Ответ: Ручная лебёдка.
Всем здравствуйте!
Лет семь периодически пользовал ручную рычажную лебёдку
http://www.suzuki-club.ru/forum/attachment.php?attachmentid=12549&stc=1&d=1255285288
вкупе с заострённым колом из уголка-полтинника. И если к колу претензий никогда не было (можно вбить на любую глубину в зависимости от плотности грунта, легко вытаскивается путём обстукивания по сторонам, на очень слабых грунтах впритирку к нему можно вставить заострённый стальной лист или вбить другой кол последовательно), то своей лебёдке давно уже искал замену в силу массы недостатков, изложенных в этой теме. Электро не рассматривал – другой уровень. МТМ штука неплохая, но весогабариты, однотипный трос, боится песка и грязи, требует обслуживания. Нужна была простая, мощная, но одновременно лёгкая и компактная. Во всём посильно обозримом инете нашлось несколько любопытных вариантов, но либо принципиально маломощных, либо неудобных в использовании.
Вначале пришло в голову усовершенствовать старый дедовский способ, когда в петлю посередине троса вставляется палка и крутится, одновременно оттягивая всё более удлиняющуюся «косичку» (вытащить авто реально, но понравится только мазохисту), путём добавления второй «палки»:
http://www.suzuki-club.ru/forum/attachment.php?attachmentid=12550&stc=1&d=1255285288
Крутить стало вполне комфортно (вернее – топтаться вокруг вертикальной трубы-оси), да и тяга увеличилась в два раза. На оси усилие вообще минимальное, с её помощью лишь корректируешь намотку троса лёгкими движениями вперёд-назад и вверх-вниз. При определённой сноровке на оси умещается достаточно много троса, и трос при этом используется любой (металл, стропа, верёвка и т.д). Если ось достаточно прочна на кручение, то горизонтальный рычаг лучше поднять вверх по оси – так удобнее. Можно зафиксировать такую «лебёдку» в натянутом состоянии, осторожно положив ось на землю, прижав её, и закрепив чем–либо конец горизонтального рычага за трос. Вдвоём работать ещё удобней. При транспортировке трУбы укладываются внутрь кола и не крадут пространство, допустимы и подручные средства: едешь на рыбалку – вёсла, на охоту – ружья
. Или тяги Панара – их у нас две
. Про спилить пару крепких деревц молчу – не для наших степей. Рычаг и рейка хайджека – чем не вариант, всякое больше протянешь за один раз, чем «нормальным» хайджеком (шутки шутками, но если джек сломался – самое оно). Список можно продолжить.
Но не всё так радостно - этот способ НЕБЕЗОПАСЕН – при обрыве троса ось с рычагом нехило «встречаются» с ногами, руками, корпусом и даже головоймолотком с.
Поэтому спустя какое-то время родилась другая лебёдка:
http://www.suzuki-club.ru/forum/attachment.php?attachmentid=12551&stc=1&d=1255285288
http://www.suzuki-club.ru/forum/attachment.php?attachmentid=12552&stc=1&d=1255285288
http://www.suzuki-club.ru/forum/attachment.php?attachmentid=12553&stc=1&d=1255285288
http://www.suzuki-club.ru/forum/attachment.php?attachmentid=12554&stc=1&d=1255285288
Принцип действия понятен из фото. Изготовлена за час со знакомым сварщиком. Имеет небольшой вес (около 3 кг) и избыточный запас прочности: ось – из толстостенной трубы-нержавейки, в местах контакта с передним уголком обварена со всех сторон, хотел ещё вставить её в отверстие в горизонтальной грани уголка, но сварщик отговорил - «и так слона выдержит». Кстати, первый экземпляр, из швеллера вместо уголка, от которого я отказался из-за веса, он оставил себе для УАЗ-буханки. Отсутствуют мелкие ломающиеся элементы – зубья, пружины и пр., да и ось всего одна и толстая.
Важный момент – точка контакта лебёдки с колом должна находиться на самой земле, иначе кол будет гнуться и вырываться (на фото виден центрующий паз). Можно и без фланцев (наиболее технологичные элементы) – тоже работало, но лебёдка не совсем идеально отслеживала «угол места» и приходилось периодически корректировать навив ногой, что неудобно.
