т.е. работают при этих нагрузках на всю амплитуду) будет и более мягкой.(пока буду использовать этот термин, хотя yurydiver и сделал мне замечание, но так и не сказал как правильно назвать это явление. Если он или кто другой может профессионально и доходчиво объяснить этот момент - полагаю не только я буду ему благодарен.) Так вот, тут буду использовать слово ИМХО...
. С лифтом подвески, я имею в виду правильный лифт на весь ход, надо быть все же тоже очень осмотрительным. Ибо, ИМХО, постулат чем больше ход подвески тем лучше - я, пока, не принимаю...
Джимник машинка довольно узкая и высокая. Увеличивая ход подвески мы получаем натуральную неваляшку... При том, что реально , в отличие от неваляшки мы и центр тяжести повышаем пропорционально лифту. И, если подрессоренная масса, ну, скажем Патруля, не очень критично меняется при посадке водителя в 60 кг(это я о себе...
), то Джимник реагирует на это уже довольно чутко...И проезжающую мимо фуру уже нельзя не заметить... Все эти колебания в динамике могут дать гораздо более отрицательный эффект, чем получим плюсов от дополнительного хода подвески.
Лифт подвески без увеличения ее хода - это нонсенс, ну или колхоз если вам так проще...
Боди-лифт:
+ в гораздо меньшей степени повышает центр тяжести машины за счет подъема только кузова, рама, двигатель со всем навесным оборудованием, коробка, раздатка остаются на месте, как и все что мы к раме прикрутили(лебедка, силовой бампер, пороги и т.д.). (К своему стыду не знаю как у нас крепится бензобак, к раме или к кузову, просто еще не столкнулся...) Не могу назвать точных цифр, но полагаю что отношение 2/3 к 1/3 будет недалеким от истины.
Не совсем относящийся момент к понятию лифта - резка арок(ну куда ж без нее):
+ повышает центр тяжести исключительно на разность в радиусах колес(неизбежное зло).
- жалко машинку резать...
Отсюда и будем плясать... Немного арифметики:
1.Со слов Романа мы получаем реальный лифт +90мм(это к штатной подвеске).
2.Теперь добавим сюда половину радиуса 29" колес и вычтем радиус штатных.
Получается подъем центра тяжести машины для 29" колес составит: 90+749/2-668/2=90+374,5-334=130,5мм
А увеличение клиренса составит лишь: 374,5-334=40,5мм
Оптимально и сбалансировано ли это? А ХЗ... Давайте считать дальше...
Мы "договорились", что лифт подвески новому штатному Джимнику в 40мм будет вполне показан...
Значит вычтем из общего повышения центра тяжести машины эту величину(правда при условии, что эти 40 мм мы не просто прибавили, а и ход подвески увеличили на эту величину).
Значит нам осталось решить будет ли оправдано и сбалансировано решение по увеличению клиренса на 40.5мм при подъеме центра тяжести на 130.5-40=90.5мм и какую дополнительную выгоду и проблемы мы с этим получим.(Это при условии , что заявленный лифт от ГИЗ даст хотя бы +40мм хода подвески).
По проблемам уже немного Женя отписался(мое ИМХО, что сделать
правильный лифт более 75мм по факту новому Джимнику нереально дорого, и в принципе не нужно ни для каких колес до 32" включительно, но это сугубо мое мнение и вы вполне можете быть с ним не согласны), по затратам думаю тоже всем понятно...
Итак данный ГИЗ для 29" в лучшем случае получает коэффициент:40,5/130,5=0,31
Лифт 40мм + резка арок дадут: 40,5/80,5=0,5
Лифт 40мм+ бодик 50мм(чтобы сравнять лифт): 40,5/(50*1/3+80,5)=0.42
Полагаю никому нет нужды объяснять важность как можно более низкого расположения центра тяжести машины(особенно столь узкой как наша) хоть на асфальте, хоть на бездорожье. Ну и напомню, что мы предположили, что ГИЗ даст нам прибавку хода подвески минимум в 40мм к штатной(в чем я лично после публикации Романом некоторых тех. данных, сильно сомневаюсь).
Цифры представлены, комментарии и выводы делать вам.... Но как-то ГИЗ даже при гумманитарном складе ума , ну никак в оптимальный выбор не укладывается... Хотя может я просто денежную составляющую не считаю...
Еще два слова о 28-29" для машины по городу и для покатушек... Уж тут даже у Романа никак не повернется назвать меня теоретиком...
У меня имеется довольно приличный опыт совместных покатух со Spider -ом. Полагаю сравнение более чем уместным. Ибо машинки у нас практически одинаковые(одногодки и на механике), внедорожный опыт тоже одинаковый, у обоих АТ-шка от Гудрича, ездили вместе как без локрайта так и с ним. Вся разница в диаметре колес. У меня 215*75*15 у него 225*70*16(если не путаю, помню он считал и получалось 28.8", полагаю 0.1" в клиренсе можно списать на погрешность измерения...
). Так вот я не видел ни разу технического преимущества его машины над моей. Ездили на равных, сидели зачастую в разных местах, где он сидел, я проезжал и наоборот. Т.е. сидели не из-за подготовки машин, а из-за ошибок пилотирования, дай второй шанс каждому - в большинстве случаев каждый проехал бы своим ходом. В общем такого, чтобы он постоянно таскал бы меня за собой на веревке я не припомню. Ездил немного с Костей (kdav), когда у него стоял Симекс 30*8.5(по факту 29"). Особой ущербности подготовки машины не чувствовал(только если собственные ошибки). Вообще откатал на данной резине практически все интересные мне места, даже грустно становится...куда еще съездить, зачем дальше строиться? Да, был на этой машинке в Краснодарском крае(даже немножко бездорожья благодаря REM-у попробовал), прокатился по Карелии, включая такие знаковые места как Муромский монастырь и мыс Бесов Нос. Ответственно заявляю - принципиальной разници между этими размерами в проходимости нету никакой, а разница в подготовке машины под них колоссальная. Поверьте - овчинка не стоит выделки. Локрайт(или пневмоблокировка) даст вам не +1", а гораздо больше! А лебедка позволит путешествовать в одиночку или более рисковано вести себя на бездорожье...
Решать конечно вам...
P/S/ К Роману лично у меня нет никаких претензий или затаенных обид. Скорее наоборот. Брал у него и защиту раздатки, и локрайт, и бампер дорестайлинговый. Все проблемы, если и возникали решались быстро и в рабочем порядке... Так что , как говорится - ничего личного...