Были проведены многочисленные испытания в различных условиях, правда, в «боевых» ещё не довелось. Выводы – мощно, быстро, надёжно, удобно. Способность работать в грязи, песке, воде и после этого не требовать обслуживания. Рычаг может быть любым (см. выше). Цена - тут всё понятно. Недостаток, на мой взгляд, один – сложно будет лебедиться в ограниченном пространстве, например, среди деревьев, но у нас в степи места много.
Есть у лебёдки ещё одна вкусность – при работе с помощником стропа может быть «бесконечной» длины, несколько оборотов на катушке и свободный конец – в руки помощнику, который с небольшим усилием натягивает её и выбирает:
http://www.suzuki-club.ru/forum/attachment.php?attachmentid=12555&stc=1&d=1255285288
Проверено, работает. Рычаг в этом случае крепиться к отверстию верхнего фланца посредством кольца из цепи или куска стропы, кольцо накидывается на рабочую поверхность катушки и продевается вверх через отверстие (можно и крюк какой-нибудь для быстроты).
Сейчас подыскиваю прочную длинную стропу, старую лебёдка рвёт «на ура» - испытано на вкопанной ж/б плите. Кстати, лопнувшая стропа (в отличие от стального троса) стреляет недалеко и небольно.
Вот весь комплект спасения:
http://www.suzuki-club.ru/forum/attachment.php?attachmentid=12556&stc=1&d=1255285288
Лебёдка, кувалда, 20 м стропы вместе с компрессором свободно помещаются под водительским сиденьем Джима. Лопатка – слева от водительского сиденья – под рукой, если что. Кол с рычагом в чехле – за спинками задних сидений (на колёсных арках) в распорку и прихвачены резинотканевой стяжкой за спинки, заострённый конец кола – в обрезанной пластиковой поллитровой бутылке с гайкой в крышке. Всякие шаклы–карабины-крюки не люблю, предпочитаю морские узлы.
Крепление лебёдки «затачивалось» под кол, но могут быть и другие варианты, кто какими якорями пользуется. Прорабатывалось и крепление через стропу к любому якорю:
http://www.suzuki-club.ru/forum/attachment.php?attachmentid=12557&stc=1&d=1255285288
http://www.suzuki-club.ru/forum/attachment.php?attachmentid=12558&stc=1&d=1255285288
http://www.suzuki-club.ru/forum/attachment.php?attachmentid=12559&stc=1&d=1255285288
В этом случае для правильной укладки троса точка крепления должна лежать на одной линии с тросом. Ещё при пересечении линии рычага с линией троса образуются две мёртвые зоны и лебёдка стремится повернуться по оси троса, поэтому в этих фазах необходимо опускать рычаг как можно ниже, что неудобно. Проблема решается вставлением дополнительного лёгкого рычага в ось катушки или закреплением его как-то снизу поперёк лебёдки.
Но это ещё не всё - лебёдку с колом можно использовать в качестве хайджека с лифтмейтом:
http://www.suzuki-club.ru/forum/attachment.php?attachmentid=12560&stc=1&d=1255285288
http://www.suzuki-club.ru/forum/attachment.php?attachmentid=12561&stc=1&d=1255285288
http://www.suzuki-club.ru/forum/attachment.php?attachmentid=12562&stc=1&d=1255285288
http://www.suzuki-club.ru/forum/attachment.php?attachmentid=12563&stc=1&d=1255285288
Это черновой вариант, но и в таком виде вполне работоспособен (СОБЛЮДАЕМ БЕЗОПАСНОСТЬ – при обрыве стропы кол с силой отклоняется в сторону поднимающего). В качестве буратины планирую стальной лист для якоря(см. выше) с наваренными под пятку арматуринами и запаску. На фото высота подъёма, конечно, не очень, но небольшой запас ещё есть, просто крыша гаража очень тяжёлая
. Можно, например, вырезать большое треугольное отверстие под остриё кола в задней вертикальной стенке лебёдочной рамки и насаживать лебёдку катушкой вверх. Увеличится высота подъёма, улучшится ориентация катушки, упростится процесс монтажа. Но это пока теория.
Вот такой «колхоз».